Перейти к содержимому

Фотография

Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана

курсовая устойчивость

Сообщений в теме: 85

#26 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 895 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 04 августа 2021 - 19:08

Был катабайд, приклеили кильки даже не по килю, а чтоб не увеличивать осадку.
Работают!
Не надо мотор в нос.
У маленьких моторов маленькое перо руля и поэтому плохо рулится, особенно на ветру. Поэтому все парусятники рулят рулями, а мотор жёстко закреплён.

Прикрепленные изображения

  • IpRS7.jpg

  • 3

#27 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 826 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 04 августа 2021 - 19:23

У них шверты есть, или поплавки такой формы. Я, кажется, понял. Нужно добиться, чтобы центр тяжести был впереди центра бокового (именно бокового) сопротивления. Тогда при отклонении от курса, повороте (а линейная скорость вдоль курса ведь не гасится мгновенно с поворотом корпуса) боковое сопротивление будет стремиться обратно вернуть судно на курс.

Шверты поднимают все нормальные рулевые. Поплавки то же стандартные. Посмотрите все таки  фото, там три разных моторных. Заодно посмотрите как обустроено место рулевого.

Вы всё-таки подумайте о установке неподвижного руля-шверта в корме. По моему опыту, проблему скорее всего решит шверт(скег, неподвижный руль) называйте как хотите, если в корме в воде будет плоскость размерами 20х30см. Для рулевого найдите на мусорке пластиковое кресло. Их часто выбрасыват когда ломается ножка. Отломайте оставшиеся три и верёвочкой..... А румпель сделайте длиннее, наденьте трубку или палку скотчем- верёвочкой.....

Удачи в путешествии.

Удачи.


  • 1

#28 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 826 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 04 августа 2021 - 19:36

 И как вариант по моему то же может решить вашу проблему.   http://www.barque.ru..._outboard_motor

 

и здесь  https://motorka.org/...-i-motoram.html   совет №266 на стр 250.


  • 0

#29 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 874 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 04 августа 2021 - 23:25

Видео, к вопросу устойчивости и управляемости катамарана. Вот прямо сегодня снятое:

https://youtu.be/hVpHAUo8XeY

Весло решает все проблемы, и устойчивости, и управляемости.


  • 3

#30 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 09:40

Видео, к вопросу устойчивости и управляемости катамарана. Вот прямо сегодня снятое:

https://youtu.be/hVpHAUo8XeY

Весло решает все проблемы, и устойчивости, и управляемости.

Спасибо. С веслом действительно хорошо получается. И моторчик на видео очень мой напоминает. Но сидит он тоже неудобно, то на коленки пересядет, то рукоятка веска под ногами.


Сообщение отредактировал Alexander Mashtakov: 05 августа 2021 - 09:42

  • 0

#31 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 09:55

Видео, к вопросу устойчивости и управляемости катамарана. Вот прямо сегодня снятое:

Весло решает все проблемы, и устойчивости, и управляемости.

Может просто одно весло привязать стационарно к раме? Будет вместо плавника.

2.png

Или два весла для симметрии, как раз в щели между баллонами и палубой.


Сообщение отредактировал Alexander Mashtakov: 05 августа 2021 - 10:00

  • 0

#32 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 874 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 05 августа 2021 - 11:33

Спасибо. С веслом действительно хорошо получается. И моторчик на видео очень мой напоминает. Но сидит он тоже неудобно, то на коленки пересядет, то рукоятка веска под ногами.


Рулевой сидит очень удобно, где хочет, там и располагается. В частном случае, рулевому пришлось сдвинуться максимально в корму, чтобы скомпенсировать вес оператора, который сместился в нос. Иначе мотор поднимается и винт воздух хватает.
  • 0

#33 Лотос

Лотос

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 466 сообщений
  • Из:Астрахань

Отправлено 05 августа 2021 - 11:50

Может просто одно весло привязать стационарно к раме? Будет вместо плавника.

attachicon.gif2.png

Или два весла для симметрии, как раз в щели между баллонами и палубой.

Сделать подуключину,саму лопасть пригрузить.А еще лучше подуключину сделать с фиксатором или фрикционом-для больших прямолинейных переходов. Сам ПЛМ зафиксировать в положении "прямо"


Сообщение отредактировал Лотос: 05 августа 2021 - 11:51

  • 0

#34 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 2 833 сообщений
  • Из:Кострома

Отправлено 05 августа 2021 - 12:29

Имею надувную байдарку Одиссей570. По сути - это один ваш баллон. Так вот да, управление им точно такое же. Никакое.

Для того что бы обеспечить управляемость - приклеил на дно в корме плавнички. Совсем другое дело!

Плавники ПВХ продаются в магазинах вот https://turist48.ru/...916879634000001

 

Приклейте на каждый плавник и кат стабилизируется. 


  • 2

#35 Лотос

Лотос

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 466 сообщений
  • Из:Астрахань

Отправлено 05 августа 2021 - 12:32

Имею надувную байдарку Одиссей570. По сути - это один ваш баллон. Так вот да, управление им точно такое же. Никакое.

Для того что бы обеспечить управляемость - приклеил на дно в корме плавнички. Совсем другое дело!

Плавники ПВХ продаются в магазинах вот https://turist48.ru/...916879634000001

 

Приклейте на каждый плавник и кат стабилизируется. 

Вы наверное не под мотором ходите?


  • 0

#36 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 12:52

Имею надувную байдарку Одиссей570. По сути - это один ваш баллон. Так вот да, управление им точно такое же. Никакое.

Для того что бы обеспечить управляемость - приклеил на дно в корме плавнички. Совсем другое дело!

Плавники ПВХ продаются в магазинах вот https://turist48.ru/...916879634000001

 

Приклейте на каждый плавник и кат стабилизируется. 

Поплавки, приклеенные к баллонам, я , боюсь, оторву на первом же перекате. Правда на той речке, куда я собираюсь, нет серьезных перекатов, зато могут попасться мели, коряги. Вытаскивать катамаран на берег также часто приходится волоком: ухватился за переднюю балку рамы – и поволок, как санки. Плоское дно баллонов я боюсь пока портить, считаю его некоторым преимуществом.


  • 0

#37 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 895 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 05 августа 2021 - 12:59

Поплавки, приклеенные к баллонам, я , боюсь, оторву на первом же перекате. Правда на той речке, куда я собираюсь, нет серьезных перекатов, зато могут попасться мели, коряги. Вытаскивать катамаран на берег также часто приходится волоком: ухватился за переднюю балку рамы – и поволок, как санки. Плоское дно баллонов я боюсь пока портить, считаю его некоторым преимуществом.

Я ж выше фотку выложил. Не обязательно плавнички клеить по килю. Можно со смещением. Я именно из за камней и клеил не по килю, чтоб не оторвать.
А на плоское дно баллонов, если есть перекаты и планируется таскать по мелям, рекомендуется наклеить полоску ПВХ сантиметров +-15 шириной, из тряпки +-800. Весу не сильно добавит, а износостойкость увеличится.
  • 1

#38 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 05 августа 2021 - 13:05

Ну если совсем ничего не хочется делать, то возьмите двухлитровую бутылку наполненную на 3/4 и тащите ее за собой на верёвочке :) веревочка желательно плаваюшая ????
  • 0

#39 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 13:17

Я ж выше фотку выложил. Не обязательно плавнички клеить по килю. Можно со смещением. Я именно из за камней и клеил не по килю, чтоб не оторвать.
А на плоское дно баллонов, если есть перекаты и планируется таскать по мелям, рекомендуется наклеить полоску ПВХ сантиметров +-15 шириной, из тряпки +-800. Весу не сильно добавит, а износостойкость увеличится.

Спасибо. Я думал об этих плавниках. Пока поиграю с геометрией. Может, действительно мотор на пол-метра к центру задвинуть и румпель удлинить. Это - простая регулировка длины выносной части транца и отрезок пластиковой трубы подходящего диаметра. На баллонах уже приклеены заводские полоски:

3.png


  • 0

#40 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 826 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 05 августа 2021 - 13:28

Ну если совсем ничего не хочется делать, то возьмите двухлитровую бутылку наполненную на 3/4 и тащите ее за собой на верёвочке :) веревочка желательно плаваюшая ????

Почти не помогает. Пришлось как то.


  • 0

#41 Папик

Папик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 874 сообщений
  • Из:Можайск

Отправлено 05 августа 2021 - 13:34

все надувнухи ведут себя так же 

мелкосидящие , гидродинамически напоминают окружность в воде

малейшая помеха и едем боком 

мне кажется стабилизация кормы - так себе идея 

оно работает ТОЛЬКО в случае потери курса 

надо стабилизировать нос 


  • 0

#42 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 05 августа 2021 - 13:39

Почти не помогает. Пришлось как то.

Значит все дело в размерах бутылки. :)
Выее правильно заметили, что нужно добиться расположения центра тяжести впереди бокового сопротивления. Перемещение мотора вперед в принципе и перемещает центр тяжести вперёд, а вот насколько вперед вместе с ним уедет центр бокового сопротивления- это зависит от обводов. В данном случае скорее всего центр бокового уедет меньше. Посмотрел видео мастеркат 530 под мотором. Мотор там нормально не выходит за транцы корпусов. Дерганья за ручку мотора не видно. https://youtu.be/ZmK8bGEnqWU
  • 0

#43 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 895 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 05 августа 2021 - 13:42

оно работает ТОЛЬКО в случае потери курса 
надо стабилизировать нос

Ты лучший!!!
  • 0

#44 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 05 августа 2021 - 13:58

https://www.sinref.r...raktika/016.htm
  • 0

#45 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 14:24

.... Дерганья за ручку мотора не видно. 

Ну да, они закрепили мотор поближе к палубе, и второй человек на носу для противовеса. Я думаю, действительно центр бокового сопротивления определяется дифферентом (где поплавок больше погружен, на корме, или на носу), а дифферент определяется расположением центра тяжести. В какой-то мере   центр бокового сопротивления смещается в ту же сторону, что и центр тяжести, но, возможно не так сильно. Где приложена сила мотора - вообще не важно. Если мотор стоит прямо, он не создает вращающего момента, и, если не трогать мотор, то он вектор его тяги тоже поворачивается вместе с судном и всегда направлен строго вдоль корпуса. Если катамаран стремится развернуться, то можно в воображаемом эксперименте представить, что катамаран разогнали и вообще вынули мотор из воды, а катамаран продолжает идти вперед по инерции. Так вот, эта условная сила инерции приложена к центру масс. А вторая сила (со стороны воды) приложена к центру сопротивления. Если центр масс впереди центра сопротивления, то при небольшом повороте корпуса относительно вектора скорости возникает отрицательный момент, который препятствует дальнейшему повороту корпуса. Если центр масс сзади центра сопротивления, то возникает положительный момент, который усугубляет ситуацию.

 

Если мой катамаран разогнать (в том виде, в котором я его испытывал), вынуть мотор из воды и бросить плыть по инерции, то он, скорее всего, развернется кормой вперед, и в таком, уже устойчивом положении будет продолжать плыть прямо, пока не остановится. Вывод такой: если я сразу кормой вперед пойду, то это положение будет устойчивым. Но кормой вперед идти не удобно по ряду причин: поплавки не симметричные, они на носу они подкаяченные и налезают на препятствие, мотор висит на петле и поднимется при наезде на препятствие ( а как он будет просто подниматься от собственной струи). Поэтому и возникла идея развернуть корпус и заодно развернуть мотор.

 

Я фактически получу устойчивое положение. Вопрос с управляемостью - сложнее. Но ведь если сейчас при текущей геометрии (в том виде, в котором я его испытывал) я поворачиваю румпель и спокойно завожу корму влево, или вправо, то в перевернутом виде я с таким же успехом буду заводить нос. 

 

Управление плоскодонкой вообще вещь специфическая. Вы сначала поворачиваете корпус куда нужно, потом гасите угловую скорость обратным поворотом румпеля (чтобы прекратить вращение), потом ставите мотор прямо и вперед, пытаетесь набрать скорость в новом направлении, а при этом и какое-то время плоскодонка еще продолжает дрейфовать боком, пока за счет сопротивления не погасит скорость в прежнем направлении.

 

Про управление плоскодонкой я почувствовал все "прелести", когда пересел с каркасной байдарки таймень на надувную щуку. Если на таймени при наличии положительной скорости относительно воды достаточно поставить весло и повернуть корпус, то на щуке для этого же маневра нужно погасить скорость, повернуть корпус и набрать скорость уже в нужном направлении.


Сообщение отредактировал Alexander Mashtakov: 05 августа 2021 - 15:14

  • 0

#46 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 05 августа 2021 - 14:35

Вопрос с управляемостью - сложнее. Но ведь если сейчас при текущей геометрии (в том виде, в котором я его испытывал) я поворачиваю румпель и спокойно завожу корму влево, или вправо, то в перевернутом виде я с таким же успехом буду заводить нос.

В том то и дело, что не получится заводить нос. Корпуса мешают. Струя от мотора в них бьёт и компенсирует момент. Я уже приводил пример своего катамарана, который на заднем ходу почти неуправляется. Опять же... Мотор как сможет откинуться при наезде на препятствие...
  • 0

#47 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 14:42

... Опять же... Мотор как сможет откинуться при наезде на препятствие...

Ну так я мотор поставлю в дырку между транцем и палубой, буде в сторону палубы подниматься, там много места, чтобы ни за что не задеть. Транец будет вынесен вперед, носы баллонов подкаячены, есть надежда, что сртуя уйдет под баллон.


  • 0

#48 Savage

Savage

    Дворник

  • Боцман
  • 14 895 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: 🚤

Отправлено 05 августа 2021 - 14:43

2021 год
Есть примеры установки мотора на моторных или других катамаранах в носу?
Это ж не переднеприводный авто...
  • 0

#49 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 05 августа 2021 - 14:51

2021 год
Есть примеры установки мотора на моторных или других катамаранах в носу?
Это ж не переднеприводный авто...

Посередине помнится было. Но рулился он естественно рулем.
  • 0

#50 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 05 августа 2021 - 14:52

2021 год
Есть примеры установки мотора на моторных или других катамаранах в носу?
Это ж не переднеприводный авто...

Как раз в начале темы я задал вопрос, может кто видел? Сослался также на другую тему, "Реально ли поставить мотор на носу катамарана?" 2016 г. Там автор обещал выложить отчет о своих изысканиях, но отчета я не нашёл (может, что-то пропустил). В той теме у автора были другие соображения: ему обзор с кормы закрывала палатка, установленная на палубе.


  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами курсовая устойчивость

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей