Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана
#1
Отправлено 04 августа 2021 - 15:55
#2
Отправлено 04 августа 2021 - 16:44
На устойчивость на курсе многие внимания не обращают, а следовало бы.
Нужны данные по погруженной на ходу части ДП , какую форму она имеет? Принципиально важно знать как ЦТ лежит относительно центра погруженной площади ДП поплавков.
Смещение мотора с водителем в нос - слишком радикальное решение, на волне может получиться совсем плохо.
#4
Отправлено 04 августа 2021 - 16:52
Если не углубляться в гидродинамику и сложные технические решения ввиде швертов и пр. - То этот эффект нивелируется смещением центра тяжести, коим на таких плавсредствах является сам судноводитель. Румпель удлините, и перелезте ближе к носу. Должно улучшить ситуацию.
#5
Отправлено 04 августа 2021 - 16:53
На устойчивость на курсе многие внимания не обращают, а следовало бы.
Нужны данные по погруженной на ходу части ДП , какую форму она имеет? Принципиально важно знать как ЦТ лежит относительно центра погруженной площади ДП поплавков.
Смещение мотора с водителем в нос - слишком радикальное решение, на волне может получиться совсем плохо.
Почти цилиндрические поплавки, носы - почти симметричное тело вращения с веретенообразным сужением, корма несимметричная, чуть притопленные концы поплавков. Транец к раме крепится двумя балками, можно хоть вперед, хоть назад привесить.
Скорость небольшая до 6 км/ч, думаю в статике и в движении погруженная часть определяется только распределением веса.
Сообщение отредактировал Alexander Mashtakov: 04 августа 2021 - 16:57
#7
Отправлено 04 августа 2021 - 17:04
Если не углубляться в гидродинамику и сложные технические решения ввиде швертов и пр. - То этот эффект нивелируется смещением центра тяжести, коим на таких плавсредствах является сам судноводитель. Румпель удлините, и перелезте ближе к носу. Должно улучшить ситуацию.
Загрузка носа только ухудшит.
Паачему?-Из личного опыта.
На легких лодках еще присутствует занос кормы винтом.
Возможно поможет установка перьев с фиксацией положения по течению,ветру и т.д.
#9
Отправлено 04 августа 2021 - 17:06
Попробуйте здесь задать вопрос.
http://gik.fordak.ru...topic=18595.140
На соревнованиях участвуют в качестве судейских судов три моторных катамарана.
#10
Отправлено 04 августа 2021 - 17:13
Вот это точно не пойдет. Вы получите вообще не поворачивающий катамаран. Для примера: на моём катамаране мотор стоит на полметра перед кормовыми оконечностями. Пока при повороте мотора струя идет мимо корпуса он поворачивает, как только начинает ударять в корпус, то корпус перенаправляет струю вдоль себя и скорость заноса кормы резко уменьшается. У Вас, конечно балон круглый и не так эффективно будет перенаправлять, но мешать тоже будет.
Я тоже собираюсь в предстоящем походе переместить мотор на нос, но не между баллонами, а также на выносном транце в районе носового окончания поплавков. Тогда я буду сидеть на палубе на скамеечке, по центру между баллонами, в нормальной позе, наклонившись корпусом вперед, опираясь о ноги, мотор передо мной, рулить буду, как велосипедом.
#11
Отправлено 04 августа 2021 - 17:13
В этом и проблема. Центр бокового сопротивления бегает за ЦТ и стабилизации не происходит. Нужны плавнички в корме.
Правильно. Поэтому и яхты рулятся рулём, под мотором.
Вот не помню что бы владельцы парусных надувных катамаранов жаловались на управляемость под мотором.
#14
Отправлено 04 августа 2021 - 17:22
У меня такое чувство, что корпуса непараллельно стоят
Нет, все параллельно. Вот:
Я все-таки попробую свою идею. Если не получится - переставлю на первой же стоянке все назад. Это пол-часа работы, отвязать палубу, перевесить транеци и развернуть ногу мотора. Обязательно отпишусь, что получилось. До 9 августа ждать не долго.
#15
Отправлено 04 августа 2021 - 17:24
Так все есть. Кормовые оконечности балонов за мотором... ой... фото увидел, а ведь наоборот за балоном мотор... и на фото вообще какая-то обрубленная корма. Выход напрашивается: сдвинуть мотор вперед на полметра.Любое дополнительное сопротивление в кормовой части поплавков даст улучшение устойчивости на курсе.
Сообщение отредактировал mafia: 04 августа 2021 - 17:30
#16
Отправлено 04 августа 2021 - 17:33
https://forum.katera...bnoi-katamaran/
На предыдущем приклеил кильки на баллоны. На текущем варианте получше, поскольку он больше размером, поэтому без кильков обхожусь.
Особенно сильно неустойчивость проявляется на маленьком моторе, и на малом ходу. Рулить мотором вообще невозможно, сразу вспоминается СВП, которое неустойчиво в принципе.
Я решил не выпендриваться, на маленьком моторе рулю длинным веслом.
#17
Отправлено 04 августа 2021 - 17:33
Нет, все параллельно. Вот:
6dd04c4a-cb0f-41ca-b18a-552fc33c4d9b.JPG
Я все-таки попробую свою идею. Если не получится - переставлю на первой же стоянке все назад. Это пол-часа работы, отвязать палубу, перевесить транеци и развернуть ногу мотора. Обязательно отпишусь, что получилось. До 9 августа ждать не долго.
Не знаю,поможет ли.
Я задумал на ПВХ с 5-и сильным ПЛМ сделать электронное управление.
Есть радио пульт с приемником,где есть гиро стабилизатор.Жду мощную серво на 500кг/см из китая только через месяц вышла,хотя ускоренная доставка.Но там то потоп,то корабль поперек канала встанет и т.д.
Как опробую-отпишусь,стабилизирует ли направление или нет.
#18
Отправлено 04 августа 2021 - 17:40
О! Тяжелая артиллерия подошла . Подумал. И возникла идея: к продольным балкам, к которым крепится баллон,прикрепить кормовой выстрел, а на нем повесить килек. Поможет однозначно. Можно один, но в этом случае будет разный радиус поворота. Килек можно не выпускать за днище для безопасности оного.Не знаю,поможет ли.
Я задумал на ПВХ с 5-и сильным ПЛМ сделать электронное управление.
Есть радио пульт с приемником,где есть гиро стабилизатор.Жду мощную серво на 500кг/см из китая только через месяц вышла,хотя ускоренная доставка.Но там то потоп,то корабль поперек канала встанет и т.д.
Как опробую-отпишусь,стабилизирует ли направление или нет.
#20
Отправлено 04 августа 2021 - 17:46
Правильно. Поэтому и яхты рулятся рулём, под мотором.
Вот не помню что бы владельцы парусных надувных катамаранов жаловались на управляемость под мотором.
У них шверты есть, или поплавки такой формы. Я, кажется, понял. Нужно добиться, чтобы центр тяжести был впереди центра бокового (именно бокового) сопротивления. Тогда при отклонении от курса, повороте (а линейная скорость вдоль курса ведь не гасится мгновенно с поворотом корпуса) боковое сопротивление будет стремиться обратно вернуть судно на курс.
#21
Отправлено 04 августа 2021 - 17:54
Вот такую штуку длиной 11 метров делал когда-то давно, когда был студентом. Там два шверта из фанеры десятки по 0.8 кв.м. каждый.
(назывался Титаник, так и ходил, соответственно названию)
Сообщение отредактировал Alexander Mashtakov: 04 августа 2021 - 17:56
#22
Отправлено 04 августа 2021 - 17:55
#23
Отправлено 04 августа 2021 - 18:03
Кстати, мой катамаран и задним ходом могёт, а в этом случае он как раз Вашу идею воплощает. Так вот, на заднем ходу он почти не управляется. Поэтому газую, чтобы дать импульс для движения назад, потом иду по инерции и поворачиваю мотор максимально вбок, чтобы корму, которая сейчас нос, повернуть в нужном направлении. И так до победного конца. Хотя обычно достаточно просто от берега отплыть, включить передний и алга в нужную сторону.
Все правильно,чтоб управлялся-нужно на носу поставить перья,чтоб не было заноса.А лучше управлять стоящим в корме ПЛМом.
#24
Отправлено 04 августа 2021 - 18:04
Кстати, мой катамаран и задним ходом могёт, а в этом случае он как раз Вашу идею воплощает. Так вот, на заднем ходу он почти не управляется. Поэтому газую, чтобы дать импульс для движения назад, потом иду по инерции и поворачиваю мотор максимально вбок, чтобы корму, которая сейчас нос, повернуть в нужном направлении. И так до победного конца. Хотя обычно достаточно просто от берега отплыть, включить передний и алга в нужную сторону.
А переднем ходом он не виляет? В чем отличия в геометрии, или у Вас жесткие корпуса?
#25
Отправлено 04 августа 2021 - 18:06
Идет как по рельсам. Замучишься поворачивать . Шутка. . Да, корпуса жесткие с вертикальными бортами и приличной осадкой, но основное отличие, что мотор не на кормовом срезе. С моими бортами я его на параллелограмме выносил на кормовой срез, но его там на волне макало и я его перенёс вперёд. Поворотливость уменьшилась. И как сейчас успоминаю (давно дело было) когда он висел на кормовом срезе переодически приходилось его возвращать на путь истинный, т.е. была Ваша неустойчивость на курсе, но не так, конечно выражена.А переднем ходом он не виляет? В чем отличия в геометрии, или у Вас жесткие корпуса?
Сообщение отредактировал mafia: 04 августа 2021 - 18:13
Ответить
Темы с аналогичным тегами курсовая устойчивость
Тематические форумы →
Морская практика и водный быт →
Библиотека →
Self-steering for Sailing Craft, John S. LetcherАвтор Григорий Ш. , 28 окт 2022 баланс сил, центровка и 5 еще... |
|
|
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей