вчера сделал в 3Д вот такой вариант.
ссылка на 3D модель (формат STL и STEP AP214) этого варианта - https://drive.google...vfq?usp=sharing
Отправлено 03 февраля 2021 - 12:13
вчера сделал в 3Д вот такой вариант.
ссылка на 3D модель (формат STL и STEP AP214) этого варианта - https://drive.google...vfq?usp=sharing
Отправлено 03 февраля 2021 - 13:37
вчера сделал в 3Д вот такой вариант.
Вы в совсем другую стороны движетесь. Лодки не стоит делать в качестве масштабных копий, только маленьких.
Если есть задача "4м габарита, 3чел. вместимость", то очень стоит увеличивать ширину по скуле, 100% ширина транца относительно миделя, выбрать более высокий борт и т.п..
Если принять аналогию для автомобилестроения, то маленькие автомобили -- это Renault Twingo или нихонские K-cars, а не kabinnenroller.
P.S. И для 4м корпуса 5л.с. -- это не выйдет толкового, 10л.с. -- уже что-то.
Отправлено 03 февраля 2021 - 14:47
Не очень.
Много потенциальных косяков в постройке, они мелкие, малозаметные, но если они суммируются, то не сложится. Потому лучше выбрать иной подход.
https://yandex.ru/im...0510_203950.jpg
Не нашел фоток. Раньше где-то мелькали они, ну более упрошенная модель МС по сравнению с махоткой. Без поперечных реданов. По сути если не ставить рекорды скорости на 5л.с с загрузкой 2человека то поперечные реданы и работать не будут. Нужно преодолеть горб сопротивления.
У автора ограничения в 4метра, какие габариты выбрать МС? Махотка была 2длинна, 1метр ширина, но у нее еще крылья были и не просто так.
Пересчёт с модели на натуру, по Фруду (масштаб модели М):
Линейные размеры – М
Площадь - М^2
Вес, сила, упор - М^3
Давление в подушке – М
Скорость - М^½
Если вес взять 250кг, а махотку 100кг, то коэффициент подобия по массе 2.5, по мощности тоже 2.5
Значит коээфициент размеров 1.35
Махотка была шириной 1м, но крылья по 250мм не просто так, значит по пересчетам линейная новые МС получается( 1+0.25+0.25)*1.35= шириной 2метра с крыльями, если без крыльев то нужно как то прикинуть ширину. А длину оставим 4метра.
Осталось только лодку таких размеров построить весом 50кг ))))
Что скажете?
Сообщение отредактировал wwwanton: 03 февраля 2021 - 14:50
Отправлено 03 февраля 2021 - 15:05
Вы в совсем другую стороны движетесь. Лодки не стоит делать в качестве масштабных копий, только маленьких.
Если есть задача "4м габарита, 3чел. вместимость", то очень стоит увеличивать ширину по скуле, 100% ширина транца относительно миделя, выбрать более высокий борт и т.п..
Если принять аналогию для автомобилестроения, то маленькие автомобили -- это Renault Twingo или нихонские K-cars, а не kabinnenroller.
P.S. И для 4м корпуса 5л.с. -- это не выйдет толкового, 10л.с. -- уже что-то.
смотрел разные варианты конструкций под мелкомоторы. есть варианты обводов корпуса наподобие, ранее упомянутой, лодки «Утка-2».
ее особенности описаны так - "Лодка была спущена на воду в июле 1975 г. Испытания провели пятью пробегами на оз. Вуокса под 8-сильным «Ветерком» с нагрузкой в два человека при довольно значительном волнении; «Утка-2» показала скорость порядка 22 км/ч.
Лодка легко всходит на крутую волну. Носовая часть не забрызгивается, судно остойчиво."
характеристики - http://www.barque.ru...reeze_on_duck_2
судя по описанию у лодки «Утка-2» хорошие ходовые качества. размеры довольно близкие, но мне надо чуть короче и чуть шире корпус.
есть варианты обводов корпуса наподобие «Kahala Solo Skiff».
характеристики - https://cernyyachtde...LbYHEPdiKthNvHg
обводы корпуса этой лодки очень схожи на описанные Вами, но опять таки не мои размеры ширины корпуса. простым увеличением ширины, при сохранении длинны, не получить желаемого для меня результата.
по поводу "100% ширина транца относительно миделя" у меня есть сомнения. ширина на миделе 1,5 метра для меня необходимое условие. сомневаюсь, стоит ли сохранять ширину на транце в 1,5 метра при том что режим движения водоизмещающий (переходный) и как следствие увеличившаяся подводная площадь транца будет образовывать за кормой большую турбулентность. можно попробовать частично компенсировать, этот негативный эффект, транцевыми плитами, но есть сомнения в эффективности такого решения.
Сообщение отредактировал Mark-I: 03 февраля 2021 - 15:08
Отправлено 03 февраля 2021 - 15:40
есть варианты обводов корпуса наподобие, ранее упомянутой, лодки «Утка-2»
Это типовой вариант обводов. Но если сохранять длину по ВЛ и ширину по скуле, то ничего не получится хорошего.
Упрощая: сопротивление на таких скоростях, переходный режим, в основном зависит от относительной длины, Lwl/D^1/3. Потому я сразу оговорил, что если делать лодку под 5л.с. и 2чел., то стоит выбирать длину по ВЛ около 5м, и максимально облегчать корпус.
Если длина по ВЛ будет меньше 4м, то сопротивление значительно увеличится при равном водоизмещении.
судя по описанию у лодки «Утка-2» хорошие ходовые качества
Вы же понимаете, что заявленные скорости под 5 л.с. ПЛМ "Прибой" -- это ненаучная фантастика?
См. КиЯ №87 -- упор "штантного" винта "Прибой" измерили, 20км/ч -- 28кгс. Сделали близкий к оптимальному винт -- 37кгс, что совсем иное дело, но по-прежнему очень немного.
Скорости в старых заметках и журналах -- это не измерения, визуально оценивали.
Сколько насчитали по водоизмещению? 3чел. -- 3*75=225кг, 25кг ПЛМ, корпус 70кг (лёгкий, да), бак с 10л топлива 10кг, снабжение 10кг, на круг 330кг.
Сопротивление должно быть меньше 35кгс, что бы показать 20км/ч. Это Lwl=3,6м, FrL=0,94, Lwl/D^1/3=5,2, сопротивление без выступающих частей ориентировочно 35..37кгс, т.е. не пройдёт.
Вывод: нужно увеличивать мощность при прочих вводных.
Отправлено 03 февраля 2021 - 16:27
Это типовой вариант обводов. Но если сохранять длину по ВЛ и ширину по скуле, то ничего не получится хорошего.
Упрощая: сопротивление на таких скоростях, переходный режим, в основном зависит от относительной длины, Lwl/D^1/3. Потому я сразу оговорил, что если делать лодку под 5л.с. и 2чел., то стоит выбирать длину по ВЛ около 5м, и максимально облегчать корпус.
Если длина по ВЛ будет меньше 4м, то сопротивление значительно увеличится при равном водоизмещении.
Вы же понимаете, что заявленные скорости под 5 л.с. ПЛМ "Прибой" -- это ненаучная фантастика?
См. КиЯ №87 -- упор "штантного" винта "Прибой" измерили, 20км/ч -- 28кгс. Сделали близкий к оптимальному винт -- 37кгс, что совсем иное дело, но по-прежнему очень немного.
Скорости в старых заметках и журналах -- это не измерения, визуально оценивали.
Сколько насчитали по водоизмещению? 3чел. -- 3*75=225кг, 25кг ПЛМ, корпус 70кг (лёгкий, да), бак с 10л топлива 10кг, снабжение 10кг, на круг 330кг.
Сопротивление должно быть меньше 35кгс, что бы показать 20км/ч. Это Lwl=3,6м, FrL=0,94, Lwl/D^1/3=5,2, сопротивление без выступающих частей ориентировочно 35..37кгс, т.е. не пройдёт.
Вывод: нужно увеличивать мощность при прочих вводных.
лично не замерял характеристику тягового усилия на двигателе 5 л.с., но есть пару статей где это делали и полученные результаты лежат в пределах 44 - 53 кг.
ссылка - http://sail.com.ua/r...al-ru-ru-2.html
ссылка - http://parsun.com.ua...orovparsun.html
не утверждаю что приведенные данные в статье абсолютно точны.
безусловно что лучше ориентироваться на практические замеры собственного двигателя.
сделаю еще пару вариантов корпуса и сравню их по этому параметру.
Сообщение отредактировал Mark-I: 03 февраля 2021 - 16:31
Отправлено 03 февраля 2021 - 16:50
характеристику тягового усилия на двигателе 5 л.с.
Там заявляют "тягу на швартовах", т.е. скорость=0, а упор на скорости 20км/ч заметно ниже... это букварь. Потому очень сложно что то подсказывать -- или нужно начинать с азов, или уже для тех, кто уже многое знает...
Отправлено 03 февраля 2021 - 18:09
Там заявляют "тягу на швартовах", т.е. скорость=0, а упор на скорости 20км/ч заметно ниже...
реалии таковы что про 20 км/ч я и не мечтал. задача была по возможности достичь 15 км/ч о чем я писал тут - https://forum.katera...5-ls/?p=2481032
соответственно и характеристики тягового усилия будут меньшими.
сейчас я хожу под таким мотором с водоизмещением 250 кг со скоростью 7-8 км/ч и 2-х кратное увеличение скорости, при таком же двигателе, я буду считать очень хорошим результатом для себя.
по двигателю "Прибой" - "Согласно расчету, с этим винтом (трехлопастной винт с обычной симметричной формой лопасти) на скорости 20 км/ч можно получить Ре=37 кгс и ηe=0,55 вместо Ре=28 кгс и ηe=0,4 при использовании штатного полированного винта."
т.е. для хода в 15 км/ч достаточно вписаться в те же 37-40 кгс.
Сообщение отредактировал Mark-I: 03 февраля 2021 - 18:20
Отправлено 05 февраля 2021 - 12:15
Читал, что Вы не хотите катамаран из-за якобы усложнения постройки, но всё же осмелюсь предложить так как он "с головой" перекроет все требования Вашего тех.задания.Основные вводные характеристики:
1. Длина судна – до 4 м (не регистрируется в Украине)
2. Максимальное водоизмещение – 350 кг номинально (до 400 кг максимально).
3. Хорошая остойчивость в статике – рыбалка для двух человек.
4. Мощность двигателя - до 5 л.с. (включительно).
5. Ширина корпуса - позволяющая ночевать на судне вдвоем (тент над головой с опускающимися боковинами, а-ля палатка).
6. Управление мотором – только румпельное.
7. Скоростные показатели - наибольшая возможная скорость при максимальном водоизмещении с двигателем 5 л.с.
9. Волнение - до 0,5 м
Отправлено 05 февраля 2021 - 23:27
Читал, что Вы не хотите катамаран из-за якобы усложнения постройки, но всё же осмелюсь предложить так как он "с головой" перекроет все требования Вашего тех.задания.
Мой кат 4,5 на 1,9. Пришёл к выводу, что надо чуть меньше, как раз в 4 метра самое то. Буду строить года через три, но под мотор 2,5 л.с. В 15 км/ч не сомневаюсь, даже на волне 0,5. С вашими 5 л.с. возможно и 20 км/ч получится. Причём с катамараном не требуется "ловить блох" в проектировании обводов, как с однокорпусником.
Компа нет. Набросал от руки.
4×1,8 м. Осадка примерно 220 мм.
Клетка 200×200.
20210205181118.jpg
По катамарану как обоснование делается, что он сможет на 20км.час выйти?
Получается корпуса рассматриваются отдельно? Водоизмещение делится пополам, и получаем.
Сколько насчитали по водоизмещению? 3чел. -- 3*75=225кг, 25кг ПЛМ, корпус 70кг (лёгкий, да), бак с 10л топлива 10кг, снабжение 10кг, на круг 330кг.
Сопротивление должно быть меньше 35кгс/2 что бы показать 20км/ч.
Lwl=???, FrL=???, Lwl/(D/2)^1/3=???, сопротивление без выступающих частей ориентировочно ???кгс,
Какая ширина корпусов будет оптимальной для этой задачи?
Может ссылку кто помнит, где это обсуждалось на форуме?
Отправлено 06 февраля 2021 - 00:25
Сопротивление должно быть меньше 35кгс/2 что бы показать 20км/ч.
Lwl=???, FrL=???, Lwl/(D/2)^1/3=???, сопротивление без выступающих частей ориентировочно ???кгс,
RT = 270 х N х no / V
RT - полное сопротивление в кгс
N - мощность на валу в л.с.
no - КПД гребного винта
V - фактическая скорость лодки в км/ч
При условии что КПД гребного винта всего 52%, то да, полное сопротивление будет = 35 кгс:
RT = 270 х 5 х 0.52 / 20 = 35 кгс
Что до сопротивления выступающих частей, то при скорости в 20 км/ч этот показатель для данной группы моторов не превышает 2 кгс ......
Отправлено 06 февраля 2021 - 00:44
RT = 270 х N х no / V
RT - полное сопротивление в кгс
N - мощность на валу л.с.
no - КПД гребного винта
V - фактическая скорость лодки км/ч
При условии что КПД гребного винта всего 52%, то да, полное сопротивление будет = 35 кгс:
RT = 270 х 5 х 0.52 / 20 = 35 кгс
Ага это понятно, но идем дальше, какая ширина корпусов? Предположим 0.3м
L/B=14, И дальше как по FrL, Lwl/D^1/3 получить сопротивление?
Относительным удлинением на катамаране, можно очень сильно играться, но как далеко уходить?
Отправлено 06 февраля 2021 - 01:14
Ага это понятно, но идем дальше, какая ширина корпусов? Предположим 0.3м
L/B=14, И дальше как по FrL, Lwl/D^1/3 получить сопротивление?
Относительным удлинением на катамаране, можно очень сильно играться, но как далеко уходить?
Предполагаю что на этот вопрос Вы и сами уже знаете ответ - другое дело что приблизительную ширину корпусов можно определить и через вот такой несложный расчёт:
http://www.barque.ru...ticles/0065.jpg
Отправлено 06 февраля 2021 - 01:30
Предполагаю что на этот вопрос Вы и сами уже знаете ответ - другое дело что приблизительную ширину корпусов можно определить и через вот такой несложный расчёт:
Нет не знаю, Савицкого нельзя применять и приведенные формулы из ссылки мне кажется не будут работать, при скоростях 20км в час при таком удлинении и др. текущих параметрах какой режим? Переходный режим, ближе к водоизмещающему и там как считать я не знаю, нужно ознакомиться с теорией. Многое зависит от формы и скорее какие то графики существуют, это не проблема все найти, вопрос основной был по катамаран, можно ли независимо корпуса обсчитывать?
Сообщение отредактировал wwwanton: 06 февраля 2021 - 01:32
Отправлено 06 февраля 2021 - 03:16
Экспериментально )))По катамарану как обоснование делается, что он сможет на 20км.час выйти?
Нисколько не считал. Водоизмещение задано хозяином темы в первом сообщении. Предположу, что катамаран получится примерно на 15...20 кг тяжелее однокорпусника таких же габаритов.Сколько насчитали по водоизмещению? 3чел. -- 3*75=225кг, 25кг ПЛМ, корпус 70кг (лёгкий, да), бак с 10л топлива 10кг, снабжение 10кг, на круг 330кг.
При заданной длине и водоизмещении, там особо нечем "играться". Нарисовал оптимальный вариант, как мне кажется....какая ширина корпусов? Предположим 0.3м
...Относительным удлинением на катамаране, можно очень сильно играться, но как далеко уходить?
Сообщение отредактировал свободник: 06 февраля 2021 - 03:17
Отправлено 06 февраля 2021 - 10:49
Замер проводился при полном водоизмещении примерно 320...330 кг, в стоячей воде, без ветра, в разных направлениях, так сказать на всякий случай.Пожалуйста напомните, какое у него полное водоизмещение при озвученных выше вводных?
Сообщение отредактировал свободник: 06 февраля 2021 - 10:51
Отправлено 06 февраля 2021 - 14:47
Уже не раз на форуме мелькала ссылка: Дубровский. Многокорпусные суда.
Там в конце есть методика расчета для катамаранов. Много графиков.
Здравствуйте Александр Романович.
Как понимаю Вы советуете ознакомиться со всей 7 главой - как говориться от и до, или учитывая специфику этой темы нам можно ограничиться лишь только 3 подразделом :
Что до графиков, то их там действительно очень много - но вот насколько они приемлемы для сверхмалых судов .....
Отправлено 06 февраля 2021 - 17:29
Как понимаю Вы советуете ознакомиться со всей 7 главой - как говориться от и до, или учитывая специфику этой темы нам можно ограничиться лишь только 3 подразделом :
Что до графиков, то их там действительно очень много - но вот насколько они приемлемы для сверхмалых судов .....
Добрый день, Петр
Я бы посмотрел 2 и 3 разделы.
Что касается малости судов, то можно для сравнения посмотреть графики в работах А.Назарова. Он их приводил на форуме и в статьях КиЯ.
И сделать выводы о влиянии размеров. Если говорить о безразмерных параметрах, то здесь проблем нет.
Отправлено 06 февраля 2021 - 19:56
Замер проводился при полном водоизмещении примерно 320...330 кг, в стоячей воде, без ветра, в разных направлениях, так сказать на всякий случай.
По GPS максимальная скорость колебалась в районе 15.. 15,4 км/ч
около года назад я считал поплавок катамарана с похожими вводными данными:
водоизмещение - 163 кг
длина - 3500 мм
ширина на миделе - 400 мм
осадка - 220 мм
постоянная скорость - 20 км/ч
шероховатость поверхности корпуса - 10 мкм
дифферент - отсутствует
программа SW Flow Simulation. результат для одного корпуса.
получилось что необходимая сила для поддержания скорости 20 км/ч одного поплавка - 30 кгс.
Сообщение отредактировал Mark-I: 06 февраля 2021 - 20:17
Отправлено 06 февраля 2021 - 20:53
около года назад я считал поплавок катамарана с похожими вводными данными:
водоизмещение - 163 кг
длина - 3500 мм
ширина на миделе - 400 мм
осадка - 220 мм
постоянная скорость - 20 км/ч
шероховатость поверхности корпуса - 10 мкм
дифферент - отсутствует
Считать не умею совсем.
Но что-то мне подсказывает, что двигаться без дифферента при таких вводных, это надо сильно постараться.
А если будет дифферент, то и результат расчетов видимо изменится?
Отправлено 06 февраля 2021 - 22:51
Считать не умею совсем.
Но что-то мне подсказывает, что двигаться без дифферента при таких вводных, это надо сильно постараться.
А если будет дифферент, то и результат расчетов видимо изменится?
дифферент зависит от изменения центра масс и сил действующих на корпус судна. в расчете задал идеальные условия - корпус судна на "ровном киле".
при изменении угла наклона и результаты сопротивления корпуса будут иными. в 3D модели при ее расчете есть возможность задать любую величину дифферента, т.е. получить диапазон значений сопротивления корпуса.
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей