Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана
#77
Отправлено 05 августа 2021 - 23:44
Поплавки, приклеенные к баллонам, я , боюсь, оторву на первом же перекате. Правда на той речке, куда я собираюсь, нет серьезных перекатов, зато могут попасться мели, коряги. Вытаскивать катамаран на берег также часто приходится волоком: ухватился за переднюю балку рамы – и поволок, как санки. Плоское дно баллонов я боюсь пока портить, считаю его некоторым преимуществом.
Прошел с ними три похода в Карелии. Не выходного дня а двухнедельные 3-4 категории.
Все пороги, перекаты и пр пр пр. Никаких проблем, ничего не оторвалось, только немного поцарапались.
Рулевое весло - тоже рабочий вариант. Переносы мотора ничего не дадут. Вам надо каким то образом увеличить боковое сопротивление. Тогда и курсовая устойчивость появится. Без этого ничего не спасёт.
Сообщение отредактировал WinderWanderer: 05 августа 2021 - 23:55
#78
Отправлено 06 августа 2021 - 00:12
Т.е. люди ездят в стандартном варианте. У них устойчивость на курсе нормальная, а перенос мотора на штатное место ничего не даст. Чудеса...
Рулевое весло - тоже рабочий вариант. Переносы мотора ничего не дадут. Вам надо каким то образом увеличить боковое сопротивление. Тогда и курсовая устойчивость появится. Без этого ничего не спасёт.
#79
Отправлено 06 августа 2021 - 16:34
Прошел с ними три похода в Карелии. Не выходного дня а двухнедельные 3-4 категории.
Все пороги, перекаты и пр пр пр. Никаких проблем, ничего не оторвалось, только немного поцарапались.
Рулевое весло - тоже рабочий вариант. Переносы мотора ничего не дадут. Вам надо каким то образом увеличить боковое сопротивление. Тогда и курсовая устойчивость появится. Без этого ничего не спасёт.
Собственно шла речь не о переносе мотора, а о переносе главного груза (рулевого весом более 110 кг, а мотор просто по необходимости при нем). Мотор, если он прямо стоит, он не добавляет вращательный момент, т.к. всегда вектор тяги направлен вдоль корпуса. Да, с управляемосью может возникнуть проблема,там всякая струя от мотора бьет в поплавок, или еще там какие-то нюансы.
Но пока мотор стоит прямо, в общем-то не важно, где он стоит. Понятно, что никакими легкими гермомешками с продуктами и вещами я не наберу подходящий груз, если только в качестве балласта пару мешков с цементом бросить на нос. Так вот, такими простыми методами вроде можно добиться, чтобы центр тяжести оказался впереди по отношению к центру бокового сопротивления. Другой метод - приклеить поплавки, установить фанерку на корме и тем самым просто сместить центр бокового сопротивления на корму. Но это - второй способ.
#81
Отправлено 06 августа 2021 - 16:56
...Так вот, такими простыми методами вроде можно добиться, чтобы центр тяжести оказался впереди по отношению к центру бокового сопротивления. Другой метод - приклеить поплавки, установить фанерку на корме и тем самым просто сместить центр бокового сопротивления на корму. Но это - второй способ.
ЦБС не будет опережать ЦТ при смещении ЦТ только если осадка достаточно велика (можно посчитать насколько). У мелкосидящего ката ЦБС наверняка улетит в нос при смещении водителя, соизмеримого по весу с самой лодкой.
#83
Отправлено 06 августа 2021 - 17:28
ЦБС не будет опережать ЦТ при смещении ЦТ только если осадка достаточно велика (можно посчитать насколько). У мелкосидящего ката ЦБС наверняка улетит в нос при смещении водителя, соизмеримого по весу с самой лодкой.
Правильно, ЦБС улетит в нос, но окажется подази ЦТ.
Сейчас - обратная катина: ЦТ смещен к корме, а ЦБС впереди его по курсу, потому и рыскает.
Исходя из соображений симметрии при перемещении ЦТ в нос ЦБС также, очевидно, сдвинется в нос, но все-таки окажется позади.
#84
Отправлено 06 августа 2021 - 17:35
Правильно, ЦБС улетит в нос, но окажется подази ЦТ.
Сейчас - обратная катина: ЦТ смещен к корме, а ЦБС впереди его по курсу, потому и рыскает.
Исходя из соображений симметрии при перемещении ЦТ в нос ЦБС также, очевидно, сдвинется в нос, но все-таки окажется позади.
А это надо доказывать, ибо неочевидно.
#85
Отправлено 16 августа 2021 - 10:32
Как обещал пишу отчет о решении проблемы. По совету опытных товарищей я не стал пересаживаться вместе с мотором на нос катамарана, оставил мотор на корме. Организовал себе удобную лавочку на палубе. Центр тяжести сместил к носу на 0.6 метра. Никаких плавников не клеил. Смещение центра тяжести удивительным образом решило проблему с курсовой устойчивостью. Теперь на длинных плесах не приходилось постоянно ловить курс поворотами румпеля. Румпель все-таки из руки не выпускал, это все-таки река, а не озеро, и нужно было следовать определенной траектории. Вот так было на испытаниях на Волге:
Здесь: 12 кг - мотор, 110 кг - рулевой, 85 кг - взрослый пассажир, 50 кг - сам катамаран, 100 кг - груз, 42+42 кг - дети, крестиком отмечен центр тяжести 441 кг
Вот так я разместил все в походе:
На фотографии ниже видна моя лавочка:
Прошли по речке Ловать от г. Холм до Селеево с двумя ночевками на 8 и 27 км от г. Холм. Скорость на плесах 7 км/ч, на перекатах 10 км/ч. В прошлых описаниях я не нашел перекатов на этом участке реки, но, видимо из-за очень сухой погоды в июле уровень воды был экстремально низким, перекаты попадались через каждые два километра, я насчитал их не менее 20 шт. на маршруте до самого Селеево.
#86
Отправлено 16 августа 2021 - 11:38
Ответить
Темы с аналогичным тегами курсовая устойчивость
Тематические форумы →
Морская практика и водный быт →
Библиотека →
Self-steering for Sailing Craft, John S. LetcherАвтор Григорий Ш. , 28 окт 2022 баланс сил, центровка и 5 еще... |
|
|
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей