Перейти к содержимому

Фотография

Отчет о плавании Херсон-Запорожье, Украина

Днепр Элетродвижок

Сообщений в теме: 16

#1 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 10 сентября 2019 - 15:53

*
Популярное сообщение!

Давно не заходил на форум, захотел поделится своими успехами.

Подробнее о лодке здесь

Я очень переживал за это плавание, т.к. на Днепре мало у кого есть стационарный и единственный на борту электродвижок и как он поведет себя в многодневном плавании никто не мог мне сказать.

 

Перед самим переходом сделал небольшой тестовый выход на электродвижке (34км):

Во время тестового выхода ночевали на набережной в г. Голая Пристань

2019-08-02 22.11.52.jpg

И вторая ночевка на набержной самого Херсона

 

Шли под движком медленно, проверяли все, смотрели окресности. Набережные красивые, понравились.

https://youtu.be/SwWZ62tuzZ0

https://www.youtube....h?v=H_gyrNUwXNE

 

За время тестового выхода разрядили батарею движка на 2/3 - розетку на обоих набережных не нашли. С собой было 18 литров бензина. 10л в канистре, 2,5 литра в баке генератора и 5,5 литров в различной пластиковой таре (забегая наперед напишу что 10л канистра так и осталась нетронутой до конца плавания).

 

 

 

Итак, отгулы на работе взяты: у меня есть 5 дней на все про все чтоб дойти до Запорожья.

 

С собой взял солидный набор инструментов - на всякий случай.

 

Команда: ваш покорный слуга, Рома - мой давний друг (старпом и тот кто всегда просыпается не позже 5 часов утра) и его старший сын - Святослав (наш кок). Тут на видео они есть:

https://www.youtube....h?v=vUBAbyQuk9U

 

Первый день перехода

В 5 часов утра отошли от набережной Херсона и пошли под мостами вверх по течению

2019-08-03 10.01.12.jpg

2019-08-03 10.12.59.jpg

Часов в 7 завели генератор (напомню батарея была почти разряжена) и шли с генератором под электродвижком. Если кому-то интересны подробности по потреблению энергии, скорости под мотором и т.д. - пишите вопросы, я отвечу.

Примерно через час работы генератора тот остановился - посмотрели в чем дело - оказалось мало масла в движке (движок четырехтактный). Долили масла - завелся. генератор у меня не стандартный, а самодельный, вырабатывает постоянное напряжение, которое подходит для зарядки батареи без дополнительных зарядных устройств. Я так и хотел чтобы максимально упростить конструкцию, меньше электроники, меньше преобразований энергии - в итоге больше КПД и надежность. Выработали топливо в баке генератора (2,5л), больше в этот день не заводили.

По прогнозу на нас надвигался шторм, который днем ранее был в Одессе, по ссылке можно посмотреть как им было весело:

https://begemot.medi...m-foto-i-video/

Последствия шторма в Одессе:

650x434.jpg

Этот шторм, но уже слабее, шел к нам и должен был накрыть этой ночью.

 

нитка маршрута:

первый день.jpg

 

Прошли примерно 70 км, использовали 2,5л бензина в генераторе.

 

Второй день

Вот что показывал windy.com в 8 часов утра:

2019-08-04 08.19.38.png

Лодка стояла на якоре здесь:

https://www.google.c...38!4d33.9690638

 

штормовали тут.jpg

2019-08-04 12.59.25.jpg

2019-08-04 13.22.59.jpg

 

Шторм был не сильным - да, дуло хорошо, лодку крутило, т.к. течение и ветер были в разных направлениях. Но в целом ничего осбенного. Якорь и якорный конец выдержали.

 

В 16 часов ветер начал стихать и было принято решение идти в шлюз

Ветер еще здорово дул и под штормовым стакселем лодка бежала быстро

https://www.youtube....h?v=N4pbZ1kilFY

Под самим шлюзом попали в ветровую тень берега и сделали замер на то сколько минимум надо энергии чтоб идти 1 км/ч. Оказалось - 70 Вт. 

2019-08-04 18.08.04.jpg

 

В районе причала сели на мель, но быстро снялись.

 

Нитка маршрута:

второй день.jpg

 

Прошли 18 км, генератор не заводили.

 

Третий День

В новой каховке:

2019-08-05 08.56.00.jpg

 

зарядились от розетки на причале, пару часов был фордевинд и мы впервые на этой лодке поставили спинакер:

2019-08-08 13.12.09.jpg

 

Заночевали тут:

ночевка в бухте.jpg

 

нитка маршрута:

третий день.jpg

 

Прошли в этот день около 100 км, выработали в генераторе 2,5 литра бензина вечером, на якоре.

 

 

Четвертый день

в 5 утра выход с места ночевки на движке и стакселе

2019-08-06 06.26.14.jpg

в 8 часов ставим грот, выключаем движок.

2019-08-07 09.02.42.jpg

Просторы Каховского водохранилища:

2019-08-07 09.29.48.jpg

ЛЭП от крупнейшей в Европе АЭС через водохранилище:

2019-08-07 14.27.07.jpg

 

Заночевали в г. Энергодар.

2019-08-07 15.55.36.jpg

Там очень красивый причал:

2019-08-08 07.43.32.jpg

2019-08-07 16.30.18.jpg

 

Здесь к нам присоединилось еще два члена команды: Денис и моя вторая пловинка Оксана. Итого нас на борту уже 5 человек.

 

Нитка маршрута:

четвертый день.jpg

 

Прошли 70 км, спалили 3 литра бензина в генераторе. Вечером в Энергодар зарядились от розетки до полного заряда.

 

Пятый день

2019-08-08 08.09.24.jpg

Вышли поздно, около 10 часов утра. Не особо примечательный день - дошли до Запорожья без проблем. Немного нацепляли водорослей на мелях - но резкие маневры задним ходом помогли сбросить водоросли.

 

Момент захода на 7й причал в Запорожье (в данный момент лодка здесь и стоит)

2019-08-08 17.39.19.jpg

 

Нитка маршрута:

пятый день.jpg

 

Пройдено 70 км, генератор не запускали.

 

Итоги

Всего пройдено 330 км. 

Всего топлива потрачено - 8л 92го бензина.

Ходовых часов (паруса и движок, отдельно в этот раз не записывал) - 54.

Средняя скорость за весь переход - 6,1 км/ч.

Все члены команды без травм, но Святослав здорово отравился огурцами купленными в Новой Каховке, я думаю он еще зеленеет лицом, вспоминая это :)

 

Поломки или проблемы:

1) заглох генератор из-за того что было мало масла. Залили масло - заработало.

2) небольшая проблема с электрической водяной помпой охлаждения выхлопа генератора - починили.

 

Лодка на причале:

2019-08-21 12.24.23.jpg

 

Поход окончен, всем спасибо за потраченное на чтение время )

 

Отдельное спасибо:

1) Шевроле болт за модуль своей батареи

2) Роме который переделал асинхронник в движок на постоянных магнитах

3) Команде которая помогала в этом переходе

4) Роме, который доводил лодку до ума в Херсоне

5) Компании Kelly за контроллер двигателя

6) Шторму за интересную штормовку

7) Такелажу и движку что не ломался

8) Удобной лодке за то что в переходе было удобно )

9) Моей половинке за вдохновение

 

P.S. За месяц что стою здесь не потратил ни одного литра топлива. Выхожу каждые выходные на воду, катаю людей. В будни лодка заряжается от Солнечной панели - этого в основном хватает. От розетки здесь заряжался раза 3 по 3-4 часа. Это как раз то, на что я рассчитывал проектируя электродвижок на своей лодке. Цель достигнута. В следующем году планирую в море, буду об этом писать.

 

Полная 10л канистра так и лежит в лодке - интересно хватит ли ее на обратное плавание в Херсон. Планирую в октябре.


  • 26

#2 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 957 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega 27 №983
  • Название: VEYA

Отправлено 10 сентября 2019 - 20:17

Круто, молодцы! 

Технические подробности электротяги конечно тоже интересуют. Все, что удалось замерить и узнать. Сколько Вт на 1 км/ч, на сколько хватает аккумулятора, на сколько % можно его разряжать без потери качества электричества... Например, для яхты хх тонн водоизмещения электродвигатель в хх кВт и аккумуляторы ххх Ач могут обеспечить скорость 5 км/ч в течение х часов, 8 км/ч в течение х часов, 10 км/ч в течение х часов. 

Это моя мечта, вместо тарахтения дизеля иметь только жужжание электродвигателя. 


Сообщение отредактировал sergvg: 10 сентября 2019 - 20:29

  • 0

#3 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 10 сентября 2019 - 21:37

Круто, молодцы! 

Технические подробности электротяги конечно тоже интересуют. Все, что удалось замерить и узнать. Сколько Вт на 1 км/ч, на сколько хватает аккумулятора, на сколько % можно его разряжать без потери качества электричества... Например, для яхты хх тонн водоизмещения электродвигатель в хх кВт и аккумуляторы ххх Ач могут обеспечить скорость 5 км/ч в течение х часов, 8 км/ч в течение х часов, 10 км/ч в течение х часов. 

Это моя мечта, вместо тарахтения дизеля иметь только жужжание электродвигателя. 

Сначала цифры для моей лодки.

Вес 2300 кг

Винт: диаметр 12" х шаг неизвестен (думаю около 9"-10") х 2 лопасти, складной

Длина корпуса по ватерлинии: 6 метров (максимальная скорость корпуса в водоизмещающем режиме согласно формуле Фруда - 11 км/ч)

 

Скорость - мощность - дальность (по спокойной воде)

1 км/ч - 70 Вт - 85 км

5 км/ч - 500 Вт - 60 км

7 км/ч - 1000 Вт - 42 км

10 км/ч - 2000 Вт - 30 км

 

Лодка на 2 кВт уверенно идет (6-7 км/ч) против ветра 15 узлов (25 узлов в порывах) и против течения Днепра. В этих условиях вполне управляема. Хочу попробовать в более сильный ветер, пока в Запорожье не было таких ветровых условий.

 

По аккумулятору двигателя - у меня не LiFePO4, а ячейки LG с электроавто (химия литий-манганат). Диапазон напряжений ячейки 2,75В - 4,2В. Для долгой жизни батареи я заказал BMS с диапазоном 3,1В - 4,15В, т.о. у меня никогда не будет батарея заряжена до своего максимума и разряжена до минимума. Итоговый запас энергии, учитывая "обрезанный" диапазон напряжений - 6000 Вт*ч. У этой химии нет выраженной "полки" как у LiFePO4 и при отсутствии ваттметра можно довольно точно определять сколько осталось энергии по напряжению. Кривая зависимости напряжения от заряда не очень далека от линейной зависимости. Но я, конечно же, все равно рекомендую использовать ваттметр и сам тоже использую его.

 

Теперь не о моей лодке, а в целом о теории, которая применима к большинству лодок.

Расход энергии для движения на скорости корпуса на 90% зависит от длины корпуса и водоизмещения судна. Как рассчитать скорость корпуса - есть формула Фруда, которая определяет ту граничную скорость быстрее которой судно не пойдет - на этой скорости происходит наложение волны от носа судна на волну от кормы и корпус начинает тянуть за собой большое количество воды. Дальнейшее повышение мощности приведет либо к выходу на глиссирование (если обводы корпуса позволяют) либо к задиранию носа и скорость при этом практически не будет увеличиваться. Если кто-то лучше меня разбирается в этом процессе - напишите пожалуйста.

 

Правило 1.

Так вот, при условии использования эффективного винта для водоизмещающего режима (к слову винты ПЛМ к таким не относятся), то на каждую тонну водоизмещения необходимо 1,1 кВт мощности для поддержания скорости корпуса.

Т.о. моей лодке для движения на скорости корпуса 11 км/ч (2,3 тонны * 1,1 кВт) потребуется около 2,5 кВт.

 

Правило 2.

При уменьшении скорости вдвое, требуемая энергия для движения уменьшается вчетверо.

Т.о. по теории для моей лодки на скорости 11 км/ч / 2 = 5,5 км/ч требуется 2,5 кВт / 4 = 625 Вт, что совпадает с фактическим замеренным расходом.

 

Эти правила я определил перелопатив огромное количество статей наших англоговорящих коллег, которые впервые начали делать конверсии на электродвижок еще лет 10 назад, тогда еще на свинцовых батареях. У кого будет желание покопаться в этом еще и внести какие-то уточнения - я буду только рад.

 

По этим двум правилам можно довольно точно рассчитать на какой мощности какая лодка с какой скоростю будет идти.

Напомню что это работает для эффективного винта, это означает: большой винт, малого шага и малой скорости вращения (до 1200 оборотов в минуту) Винты ПЛМ требуют больше энергии для хода в водоизмещающем режиме, но они способны выводить лодки на глиссирующий режим (что парусным лодкам в общем-то совсем не нужно), поэтому винты ПЛМ не годятся для наших целей.

 

У вашей лодки (Albin Vega 27) длина ватерлинии 7 метров, т.о. скорость корпуса около 11,5 км/ч, вес лодки такой же - 2300 кг.

Для вашей лодки скорость - мощность:

11,5 км/ч - 2,5 кВт

6 км/ч - 600 Вт

3 км/ч - 150 Вт

 

Ну а дальность зависит от того какой емкости батарею поставите. Для лития рассчитывайте на глубину разряда 90% - так вы начнете замечать падение емкости только лет через 10, учитывая что у вас парусная лодка, а не моторная. Количество циклов за навигацию вряд ли будет очень большим.

 

Электродвижок с литиевой батареей на этапе установки не будет дешевым. Уж точно не будет дешевле слегка БУ качественного четырехтактного ПЛМ, но будет чуть дешевле нового такого ПЛМ. На моем причале парусные лодки, которые выходят часто, тратят до 500 литров бензина за навигацию. Учитывая стоимость бензина в Украине, электродвижок отобьет свою стоимость за 3 навигации.  Что касается сравнения с дизельными движками - увы тут я ничего сказать не могу, т.к. с дизелями не имел дела. Думаю, что дизель это хорошо когда надо ходить далеко под движком с экономической точки зрения. С точки зрения комфорта - он шумнее электродвижка, от него есть вибрация, запахи. Но он простой и при условии заливки топлива хорошего качества - будет служить долго. С другой стороны - электричество не может быть плохого качества или как-то разбодяженное. В общем, каждый решает что ему хочется ставить :)


  • 7

#4 ИВ М450

ИВ М450

    -Вечно забаненный

  • Капитан
  • 3 621 сообщений
  • Из:0
  • Судно: микро

Отправлено 10 сентября 2019 - 21:38

Красивая лодка.

Оригинальный движок.

Хотелось бы фото движка. где и как установлен.

не планируется ли увеличение площади панелей, чтобы отказатся от генератора?


  • 0

#5 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 10 сентября 2019 - 21:47

Красивая лодка.

Оригинальный движок.

Хотелось бы фото движка. где и как установлен.

не планируется ли увеличение площади панелей, чтобы отказатся от генератора?

Спасибо.

Есть видео движка https://www.youtube....h?v=v5Z8SnNZYJE

Планируется увеличение площади панелей но не для того чтобы отказаться от генератора, а для того чтобы запускать его реже в долгих переходах. Все-таки я не исключаю особо плохую погоду, когда солнечные панели дают энергии четверть или меньше от своего номинала. Планирую поставить три 100Вт гибкие панели на ходовой тент над кокпитом. Это будет сделано до выхода в море в следующем году.


  • 5

#6 bentos1974

bentos1974

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 561 сообщений
  • Из:Скадовск
  • Судно: Amigo 27
  • Название: ASKET

Отправлено 11 сентября 2019 - 15:49

Счень понравилось. Идея давно витала в воздухе. Вам удалось осуществить. Поставте на промышленную основу. Думаю, будет востребованно. Если дойду до Скадовска...


  • 0

#7 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 11 сентября 2019 - 16:06

Счень понравилось. Идея давно витала в воздухе. Вам удалось осуществить. Поставте на промышленную основу. Думаю, будет востребованно. Если дойду до Скадовска...

Спасибо.

Сейчас переделываем старый подвесной мотор ЛМ6 на электро. Зимой планы поставить стационарный электродвижок на 6,5 метровую лодку. В следующем году стационарный электродвижок на 9 метровую лодку, сейчас делаем ее корпус


  • 2

#8 chack

chack

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 250 сообщений
  • Из:Kiev
  • Судно: В поиске
  • Название: TINA

Отправлено 14 сентября 2019 - 10:56

Хороший результат! Да еще и против течения Днепра. Напряжение какое рабочее? И генератор, он полностью изготовлел или был донор?

Спасибо.


  • 0

#9 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 14 сентября 2019 - 18:29

Рабочий диапазон напряжений батареи: 31В - 41,5В 

Генератор на базе движка мотоблока: https://am.ua/dvigat...m-200-konusnyy/

И сам генератор что вырабатывает энергию - китайский, на постоянных магнитах, такой (он перематывался в Украине на нужное для батареи напряжение)

изображение_viber_2019-05-23_23-22-59.jpg

 

Вот в сборе (на фото еще без патрубков воздушного охлаждения):

1.jpg

2.jpg

На фото видно прозрачная трубка, по которой закачивается вода в выхлопную и далее охлажденный выхлоп идет в водяной замок, а оттуда - на выход из лодки:

https://www.youtube....h?v=i5oMDGnbQIk

 

Максимально дешевый и при этом рабочий вариант.

Дает на максимальных оборотах 2,5 кВт, расход 1л в час


  • 1

#10 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 614 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 14 сентября 2019 - 23:29

Хотелось бы цифирки: скажем, вермя хода на корости 6-8 км/ч (не понимаю, как на воде в этих единицах) и при этом потребление топлива генератором (чтоб было всем понятно, лучше в литрах в час). Мысль такая: генератор работает только часть времени, когда он не работает - тихо. Т.е. дизель все, кто любят парус ненавидят, но без него никуда. А тут, хоть какой-то уже компромисс намечается: Не нужно большой мощности двигателя генератора, поскольку батарея отдаст, когда надо, много, двигатель генератора можно гонять в самом экономичном режиме, соляры, ветрогенератор и гидрогенератор помогут не тратить солярку/бензин


Сообщение отредактировал alexk61: 14 сентября 2019 - 23:30

  • 0

#11 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 15 сентября 2019 - 14:29

Скорость - время работы без генератора и без подзарядки от солнечной панели:
 
5 км/ч - 12 часов
7 км/ч - 6 часов
 
а этот вопрос я совсем не понял "и при этом потребление топлива генератором (чтоб было всем понятно, лучше в литрах в час)"
Мой генератор полностью заряжает батарею двигателя за 3 часа. В час потребляет около 1 литра. Эффективные обороты двигателя генератора - это примерно 3/4 от максимума. Отсюда и результат - генератор работает меньше по времени чем электродвигатель в 2-4 раза. Полностью убрать ДВС пока не получается, но возможно сократить время его работы. Если переход будет с ночевками на причалах где есть розетка, то полный заряд от розетки от 3 до 5 часов. В этом случае генератор не нужен. У меня на Днепре розетки попадаются. Ну и лодки у нас парусные - не все ж время под движком идти. Движок я запускаю если штиль или если лавироваться против ветра лень.
 
Солнечная панель в моем регионе дает 2 часа ходу на скорости 5 км/ч каждый день, итого 10 км. Сейчас уже осень, дает немного меньше.
 
Мне этого хватает на выходы в выходной день, в будни лодка заряжается только от солнца

  • 2

#12 Alexandr-K

Alexandr-K

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Мотолодка Корвет-500

Отправлено 15 сентября 2019 - 16:43

А ссылочкой где купить генератор не поделитесь? Есть давнее желание собрать 12 волтьтовый бензогенератор.
  • 0

#13 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 15 сентября 2019 - 16:55

А ссылочкой где купить генератор не поделитесь? Есть давнее желание собрать 12 волтьтовый бензогенератор.

Без проблем

https://world.taobao...080708.7.XFWwr8

Но вам надо будет перематывать на 12В

P.S. нужен будет посредник в Китае, который займется доставкой. 


  • 0

#14 Dmitry R.

Dmitry R.

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 212 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кроссовок
  • Название: NORDKAPP

Отправлено 16 сентября 2019 - 10:40

Спасибо за интересный отчёт! По технике тоже очень интересно.


  • 1

#15 Шахтер

Шахтер

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 57 сообщений
  • Из:г. Цимлянск

Отправлено 16 сентября 2019 - 20:26

Отдельное спасибо:

 

 Роме который переделал асинхронник в движок на постоянных магнитах

 

Расскажите пожалуйста подробнее


  • 0

#16 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 17 сентября 2019 - 11:58

Рассказывать особо нечего - был взят промышленный асинхронник АИР90

https://prommetey.co...el-air90l4.html

якорь переделан - установили 36 магнитов с электродвигателя/генератора тойота приус. Намотка статора перемотана на нужные мне обороты от 36В постоянного тока - 900 в минуту. Процесс трудозатратный, мотор получился дорогим - 600 долларов. Следуюшие проекты будут с другими моторами. К этому кроме цены претензий нет. Никогда не перегревается, даже от 5 часов работы подряд - температура доходит до 70-80 градусов и перестает расти. Принудительного охлаждения нет. Низкая температура говорит о хорошем КПД двигателя. 

 

Замер оборотов от 54В:

https://www.youtube....h?v=vOLOxF4nQSE


  • 1

#17 SharkRocks

SharkRocks

    Рулевой 1-го класса

  • Мастер
  • 875 сообщений
  • Из:Херсон-Запорожье
  • Судно: гибридная СТ-251
  • Название: Shark

Отправлено 17 сентября 2019 - 19:02

Переход Запорожье-Херсон назначен на 28 сентября. Надеюсь, по ночам будет не сильно холодно )


  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами Днепр, Элетродвижок

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей