Перейти к содержимому

Фотография

Литий / Свинец / и др. Мифы и реальность

#литий

Сообщений в теме: 804

#151 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 26 октября 2020 - 23:52

И это говорит о необходимости применения качественных BMS, желательно с системой визуального контроля, а лучше еще и мониторного одновременно, каждой банки.

Это говорит о необходимости контроля за балансировкой и правильных настройках заряда - разряда (я пока не собираюсь ставить отключению по переразряду - привык мониторить в ручную). Не более. Я зимой приводил данные по разбежке по разбалансу по циклам.


  • 0

#152 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 27 октября 2020 - 20:00

....И это говорит о необходимости применения качественных BMS, желательно с системой визуального контроля, а лучше еще и мониторного одновременно, каждой банки.

Это говорит о необходимости контроля за балансировкой ......

Я не тоже самое сказал ? :shuffle:
  • 0

#153 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 27 октября 2020 - 23:33

Да, надо будет разобрать! Иначе результатыт непонятные.
Вариант, но не очень. Хорошо бы хотяб ориентировочный ток понимать.
Но отключить или "обойти" БМС нужно будет однозначно.
И еще - проверку правильно делать на 100% заряженной и "отстоянной" часов пять ну хотя бы четыре часа, батарее.
И еще одну проверку сделать на 50% SOC.
Иначе снова результат не совсем показательный.

Был на яхте, двигатель заводится без проблем. Придумал, как сделать. У меня же 4 контакта выведено. 2 останутся через бмс, а 2 подключу напрямую к ячейкам. Вот тогда можно будет и прикурить самого себя мгновенно, если бмс сознание потеряет, и эксперименты всякие проводить. Или переключиться на прямые контакты. Тогда и менять ничего не буду, меня все устраивает.

 

Хотя, что-то мне подсказывает, что бмс не работает при разряде, только при заряде. Т.е. крутить стартер от контактов после бмс и от контактов напрямую - одинаково будет.

 

P.S. Заниматься контролем заряда ячеек - задача БМС. Заменять ее постоянным контролем каждой ячейки вручную - нет у меня времени и желания. Все должно работать автоматически. Как оно собственно и работает. 2 раза в год, после сезона и перед сезоном, могу проверить напряжение на каждой ячейке, если долезу туда. Исключительно ради академического интереса.


Сообщение отредактировал sergvg: 27 октября 2020 - 23:36

  • 0

#154 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 28 октября 2020 - 00:06


  • 0

#155 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 28 октября 2020 - 00:38

Если это обычная китайская БМС, то при разряде БМС работает. Проверьте, интересно. 
Если окажется что это так и вы решите напрямую подключить стартер к выводам мимо БМС, то рекомендую на всякий случай батарею вынести в кокпит.

Не стартер, а вообще все переключу напрямую и попробую, как оно работает. 

Что может случиться с аккумулятором LiFePo4? Он заводил двигатель весь сезон и обеспечивал всю яхту электричеством, включая холодильник, отопитель, приборы, автопилот, электрогальюн, свет, ходовые огни, инвертор... Не нагрелся ни разу. Стартерный ток у меня 48-50А по монитору. Оказалось, что если ключом крутить туда-сюда, ток может и скакнуть, что нежелательно. Не будем больше так делать.

 

Если я правильно понимаю, БМС нужна для правильной зарядки аккумулятора, для выравнивания банок и для ограничения заряда, чтобы не допустить перезаряда. 


  • 0

#156 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 28 октября 2020 - 02:27


  • 1

#157 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 28 октября 2020 - 09:20

Стандартные функции бмс: зашита от перезаряда, защита от переразряда, защита от сверх тока разряда, зашита от КЗ, баланс ячеек. Источник - характеристики любой бмс с Али
  • 0

#158 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 28 октября 2020 - 13:19

Стандартные функции бмс: зашита от перезаряда, защита от переразряда, защита от сверх тока разряда, зашита от КЗ, баланс ячеек. Источник - характеристики любой бмс с Али

Нет коллега - не всегда так. Я выше уж говорил.

 

BMS - Battery Management System

Бывают,  и часто, с такими функциями. Но необязательно.

 

BMS - Balance Management System

Балансиры без доп. функций.

Каковые появились первыми для аккумуляторов, не только для литиевых.

Лично видел промышленную систему на свинцовых элементах, с такими балансирами.


  • 0

#159 plis

plis

    яхтомечтатель

  • Капитан
  • 5 184 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: RIB Аполлон 460

Отправлено 28 октября 2020 - 13:45

Ссылки иль названия не помните?
Почему не было продолжения?

С уважением.
  • 0

#160 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 28 октября 2020 - 14:32


  • 0

#161 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 28 октября 2020 - 22:15

Ссылки иль названия не помните?
Почему не было продолжения?

Вопрос мне ?
Тогда не понял ни про ссылку ни про продолжение.
  • 0

#162 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 28 октября 2020 - 22:20

BMS - battery management system, если что. Не может быть одно сокращение для двух разных вещей из одной области применения

Да да, да да....
Только то что я видел называлось именно БМС и именно в ключе Balance.
Пруфлинков не дам, увы. По причине отсутствия таковых.

Но скажу, что в настоящее время под аббревиатурой BMS в подавляющем большинстве случаев подразумевают Battery Management.
Хотя это не всегда так. Ну и хрен бы с ним.
Я сказал то, что я видел и слышал. Кому не нравится могут не пользоваться или не верить :)
Доказывать ничего не хочу и не буду.
  • 0

#163 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 28 октября 2020 - 23:14


  • 0

#164 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 29 октября 2020 - 01:21

Да фик с ними с БМСами... Как ни назови..... :)


  • 1

#165 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 30 октября 2020 - 18:44

Хм.

https://katod.ru/akk...l-l5/#item-tabs 

простой автомобильный, 90Ач, 22..26 кг. 5 000р

 

тут в теме проскакивала некая фирма, там продвинутый свинец:

https://www.xn----7s...ufacturer_id=15

тяговый, 17 000р

https://www.xn----7s...ufacturer_id=15

лодочный, 14 000р

 

И тут же выше была ссылка на литий:

https://shop.gwl.eu/...-LP12V90AH.html

90Ач, 20кг, 36 000р

НО! свинец у нас типа только до 50% разряжается. значит свинец вверху реально рабочая емкость - порядка 40..50Ач.

Тогда:

https://shop.gwl.eu/...-LP12V40AH.html

40Ач, 10кг, 16 000р.

 

Т.е. по факту аналогичный литий кило на 10 легче, и примерно по такой же цене (ну, чуть дороже) как правильные аккумы  - хотя это без учета сопутствующей электроники. 

Хотя если вспомнить что тяговый свинец допускает использования больше 50% то

https://shop.gwl.eu/...-LP12V60AH.html

60Ач, 15кг, 23 000р

 

Т.е получается, что для мелкой лодки, где мало электроники (освещение да навигация со связью), выбор идет между  рабочими 40 Ач (+резерв порядка 10..20Ач) массой 25кг за 5 000р и литием 40Ач (без резерва?) массой 10кг за 16 000р. 

 

Ресурс - ну из моей практики в авто для аккума 5 лет жизни не предел, на лодке тоже - простой аккум кажется на 70Ач достался с лодкой, хз сколько ему лет, но у нас он уже 4..5й год работает, при разрядке до 12,2..12,3 в (больше не разряжали, где-то за два дня так выходит) в него на зарядке влетело порядка 20Ач (не до 100%, а как ток стал 1..2А), т.е. где-то 30Ач из положенных 35 он выдает. 

В общем 5 лет жизни свинцовому аккуму - без проблем. Ресурс лития конечно выше, но зачем мне вечная игла для примуса, я же столько не проживу. Вот скорость зарядки - это да, но как его заряжать такими токами без большого двигателя? Масса - ну лишние даже 20 кг не так уж критично даже для лодки весом 1..1,5т. 


  • 0

#166 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 30 октября 2020 - 20:10

_


  • 0

#167 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 30 октября 2020 - 20:58

А, это я не туда смотрел по массе - Shipping weight: 15.11 kg, а масса самой батареи в другом месте закопана. Каюсь)

 

 

А мне кажется свинец проще контролировать - просто вольтметр и по напряжению примерно понятно когда заряжать надо. Точная емкость и не нужна.

 

ну, для лодки в 7..10т лишние 200кг не так уж критично. а вот лишние пару сотен тыс руб для кошелька владельца - могут быть более критичными. 

Но согласен что на больших лодках разница более ощутимая и чем актуальнее потребность в электро - тем литий актуальнее.

 

 

ЗЫ вот что для мелкой лодке может быть полезно - это резервная переносная литиевая батарея порядка 30 Ач. Она весит в пределах 5кг и легко переносится в сумке, быстро заряжается от 220в - можно таскать домой подзаряжать, и в аварийной ситуации где-нить на берегу воткнуться на часик и зарядится. Должно хватить на сутки-двое работы навигации - на случай если все сдохло, чтобы дойти домой или хотя бы до цивилизации.


Сообщение отредактировал Kirilius83: 30 октября 2020 - 21:01

  • 0

#168 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 30 октября 2020 - 22:19


  • 0

#169 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 30 октября 2020 - 22:35

Литий хорош, но дорог. А 18650 - самые лучшие по энергии/вес, но стоят вообще космос, и горят круто (и от воды еще лучше разгораются - пробовали от ноутбука  на улице проколоть дохлый литий - это было прикольно - горел хорошо).

 

У "химицы" в средней школе СССР - литий хранился в банках с керосином. Она его резала обычными ножницами, он очень мягкий  - у нас на опытах в  Средней Школе. 


Сообщение отредактировал VikingLiner: 30 октября 2020 - 22:39

  • 0

#170 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 30 октября 2020 - 23:06


  • 1

#171 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 30 октября 2020 - 23:10

Хм......

Ну а я про что! :)

тут в теме проскакивала некая фирма, там продвинутый свинец:.....

Да ну - это какие то "восемнадцатые" перепродавцы
Я Вам еще лучше вот покажу:
https://akb-battery....leoch-djm-1290/
И еще скажу, что это опять перепродавцы.
А если сконтачиться с реальными дистрибуторами или прямыми дилерами, то ценник будет еще "вкуснее"

.......
НО! свинец у нас типа только до 50% разряжается. значит свинец вверху реально рабочая емкость - порядка 40..50Ач.
Тогда:

Ну как выяснили выше, таки до 30% точно нормально.  И имено так его и разраяжают (я про тяговые или УПСные - глубокого разряда)

Хотя если вспомнить что тяговый свинец допускает использования больше 50% то
.... Т.е получается, что для мелкой лодки, ......

Коллега, для более крупной - практически те же расчеты, только цифры емкостей и стоимостей больше, но соотношения остаются теми же.

Ресурс - ну из моей практики в авто для аккума 5 лет жизни не предел, на лодке тоже - простой аккум кажется на 70Ач достался с лодкой, хз сколько ему лет, но у нас он уже 4..5й год работает,
.....В общем 5 лет жизни свинцовому аккуму - без проблем.
Ресурс лития конечно выше, но зачем мне вечная игла для примуса, я же столько не проживу.

:) Учитывая еще что оно потиху дешевеет.
Кроме этого мои Sonnenchein были убиты лично мною (по ошибке) а им было порядка 38 лет до этого!
И в КТЦ они показывали (с разбежкой по батареям) от 80 до 90% емкости .... 38лет свинцовому акку епт!
Такие до сих пор они делают только они стОят помоему дороже лифера.
Ну да ладно, обычные правильные китайские АГМки 5 лет должны прожить. А там посмотрим.


Вот скорость зарядки - это да, но как его заряжать такими токами без большого двигателя?

Я эту мысль давно пытаюсь донести, в ключе быстрой зарядки, а именно откуда на лодке имеющей ( например) 400Ah лития взять источник в 400 ампер чтобы зарядить за час ? :)
А у некоторых 400 ампер часов - это только начало :)
В среднем получается 1/5 ну 1/4 емкости зарядный ток, ну так те же 4..5 часов и имеем.
Есть нюанс да, свинец за это время получается зарядить до 95% а если схема совсем правильно собрана то до ~98%
Лифер можно зарядить до 100%, но так снова мало кто делает, ибо ставят на зарядном поменьше напругу чтобы не перезарядить лифер.
В итоге имеем тоже самое что и со свинцом.
И еще раз повторю, делайте провода от зарядника до акков как можно толще, вот насколько можете толще так и делайте.
Можете медной шиной в 100кв/мм - значит ей и кладите.
Это очень заметно влияет на скорость зарядки (при условии наличия опять таки правильного зарядного устройства).

Масса - ну лишние даже 20 кг не так уж критично даже для лодки весом 1..1,5т.

Absolutely!

P.S. движек форума вторую часть моего сообщения "не пережевал" Поэтому будет продолжение поста.


Сообщение отредактировал nvc: 30 октября 2020 - 23:16

  • 1

#172 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 30 октября 2020 - 23:16

.... А так в общем и целом согласен с выводами.
Когда речь не идет о том чтоб толкать лодку электричеством, то большого понту с лития нету.

Фуххх..... а я уж думал,,, ну ффсёо у всех случился "литий ....." - один я динозаврствую :D

Ну еще не знаю на сколько это годится для маленьких лодок, но на моей была якорная электрическая лебедка, на которой свинец погибал.
Заменил на 12В литий - лебедка стала работать живее .....

Это был плохой/негодный свинец :)
Ну или проводочки надо было потолщее потолщее :)
Для примера: у меня к лебедке 50кв/мм ~10 метров (в обе стороны считая)

Ну, у меня тяговая литиевая батарея, поэтому я свинец не могу себе позволить....

Ваш случай в некотором роде уникальный в нашем форумном сообществе :)
Ну и в целом в таком концепте как то глупо будет утверждать что лучше свинец, конечно же нет!
Более того, Вы выбрали небезопасную по природе своей литиевую химию. Выбрали совершенно осознанно и многое просчитав и попробовав и предприняв соответсвующие меры.

Да, с литием немного проще учет вести: в него сколько зашло, столько и вышло.
КПД заряда лития 98-99%. Также и разряд.
У свинца в этом плане меньше, кроме того есть заметный саморазряд, у лития его считай что нет.

Да, считать кулончики с литием не просто проще, а намного проще.
Со свинцом так ни разу не получится, я пробовал самостоятельно.... угробил кучу времени, преречитал тучу каких то работ и диссертаций на эту тему...
и понял, что я ничего не понял :( В общем не сделаю сам правильный алгоритм, а готовых нет.
В итоге собрал (пока пототип) на BQ34Z100-G1 - работает замечательно просто.
Плюс к ней в виде интерфейса MCU на STM32 и дисплей, ну чтобы выводить и настраивать саму BQшку.
С ней тоже весьма непросто разобраться если "захотеть" её обучить без BQStudio от TI.
Но получилось.

Когда свинцовая батарея до 100Ач то саморазрядом можно практически пренебречь - небольшой солнечной панели хватит чтоб компенсировать саморазряд

Да и когда больше емкость, панельки в 30..50ватт а то и меньше (не считал) хватит чтобы саморазряд перекрыть когда лодка стоит зиму.
Та какой там в 50... саморазряд ... ну пусть 10% в месяц.
200Ah это в месяц 20Ah, в сутки 0.66Ah ... в общем 10ватт панельки хватит с головой. И жить будет аккумулятор долго и счастливо.

.....
А мне кажется свинец проще контролировать - просто вольтметр и по напряжению примерно понятно когда заряжать надо. Точная емкость и не нужна.

Не не не. Его сложнее контроллировать в комплексном плане, нежели лифер
Поэтому нужен хороший монитор, постоянно (означает всегда от слова совсем :) ) подключеный к батарее.

Но согласен что на больших лодках разница более ощутимая и чем актуальнее потребность в электро - тем литий актуальнее.

Соотношения те же самые, как выше и говорил.

ЗЫ вот что для мелкой лодке может быть полезно - это резервная переносная литиевая батарея......

А это будет полезно на любой лодке! И да, вот тут лифер вполне себе подходящий вариант.
 


Сообщение отредактировал nvc: 30 октября 2020 - 23:20

  • 0

#173 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 30 октября 2020 - 23:21

Литий хорош, но дорог. А 18650 - самые лучшие по энергии/вес, но стоят вообще космос, и горят круто (и от воды еще лучше разгораются - пробовали от ноутбука  на улице проколоть дохлый литий - это было прикольно - горел хорошо).

 

Если считать доступные амперчасы до напряжения 12В, то цена амперчасаLiFePo4 практически такая же, как и у свинца. У дешевых свинцовых аккумов мы можем взять только 30% емкости, у дорогих - 50%, у литиевых - 100%. Т.е. о дороговизне уже говорить не стоит. А вот в разы меньший вес - играет роль. И зарядка в 6 раз быстрее. Вкачать в мой 75Ач литиевый аккумулятор 60Ач - 2 часа на моторе. Вкачать в свинцовый аккумулятор 60Ач - 12 часов на моторе. Есть разница и по времени, и по потраченному топливу.

LiFePo4 не горит. 


  • -1

#174 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 30 октября 2020 - 23:28

Если считать доступные амперчасы до напряжения 12В, то цена амперчасаLiFePo4 практически такая же, как и у свинца. У дешевых свинцовых аккумов мы можем взять только 30% емкости, у дорогих - 50%, у литиевых - 100%. Т.е. о дороговизне уже говорить не стоит. А вот в разы меньший вес - играет роль. И зарядка в 6 раз быстрее. Вкачать в мой 75Ач литиевый аккумулятор 60Ач - 2 часа на моторе. Вкачать в свинцовый аккумулятор 60Ач - 12 часов на моторе. Есть разница и по времени, и по потраченному топливу.

LiFePo4 не горит. 

 

2.4тонны свонцовых тяговых болгарских 420-ач на лодку 12 тоннн - они хорошо предсказуемые. Новые китай-литий - фиг знает что там в реальности будет, через 10 лет... И дороже же в раза 2-3. 18650 - в раз 6 дороже свинца.

 

Ну и сввинец - чеерез 12-16 лет просто сдать на свинец по весу!


Сообщение отредактировал VikingLiner: 30 октября 2020 - 23:36

  • 0

#175 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 30 октября 2020 - 23:30

Я эту мысль давно пытаюсь донести, в ключе быстрой зарядки, а именно откуда на лодке имеющей ( например) 400Ah лития взять источник в 400 ампер чтобы зарядить за час ? :)

Что мешает поставить на мотор генератор требуемой мощности?
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей