Перейти к содержимому

Фотография

О контактах (электрических)


Сообщений в теме: 72

#1 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 22 мая 2021 - 03:39

Сорри за оффтоп коллеги не могу удержаться.

 

С лифером еще у криворуких проблемы. Есть такие что сделали контакты слабыми, перегрели в процессе эксплуатации, расплавили, ......

 

Иэххх, не далее как сегодня, по знакомству попросили подключить бу. эл. двигатель 3Ф/380/7кВт.

Открываю клемник двигателя.... @#&^%!@#$*&^%(*&^@(# причем долго и громко :shuffle:

 

Это каким надо быть криворуким, чтобы провода выходящие из движка (от обмоток) ТАК закрепить.

 

Внимание следите за последовательностью:

Гетинаксовый клемник, из него железный болт М6, провод с наконечником от двигателя, шайба, железная гайка, шайба, провод сети (или перемычка в звезду), шайба, гайка.

 

Для тех кто не понял:  В цепи протекания тока во всех фазах находился железный болт!

А всего то нужно было просто сложить вместе подводящий и двигательный провода и сжать гайкой.

А вторая (вернее первая ) гайка она чисто для крепления этого болта в клемнике.

 

И так были были "подсоединены" ВСЕ шесть проводов  :wacko:

То есть "звезда" движка собрана точно так же.

Это пипец, на "звездном" соединения выгорели два из трех болтов, благо третий остался на него всё и свел. 

Изоляция проводов из движка подгорела - пришлось искать лакотканевые трубки... в общем вместо 15 минут потратил полдня.


  • 0

#2 John Zaitsev

John Zaitsev

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 960 сообщений
  • Из:Город на Волге
  • Судно: Амур

Отправлено 22 мая 2021 - 23:58

Зря вы наговариваете - "железо" в таком количестве не принесёт большого вреда. Гораздо хуже то, что наворачивают непокрытые гайки, которые ржавеют. И ещё в вашей цепочке я не нашёл гайки поверх гетинакса. Т.е., наконечник провода движка с одной стороны поджат лишь гетинаксом. А это уже серьёзный косяк, т.к. гетинакс от нагрева (а греется любой проводник - один меньше, другой больше) проседает (испаряется смола) со всеми вытекающими. Да и без нагрева - тоже. Дальше процесс развивается лавинообразно.


  • 0

#3 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 мая 2021 - 01:45

Зря вы наговариваете - "железо" в таком количестве не принесёт большого вреда.

Ну не должно быть "железного провода", каковым являлся в данном случае болт.

И ещё в вашей цепочке я не нашёл гайки поверх гетинакса. Т.е., наконечник провода движка с одной стороны поджат лишь гетинаксом. А это уже серьёзный косяк, т.к. гетинакс от нагрева ...

Я чего говорил ? :)
Должно быть, гетинакс, шайба, гайка, шайба, два провода (наконечники кольцевые), шайба, гайка.
А было вот как я выше написал.
Выгорели из гетинакса два из трех болтов "звездного" соединения обмоток. Ну там и железо и неконтакт - всё вместе сыграло роль.
Благо фазные живые хоть остались, хотя гайки и изоляция явно "подогретые".

Ну да ладно, в целом то мы про контакты говорим, а уж при наших десятках ампер - это начинает играть первостепенную роль, равно как и толщины проводов.

Я же говорю был удивлен ощутимым нагревом, весьма недлинных ~50..60см 50кв/мм проводов, после подачи ~200 ампер достаточной продолжительностю через них.
И это всего 4 ампера на квадрат. Ну... в принципе это как раз по ПУЭ и на пределе. (215ампер для 50кв/мм)
Но греются заразы же :) И напруга на них падает тоже заметно при таких токах.

Не ну... а че хотим, даже по расчету, на метре и 200A получаем 13.6 ватта выделения мощности.
Так это в случае идеальной электротехнической меди, а где ёё сейчас увидишь ? :)
  • 0

#4 John Zaitsev

John Zaitsev

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 960 сообщений
  • Из:Город на Волге
  • Судно: Амур

Отправлено 23 мая 2021 - 03:05

Ну не должно быть "железного провода", каковым являлся в данном случае болт.


Тем не менее - в мобилях почти все силовые переходы - железные. Взять тот же выводной болт генератора - нигде медным или даже латунным не бывает. За исключением америкосов. А токи в генах - не чета семикиловаттному движку на 380. 

Даж пятаки на стартерах одно время делали комбинированными - само тело жалезное, а контакт - медный. Но забросили эту технологию. Хотя идея была стоящая - антивандальная. Но, походу, в этом собака и порылась.  Ведь гайку на карболит крышки втягивающего давно упразднили... )


  • 0

#5 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 мая 2021 - 06:02

Тем не менее - в мобилях почти все силовые переходы - железные. Взять тот же выводной болт генератора - нигде медным или даже латунным не бывает.

Коллега, я конечно не хочу сомневаться в Вашем опыте, но так уж сложилось, что за последний год пришлось своими руками разобрать ну штук семь может даже десять, разных автогенераторов, и бош и валео и еще всяких, в основном 90 ампер+

И везде выводной болт был медным.

 

Одно скажу - это всё были достаточно старые генераторы.

Самый новый был не раньше 2010го года.

 

А железа быть в электрической цепи просто не должно по определению, просто по причине в ~ десять раз большего удельного сопротивления.


  • 0

#6 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 23 мая 2021 - 16:31

Сорри за оффтоп коллеги не могу удержаться.

 

Внимание следите за последовательностью:

Гетинаксовый клемник, из него железный болт М6, провод с наконечником от двигателя, шайба, железная гайка, шайба, провод сети (или перемычка в звезду), шайба, гайка.

 

Для тех кто не понял:  В цепи протекания тока во всех фазах находился железный болт

 

 последовательность  подключения  вполне правильная   .  Выгорело скорее всего из-за того , что крестьяне которые подключали двигатель , не поставили наконечники на провода сети.  Или гайки тянули до дури.     

 

А всего то нужно было просто сложить вместе подводящий и двигательный провода и сжать гайкой.

 

 

 

так не делают .    категорически !!!!


  • 0

#7 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 24 мая 2021 - 01:26

так не делают .    категорически !!!!

Ну... поясните, почему так не делают ?
Особенно в свете того, что именно это позволяет обеспечить минимальное сопротивление контакта.
Я бы понял - если бы это были медные болты и гайки.
  • 0

#8 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 24 мая 2021 - 11:36

Ну... поясните, почему так не делают ?
Особенно в свете того, что именно это позволяет обеспечить минимальное сопротивление контакта.
Я бы понял - если бы это были медные болты и гайки.

   у вас провода разных диаметров  ,  один будет  "пережат"  другой "недожат"   как следствие , плохой контакт  .      Вообще есть правила монтажа и  ,если не ошибаюсь ,гост ,   там все расписано  где/ когда применяются шайбы    ,  когда ставится гровер  и контргайка   , моменты затяжки.  

 

Ваш пример с   медным болтом генератора не совсем корректен  - в генераторе болт  "проходной"


Сообщение отредактировал mr. Pioneer: 24 мая 2021 - 11:39

  • 0

#9 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 24 мая 2021 - 11:49

   у вас провода разных диаметров  ,  один будет  "пережат"  другой "недожат"   как следствие , плохой контакт  .      Вообще есть правила монтажа и  ,если не ошибаюсь ,гост ,   там все расписано  где/ когда применяются шайбы    ,  когда ставится гровер  и контргайка   , моменты затяжки.  

 

Ваш пример с   медным болтом генератора не совсем корректен  - в генераторе болт  "проходной"

эм, а причём тут провода если на них отпрессованы одинаковые наконечники под винт и мы затягиваем два одинаковых наконечника?)))


  • 1

#10 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 24 мая 2021 - 12:19

эм, а причём тут провода если на них отпрессованы одинаковые наконечники под винт и мы затягиваем два одинаковых наконечника?)))

А всего то нужно было просто сложить вместе подводящий и двигательный провода и сжать гайкой.

для болтового соединения  наконечников  , за редким исключением , шайбы не требуются  .     Болт + гайка 


  • 0

#11 John Zaitsev

John Zaitsev

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 960 сообщений
  • Из:Город на Волге
  • Судно: Амур

Отправлено 24 мая 2021 - 13:10

Коллега, я конечно не хочу сомневаться в Вашем опыте, но так уж сложилось, что за последний год пришлось своими руками разобрать ну штук семь может даже десять, разных автогенераторов, и бош и валео и еще всяких, в основном 90 ампер+
И везде выводной болт был медным.
 
Одно скажу - это всё были достаточно старые генераторы.
Самый новый был не раньше 2010го года.

 
Вчера полистал каталоги... У воши вообще не нашёл ничего, похожего на медь. У Валео, из 228-и мостов, нашёл два. Но я не уверен - что там медь, а не как у Денсо - плакированная сталь.
Т.е., получается, что при очень маленькой  вероятности  попадания к вам генераторов с "медными" болтами, они таки шли чередом...
 
Вот типовый вошевский мост 10-и летней давности. Видно, что выводной болт - стальной, покрытый.
 
мост бош.jpg
 
 
Вот древний типовый вошевский мост. С выводным болтом - такая же х...
 
мост бош 2.jpg
 
 
Вот уже замысловатый мост посовременнее. Опять от воши. И опять не видно меди. Кстати - запчасть из разряда "западло". Сломать такой мост, из-за закиси или закуси гайки - как два пальца. Ввиду ажурной конструкции. Я не ломал, но мне приносили сломанное.
 
мост бош 3.jpg
 
 
Вот типовый мост Валео примерно 10-летней давности. Минусовые диоды интегрированы в заднюю крышку. Опять стальной болт.
 
валео 2.jpg
 
 
Вот типовый валео постарше...
 
валео.jpg
 
 
А вот типовый  Денсо с закосом под медь...
 
денсо.jpg
 
 

А железа быть в электрической цепи просто не должно по определению, просто по причине в ~ десять раз большего удельного сопротивления.


Железо, и в вашем случае, и в генераторах - не провода, а переходы. Там общего сопротивления - кот наплакал, ввиду массивности этих самых переходов. Оно даже не фиксируется простым мультиметром. Поэтому гораздо важнее - чистота поверхности соприкасающихся деталей. Ну и - стабильность момента затяжки.

Окислившиеся переходы провод-наконечник вносят гораздо больше потерь.


  • 0

#12 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 24 мая 2021 - 14:08

Я боюсь что медная резьба такого маленького диаметра - будет срываться даже не через раз, а почти каждый раз при закручивании без динамоключа))) Она слабее аллюма в корпусах.

Другое дело латунь.


  • 0

#13 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 24 мая 2021 - 14:17

Взял калькулятор..

Посчитал сопротивление железного болта (на длине 1см)  D6 и D8

 

Не могу не согласится с доводами коллег, что оно ничтожно.

 

Однако матюкался я не зря :)

Ибо там кроме всего этого в том клемнике, еще и ржавое все было.

Но это видимо годы. Только годы годами, но эта установка работала до недавнего совсем времени.

Её б/у забрали просто в другое место. Там похоже местного электрика не было от слова совсем.

 

Да, на проводах везде латунные (вот латунные !) наконечники, так что от того что я сложил их и сжал гайками - стало только лучше.

 

P.S. Если медь "закалили" при изготовлении, и гайку тянуть с динометрическим ключиком, то ничего не сорвется. Без ключика, совершенно верно, сорвать легко.

Ну да не суть...

 

В любом случае, хороший электрический контакт - одно из условий безаварийной работы.

Особенно в сильноточных цепях.


Сообщение отредактировал nvc: 24 мая 2021 - 14:36

  • 0

#14 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 24 мая 2021 - 14:46

 

 

В любом случае, хороший электрический контакт - одно из условий безаварийной работы.

Особенно в сильноточных цепях.

000000.jpg


  • 5

#15 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 24 мая 2021 - 15:24

это классика жанра !   :)     Ноль  на домовом вводе .   Медная шина ,  алюминиевый  вводной наконечник ,  железный болт  


  • 0

#16 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 25 мая 2021 - 14:44

В порядке коррекции информации:

Я, оказывается, попутал болты от генераторов и стартеров. :wacko:

На генераторах таки да - в основном железные. Медных было пару-тройку и от каких то старых генов.


  • 0

#17 Aleksk

Aleksk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 13 720 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно:
  • Название: Неспешный

Отправлено 26 мая 2021 - 19:06

электроавтобус сгорел за несколько секунд. 

Сообщение отредактировал Aleksk: 26 мая 2021 - 19:07

  • 0

#18 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 26 мая 2021 - 20:33

_


  • 1

#19 tiger-shark

tiger-shark

    менталист

  • Капитан
  • 1 947 сообщений
  • Из:sea
  • Судно: Albin Vega

Отправлено 27 мая 2021 - 11:23

коллеги, вопрос немного не по теме, но близко.

Вот продаются такие клемники. Бывают на 200-300 ампер. Но что-то не внушают доверия и ценник по тыщу.

А клемник нужен под такие токи. Пришла в голову мысль сделать самому, взять кусок текстолита, наложить на него медную полосу (3-5 мм толщиной) просверлить несколько отверстий под М8 или М10, вставить медные болтики и гаечки от выхлопной системы автомобиля. Второй вариант, есть латунный прут 20 мм, немного его расплескать и аналогично с болтиками-гаечками.

Будут ли недостатки в реализации такого клемника?


  • 0

#20 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 27 мая 2021 - 12:22

коллеги, вопрос немного не по теме, но близко.

Вот продаются такие клемники. Бывают на 200-300 ампер. Но что-то не внушают доверия и ценник по тыщу.

А клемник нужен под такие токи. Пришла в голову мысль сделать самому, взять кусок текстолита, наложить на него медную полосу (3-5 мм толщиной) просверлить несколько отверстий под М8 или М10, вставить медные болтики и гаечки от выхлопной системы автомобиля. Второй вариант, есть латунный прут 20 мм, немного его расплескать и аналогично с болтиками-гаечками.

Будут ли недостатки в реализации такого клемника?

3-5 мм не говорит ни о чем, вопрос какое сечение? Т.е. еще укажите ширину шины. На 200А нужно около 100 мм2 меди. Для толщины 5мм это 20 мм ширины, а для толщины 3мм - нужна шина шириной 33мм. Если нужен другой ток или другой металл, то поищите соответствующие таблицы. Цифры могут отличаться в разных источниках, т.к. сечение зависит есть движение воздуха или нет, какая окружающая температура. Задача шины проводить ток и успевать рассеивать тепло которое выделяется даже на небольшом сопротивлении контакта.
Еще недостаток самодельной шины - окисление. Если прикрутить окисленные концевики на окисленную шину, то указанное сечение не будет справляться. У меня по недосмотру на такой вот самодельной шине из меди (плюс китайские провода) температура доходила до 140 градусов при длительном токе всего 90А (12В - киловаттная нагрузка). После зачистки всех контактных плоскостей и затяжке болтов - повышение температуры едва ощущалось. Промышленные шины дополнительно имеют защитное покрытие. Я думал покрыть никелем свои шины, но пока руки не дошли.
Болты можно брать и из нержавейки. Даже большие компании, которые занимаются мощным оборудованием обычно используют крепеж из нержавейки. Главное уделить внимание контакту между шиной и кабельными наконечниками.


Сообщение отредактировал tedbeer: 27 мая 2021 - 12:29

  • 2

#21 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 27 мая 2021 - 12:35

коллеги, вопрос немного не по теме, но близко.

Вот продаются такие клемники. Бывают на 200-300 ампер. Но что-то не внушают доверия и ценник по тыщу.

А клемник нужен под такие токи. Пришла в голову мысль сделать самому, взять кусок текстолита, наложить на него медную полосу (3-5 мм толщиной) просверлить несколько отверстий под М8 или М10, вставить медные болтики и гаечки от выхлопной системы автомобиля. Второй вариант, есть латунный прут 20 мм, немного его расплескать и аналогично с болтиками-гаечками.

Будут ли недостатки в реализации такого клемника?

 Не буду вас отговаривать ,   но лучше пересмотреть схему   .   Если речь идет о лодке,   можно обойтись вообще без клемников  на 200 А.    C  трудом представляю , где на лодке могут быть токи такой величины.


Сообщение отредактировал mr. Pioneer: 27 мая 2021 - 12:35

  • 0

#22 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 27 мая 2021 - 12:47

 Не буду вас отговаривать ,   но лучше пересмотреть схему   .   Если речь идет о лодке,   можно обойтись вообще без клемников  на 200 А.    C  трудом представляю , где на лодке могут быть токи такой величины.

 Электролебедки, подрулька, стартер. На подрульке и 400А может быть. Поэтому ее включают очень кратковременно.


Сообщение отредактировал tedbeer: 27 мая 2021 - 12:48

  • 0

#23 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 27 мая 2021 - 12:56

 Электролебедки, подрулька, стартер. На подрульке и 400А может быть. Поэтому ее включают очень кратковременно.

тут в консерватории   схеме  править надо . :)   Если  собрался ставить электролебедки , подрульку ,  холодильник , шпиль    то  12v   как бы и не нужны  ,   надо переходить на 24 или 48 v    На нормально спроектированных яхтах эти девайсы вообще гидравлические .


  • 0

#24 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 27 мая 2021 - 13:04

тут в консерватории   схеме  править надо . :)   Если  собрался ставить электролебедки , подрульку ,  холодильник , шпиль    то  12v   как бы и не нужны  ,   надо переходить на 24 или 48 v    На нормально спроектированных яхтах эти девайсы вообще гидравлические .

Если деньги карман жгут, то да. Но есть большая разница между "поставить правильную шину" и "перевести всю лодку на другой стандарт". Человек спросил про шину, а не про советы как сделать апгрейд всего оборудования.

ЗЫ. завязываю с бестолковой дискуссией


  • 1

#25 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 27 мая 2021 - 13:22

 Не буду вас отговаривать ,   но лучше пересмотреть схему   .   Если речь идет о лодке,   можно обойтись вообще без клемников  на 200 А.    C  трудом представляю , где на лодке могут быть токи такой величины.

Если вам нужно получить скажем 220в 11А (вполне нормальные в квартире в общем-то, тот же чайник), то вам как раз надо взять 12в 200А  :)  + потери. 
Так что кратковременно для питания бытовой техники - запросто такие токи могут быть. Да и зарядка большого лифера - вроде как тоже вполне допускает такие токи, и их вполне можно получить забрав с берега 220в из обычной розетки по обычному удлинителю.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей