Перейти к содержимому

Фотография

Ветряк и солнечная батарея на один контроллер


Сообщений в теме: 161

#76 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 29 августа 2022 - 21:45

В этом году продолжил юзать систему СП+Ветряк. 3 недели похода СП полностью обеспечивала электричеством лодку. Когда зарядила моросня на несколько суток, печка "скушала" весь аккум. Даже в порывистый ветер толку от ветряка не наблюдалось. Частично спас бензорген, но и он потом крякнул. В итоге зарядили аккум уже когда его запитали к генератору мотора в параллель к контроллеру СП+Ветряк. Многочисленные наблюдения за ветряком и током заряда в различные ветра всё больше подталкивают меня к тому, чтобы спилить ветряк и поставить вторую 100 Вт СП. От СП в пасмурную погоду толку больше в разы, чем от ветряка в свежий ветер. Интересно, только у меня так?

Это у всех так. Ветряки работают только в условиях постоянных ветров, где-нибудь на северных морях или океанах. И все равно от них шум, вибрация и опасность разлета лопастей, механический износ. Солнечные панели рулят.

На время "моросни" спасает запас амперчасов в аккумуляторе. Я себе поставил 280Ач литийжелезофосфатный - на 4-5 суток стоянки без солнца хватает с запасом. А с солнцем - бесконечная энергия от 200Вт панелей.


  • 0

#77 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 29 августа 2022 - 21:51

Это у всех так. Ветряки работают только в условиях постоянных ветров, где-нибудь на северных морях или океанах. И все равно от них шум, вибрация и опасность разлета лопастей, механический износ. Солнечные панели рулят.

У меня 5ти лопастной, шума и вибрации нет, как впрочем и электроэнергии :) На Северах с ветром неплохо, только обычно все стоянки выбираешь подальше от этого ветра, где-нибудь в закрытой бухте.


  • 1

#78 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 455 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 29 августа 2022 - 21:55

В этом году продолжил юзать систему СП+Ветряк. 3 недели похода СП полностью обеспечивала электричеством лодку. Когда зарядила моросня на несколько суток, печка "скушала" весь аккум. Даже в порывистый ветер толку от ветряка не наблюдалось. Частично спас бензорген, но и он потом крякнул. В итоге зарядили аккум уже когда его запитали к генератору мотора в параллель к контроллеру СП+Ветряк. Многочисленные наблюдения за ветряком и током заряда в различные ветра всё больше подталкивают меня к тому, чтобы спилить ветряк и поставить вторую 100 Вт СП. От СП в пасмурную погоду толку больше в разы, чем от ветряка в свежий ветер. Интересно, только у меня так?

 

Я как-то в недельном переходе наблюдал за дорогущим ветряком с родным контроллером. У меня было полное впечатление, что он еще и подворовывает эл-во, чтобы крутить свои лопасти =)


  • 3

#79 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 30 августа 2022 - 03:52

... От СП в пасмурную погоду толку больше в разы, чем от ветряка в свежий ветер. Интересно, только у меня так?

Нет, не только у Вас :)

Сколько я ни читал о яхтенных ветряках, в том числе на зарубежных форумах, на один какой то более менее положительный отзыв, не менее десятка вот таких же как у Вас.

И то такое ощущение, что у тех у кого положительный отзыв - попались какие-то совсем исключительные условия.

 

По факту в облачную (ну не совсем хмарь хмарь) а так вот облачно, но светло, СП дает от 20 до 30% мощности от своей максимальной освещенности.

То есть от СП на 100Вт получите гдето... 10..25 ватт. Это в облачную погоду.

Учитывая что еще и широты у Вас далеко не экваториальные :)


  • 0

#80 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 176 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 30 августа 2022 - 04:28

Нет, не только у Вас :)

Сколько я ни читал о яхтенных ветряках, в том числе на зарубежных форумах, на один какой то более менее положительный отзыв, не менее десятка вот таких же как у Вас.

И то такое ощущение, что у тех у кого положительный отзыв - попались какие-то совсем исключительные условия....

" - У меня такое чувство что Кабан нас напарил.

  - Только убивать Кабана не надо!  "©

 

Могу дать положительный отзыв о ветряке. Это как о практическом применении радара. Еще в Питере у меня на Картере стоял радар и в сезон я его использовал для практических нужд только пару раз, в густой туман, но оно того стоило. И ветряк я сносить не стану хотя подавляющее количество времени он не производит электроэнергии, только шумит но тут я его стопорю. Но было пара моментов когда в течение нескольких дней небо было плотно закрыто облаками и ветер задувал за 25 узлов. Вот тогда ветряк и отрабатывал свой хлеб, держал батарею заряженной 100% в то время как все приборы были запитаны, огни включены и с каютным освещением мы не экономили.


  • 1

#81 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 30 августа 2022 - 11:03

 

По факту в облачную (ну не совсем хмарь хмарь) а так вот облачно, но светло, СП дает от 20 до 30% мощности от своей максимальной освещенности.

То есть от СП на 100Вт получите гдето... 10..25 ватт. Это в облачную погоду.

Учитывая что еще и широты у Вас далеко не экваториальные :)

 

Я в сильную облачность на уровне дождевой получаю 1-1.5 А от своей СП. А от ветряка в сильный ветер как не было нормального заряда, так и нет. В облачность с прояснениями имею 2.5-3.5 А, а в ясный день 4.5 А.


 

Могу дать положительный отзыв о ветряке. Это как о практическом применении радара. Еще в Питере у меня на Картере стоял радар и в сезон я его использовал для практических нужд только пару раз, в густой туман, но оно того стоило. И ветряк я сносить не стану хотя подавляющее количество времени он не производит электроэнергии, только шумит но тут я его стопорю. Но было пара моментов когда в течение нескольких дней небо было плотно закрыто облаками и ветер задувал за 25 узлов. Вот тогда ветряк и отрабатывал свой хлеб, держал батарею заряженной 100% в то время как все приборы были запитаны, огни включены и с каютным освещением мы не экономили.

По весу он с креплением тяжелее бензогенератора, то наверняка бы тоже отработал :) В бухтах ветер гуляет, от ветряка толку мало. А стоять на открытом море ради ветряка совсем не хочется.


  • 0

#82 Leo_n

Leo_n

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 383 сообщений
  • Из:Deutschland
  • Судно: Expeditionsschiff
  • Название: Lorami

Отправлено 30 августа 2022 - 13:50

Убрал ветряк, добавил панелей. Если пасмурно, запускаю мотор и за полчаса набиваю столько энергии сколько ветряк и за сутки со своим вечным жужжанием не произведет.  :)


  • 1

#83 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 30 августа 2022 - 14:36

Убрал ветряк, добавил панелей. Если пасмурно, запускаю мотор и за полчаса набиваю столько энергии сколько ветряк и за сутки со своим вечным жужжанием не произведет.  :)

5ти лопастной не жужжит, но и электроэнергию не производит..........но зато крутится!


  • 0

#84 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 903 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 31 августа 2022 - 22:43

Немного не в тему. Но у меня всё нижеперечисленное сидит на одном преобразователе напряжения.

 

Я считаю, что по поводу альтернативной (т.е. не от ПМ) энергии на судне у многих (и у меня был ранее) неправильный подход. Нет универсального средства!

В зависимости от задачи похода (длинные переходы или длинные стоянки, тип водоёма, наличие места на палубе/корме, осадка, крейсерская скорость, допустимый ветер, ожидаемая соляризация) разные источники дадут разную выгоду. Сам лично испытал гидрогенератор (ГГ), ветрогенератор (ВГ), солнечную батарею (СБ).

Выводы:

1. длительные переходы под парусами - лучше ВГ на всех курсах, кроме фордевинда. На фордевинде ветряк практически не генерирует, зато ГГ работает просто отлично. Допустимо примение ГГ и на других курсах, но если попадаются водоросли, то увы... Было применено хорошее решение - откидной ГГ, примерно как ПМ. Быстро ставить и снимать. К сожалению, в генераторной голове появилось замыкание, поэтому пока он "на хранении".

2. длительные стоянки - СБ (если стоянки защищены от ветра и ВГ помочь вообще не может, у нас обычно именно так); а ещё лучше портативный автономный генератор (АГ), но для нас это избыток.

3. лучше иметь на борту всё вышеперечисленное, но использовать в зависимости от боевой задачи. Но на микрухе, увы, это невозможно по массо-габаритным ограничениям на объём снаряжения. Поэтому беру с собой ВГ и СБ, которые могу ставить при необходимости.

4. На стоянках  ГГ вообще бесполезен, в отличие от прочих источников.

5. С т.з получить лопастью по харе (для микрух весьма актуально) и быстро поставить/убрать, ГГ безопаснее и удобнее, чем ВГ.

 

(*) помните, как перед войной наши констирукторы пытались создать универсальный боевой самолёт: штурмовик - пикирующий бомбардировщик - истребитель (когда скидывает все бомбы)? И чем всё окончилось? Ничем, т.к. задачи были совершенно разные.


  • 3

#85 apred

apred

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 465 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: Кр. швертбот
  • Название: АМУЛЕТ

Отправлено 26 сентября 2022 - 20:22

Немного не в тему. Но у меня всё нижеперечисленное сидит на одном преобразователе напряжения.

 

Я считаю, что по поводу альтернативной (т.е. не от ПМ) энергии на судне у многих (и у меня был ранее) неправильный подход. Нет универсального средства!

В зависимости от задачи похода (длинные переходы или длинные стоянки, тип водоёма, наличие места на палубе/корме, осадка, крейсерская скорость, допустимый ветер, ожидаемая соляризация) разные источники дадут разную выгоду. Сам лично испытал гидрогенератор (ГГ), ветрогенератор (ВГ), солнечную батарею (СБ).

Выводы:

1. длительные переходы под парусами - лучше ВГ на всех курсах, кроме фордевинда. На фордевинде ветряк практически не генерирует, зато ГГ работает просто отлично. Допустимо примение ГГ и на других курсах, но если попадаются водоросли, то увы... Было применено хорошее решение - откидной ГГ, примерно как ПМ. Быстро ставить и снимать. К сожалению, в генераторной голове появилось замыкание, поэтому пока он "на хранении".

2. длительные стоянки - СБ (если стоянки защищены от ветра и ВГ помочь вообще не может, у нас обычно именно так); а ещё лучше портативный автономный генератор (АГ), но для нас это избыток.

3. лучше иметь на борту всё вышеперечисленное, но использовать в зависимости от боевой задачи. Но на микрухе, увы, это невозможно по массо-габаритным ограничениям на объём снаряжения. Поэтому беру с собой ВГ и СБ, которые могу ставить при необходимости.

4. На стоянках  ГГ вообще бесполезен, в отличие от прочих источников.

5. С т.з получить лопастью по харе (для микрух весьма актуально) и быстро поставить/убрать, ГГ безопаснее и удобнее, чем ВГ.

 

(*) помните, как перед войной наши констирукторы пытались создать универсальный боевой самолёт: штурмовик - пикирующий бомбардировщик - истребитель (когда скидывает все бомбы)? И чем всё окончилось? Ничем, т.к. задачи были совершенно разные.

Меня очень заинтересовал Ваш опыт использования гидрогенератора. можно поподробней? Если где то уже описывали, киньте ссылку.


  • 0

#86 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 02 ноября 2022 - 20:08

Убрал ветряк, добавил панелей. Если пасмурно, запускаю мотор и за полчаса набиваю столько энергии сколько ветряк и за сутки со своим вечным жужжанием не произведет.  :)

Я вот долга мучился в мыслях оставить ветряк, но решено. Буду сносить и ставить вторую такую же 2х50Вт панель. Ещё и в весе (с учётом крепления ветряка) выигрыш в 15-17 кг.


  • 0

#87 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 31 января 2023 - 14:11

Возник вопрос по-поводу MPPT и PWM(ШИМ) контроллеров при использовании для зарядки солнечных панелей. М.б. кто-то пробовал проводить эксперименты, настолько ли эффективны МППТ, как приведено на рисунке ниже? Стоит менять такой контроллер https://aliexpress.r...000026236233118 на МППТ под типу такого https://e-solarpower...riron-3210n-30a

Прикрепленные изображения

  • 05-MPPT-vs.-PWM-Controllers.jpg

Сообщение отредактировал kirjala: 31 января 2023 - 14:11

  • 0

#88 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 31 января 2023 - 14:33

Возник вопрос по-поводу MPPT и PWM(ШИМ) контроллеров при использовании для зарядки солнечных панелей. М.б. кто-то пробовал проводить эксперименты, настолько ли эффективны МППТ, как приведено на рисунке ниже? Стоит менять такой контроллер https://aliexpress.r...000026236233118 на МППТ под типу такого https://e-solarpower...riron-3210n-30a

Если контроллер уже есть, менять его не стоит. Разница 10-20%. Если вместе с ветряком отдадите - тогда можно брать МППТ. Если у вас будут 2 панели 50Вт 12В - соедините их последовательно и подключите к контроллеру. Еще +5-10% будет.


  • 0

#89 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 31 января 2023 - 15:20

Если контроллер уже есть, менять его не стоит. Разница 10-20%. Если вместе с ветряком отдадите - тогда можно брать МППТ. Если у вас будут 2 панели 50Вт 12В - соедините их последовательно и подключите к контроллеру. Еще +5-10% будет.

 20% это не так плохо. У меня 2 панели по 160 Вт.

 

Вот Вам семейство кривых для контроллера Epever, никакого выигрыша в последовательном соединении не наблюдается. Более того, 36 В на судне это уже много:

Прикрепленные изображения

  • sk.jpg

  • 0

#90 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 31 января 2023 - 16:55

 20% это не так плохо. У меня 2 панели по 160 Вт.

 

Вот Вам семейство кривых для контроллера Epever, никакого выигрыша в последовательном соединении не наблюдается. Более того, 36 В на судне это уже много:

Не очень понял представленные графики. Как связаны мощность и эффективность?

График интересный - исходящий ток контроллера, в зависимости от освещенности солнечных панелей в течение дня. Ставятся рядом 2 комплекта и рисуется график начала и конца зарядки по времени по горизонтальной оси и величины тока и напряжения с панелей по вертикальной. 

Если на пальцах, то входящее напряжение в контроллер при параллельном соединении - 19В, при последовательном - 38В. Напряжение сети - грубо 12,7В. Энергия идет в аккумуляторы, пока входящее напряжение выше исходящего. Это легко видится на мониторе контроллера. Разница между 38 и 12,7 - существенно больше, чем между 19 и 12.7. Это значит, что при последовательном соединении, ток в аккумуляторы начинает течь на час-два раньше и заканчивает на пару часов позже, чем при параллельном соединении. И при легкой облачности будет разница. А в безоблачный полдень графики сойдутся в одной точке, разницы не будет.  


  • 0

#91 Бер

Бер

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 524 сообщений
  • Из:Рязань
  • Судно: Парусный катамаран
  • Название: Гранма

Отправлено 31 января 2023 - 17:05

От соединения панелей последовательно эффективность преобразования не растет.


  • 0

#92 Бер

Бер

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 524 сообщений
  • Из:Рязань
  • Судно: Парусный катамаран
  • Название: Гранма

Отправлено 31 января 2023 - 17:48

Несколько лет назад делали с товарищем систему на основе DC-DC преобразователей, чтобы забирала с любого входного напряжения. Выяснилось, что когда напряжение на СП падает до 12 вольт на холстом ходе, снять с них мощность уже практически невозможно.  Там такие сопли, что не стоят внимания.


Сообщение отредактировал Бер: 31 января 2023 - 17:50

  • 0

#93 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 31 января 2023 - 18:37

От соединения панелей последовательно эффективность преобразования не растет.

Эффективность не растет. Растет время выработки энергии в день. А соответственно и количество выработанной энергии в день.

 

Несколько лет назад делали с товарищем систему на основе DC-DC преобразователей, чтобы забирала с любого входного напряжения. Выяснилось, что когда напряжение на СП падает до 12 вольт на холстом ходе, снять с них мощность уже практически невозможно.  Там такие сопли, что не стоят внимания.

Именно об этом я и говорю. С 38В напряжение до 12В падает медленнее, чем с 19В. Т.е. при параллельном соединении выработка мощности прекратилась вечером, а при последовательном еще продолжается.


  • 0

#94 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 05 февраля 2023 - 21:50

Решил поставить новый контроллер https://e-solarpower...iron-3210n-30a/, а старый закрепить рядом с возможностью переключения на него всей энергосистемы на случай резерва (если внезапно выйдет из строя основной контроллер СП).


  • 2

#95 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 03 мая 2023 - 00:35

Сегодня решил проверить, есть ли общая земля у контроллера. Оказалось, что нет. При подачи питания на контроллер выводы 4, 6 и 7 звонятся. Может быть есть у кого опыт использования подобного контроллера, интересует защита от перегрузок или разрядки аккумулятора - она срабатывает только по минусу или по плюсу и минусу одновременно?

Почему не звонится минус между СП и аккумулятором (выводы 2 и 4)?

 

Прикрепленные изображения

  • контр_1.jpg

  • 0

#96 SM77

SM77

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 49 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 04 мая 2023 - 23:21

Всю тему не читал, если повторюсь извиняйте.

Думаю диод лучше поставить, стоит он копейки, а панель защитит. Нужен он в этой схеме вероятнее всего для защиты панели от ветряка. Ведь если напряжение панели будет ниже чем ветряка, напряжение последнего пойдет на панель и выведет ее из строя.


Сообщение отредактировал SM77: 04 мая 2023 - 23:23

  • 0

#97 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 04 мая 2023 - 23:23

Всю тему не читал, если повторюсь извиняйте.

Думаю диод лучше поставить, стоит он копейки, а панель защитит. Нужен он в этой схеме вероятнее всего для защиты панели от ветряка. Ведь если напряжение панели будет ниже чем ветряка, напряжение последнего пойдет на панель и выведет ее из строя.

 

Про ветряк забыли - бесполезный агрегат. Я его спили и поставил вторую СП.


  • 0

#98 SM77

SM77

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 49 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 04 мая 2023 - 23:27

Про ветряк забыли - бесполезный агрегат. Я его спили и поставил вторую СП.

Я думаю это верное решение) С ветряками в принципе вопрос открытый, уж очень много отзывов об их низкой эффективности, причем за не малые деньги. 


  • 0

#99 Папик

Папик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 874 сообщений
  • Из:Можайск

Отправлено 04 мая 2023 - 23:30

 очень много отзывов об их низкой эффективности, причем за не малые деньги. 

это со стороны потребителей, а со стороны продавцов обратная ситуация - много прибыли за мало вложений 

кто важнее ? 


  • 0

#100 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 04 мая 2023 - 23:32

это со стороны потребителей, а со стороны продавцов обратная ситуация - много прибыли за мало вложений 

кто важнее ? 

Папик, я вот специально ради тебя тему про гальюн создал.........нафига ты сюда пришёл? Дай хоть немного обсудить по делу пару важных вопросов с умными людьми.


Сообщение отредактировал kirjala: 04 мая 2023 - 23:33

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей