Перейти к содержимому

Фотография

LIFEPO4 (ЛИТИЙ) ВОПРОС BMS


Сообщений в теме: 116

#1 fortuni

fortuni

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 23 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Sailing Yacht

Отправлено 07 января 2020 - 17:18

Кто какую BMS использует?
Какие балансиры?
Как организовали Управление силовыми реле на случай HVC и LVC?
  • 0

#2 Fish66

Fish66

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 039 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 07 января 2020 - 18:22

Здравствуйте

С вашим подходом тут ответов будет мало , есть же тема литий . После переписки в л.я. понял, что вы собрались покупать т.назыв-е  готовые батареи со встроенной вмс на 12в,

она рассчитана на определенный ток . Это нормально для маленького потребителя у вас же 8 штук в параллель :) .значит  у вас 32 ячейки, вот отсюда и думать надо. Накидал вам в личке (в ответ на ваше письмо ) ссылок на бмс почитайте там не все так сложно. 


  • 0

#3 fortuni

fortuni

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 23 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Sailing Yacht

Отправлено 07 января 2020 - 18:57

Здравствуйте
С вашим подходом тут ответов будет мало , есть же тема литий . После переписки в л.я. понял, что вы собрались покупать т.назыв-е готовые батареи со встроенной вмс на 12в,
она рассчитана на определенный ток . Это нормально для маленького потребителя у вас же 8 штук в параллель :) .значит у вас 32 ячейки, вот отсюда и думать надо. Накидал вам в личке (в ответ на ваше письмо ) ссылок на бмс почитайте там не все так сложно.



После общения с Вами я понял, что предложенный сборщиком подход из 8ми батарей - это какое-то усложнение и выдумывание велосипеда, там где это ни к чему. К тому же понял, что пассивные балансиры - не очень. А активные, сборщик отказывается ставить (говорит, что надежных активных балансиров он не знает. А за качество своё отвечает)
На лодке ведь главное надежность. И нигде от реальных владельцев лодок действительно не слышал про такую сборку, как предложил сборщик.
Потому, после того как получил от Вас очень дельные советы, пытаюсь понять как все правильно собрать.
У Вас как я понял суперская BMS. Всё что нужно в одном устройстве (и BMS, и активные балансиры, и Управление силовыми реле и звуковым биперами) и в более менее влагозащитном корпусе... Но как я понял с Ваших слов - она больше не производится. (Хотя я на всяк случай написал производителю. Вдруг завалялось где-то...)
Из альтернатив, как я понял 123BMS... Но она очень пугает своими открытыми платами, которые должны существовать в условиях влажного и соленого морского воздуха.
Вот и пытаюсь узнать: может кто-то нашёл уже BMS похожую характеристиками на Вашу или какое-то решение из связки устройств.
  • 0

#4 Fish66

Fish66

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 039 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 07 января 2020 - 23:19

 (Хотя я на всяк случай написал производителю. Вдруг завалялось где-то...)
Из альтернатив, как я понял 123BMS... Но она очень пугает своими открытыми платами, которые должны существовать в условиях влажного и соленого морского воздуха.
Вот и пытаюсь узнать: может кто-то нашёл уже BMS похожую характеристиками на Вашу или какое-то решение из связки устройств.

Я дал Вам ссылки на то что производится :) не на мою, чтоб почитали как все работает


Сообщение отредактировал Fish66: 07 января 2020 - 23:20

  • 0

#5 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 08 января 2020 - 14:15

После общения с Вами я понял, что предложенный сборщиком подход из 8ми батарей - это какое-то усложнение и выдумывание велосипеда, там где это ни к чему. К тому же понял, что пассивные балансиры - не очень. А активные, сборщик отказывается ставить (говорит, что надежных активных балансиров он не знает. А за качество своё отвечает)
На лодке ведь главное надежность. И нигде от реальных владельцев лодок действительно не слышал про такую сборку, как предложил сборщик.
Потому, после того как получил от Вас очень дельные советы, пытаюсь понять как все правильно собрать.
У Вас как я понял суперская BMS. Всё что нужно в одном устройстве (и BMS, и активные балансиры, и Управление силовыми реле и звуковым биперами) и в более менее влагозащитном корпусе... Но как я понял с Ваших слов - она больше не производится. (Хотя я на всяк случай написал производителю. Вдруг завалялось где-то...)
Из альтернатив, как я понял 123BMS... Но она очень пугает своими открытыми платами, которые должны существовать в условиях влажного и соленого морского воздуха.
Вот и пытаюсь узнать: может кто-то нашёл уже BMS похожую характеристиками на Вашу или какое-то решение из связки устройств.

Сборщик вам предлагает собрать из того, что у него есть. На самом деле много маленьких может быть лучше чем 4 штуки больших. Вот выйдет из строя одна моя на 400 Ач и мне мало того, что придется выложить сразу 500 евро, так ведь еще и работать ничего не будет пока она не приедет. А вот батареи на 100 Ач можно и в запас положить. Вышла из строя ячейка - достал из запаса и заменил. Ну и в запас заказал новую. 

Еще подумайте о том - будете ли вы включать чайник, а то обычно бмс бывают на не очень большой ток, а на большой ток стоят много. У меня стоит 123SmartBMS пару сезонов и никаких изменения на их платах я не заметил. Но я эксплуатирую лодку только в теплое время и влажности у меня на лодке не бывает.

Из своего опыта использования LiFePo4 в течение 4 сезонов я для себя сделал следующие выводы.

Балансиры нужны - лучше всего на 3-5А. Насчет активных - я думаю они будут работать не сильно лучше пассивных, просто потому, что напряжение на ячейках начинает различаться только в конце цикла заряда, а все остальное время напряжение на ячейках одинаковое. 

 

Вообщем я бы сделал так:

балансиры самые простые пассивные в параллель, что получалось 3-5А.

Ну и самое простой устройство, которое будет пищать, когда напряжение на какой нибудь ячейке выше или ниже нормы. Можно конечно сделать и отключение зарядки и нагрузки, но на большинстве лодок разделить цепи зарядки и нагрузки будет сложно. Но если вы совершите такой подвиг, то вполне можно поставить реле. Правда они нужны довольно мощные и цена может быть приличной. С зарядкой от генератора двигателя правда есть задачка, не сгорит ли он, если у него убрать нагрузку. С другой стороны обычно его будет отключать тогда, когда ток заряда будет маленький.

Ну и поставить монитор типа victron bmv-7XX, чтоб всегда знать сколько у вас осталось электричества в запасе.

Ну и много маленьких ячеек. Пищалки для контроля напряжения обычно бывают сразу на много ячеек и стоят недорого.

PS: И одного владельца похожей сборки я таки знаю и у него действительно была проблема с большим током разряда - бмс просто отключала батарею. 


Сообщение отредактировал bisoft: 08 января 2020 - 14:18

  • 0

#6 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 09 января 2020 - 14:05

Мой практический опыт или у меня в ветке или в теме литий.
Здесь толковый спец по сборкам лития, там много видео. Рекоменлую
Я и bisoft основательно протестировали литий за пару сезонов. слабые места системы понятны

https://youtu.be/u9_rh0TOlfg
  • 1

#7 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 14 января 2020 - 19:00

У меня в машине литий-титанат с активными балансирами, и на аккумуляторе для МиннКоты такие же, никаких проблем с ними нет, даже в машине, и при -30 , и при +40.

БМС, по моим наблюдениям, нужен примерно так же как контроллер к 30 ваттной солнечной панели, которая тужится зарядить автомобильный аккумулятор.

В любом случае в лодке есть вольтметр, разряд виден и без него, перестаёт запускаться холодильник, инвертор, не включается телевизор, тусклый свет, и т.д.

Все небюджетные мощные зарядные устройства отключаются при 14,4 , перезарядить тоже нереально, генератор двигателя тоже 14 вольт, и т.д. 

Банки и балансиры всегда, вернее давно, покупаю в магазине "48вольт"  у Кирилла, проверенный товарищ. Не реклама, процентов и скидок не имею.

Балансир вот такой, другие пока не пробовал.

https://48volt.ru/bm...-0-4a-1-5v-5-5v

 

ЗЫ. У меня все нагрузки разделены, на каждую свой автомат, обычный щитовой, от 4 до 32 ампер.


Сообщение отредактировал Сергей Б..: 14 января 2020 - 19:02

  • 0

#8 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 14 января 2020 - 19:32

Какой то хлипкий прибор. Токи балансировки 0.4. А какие токи заряда он пропускает и на каком токе разряда выключает баттарею?
Мой пассивный балансир:HmPYacNlIoA.jpg

П.С. прочитал. Так это пассивный балансир а не активный БМС.

Сообщение отредактировал yuri_b: 14 января 2020 - 19:38

  • 0

#9 chack

chack

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 457 сообщений
  • Из:Kiev
  • Судно: В поиске
  • Название: TINA

Отправлено 14 января 2020 - 23:29

Кто какую BMS использует?
Какие балансиры?
Как организовали Управление силовыми реле на случай HVC и LVC?

Укажите конфигурацию батареи и токи.


  • 0

#10 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 15 января 2020 - 12:25

Активный балансир работает всегда, и при заряде и при разряде, он не превращает лишнее напряжение в тепло, а просто перекачивает из бОльшего в меньшее. Если покупать банки у китайцев, могут попасться с большим разбросом по ёмкости, тогда нужен балансир от ампера и выше.

У меня банки подобранные, несколько раз тыкался вольтметром, разбаланс второй знак после запятой.


  • 0

#11 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 15 января 2020 - 23:50

Тогда скажите что такое пассивный балансир? ;)
  • 0

#12 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 16 января 2020 - 07:24

Активный балансир работает всегда, и при заряде и при разряде, он не превращает лишнее напряжение в тепло, а просто перекачивает из бОльшего в меньшее. Если покупать банки у китайцев, могут попасться с большим разбросом по ёмкости, тогда нужен балансир от ампера и выше.

У меня банки подобранные, несколько раз тыкался вольтметром, разбаланс второй знак после запятой.

Ну вы же измеряли напряжение на ячейках, когда они были почти заряжены?

Вы же наверное знаете, что в большинстве случаев пока заряд на ячейках не будет близок к 99% вы не увидите разницы, соответсвенно и балансиру нечего будет делать. У меня вот становится видна разница, когда напряжение на ячейках становится близко 3.5 В. Соответственно и ток в это время хоть и небольшой, но все же около 1-3А. И завершающая фаза длится по времени не достаточно, чтоб ячейки успели отбалансироваться таким малым током(0.4А). У меня в бмс 1А и этого не достаточно. Выше кто то упоминал балансир с током 6-10А, вот его я думаю вполне достаточно. Единственный плюс активного балансира, что он не греет воздух.


  • 1

#13 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 16 января 2020 - 10:01

Тогда скажите что такое пассивный балансир? ;)

вроде как работает только при зарадяке, равномерно разряжая, а вот при разряде - нет, и разряжаться может наравномерно.

не?


  • 0

#14 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 16 января 2020 - 11:10

вроде как работает только при зарадяке, равномерно разряжая, а вот при разряде - нет, и разряжаться может наравномерно.

не?

Работает всегда, выравнивая все банки по самой слабой, излишек энергии тупо переводит в тепло.


  • 0

#15 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 16 января 2020 - 11:53

а каким образом переводит в тепло? каков принцип действия?

 

я не вижу смысла для балансирвоки переводить в тепло излишек, как мне кажется, надо обеспечить что бы слабые банки не разряжались раньше более сильных, т.е. ограничить отдачу от слабых банок.

а если утилизировать энергию от сильных банок - тогда фактически уменьшается полезная емкость аккума же, если часть емкости в тепло направлять...


  • 0

#16 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 января 2020 - 15:09

Господи, Вы хоть думайте, что пишете!


  • 1

#17 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 16 января 2020 - 15:29

»надо обеспечить что бы слабые банки не разряжались раньше более сильных, т.е. ограничить отдачу от слабых банок.«

Такие есть, на спецоборудовании, слабый аккумулятор исключается из цепи, общее напряжение падает, но система остаётся работоспособной. Я делал такой для рентгеновского кроулера, его запускают в газовую или нефтяную трубу, и он ползёт, останавливаясь у каждого сварного шва, делает снимок, и ползёт к следующему. То есть этот гаджет должен при любых обстоятельствах вылезти из трубы своим ходом, вытащить его оттуда нечем.

Но там очень много транзисторов, опторазвязок и прочего, и потребляет в режиме покоя почти 50 ма. И сделать такое можно только для организации, ибо дорого.


  • 0

#18 Pashka79

Pashka79

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 145 сообщений
  • Из:Rishon
  • Судно: Dehler 35
  • Название: Whisper

Отправлено 16 января 2020 - 17:57

а каким образом переводит в тепло? каков принцип действия?

 

.

просто закорачивает на сопротивление


  • 1

#19 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 января 2020 - 01:57

Зачем мы объясняем арифметику людям, которые не умеют считать? И учиться считать тоже не хотят. Уже ж написал про балансиры в параллельной теме, кому надо - могут прочитать. Но ведь тут писатели все.


  • 0

#20 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 874 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 27 января 2020 - 02:49

Чет я не понял, какие балансиры активные, какие пассивные.

Единства терминологии нет, чтение форума запутывает ещё больше.

Балансиры с переключением конденсатора между ячейками, это какие? В одних местах пишут что активные, в других, активные это которые рассеивают мощность на активном сопротивлении (на резисторе).

 

Чем плохи балансиры с переключением конденсаторов?


  • 0

#21 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 27 января 2020 - 11:12

Активный с летающим конденсатором, всем хорош, не разбазаривает электричество, особенно когда заряжаешься от ограниченного, стихийного источника, типа ветряка или солнечной панели, разница конечно невелика, но всё же лучше чем греть Вселенную.

И при разряде как то помогает слабым банкам.


Сообщение отредактировал Сергей Б..: 27 января 2020 - 11:17

  • 0

#22 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 27 января 2020 - 16:03

Чет я не понял, какие балансиры активные, какие пассивные.

Единства терминологии нет, чтение форума запутывает ещё больше.

"При пассивном методе к перезаряженному аккумулятору подключается нагреватель - керамический резистор, который разряжает перезаряженный акб через нагреватель до уровня самого разряженного АКБ в системе, при активной балансировке двунаправленное зарядное устройство балансира перекачивает мощность из перезаряженного АКБ в сеть 12В, а недозаряженные АКБ заряжаются из сети 12В. Таким образом удается получить КПД балансировки 96%, в отличие от пассивных балансиров, где КПД равен нулю. Это оссобенно важно в системах автономного электроснабжения - когда каждый ватт хранящийся в АКБ ценен."

https://realsolar.ru...stvo/balansiry/


  • 0

#23 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 27 января 2020 - 18:18

 Единственный плюс активного балансира, что он не греет воздух.

Не-е-е. Плюс активного в том, что он не просто "закорачивает" слабую банку, а то что он с нее дополнительно перегоняет ток в более сильные , соответственно, недозаряженные. Таким образом ток на сильную банку увеличивается, а на слабую ослабевает. Пассивный же только уменьшает ток на слабую банку, не увеличивая на сильную. Т.е. для той же эффективности по времени пассивный надо иметь на бОльший ток. Ну и греет....

 

По-просту: чтоб пассивный отбалансировал полностью, ток балансира должен быть не меньше зарядного. Для активного зарядный может быть больше тока балансира и выполнение балансировки до конца будет завидеть только от степени разбаланса и соотношения токов балансира и зарядного. Пассивный же ДОЛЖЕН иметь ток не менее зарядного, иначе может не успеть (строго говоря, обязательно не успеет полностью сбалансировать).


  • 1

#24 Сергей Б..

Сергей Б..

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 427 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Флинк 320ТЛА и др.

Отправлено 27 января 2020 - 19:03

У меня на велосипеде, на штатной бмс, ток балансировки всего 60 ма (был), батарея 42 вольта 20 а/ч. , на третий сезон банки начали разъезжаться, выкинул бмс совсем, и установил активные балансиры, теперь всё ровно.


  • 0

#25 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 28 января 2020 - 18:19

Господа, прошу прощения, но я написал в предыдущем посте про активные/пассивные балансиры ерунду. Господин Кирхгофф со мной не согласится.

Постораюсь более корректно (если получится).

1. Пассивный. Условия: имеем простую не программируемую зарядку с уставкой на, скажем, 14,4В (ну, стандартная зарядка для кислотных). Т.е. При достижении данного напряжения зарядный ток будет убыватъ (видимо, по экспоненте, но точно не знаю) до величин, близких к нулю. Это составляет 14.4/4=3,6В на каждой ячейке при условии полного баланса . До достижения данного значения зарядный ток ограничен мощностью зарядки и постоянен, допустим 5А (не принципиально, процесс будет тем же и при других токах, при больших токах мы достигнем этого значения просто при меньшем проценте заряда). Допустим, на неком напряжении, пусть, к примеру, 13,8В проявляется разбаланс и пассивный балансир включается. Он "закорачивает" слабую ячейку на резистор, который, скажем, 1А пропускает через себя. Т.е. в момент начала балансировки 4А идут на ту слабую ячейку, а 1А - через резистор балансира. Остальные банки продолжают заряжаться током 5А. Т.е. слабая ячейка продолжает заряжаться током, который убывает с момента достижения 14.4В, a остальные - суммарным: 1А через резистор и плюс ток через слабую ячейку. Когда ток с зарядки станет меньше одного Ампера, то слабая ячейка начнет РАЗРЯЖАТьСЯ через резистор балансира, через который будет течь (в первом приблежении) тот же 1А: часть с зарядки, часть со слабой ячейки. На остальные ячейки же будет идти ток, равный току зарядки, т.е менее 1А и он будет продолжать убывать, поскольку зарядка выдает только 14.4В. Далее в какой-то момент времени ток с зарядки упадет до значений, близких к нулю. Очевидно, что балансировка к этому моменту будет завершена. Т.е. пассивный балансир в такой системе отбалансирует ячейки НЕПРЕМЕННО, если дать достаточно времени на балансировку или дождаться значений токов зарядки, близких к нулю. Что может произойти плохого: Слабая ячейка на какой-то момент времени может оказаться перезаряженной, поскольку в описанной системе ток зарядки 5А, а балансира - 1А. Если ток балансира сделать равным току зарядки, то очевидно, что такой ситуации произойти не может. (Или ток зарядки ограничить одним ампером при достижении некого напряжения).

2. Активный. Система такая же и процессы похожи до достижения равенства токов зарядки и балансира. А дальше начинаются различия в процессе (выделение тепла резисторами пассивного всем понятны и не влияют на сам процесс). Теперь в отличие от пассивного активный заберет 1А у слабой ячейки и отдаст его сильным. А к этому Амперу присоединится еще уменьшающийся ток зарядки. Т.е. Процесс балансировки будет происходить БЫСТРЕЕ при том же токе балансира в 1А. Т.е. шансов на перезаряд слабой ячейки будет меньше, поскольку сам процесс балансировки будет протекать быстрее.

Такие вот отличия мне видятся. Конечно же, массогабариты тоже: если то, что мне китаецы прислали, действительно выдает 1,2А, то это - крохотная плата 20х50мм! Пассивный на 1.2 А содержит кроме автоматики резистор на 1,2*3,65=4,38, т.е. не менее 5Ватт. А в реале надо ставить на 10 Ватт, чтоб ничего от него не загорелось. Размер одного 10Вт резистора около 70х12мм (по памяти). Вес - граммов 20.

 

Прошу вопросы, если где не совсем понятно написал (или опять ошибся).


Сообщение отредактировал alexk61: 28 января 2020 - 18:30

  • 3



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей