Перейти к содержимому

Фотография

Нужна помощь в диагностике


Сообщений в теме: 14

#1 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 469 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 03 сентября 2020 - 00:41

Коллеги, нужны ваши советы. Дурацкая ситуевина какая-то..

 

Помогал товарищу с электрикой для моторного катера. У него изначально была простая схема - 2 шт АКБ по 100Ач, и один переключатель - который включает или батареи по одиночке, или вместе. Причем, использовал он всегда их только поодиночке. Схему глобально переделывать он категорически не желал, а желал просто добавить солнечную панель.

Тут подвернулась такая штука, как контроллер на  2 батареи - https://invertory.ru...10a-1224v-2akb/

 

Для решения данной задачи - идеальный вариант просто таки.

 

Так и сделали. Куплены 2 новых АКБ, панель на 24В, контроллер. Для целей хоть какого-то контроля - к каждому АКБ подключен вольтметр.

Предохранители где нужно, кабели, разъемы - все сделано как положено.

 

Ну и собственно - всё. Остальное ничего не трогалось.

 

Схема простая как мычание, но вот она.

электрика Джоана.jpg

 

Собрано, запущено - отлично всё работает на берегу. Солнышко светит - на вольтметрах около 14В, как стемнеет - без нагрузки 13,1В.

Недельку мы за этим понаблюдали, после чего товарищ погрузил лодку и повез за 2000км.

 

Ну и чего... Звонит вчера и спрашивает, "а 12,2В на обоих вольтметрах - это нормально?"

 

Ничего не использовалось, солнце светит каждый день, единственное что - на время перевози оставил он переключатель в положении АКБ1.

Ну ладно,  допустим там какая утечка была бы во внутренней сети лодки, или что-то не выключено... Но второй то АКБ как мог разрядиться за три дня?!

 

У меня пока только одна мысль - накрылся контроллер солнечной панели. Допустим он не заряжает ничего И... И что он сделал с полностью заряженными АКБ? Почему оба аккума сейчас одинаково разряжены?

 

Ну и вообще, какие у кого соображения то будут?

 

PS. Дело все усугубляется тем, что товарищ крайне далек от электричества... Сегодня озадачил его поисками тестера, завтра приедет на лодку с ним - хоть померить можно что там на выходе-выходе контроллера то..

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  • 0

#2 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 03 сентября 2020 - 08:59

У меня стоит ещё выключатель, отключающий одновременно контроллер от АКБ и от СБЕРБАНКА. Когда ухожу надолго вырубаю этот выключатель и выключатель батарей от сети 12В.
  • 0

#3 DmIP

DmIP

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 280 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: п/м судно
  • Название: КИ

Отправлено 03 сентября 2020 - 10:49

Извинюсь дурная железка дописала лишнее. СБ-солнечные батареи.
  • 0

#4 seligor

seligor

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 130 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: MerryFisher 645+F150

Отправлено 03 сентября 2020 - 11:23

Думаю, наиболее вероятен выход из строя контроллера. Раз уж на двух АКБ одинаковое напряжение, а связаны они только через контроллер, значит причина в контроллере.


  • 0

#5 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 03 сентября 2020 - 11:26

1. По схеме непонятно, как влияет переключатель на заряд аккумуляторов? Провода от контроллера идут напрямую каждый на свой аккум. Никаких разделителей между ними нет.

2. Судя по ссылке, это дешевый шим-контроллер, рублей за 600-900. (увидел по ссылке цену 2000 руб! - дорого за такой прибор) Не удивлюсь, если выходы у него просто запараллелены внутри, даже без всяких диодов. :) Зачем было ставить 24В панель, если контроллер не мррт? Или аккумы на 24 В?

 

Соответственно, на первый взгляд проблема в контроллере. Об этом говорит одинаковое напряжение на каждом вольтметре. Это значит, что они запараллелены и имеют нагрузку, которая их разряжает.

Говорят, шимы горят, если отключить аккумуляторы. Придется проверить это. Отключить провода на аккумы и замерить, что выдает контроллер на аккумы с освещенной панелью и затененной.

 

На второй взгляд, может сначала нагрузку от аккумов отключить всю? Может у него 10А скрытой или явной нагрузки сосут из аккумуляторов все соки? На сколько Ватт панель?  

 

На третий взгляд, солнечная панель теоретически тоже может испортиться и и забирать энергию из аккумов с таким контроллером. Хотя, это самый маловероятный сценарий.

 

P.S. Очень полезно было бы в схему поставить battery monitor, благо они совсем подешевели сейчас. Мы бы не гадали, а видели какие токи и куда текут. 


Сообщение отредактировал sergvg: 03 сентября 2020 - 11:47

  • 1

#6 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 03 сентября 2020 - 11:32

вот первое попавшееся.

Прикрепленные изображения

  • Время зарядаgpl03.jpg

  • 0

#7 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 469 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 03 сентября 2020 - 11:56

StrangerM - не совсем уловил. Можно текстовый комментарий?)
  • 0

#8 Morychok11

Morychok11

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 746 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Malö 106
  • Название: Windrose

Отправлено 03 сентября 2020 - 12:14

А нагрузка в вашей схеме где снимается, и какая?


  • 0

#9 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 03 сентября 2020 - 12:31

StrangerM - не совсем уловил. Можно текстовый комментарий?)

24.4в - я считаю - моя батарея заряжена. ну сдох контроллер, пусть без него подключает СБ и по напряжению следит.


  • 0

#10 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 469 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 03 сентября 2020 - 18:34

Итого, в часть проблема решена, но это явно не окончание истории. =)

 

Что обнаружено: неконтакт в одном из разъемов MC4, которые стоят между панелью и контроллером.

Недособрал я его, видимо, сам центральный контакт не сел на место и не защелкнулся в гнезде. Соответственно, на контроллер ничего не приходило. Ну хорошо, в режиме телефонной консультации мы все это выяснили и устранили, зарядка пошла...

 

Но это совершенно не объясняет полный разряд батарей! Причем, повторюсь: ну хорошо, одна из батарей была подключена к бортовой сети и пусть даже там какая-то дикая утечка... Но разрядилась бы только одна батарея?! Почему же высажены обе и причем совершенно одинаково?

 

Из постоянной нагрузки, которую нельзя отключить центральным выключателем - это два вольтметра и сам контроллер солнечной панели. Но нереально же, что за три-пять дней эти потребители сожрали 2 акуума по 100Ач.

 

Теперь ответы:

 

 

 

1. По схеме непонятно, как влияет переключатель на заряд аккумуляторов? Провода от контроллера идут напрямую каждый на свой аккум. Никаких разделителей между ними нет.

 

 

Переключатель на заряд никак не влияет. Им можно только подключить нагрузку лодки к какому-либо из АКБ.

 

 

 Судя по ссылке, это дешевый шим-контроллер, рублей за 600-900. (увидел по ссылке цену 2000 руб! - дорого за такой прибор) Не удивлюсь, если выходы у него просто запараллелены внутри, даже без всяких диодов. :) Зачем было ставить 24В панель, если контроллер не мррт? Или аккумы на 24 В?

 

Это ШИМ-контроллер, но не сказать что совсем "тупой". Он умеет настраивать приоритет заряда батарей, и направлять  часть тока туда, часть сюда..

АКБ на 12В, а панель на 24В. Просто потому, что нужного размера панели на 12В не бывает. А контроллер как раз таки универсальный - может принимать на вход как 12 там и 24В.

Ссылку я изначально неверную привел, там на 10А, а мы покупали - на 20А. Правильная ссылка - https://invertory.ru...om-20a-12v-24v/

 

 

 

На второй взгляд, может сначала нагрузку от аккумов отключить всю? Может у него 10А скрытой или явной нагрузки сосут из аккумуляторов все соки? На сколько Ватт панель?  

 

Да, конечно, нагрузка была отключена в первую очередь. Панель на 320Вт

 

 

P.S. Очень полезно было бы в схему поставить battery monitor, благо они совсем подешевели сейчас. Мы бы не гадали, а видели какие токи и куда текут. 

 

В данной схеме воткнуть battery monitor довольно затруднительно. Вернее, не то чтобы затруднительно.. Слушай, не готов сейчас расписывать нюансы - мы это можем обсудить за бутылочкой мадеры. =)

 

 

24.4в - я считаю - моя батарея заряжена. ну сдох контроллер, пусть без него подключает СБ и по напряжению следит.

 

Это как это "напрямую"? 24В панель на ХХ выдает чуть более 40 вольт...

Насчет заряда: не очень понял тоже. Батарея 100% заряжена - это 12,7В. А 12,2В - это 50%

 

 

А нагрузка в вашей схеме где снимается, и какая?

 

Ну вот после переключателя, внизу схемы... Соответственно, еще "минусовой" провод, который просто объединяет "минусы" АКБ.

 

 

 


  • 0

#11 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 03 сентября 2020 - 20:42

..

 

1.Это как это "напрямую"? 24В панель на ХХ выдает чуть более 40 вольт...

2.Насчет заряда: не очень понял тоже. Батарея 100% заряжена - это 12,7В. А 12,2В - это 50%

 

 

....

1. батарея это генератор тока, пояснить надо или нет?

2.это вы из паспорта конкретно этих аккумуляторов взяли? типов их много, характеристики разные.
 


  • 0

#12 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 03 сентября 2020 - 20:52

например,  мои стартерные кальциевые при 100 проц. зарядки (постов неделю отключенными)  под  нагрузкой 300 ма 24.5в дают. 25.5в под этой нагрузкой через неделю никогда не видел.


  • 0

#13 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 469 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 03 сентября 2020 - 21:45

1. батарея это генератор тока, пояснить надо или нет?

2.это вы из паспорта конкретно этих аккумуляторов взяли? типов их много, характеристики разные.
 

 

Если можно - поясните. Я понимаю, что напряжение с панели заметно просядет под нагрузкой, но не меньше же 24В оно просядет, коль уж панель на 24В?

 

АКБ там обычные, свинцовые с жидким электролитом. Ну только что герметичные и "глубокого разряда". Но по-моему, это маркетинговая шелуха. =)


  • 0

#14 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 03 сентября 2020 - 22:00

ток СБ практически постоянен от кз до хх (почти). те не зависит от встречного напряжения.


  • 0

#15 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 03 сентября 2020 - 22:27

лишняя мощность будет в батарее рассеиваться, вам бы дорогой контроллер поставить ммпт, тогда выходной ток контроллнра удвоится и упадет мощность рассеиваемая в сб.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей