Сплесень троса и веревки на фале
#1
Отправлено 12 июля 2021 - 17:48
Этот вопрос наверняка уже поднимался на форуме и не раз. Но все же.
Есть фалы на четвертьтоннике - по паре на грот и на стаксель. Сделаны по любимой дедовской технике - сплесень стального троса и каната (на 2х трехпрядник, на 2х обычный с оплеткой).
Пришел к мысли, что их пора менять, т.к., во-первых, поистрепались веревки, во-вторых трехпрядники толстоваты даже для родных стопоров. И в третьих, что больше всего вымораживает - пара шкивов что у грота, что у стакселя стоит щечка к щечке - два троса рядом там проходят, а вот если один фал (резервный) стравлен до упора сплеснем в шкив, то мертво встают оба фала. Приходится каждый раз разыгрывать шахматную партию с фалами.
Коллеги, поделитесь опытом, мыслями? Может быть, кто-то с таким сталкивался?
#6
Отправлено 12 июля 2021 - 18:26
Как учили - стальной можно сплести с плетеной синтетикой. Оплетка чулком заворачивается на веревку, сердечник немного укорачивается, разбивается на пряди и пробивается в стальной трос, потом оплетка чулком накатывается обратно и закрывает место сплесня и торчит дальше (мы же укоротили сердечник), вот этот излишек расплетается, разбивается на пряди и тоже пробивается в стальной трос (соотвественно выше основного сплесня). Получается плавный переход от плетенки к стали. Сам не делал, только слышал подробную инструкцию.
Да, сейчас на фалы ставят дайниму - она не тянется почти, и без проблем хватается руками. Хотя поидее может быть более скользкая чем обычная синтетика (но там могут быть разные оплетки).
НО! Дайнима полюбому толще чем стальной трос (вы тонкий трос в руках не удержите, будет резать) - и потому все упирается в шкивы на мачте, какая дайнима туда пролезет. Если шкив к примеру строго на трос ф5 - то дайниму толще чем 5 мм вы не проведете через блок, хватит ли прочности такой дайнимы не знаю (см документацию), но вот руками дергать - будет неудобно. Впрочем, при наличии лебедки может и норм. если добирать только через лебедку. Ну и стопора смотреть, зажмут ли.
Так шо перевод на дайниму - современен, но не на каждой мачте возможен без переделок)))
Так же, можно на стальном тросе сделать просто огон, а к нему сделать огон синтетики - без коуша они вполне компактны, можно оклетневать для убирания зацепов, и вполне будет пролезать снизу в вырез мачты. А сверху - через блок огона полюбому не пролезут, но как правило если делать стальной кусок в размер от стопора на рубке (в стопоре уже синтетика) до блока мачты - то при уборке паруса фал доходит до низу, в руки, хотя может не доходить до палубы. Во всяком случае при дробном вооружении 3/4 стаксель фал так нормально функционирует.
Собсно так у нас на минитоннике было - гротофал махнули на дайниму. а со стакселем вышел казус, блок оч узкий и удобный диаметр дайнимы не пролезает, оставили составной фал с состыковкой через огона. Хотя огона при проходе через щель мачты иногда цепляются - но это вопрос щели мачты и плавности огонов.
#7
Отправлено 12 июля 2021 - 18:31
#9
Отправлено 12 июля 2021 - 19:25
Видео, как сделать, в придачуИнтересная мысль, надо подумать над этим
https://youtu.be/x62BoCSpReA
И второе видео, как на конце дайнимы сделать интегрированный «мягкий» замок.
https://youtu.be/rRKOkYqWpug
#11
Отправлено 12 июля 2021 - 19:57
На ванты ставят без оплётки… больше от истирания. Ну и скользкая она, зараза.насколько помню, дайнима не любит солнца и оплетка как раз для защиты от солнца, ну и от истирания
На гоночных катамаранах, где очень много блоков на гика-шкоте - это нормальная практика убирать оплётку там, где веревка ходит через блоки.
#13
Отправлено 12 июля 2021 - 20:11
Видео, как сделать, в придачу
https://youtu.be/x62BoCSpReA
И второе видео, как на конце дайнимы сделать интегрированный «мягкий» замок.
https://youtu.be/rRKOkYqWpug
Шикаарно
#15
Отправлено 14 июля 2021 - 03:27
Пожалуйста!хм, ок, сенкс
Сам вот раздумываю. Надо на моем Фарриере 27 ванты поменять. Думаю, ставить ли дайниму или нет.
Вообщем, ColligoMarine, ведущая у нас фирма, которая делает такелаж из дайнимы, и, при этом собирает данные, утверждает, что в тропиках ванты служат без проблем 8 лет. И, зная местных жителей, они наверняка перезакладываются. Суть в том, что внешние слои начинают разрушаться, но они покрывают внутренние. А так как дайнима при том же диаметре, что и нержавейка, в несколько раз крепче, то, при заказе тросов одно и того же диаметра, запас прочности получается в несколько раз больше. Ну и по веревке видно, на сколько она потрёпанная, в отличие от металлического троса. На свои мелкие лодки я дайниму ставил не задумываясь, но на Ф27 стремаюсь. Хотя все хозяева в один голос утверждают, что хорошо. Главное, лодки то трейлерные, с верёвками на много легче дело иметь, чем с тросами, если лодку надо поднимать и сбрасывать по несколько раз в год…
#16
Отправлено 14 июля 2021 - 04:03
У нас в клубе один энтузиаст поставил ванты из дайнимы на Хантер 45 футов, доволен. А тут смотрю, яхта старенькая и скорее традиционного крейсерского вида, с толстым деревянным бушпритом а такелаж поставили тоже из дайнимы.
А сращиванием троса и мягкого конца я занимался. Мягкий конец как трехпрядный так и в оплетке, второй получается красивее. как делать есть множество роликов на ютюбе. А соединить трос и мягкий посредством изготовления огона на стальном тросе так такое тоже было. На Драконах например. Там коуш на конце фала надевался на гребенку а мягкий конец отстегивался.
Сообщение отредактировал В. Мельников: 14 июля 2021 - 04:04
#17
Отправлено 14 июля 2021 - 10:43
А соединить трос и мягкий посредством изготовления огона на стальном тросе так такое тоже было. На Драконах например. Там коуш на конце фала надевался на гребенку а мягкий конец отстегивался.
Пригласили как-то выйти на Драконе. Всё хорошо было. Но вот подходим к месту стоянки, надо грот убирать. А там стопор гротофала на топе мачты - стальной шарик в месте сращивания синтетики и троса. Когда ставишь грот, надо фал набить и стопор сам защёлкивается, а синтетика без нагрузки остаётся. Чтобы грот опустить, надо фал чутка подтянуть и стопор открывается. Так вот, фал подтянули, а он возьми да и порвись ниже шарика. В результате вся синтетическая часть гротофала в руках, а сам грот как стоял так и остался стоять. Очень интересный опыт
#18
Отправлено 14 июля 2021 - 13:17
...сращиванием троса и мягкого конца я занимался. Мягкий конец как трехпрядный так и в оплетке, второй получается красивее. как делать есть множество роликов на ютюбе. А соединить трос и мягкий посредством изготовления огона на стальном тросе так такое тоже было. На Драконах например. Там коуш на конце фала надевался на гребенку а мягкий конец отстегивался.
У сплесня троса с верёвкой есть неприятный момент: плохо контролируется остояние верёвочной части сплесня. Я такой порвал на стаксель-фале. После чего перешёл на сращивание троса с верёвкой огонами без коушей. Много лет - полёт нормальный. Всё визуально контролируется.
Хотя давно назрело поставить на мачту тросовую лебёдку для стаксель-фала (на грота-фале уж 30 лет как стоИт ) - и перейти на цельный трос. В гонке всё равно человек к мачте бегает для ускоренного выбирания фала, а в походе, когда неспешно, тем более не в лом. Как говорится, сам Бог велел...
Сообщение отредактировал 2191: 14 июля 2021 - 13:26
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей