Что я сделал: завел швартов сергой на носовую утку с наветренной стороны, убрал все остальные швартовы, кроме кормового наветренного.
Векторы сил слегка изменили положение лодки. Швартовы и ветер создали разворачивающий момент в результате которого лодка сместилась вправо.
В какой то момент я подумал, что потерял винт, поскольку лодка не движется ни на сантиметр несмотря на высокие обороты.
Двигатель на нейтраль, чтобы обдумать ситуацию. Срабатывает эффект отпущеной пружины и лодка устремляется обратно к причалу. В итоге хорошая вмятина в досках причала, форштевень не пострадал, удачно.
.
Каким-то образом я догадался, что помошник на баке должен интенсивно травить швартов при начале движения. Малейшее торможение на швартове уваливает лодку под ветер.
С тех пор я не использую носовой швартов при отчаливании, он не работает.
Смотрите: носовой держал лодку и она стояла на месте - как бы он работал, правильно? Ну а то что при этом матрос не травил носовой - так это не проблема носового же, правильно? Так чего де вы говорите "серьга не работает с носа"? Она как раз работала и держала вас! Ну а то что она держала не в ту сторону - ну тут уж извините, работает как может)))
Как можно было отойти: для начала, а что было бы если бы просто отдать носовой? Лодка бы развернулся по ветру, но не сразу - а медленно, правильно? Причем если лодка носом бы не доставала до мели - то вообще ничего страшного! Далее, а что если отдать носовой и дать полный назад? Нос ведь не завалит мгновенно - значит есть время лодке набрать задний ход, а набрав ход - начинаем рулиться и можем подрулить к бую, разве нет?
Далее: а ведь можно было отдавать не левый кормовой, а правый! И тогда корма бы была наветреннее, правильно? Т.е .дальше от меляки, отходить проще. Более того, велика вероятность что корма вообще бы встала в левентик, в этом случае лодку вообще могло перевалить влево, подставив ветру левый борт - тогда буй при отходе проходит с левого борта и меляка вообще в другой стороне. Но это зависит от направления ветра.
И даже то как делали вы: если носовой натянулся, значит он держит - правильно? Мотор работает, лодка стоит, на меляку не валит - ну и попробуем потравить носовой, поедем назад мимо меляки, при этом расстояние с буем уменьшается - надо одновременно подбирать кормовой, приедем к бую.
Серьга нужна для того что бы не дать отходить носу/корме вбок. Но если вы лишь подстраховываетесь, а не одерживаете серьгой - она должна травится свободно и провисать чуть ли не до воды! Иначе да - во многих случаях она тормозит лодку. Хотя не всегда это плохо.
И всегда помните что у вас на берег что-то идет - как-то мы забыли))) Стояли лагом при навальном ветре, кое-как отпихнули нос и дали газу. Незабываемая картина с кокпита на корму (у рулевого отдельный кокпит), навсегда врезавшаяся в память: капитан гордо стоит за штурвалом, взгляд устремлен вдаль, лодка разгоняется до полного хода, а на дальнем плане на корме матрос судорожно травит серьгу на бон. И мечущийся швед на бону, знаками пытающийся привлечь внимание что дескать веревку-то не отдали)) Матрос нге справляется, бухта путается и улетает в клюз, конец натягивается - бам! Вырвало клюз бухтой. Лодка продолжает переть вперед, капитан так же гордо стоит на руле, но конец вновь натягивается: бухта с клюзом застряла в кольце))) Бах второй раз! На это раз порвался конец, утка таки оказалась прочнее))) Пришлось потом новый клюз на заводе отливать зимой...
ЗЫ Ну и помните: переносом кормового с борта на борт можно заметно заваливать корму. Иногда его выгоднее перенести на подветренный борт, а не оставить на привычном, наветренном борту.
А я вот отучаю помошника (помошницу, на самом деле ) использовать мышцы тела на полную. Максимум это вовремя накидывать петлю на утку и выбирать слабину. Если для операции требуется большое усилие, значит я, как капитан что-то делаю не так.
Интересно, как вы как капитан можете что-то сделать что бы снять нагрузку с наветренного завоза, особенно если он идет вбок а не вдоль лодки?)))))