При полутораметровом усе - максимум, что светит - в буруне возле борта, теоретически можно дотянуться до планширя.
По личному опыту смытия волной за борт.
Вылезая на смену порулить цепанулся карабином страховки, потом уже вылез в кокпит.
Гонка. Ночь. Дует под 40. Бейдевинд. Крен под ватервейс. Вдвоем с матросом в кокпите. Рулю. Уже прирулился к волне и ветру. В момент смытия чувствую приближающуюся обрушивающуюся волну, Только хотел крикнуть матросу; "Держись", как получаю удар волны и полетел... Мысль была: - Все. Пи..ц. Не найдут. Пожил. И тут рывок страховки! Ага! Хрен! Еще потрепыхаемся! Только бы не оборвалась! Под водой слышу вопль матроса: "Человек за бортом", и мгновенно топот выбегающей наружу команды.
В общем, прижало водой к борту в подзор. Прижало крепко. Под водой, и не вырваться. Лодка то идет под 7 узлов. Физика, блин. Причем ногами к носу, головой в корму. Это, видимо, и помогло. Соображалка в таких случаях как-то очень странно и быстро работает. Растопырил ноги, меня и перевернуло головой вперед. Вдохнул воздуха хорошенько. Борт подветренный. Крен. Фальшборт вот он под рукой. Попробовал закинуть ногу на фальшборт. Никак. Что-то спеленало ноги. На ногах висит что-то. Стал отчаянно дрыгать ногами. Свалилось. Лодка уже ход потеряла. Закинул ногу на фальшборт, поднялся. В кокпите никого. Какая-то суета на баке с фонариком. Там вся команда что-то делает... В общем не без прикючений вылез в кокпит и сел за руль Спасся, типа. Непром отработал. Весь почти сухой. Только за шиворот натекло. Пузо изнутри мокрое. В сапоги не натекло.
А команда попыталась выполнить стандартный маневр при спасении упавшего за борт, только у них не получилось. Отвязался стаксель шкот. другого борта. Вот они его всей бандой ловили, и вязали. Потом когда все утихло, обнаружили что еще порвали трос наветренного бакштага. Ну не совсем порвали. Только три пряди. Хороший удар волны словил. В общем с гонки сошли.
Выводы которые для себя сделал:
- Выходя на палубу пристегивайся.
- Находясь на палубе ВСЕГДА будь пристегнут.
- Сел в кокпите, перестегнись на коротко, а то на длинном конце за борт слетать можно.
- Страховка должна быть с двумя концами. Если куда надо перелезть, сначала пристегни свободный конец, потом отстегни тот что тебе мешает дотянуться.
- Команда, в экстремальной ситуации может серьезно накосячить. Все проходили учебу. Все сдавали экзамен по ловле утопа. Никто не хрена не ловил утопа.
- То что спеленало ноги. Поверх непрома были надеты шорты. В них был жопный карман в который были засунуты куски туристких ковриком. Что позволяло жопу держать сухой сидя в луже. Их водой сорвало. Что чуть не стоило жизни. Больше шорты поверх непрома не надеваю - целее буду.
На лодке у меня сделана проводка страховочных лееров из ленты. Отдельно кусок для кокпита, и отдельно от кокпита до носа. Тролейбус такой. Зацепился и до самого носа на карабине едешь.
Автоматический спас-жилет с страховочным концом.