Перейти к содержимому

Фотография

Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана

курсовая устойчивость

Сообщений в теме: 85

#1 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 04 августа 2021 - 15:55

В 2016 г. была тема «Реально ли поставить мотор на носу катамарана?» (Автор Камский Андрей, 2016). 
 
Прошу прощения, что поздно, но для меня тема крайне актуальна сейчас. Собираюсь в поход по р. Ловать ниже г. Холм 9 августа 2021 года.
Чем все закончилось тогда, в 2016 г.?
 
Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана меня обнаружилась при испытаниях на Волге. Катамаран Masterkat-530, мотор 2 л.с. висит на выносном транце в районе кормового среза поплавков. Рядом с мотором я сижу боком на правом поплавке, голова постоянно повернута вбок (смотрю по ходу движения), ноги на палубе в качестве противовеса, постоянно работают мышцы пресса, т.к. нет опоры под спину, а левая рука тянется к румпелю.
 
d51660df-d768-4d3d-b5e5-935efa862573.JPG
 
При этом приходится постоянно подруливать, катамаран постоянно сваливается с курса. Такие прямо периодические, похожие на синусоиду движения румпелем 5 см от себя, 5 см к себе с интервалом 5..6 секунд. Вроде приноровился, прицелился в точку на горизонте, потихонечку хитрыми движениями на опережение стабилизировал судно, но стоило ради эксперимента оставить румпель неподвижным на 20 секунд, так катамаран уже под 90 градусов развернулся к запланированному курсу. Еще 20 секунд, и он уже кругами ходит, вращение только ускорятся.
 
Жена для симметрии сидит на противоположном борту, почти напротив меня, ближе к корме, легкие дети  сидят на носу. Вещи я тоже постарался ближе к носу разметить, но все равно корма оказалась сильно нагружена.
 
У меня сложилось впечатление, что точка центра поворота смещена ближе к тяжелой корме, поэтому при малейшем повороте судна набегающая вода начинает разворачивать легкий нос. Получается как бы неустойчивое равновесие, "сверхманёвренность" и полное отсутствие курсовой устойчивости. Это как пытаешься балансировать вертикально стоящей тростью, опирающейся на ладонь.
 
Вот хотелось бы уйти от этой "сверхманевренности".
 
Я тоже собираюсь в предстоящем походе переместить мотор на нос, но не между баллонами, а также на выносном транце в районе носового окончания поплавков. Тогда я буду сидеть на палубе на скамеечке, по центру между баллонами, в нормальной позе, наклонившись корпусом вперед, опираясь о ноги, мотор передо мной, рулить буду, как велосипедом. Масса рулевого (в данном случае более 110 кг) и масса мотора  будут ближе к носу, и есть надежда, что и точка центра поворота также сместится к носу, а облегченная корма будет играть роль стабилизатора курса, так как набегающая вода при попытке самопроизвольного поворота будет возвращать корму на место.
 
Кстати, на моторе я уже дейдвуд развернул относительно головы на 180 градусов, там крепление оказалось симметричное, отвернул 4 болта, повернул ногу, ввернул болты обратно, операция заняла 5 минут. Конструкция транца также позволяет воткнуть мотор между двумя консольно вынесенными балками, крепящимися к раме, к которым вертикально прикручена пластина транца.
 
Задача вовсе не повысить управляемость, а напротив, повысить устойчивость к курсу. Путь он как плот боком смещается к правому, или левому берегу. Так на прямых участках как раз удобнее обходить мели и коряги, а вместе с рекой как-нибудь поверну, надеюсь впишусь в радиус поворота реки. От берега можно и веслом отпихнуться в случае чего. 
 
Поэтому мне очень интересно, кто-то пробовал таким образом управлять катамараном?

  • 0

#2 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 04 августа 2021 - 16:44

На устойчивость на курсе многие внимания не обращают, а следовало бы.

Нужны данные по погруженной на ходу части ДП , какую форму она имеет? Принципиально важно знать как ЦТ лежит относительно центра погруженной площади  ДП поплавков. 

Смещение мотора с водителем в нос - слишком радикальное решение, на волне может получиться совсем плохо.


  • 2

#3 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 04 августа 2021 - 16:51

Повышение устойчивости на курсе это обычно  достигается а) дифферентовкой на корму и б) выступающими частями в корме.

Смещением ЦТ в нос устойчивость на курсе не улучшить.


  • 1

#4 Compass

Compass

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 542 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: Kaisla 550 HT
  • Название: IDEAL

Отправлено 04 августа 2021 - 16:52

Если не углубляться в гидродинамику и сложные технические решения ввиде швертов и пр. - То этот эффект нивелируется смещением центра тяжести, коим на таких плавсредствах является сам судноводитель. Румпель удлините, и перелезте ближе к носу. Должно улучшить ситуацию.


  • 0

#5 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 04 августа 2021 - 16:53

На устойчивость на курсе многие внимания не обращают, а следовало бы.

Нужны данные по погруженной на ходу части ДП , какую форму она имеет? Принципиально важно знать как ЦТ лежит относительно центра погруженной площади  ДП поплавков. 

Смещение мотора с водителем в нос - слишком радикальное решение, на волне может получиться совсем плохо.

Почти цилиндрические поплавки, носы - почти симметричное тело вращения с веретенообразным сужением, корма несимметричная, чуть притопленные концы поплавков. Транец к раме крепится двумя балками, можно хоть вперед, хоть назад привесить.

k530.png

Скорость небольшая до 6 км/ч, думаю в статике и в движении погруженная часть определяется только распределением веса.


Сообщение отредактировал Alexander Mashtakov: 04 августа 2021 - 16:57

  • 0

#6 Compass

Compass

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 542 сообщений
  • Из:Химки
  • Судно: Kaisla 550 HT
  • Название: IDEAL

Отправлено 04 августа 2021 - 16:54

Повышение устойчивости на курсе это обычно  достигается а) дифферентовкой на корму и б) выступающими частями в корме.

Смещением ЦТ в нос устойчивость на курсе не улучшить.

 

Паачему?


  • 0

#7 Лотос

Лотос

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 475 сообщений
  • Из:Астрахань

Отправлено 04 августа 2021 - 17:04

Если не углубляться в гидродинамику и сложные технические решения ввиде швертов и пр. - То этот эффект нивелируется смещением центра тяжести, коим на таких плавсредствах является сам судноводитель. Румпель удлините, и перелезте ближе к носу. Должно улучшить ситуацию.

Загрузка носа только ухудшит.

Паачему?-Из личного опыта.

На легких лодках еще присутствует занос кормы винтом.

Возможно поможет установка перьев с фиксацией положения по течению,ветру и т.д.


  • 1

#8 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 04 августа 2021 - 17:04

..

в статике и в движении погруженная часть определяется только распределением веса.

В этом и проблема. Центр бокового сопротивления бегает за ЦТ и стабилизации не происходит. Нужны плавнички в корме.


  • 1

#9 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 04 августа 2021 - 17:06

Попробуйте здесь задать вопрос. 

http://gik.fordak.ru...topic=18595.140

На соревнованиях участвуют в качестве судейских судов три моторных катамарана.


  • 0

#10 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 04 августа 2021 - 17:13


Я тоже собираюсь в предстоящем походе переместить мотор на нос, но не между баллонами, а также на выносном транце в районе носового окончания поплавков. Тогда я буду сидеть на палубе на скамеечке, по центру между баллонами, в нормальной позе, наклонившись корпусом вперед, опираясь о ноги, мотор передо мной, рулить буду, как велосипедом.

Вот это точно не пойдет. Вы получите вообще не поворачивающий катамаран. Для примера: на моём катамаране мотор стоит на полметра перед кормовыми оконечностями. Пока при повороте мотора струя идет мимо корпуса он поворачивает, как только начинает ударять в корпус, то корпус перенаправляет струю вдоль себя и скорость заноса кормы резко уменьшается. У Вас, конечно балон круглый и не так эффективно будет перенаправлять, но мешать тоже будет.
  • 0

#11 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 04 августа 2021 - 17:13

В этом и проблема. Центр бокового сопротивления бегает за ЦТ и стабилизации не происходит. Нужны плавнички в корме.

Правильно. Поэтому и яхты рулятся рулём,  под мотором.

Вот не помню что бы владельцы парусных надувных катамаранов жаловались на управляемость  под мотором. 


  • 0

#12 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 04 августа 2021 - 17:17

У меня такое чувство, что корпуса непараллельно стоят :)
  • 0

#13 Albert Nazarov

Albert Nazarov

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 6 967 сообщений
  • Из:TH
  • Судно: powercat, Finn
  • Название: NongDia

Отправлено 04 августа 2021 - 17:21

Любое дополнительное сопротивление в кормовой части поплавков даст улучшение устойчивости на курсе.


  • 0

#14 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 04 августа 2021 - 17:22

У меня такое чувство, что корпуса непараллельно стоят :)

Нет, все параллельно. Вот:

6dd04c4a-cb0f-41ca-b18a-552fc33c4d9b.JPG

Я все-таки попробую свою идею. Если не получится - переставлю на первой же стоянке все назад. Это пол-часа работы, отвязать палубу, перевесить транеци и развернуть ногу мотора. Обязательно отпишусь, что получилось. До 9 августа ждать не долго.


  • 0

#15 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 04 августа 2021 - 17:24

Любое дополнительное сопротивление в кормовой части поплавков даст улучшение устойчивости на курсе.

Так все есть. Кормовые оконечности балонов за мотором... ой... фото увидел, а ведь наоборот за балоном мотор... и на фото вообще какая-то обрубленная корма. Выход напрашивается: сдвинуть мотор вперед на полметра.

Сообщение отредактировал mafia: 04 августа 2021 - 17:30

  • 0

#16 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 907 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 04 августа 2021 - 17:33

В точности такое явление наблюдал на предыдущей модели своего катамарана, и наблюдаю на текущей
https://forum.katera...bnoi-katamaran/
На предыдущем приклеил кильки на баллоны. На текущем варианте получше, поскольку он больше размером, поэтому без кильков обхожусь.
Особенно сильно неустойчивость проявляется на маленьком моторе, и на малом ходу. Рулить мотором вообще невозможно, сразу вспоминается СВП, которое неустойчиво в принципе.
Я решил не выпендриваться, на маленьком моторе рулю длинным веслом.
  • 1

#17 Лотос

Лотос

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 475 сообщений
  • Из:Астрахань

Отправлено 04 августа 2021 - 17:33

Нет, все параллельно. Вот:

attachicon.gif6dd04c4a-cb0f-41ca-b18a-552fc33c4d9b.JPG

Я все-таки попробую свою идею. Если не получится - переставлю на первой же стоянке все назад. Это пол-часа работы, отвязать палубу, перевесить транеци и развернуть ногу мотора. Обязательно отпишусь, что получилось. До 9 августа ждать не долго.

Не знаю,поможет ли.

Я задумал на ПВХ с 5-и сильным ПЛМ сделать электронное управление.

Есть радио пульт с приемником,где есть гиро стабилизатор.Жду мощную серво на 500кг/см из китая только через месяц вышла,хотя ускоренная доставка.Но там то потоп,то корабль поперек канала встанет и т.д.

Как опробую-отпишусь,стабилизирует ли направление или нет. :)


  • 0

#18 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 04 августа 2021 - 17:40

Не знаю,поможет ли.
Я задумал на ПВХ с 5-и сильным ПЛМ сделать электронное управление.
Есть радио пульт с приемником,где есть гиро стабилизатор.Жду мощную серво на 500кг/см из китая только через месяц вышла,хотя ускоренная доставка.Но там то потоп,то корабль поперек канала встанет и т.д.
Как опробую-отпишусь,стабилизирует ли направление или нет. :)

О! Тяжелая артиллерия подошла ;). Подумал. И возникла идея: к продольным балкам, к которым крепится баллон,прикрепить кормовой выстрел, а на нем повесить килек. Поможет однозначно. Можно один, но в этом случае будет разный радиус поворота. Килек можно не выпускать за днище для безопасности оного.
  • 1

#19 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 907 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 04 августа 2021 - 17:41

На устойчивость на курсе многие внимания не обращают...


Я тоже не обращал, пока не столкнулся с неустойчивостью. Вот прямо как пишет автор темы. Мотор стоит прямо, а лодка описывает циркуляции. Одно движение весла, и циркуляция уже на другой борт.
  • 1

#20 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 04 августа 2021 - 17:46

Правильно. Поэтому и яхты рулятся рулём,  под мотором.

Вот не помню что бы владельцы парусных надувных катамаранов жаловались на управляемость  под мотором. 

У них шверты есть, или поплавки такой формы. Я, кажется, понял. Нужно добиться, чтобы центр тяжести был впереди центра бокового (именно бокового) сопротивления. Тогда при отклонении от курса, повороте (а линейная скорость вдоль курса ведь не гасится мгновенно с поворотом корпуса) боковое сопротивление будет стремиться обратно вернуть судно на курс.


  • 1

#21 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 04 августа 2021 - 17:54

Вот такую штуку длиной 11 метров делал когда-то давно, когда был студентом. Там два шверта из фанеры десятки по 0.8 кв.м. каждый.

фото332.jpeg

(назывался Титаник, так и ходил, соответственно названию)


Сообщение отредактировал Alexander Mashtakov: 04 августа 2021 - 17:56

  • 1

#22 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 04 августа 2021 - 17:55

Кстати, мой катамаран и задним ходом могёт, а в этом случае он как раз Вашу идею воплощает. Так вот, на заднем ходу он почти не управляется. Поэтому газую, чтобы дать импульс для движения назад, потом иду по инерции и поворачиваю мотор максимально вбок, чтобы корму, которая сейчас нос, повернуть в нужном направлении. И так до победного конца. Хотя обычно достаточно просто от берега отплыть, включить передний и алга в нужную сторону.
  • 0

#23 Лотос

Лотос

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 475 сообщений
  • Из:Астрахань

Отправлено 04 августа 2021 - 18:03

Кстати, мой катамаран и задним ходом могёт, а в этом случае он как раз Вашу идею воплощает. Так вот, на заднем ходу он почти не управляется. Поэтому газую, чтобы дать импульс для движения назад, потом иду по инерции и поворачиваю мотор максимально вбок, чтобы корму, которая сейчас нос, повернуть в нужном направлении. И так до победного конца. Хотя обычно достаточно просто от берега отплыть, включить передний и алга в нужную сторону.

Все правильно,чтоб управлялся-нужно на носу поставить перья,чтоб не было заноса.А лучше управлять стоящим в корме ПЛМом. :)


  • 0

#24 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 04 августа 2021 - 18:04

Кстати, мой катамаран и задним ходом могёт, а в этом случае он как раз Вашу идею воплощает. Так вот, на заднем ходу он почти не управляется. Поэтому газую, чтобы дать импульс для движения назад, потом иду по инерции и поворачиваю мотор максимально вбок, чтобы корму, которая сейчас нос, повернуть в нужном направлении. И так до победного конца. Хотя обычно достаточно просто от берега отплыть, включить передний и алга в нужную сторону.

А переднем ходом он не виляет? В чем отличия в геометрии, или у Вас жесткие корпуса?


  • 0

#25 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 04 августа 2021 - 18:06

А переднем ходом он не виляет? В чем отличия в геометрии, или у Вас жесткие корпуса?

Идет как по рельсам. Замучишься поворачивать :). Шутка. :). Да, корпуса жесткие с вертикальными бортами и приличной осадкой, но основное отличие, что мотор не на кормовом срезе. С моими бортами я его на параллелограмме выносил на кормовой срез, но его там на волне макало и я его перенёс вперёд. Поворотливость уменьшилась. И как сейчас успоминаю (давно дело было) когда он висел на кормовом срезе переодически приходилось его возвращать на путь истинный, т.е. была Ваша неустойчивость на курсе, но не так, конечно выражена.

Сообщение отредактировал mafia: 04 августа 2021 - 18:13

  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами курсовая устойчивость

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей