Перейти к содержимому

Фотография

Схема питания с двумя аккумуляторами.


Сообщений в теме: 63

#26 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 30 июня 2021 - 12:02

Я не говорю что совсем не надо китайщину - нет.

Но тот кто это ставит - должен четко понимать разницу между простым кулоносчетчиком и монитором аккумуляторной батареи.

Как просто счетчик кулонов китайские работают.

Вот китайский монитор, который работает как надо - Ammeter Подцепил ссылку на него на ютюбе у одного американского обзорщика/спеца по  автономным системам энергообеспечения.


  • 0

#27 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 30 июня 2021 - 12:14

Вот китайский монитор, который работает как надо - Ammeter Подцепил ссылку на него на ютюбе у одного американского обзорщика/спеца по  автономным системам энергообеспечения.

Для бытового использования - они все работают как надо. Хоть за 1000 руб., хоть за 50 000 руб. Разницы нет. Никто в бытовом использовании блох не ловит, разница в 1-2% никому не интересна.


  • 0

#28 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 30 июня 2021 - 12:15

..

И в китайских нет другого важного  компонента - а именно алгоритмическо-математического, что и делает из кулоносчетчика монитор.

Так в том и смысл калибровки - вычисление показателя экспоненты разряда. Его забивают во внутренний  софт даже вручную. У BEP Marine https://www.technoma...product_id=2084 монитор работает так, вряд ли у китайцев.


  • 0

#29 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 30 июня 2021 - 12:26

Так в том и смысл калибровки - вычисление показателя экспоненты разряда. Его забивают во внутренний  софт даже вручную. У BEP Marine https://www.technoma...product_id=2084 монитор работает так, вряд ли у китайцев.

Зачем это нужно? До сотых амперчаса знать, сколько амперчасов осталось в аккумуляторе? Даже в литиевых аккумах нам не нужна такая точность. В свинцовых, которые мы можем разрядить только на 30%, это вообще смешно.

При зарядке до 100% все накопленные ошибки математики сбрасываются. У меня, например, это происходит раз в неделю. 


  • 0

#30 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 30 июня 2021 - 12:33

 Пришли - ткнулись в берег. Два-три дня живут на берегу. Мотают холодильник (не постоянно, но по надобности... хотяяяя... могут и забыть выключить), заряжают телефоны, колонки музыкальные, читают или тупят в телефонах при свете бытового освещения, и т.п. Итог - высаженный сервисный АКБ, но живой основной, который позволит запустить мотор и набить оба аккумулятора.

 

Для аварийных целей можно использовать бустер за 2500 руб. Литиевый аккумулятор, размером с шоколадку, который спокойно запускает двигатель, в случае необходимости. И никакие схемы с двумя аккумуляторами городить не нужно. Пока все Ок - у вас работает на все один аккумулятор. Не уследили за своими дамами - высадили они его в нуль - подключили бустер, завели двигатель - все опять хорошо. 

https://www.citilink...940/properties/


  • 0

#31 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 30 июня 2021 - 23:20

Так в том и смысл калибровки - вычисление показателя экспоненты разряда. Его забивают во внутренний  софт даже вручную. У BEP Marine  монитор работает так, вряд ли у китайцев.

Так и я про что говорю, у китайцев только кулоносчетчик и всё.

Но в аккумуляторах кроме "пейкерта" еще туча коэффициэнтов. И на разряде и на заряде.

 

И в идеале нужно проводить полный цикл обучения монитора конкретной батарее (тех мониторов которые понимают такое обучение)

А это - предзаряд/отстой/разряд/отстой/заряд/отстой/разряд/отстой/заряд.

Или немного наоборот, предразряд/отстой/заряд/отстой/разряд.

 

Это производится рекомендованными токами (обычно 1/5C) и занимает времени порядка 15-18 часов.

После чего монитор уже знает параметры конкретного аккумулятора и следит за ним с высокой точностью.

И ампер часы - это далеко не всё, хотя и вроде бы "самое важное", но не всё.


  • 0

#32 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 01 июля 2021 - 00:42

А вот знать, когда аккум уже надо менять - бесценно  :)

 

ЗЫ интересно, если с таким монитором свинцовый аккум разрядить до 10в, подержать пару дней и зарядить снова - что монитор скажет о состоянии аккума?


  • 0

#33 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 01 июля 2021 - 00:56

А вот знать, когда аккум уже надо менять - бесценно  :)

Это называется SOH (State of Health) и никакой "китаесь" этого не покажет.
А монитор должен этот параметр показывтаь как раз.

ЗЫ интересно, если с таким монитором свинцовый аккум разрядить до 10в, подержать пару дней и зарядить снова - что монитор скажет о состоянии аккума?

Ну... каким то образом показания SOH должны измениться.
Мне свой экспериментальный жалко :)
Но микросхема монитора BQ34Z100-G1, после обучения, однозначно "сказала" там мол ~86% осталось (если правильно помню) в этом аккуме. Того самого SOH.
И это полностью соответсвует реальности.
  • 1

#34 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 01 июля 2021 - 00:57

Просто проверять монитор на новом аккуме - скушна, ну покажет оно паспортные данные акка - и че?
А вот на полудохлом - ууу, тут все могет быть гораздо интереснее, подсунуть ему падаль и спросить че он на енто скажет  :D


  • 0

#35 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 01 июля 2021 - 01:00

А вот знать, когда аккум уже надо менять - бесценно  :)

 

ЗЫ интересно, если с таким монитором свинцовый аккум разрядить до 10в, подержать пару дней и зарядить снова - что монитор скажет о состоянии аккума?

Калиброванный счетчик связывает кривую падения напряжения с отдачей тока "здорового" аккумулятора. Видимо, получив данные по отдаче уставшей батарейки, он получит катастрофическую разницу в напряжении,  Это причина подать сигнал.


Просто проверять монитор на новом аккуме - скушна, ну покажет оно паспортные данные акка - и че?
А вот на полудохлом - ууу, тут все могет быть гораздо интереснее, подсунуть ему падаль и спросить че он на енто скажет  :D

То и скажет - падаль


  • 0

#36 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 01 июля 2021 - 01:03

Калиброванный счетчик связывает кривую падения напряжения с отдачей тока "здорового" аккумулятора. 

А хде взять кривую здорового? 

Точнее, насколько она окажется подходящей?


  • 0

#37 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 01 июля 2021 - 01:08

А хде взять кривую здорового? 

Точнее, насколько она окажется подходящей?

А вот ЭТО как раз главный вопрос :)

 

Я уже не раз писал про цикл обучения, вот оттуда монитор и берет кривую, но при этом он имеет внутри себя набор стандартных "кривых" для каждого типа/химии (а в BQ34 заливается вплоть до конкретных моделей) 

И потом сравнивая реальный акк с этими табличками своими расчитывается уже и все остальное .


  • 0

#38 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 01 июля 2021 - 10:05

А хде взять кривую здорового? 

Точнее, насколько она окажется подходящей?

В предустановках уже зашит некоторый усредненный показатель Пёйкерта, и в руководстве есть табличка с его типовыми зависимостями от марок и емкости батареек. Но можно и скорректировать вручную. Поле для творчества.


  • 0

#39 Compass

Compass

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 542 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: Kaisla 550 HT
  • Название: IDEAL

Отправлено 01 июля 2021 - 12:06

Ребят... Ну это уж "Горе от ума", какое-то наступает... Что бы понять, что аккумулятор не исправен и просится на помойку, достаточно оценить время его зарядки. Если он заряжается быстро, при этом потребляя ток, больше 17-20 А (для 190 А/ч АКБ) - то и разряжаться будет быстро. И пора уже думать о его замене. На большом катере АКБ служили 4 года. Стояло навороченное ЗУ, и т.д. Но на пятый год, цикл заряда АКБ становился совсем коротким, и высаживаться они начинали с такой-же скоростью. Вот тогда их и менял.


  • 1

#40 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 01 июля 2021 - 12:59

больше 17-20 А (для 190 А/ч АКБ) - то и разряжаться будет быстро..

Эм, а ничего что даже автомобильный 75..80 Ач может без проблем взять 30А на зарядке? Подключите клещи в авто, заведите мотор и посмотрите сколько с генератора на аккум польется.

У меня мото аккум на 12Ач в начале заряда 10+А берет без проблем)))) По таким критериям даже новый аккум можно сразу отбраковывать...


  • 0

#41 Compass

Compass

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 542 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: Kaisla 550 HT
  • Название: IDEAL

Отправлено 01 июля 2021 - 15:21

Эм, а ничего что даже автомобильный 75..80 Ач может без проблем взять 30А на зарядке? Подключите клещи в авто, заведите мотор и посмотрите сколько с генератора на аккум польется.

У меня мото аккум на 12Ач в начале заряда 10+А берет без проблем)))) По таким критериям даже новый аккум можно сразу отбраковывать...

 

Я говорю о заряде через ЗУ типа DC-DC, с "мозгами". В нормальном режиме они дают зарядный ток не более 10 % от емкости батареи. 190 А/ч - не больше 20 А. Все, что больше - говорит о неисправности АКБ. То, что высаженную в ноль батарею, при зарядке напрямую от генератора, он попытается зарядить максимальным током - это известно. Потому и не ставят большие емкости на прямую зарядку от генераторов - он сгорит. Так вот смысл такой схемы. что я горожу. в том числе и для того, что бы не заряжать два дохлых аккумулятора сразу, а иметь возможность поделить сеть и заряжать их по отдельности относительно слабым генератором.


  • 1

#42 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 01 июля 2021 - 17:39

Я говорю о заряде через ЗУ типа DC-DC, с "мозгами". В нормальном режиме они дают зарядный ток не более 10 % от емкости батареи. 190 А/ч - не больше 20 А. Все, что больше - говорит о неисправности АКБ. .

Эм, так если ток зависит от ЗУ а не от  аккума, то как это может служить признаком выбраковки аккума? Может это просто ЗУ чудит?

Какой физический смысл этого признака - почему растет ток, какие причины явления и каковы последствия?


  • 0

#43 Compass

Compass

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 542 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: Kaisla 550 HT
  • Название: IDEAL

Отправлено 01 июля 2021 - 18:07

Эм, так если ток зависит от ЗУ а не от  аккума, то как это может служить признаком выбраковки аккума? Может это просто ЗУ чудит?

Какой физический смысл этого признака - почему растет ток, какие причины явления и каковы последствия?

 

Частичная сульфатация и осыпание пластин. Как следствие, их частичное "закорачивание". Что приводит к уменьшению ее емкости. От того, что изменяется внутреннее сопротивлением АКБ растет ток зарядки. ЗУ с "мозгами" при этом просто считает, что она пытается зарядить батарею бОльшей емкости, и подает туда больший ток.


  • 0

#44 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 01 июля 2021 - 18:48

Т.е. если ЗУ будет без мозгов, такого эффекта не будет?

 

Ну вот, а как все начиналось то, "достаточно оценить его время зарядки", а по факту выяснилось что это особенность некоторых зарядок, которые начинают глючить с убитыми аккумами и выдавать не правильный ток....

 

ЗЫ Так а какова причина выхода из строя аккумов-то?  Может это ЗУ их и добивает своими багами?
Так-то 4 года - это маловата для акка, в машинах без всяких умных зарядок (и с высокими токами зарядки) аккумы живут заметно дольше...


  • 1

#45 Compass

Compass

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 542 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: Kaisla 550 HT
  • Название: IDEAL

Отправлено 01 июля 2021 - 18:53

Т.е. если ЗУ будет без мозгов, такого эффекта не будет?

 

Ну вот, а как все начиналось то, "достаточно оценить его время зарядки", а по факту выяснилось что это особенность некоторых зарядок, которые начинают глючить с убитыми аккумами и выдавать не правильный ток....

 

ЗЫ Так а какова причина выхода из строя аккумов-то?  Может это ЗУ их и добивает своими багами?
Так-то 4 года - это маловата для акка, в машинах без всяких умных зарядок (и с высокими токами зарядки) аккумы живут заметно дольше...

Эффект будет примерно таким же. ЗУ без мозгов - будет постоянно заряжать батарею максимальным током. И или вскипятит ее и окислит, или сожжет генератор.

 

https://okeydrive.ru...iny-i-priznaki/

 

Вот здесь подробно описано. Почитайте.


Сообщение отредактировал Compass: 01 июля 2021 - 18:58

  • 0

#46 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 01 июля 2021 - 18:59

..

Так-то 4 года - это маловата для акка, в машинах без всяких умных зарядок (и с высокими токами зарядки) аккумы живут заметно дольше...

У меня в лодке батарейки живут по 5 лет, стабильно. Без умных зарядок.


  • 0

#47 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 01 июля 2021 - 23:41

 

ЗЫ Так а какова причина выхода из строя аккумов-то?  Может это ЗУ их и добивает своими багами?

Я уже писал в "мифах" что основная причина быстрого выхода из строя, казалось бы дорогих и "серьезных" свинцовых аккумуляторов, кроется в том, что люди не читают внимательно инструкции к аккумулятору.

Есть такая штука (ну кроме напряжений и токов ) как температурный коэффициент.

Все паспортные параметры приведены для температуры в 25 (а иногда и 20) градусов C

А вот дальше, обычно -30 милливольт на каждый градус температуры.

 

Например: (говорю про те акки что у меня AGM Deep discharge )

Указано в паспорте напряжение зарядки, при циклическом использовании в режиме FastCharge (CC/CV)  14.6 вольта.

А температура  в аккумуляторном отсеке к примеру 40C (не редкость ни разу а то и больше)

Тогда напряжение должно быть 14.15 вольт! Казалось бы фигня делов то... а вот нет!

 

И эта разница и убивает аккумулятор "кипятя" его. То есть он перезаряжается ЗУ без температурного датчика.

В буферном режиме, когда лодкой не пользуются (нет разряда ночью) указано 13.5 вольта (для моих) при 25C нужно опять учитывать этот самый коэффициент.

 

Теперь берем обратную ситуацию, лодка поднята.

Мороз -20, но поскольку аккумулятором не пользуются то считаем, что он стоит в буферном режиме

У нас разница 45 градусов!

45*0.030=1.350+13.5 = 14.85 вольта мы должны иметь на аккумуляторе в буферном режиме при такой температуре.

Иначе он недозряжен! И вот тут сульфатация во всей красе.

 

Какой выход ? Очень простой - ЗУ с "мозгами" и с температурным датчиком который надо не пожлобиться купить для этого ЗУ.

 

В моем случае контроллеры СП всё это умеют и датчик у Epever (Tracer и другие) прямо в комплекте идет.

И можно прикупить тот который на шнурке и прямо к аккумулятору его можно "пришпандопить"

Тогда будет совсем точно. Ибо нас интересует температура аккумулятора.

 

И еще одна частая причина умирания дорогих (та любых ) свинцовых акков.

Это, увы и ах, саморазряд.

При температуре 25C максимальный срок хранения полностью заряженного аккумулятора, без подзаряда, составляет не более шести месяцев, а если температура выше то короче, и чем выше температура тем меньше срок, и наоборот.


  • 3

#48 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 02 июля 2021 - 00:49

 ЗУ без мозгов - будет постоянно заряжать батарею максимальным током. И или вскипятит ее и окислит, или сожжет генератор.

 

Интересно, каким это образом? В авто нет никаких ЗУ, аккум всегда получает столько тока от генератора, сколько хочет. И акки больше 5 лет живут. На постоянно зарядке без ограничений. И генер не горит.

Вот как так-то?  :)

 

 

ЗЫ А кто вообще видел как кипит аккум? Это те самые пузырики на пластинах чтоль? Так они есть всегда при зарядке, вообще всегда, даже когда новый сухой аккум заливаешь свежим электролитом. Так это кипение или чего?


Сообщение отредактировал Kirilius83: 02 июля 2021 - 00:49

  • 0

#49 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 02 июля 2021 - 02:10

В авто нет никаких ЗУ, аккум всегда получает столько тока от генератора, сколько хочет.
....

Вот тут коллега не совсем так.
Современные автомобили имеют как раз тот самый FastCharge (почти все_ и еще и некоторые даже мониторинг, ну простенький, но есть.

Апофеозом, виденным лично мной, был.. подшипник генератора со встроенным микроконтроллером! :o :o :o
И уже не первый год оказывается такое.
А уж "реле регулятор" давным давно электронное и  c "мозгом" в виде микроконтроллера.

Еще и с остальной электроникой двигателя общается. И токи меряет и движку говорит что мол надо газку наподдать, а то тут музычки  на киловатт воткнули.
В общем от привычной нам, простой схемы - весьма далеко ушел автопром.
 

ЗЫ А кто вообще видел как кипит аккум? Это те самые пузырики на пластинах чтоль? ...

Пузырики бывают разные совсем.
При заливке сухозаряженного акка - это просто выходит воздух.
При зарядке - немного выделяется водород с кислородом, но не это не "кипение", поскольку основная часть энергии идет в химическую реакцию.
А вот когда заряд полностью набран (вся химия прореагировала), а напряжение ЗУ выше чем нужно при данной температуре - вот тут и начинается процесс "кипения"
Это на самом деле тот же электролиз воды на водород и кислород, только намного более активный, ибо энергию девать некуда больше.
 


  • 2

#50 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 02 июля 2021 - 03:02

Вот тут коллега не совсем так.
Современные автомобили имеют как раз тот самый FastCharge (почти все_ и еще и некоторые даже мониторинг, ну простенький, но есть.


 

При заливке сухозаряженного акка - это просто выходит воздух.


Это на самом деле тот же электролиз воды на водород и кислород, только намного более активный, ибо энергию девать некуда больше.
 

Интересно, с какого года массово стали делать навороченную электронику? 10 лет, 20 лет? А целых 100 лет до этого - один провод с генератора на все, и генер не в курсах сколько куда идет. На некоторых машинах - и до сих пор так. Так что - один фиг аккумуляторы прекрасно жили и живут при постоянном заряде и перезаряде. Годами, а то и десятилетиями. Разве нет? А то что сейчас  стали делать навороченнее - что это собсно меняет-то?

 

Пузырение голых пластин в течении нескольких часов после заливки? Ну-ну  :)

 

 

Согласен что электролиз. Только вот на практике почему-то пузыри - всегда. Так вот где та самая грань, между кипит и немного пузырится? Кто-нибудь вживую видел сильное кипение? Хотя взорвавшийся при зарядке аккум - я видел.

 

ЗЫ Дело в том что я тоже читал все эти книжки. Но вот беда, когда начинаешь не только читать, а пытаешься на практике применить то что там не глядя перепечатывается из раза в раз - почему-то выясняется что на практике совершенно штатно и аккумы заряжаются токами без ограничений, и кипят аккумы вообще всегда на зарядке, и как бы - ничего особенного. 

Так вот - почему все не глядя повторяют написанное в книжках, но почти никто на практике не смотрел что собсно творится например в его машине? Ну большинство же с жигулями дело имело, ну серьезно, ну ребят  :)


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей