Перейти к содержимому

Фотография

Проблема с курсовой устойчивостью надувного катамарана

курсовая устойчивость

Сообщений в теме: 85

#76 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 05 августа 2021 - 23:15

Каким таким косым? У меня точно прямым :). Внутренние борта ката плоские. Волны между корпусами нэт. Так шо кудой напраляем, тудой и получаем.
  • 0

#77 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 2 868 сообщений
  • Из:Кострома

Отправлено 05 августа 2021 - 23:44

Поплавки, приклеенные к баллонам, я , боюсь, оторву на первом же перекате. Правда на той речке, куда я собираюсь, нет серьезных перекатов, зато могут попасться мели, коряги. Вытаскивать катамаран на берег также часто приходится волоком: ухватился за переднюю балку рамы – и поволок, как санки. Плоское дно баллонов я боюсь пока портить, считаю его некоторым преимуществом.

Прошел с ними три похода в Карелии. Не выходного дня а двухнедельные 3-4 категории.

Все пороги, перекаты и пр пр пр. Никаких проблем, ничего не оторвалось, только немного поцарапались.

Рулевое весло - тоже рабочий вариант. Переносы мотора ничего не дадут. Вам надо каким то образом увеличить боковое сопротивление. Тогда и курсовая устойчивость появится. Без этого ничего не спасёт. 


Сообщение отредактировал WinderWanderer: 05 августа 2021 - 23:55

  • 1

#78 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 06 августа 2021 - 00:12


Рулевое весло - тоже рабочий вариант. Переносы мотора ничего не дадут. Вам надо каким то образом увеличить боковое сопротивление. Тогда и курсовая устойчивость появится. Без этого ничего не спасёт.

Т.е. люди ездят в стандартном варианте. У них устойчивость на курсе нормальная, а перенос мотора на штатное место ничего не даст. Чудеса...
  • 0

#79 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 06 августа 2021 - 16:34

Прошел с ними три похода в Карелии. Не выходного дня а двухнедельные 3-4 категории.

Все пороги, перекаты и пр пр пр. Никаких проблем, ничего не оторвалось, только немного поцарапались.

Рулевое весло - тоже рабочий вариант. Переносы мотора ничего не дадут. Вам надо каким то образом увеличить боковое сопротивление. Тогда и курсовая устойчивость появится. Без этого ничего не спасёт. 

Собственно шла речь не о переносе мотора, а о переносе главного груза (рулевого весом более 110 кг, а мотор просто по необходимости при нем). Мотор, если он прямо стоит, он не добавляет вращательный момент, т.к. всегда вектор тяги направлен вдоль корпуса. Да, с управляемосью может возникнуть проблема,там всякая  струя от мотора бьет в поплавок, или еще там какие-то нюансы.

 

Но пока мотор стоит прямо, в общем-то не важно, где он стоит. Понятно, что никакими легкими гермомешками с продуктами и вещами я не наберу подходящий груз, если только в качестве балласта пару мешков с цементом бросить на нос. Так вот, такими простыми методами вроде можно добиться, чтобы центр тяжести оказался впереди по отношению к центру бокового сопротивления. Другой метод - приклеить поплавки, установить фанерку на корме и тем самым просто сместить центр бокового сопротивления на корму. Но это - второй способ. 


  • 0

#80 tedbeer

tedbeer

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 263 сообщений
  • Из:Almere
  • Судно: Maxi38+
  • Название: Khamsin

Отправлено 06 августа 2021 - 16:48

Мотор, если он прямо стоит, он не добавляет вращательный момент, т.к. всегда вектор тяги направлен вдоль корпуса.

А как же заброс кормы, который зависит от направления вращения винта?

 


  • 0

#81 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 06 августа 2021 - 16:56

...Так вот, такими простыми методами вроде можно добиться, чтобы центр тяжести оказался впереди по отношению к центру бокового сопротивления. Другой метод - приклеить поплавки, установить фанерку на корме и тем самым просто сместить центр бокового сопротивления на корму. Но это - второй способ. 

ЦБС не будет опережать ЦТ при смещении ЦТ только если осадка достаточно велика (можно посчитать насколько). У мелкосидящего ката ЦБС наверняка улетит в нос  при смещении водителя, соизмеримого по весу с самой лодкой.


  • 0

#82 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 06 августа 2021 - 17:20

А как же заброс кормы, который зависит от направления вращения винта?

 

С моторм 2 л.с.?


  • 0

#83 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 06 августа 2021 - 17:28

ЦБС не будет опережать ЦТ при смещении ЦТ только если осадка достаточно велика (можно посчитать насколько). У мелкосидящего ката ЦБС наверняка улетит в нос  при смещении водителя, соизмеримого по весу с самой лодкой.

Правильно, ЦБС улетит в нос, но окажется подази ЦТ.

 

Сейчас - обратная катина: ЦТ смещен к корме, а ЦБС впереди его по курсу, потому и рыскает.

Исходя из соображений симметрии при перемещении ЦТ в нос  ЦБС также, очевидно, сдвинется в нос, но все-таки окажется позади.


  • 0

#84 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 06 августа 2021 - 17:35

Правильно, ЦБС улетит в нос, но окажется подази ЦТ.

 

Сейчас - обратная катина: ЦТ смещен к корме, а ЦБС впереди его по курсу, потому и рыскает.

Исходя из соображений симметрии при перемещении ЦТ в нос  ЦБС также, очевидно, сдвинется в нос, но все-таки окажется позади.

А это надо доказывать, ибо неочевидно.


  • 0

#85 Alexander Mashtakov

Alexander Mashtakov

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 25 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: надувной катамаран

Отправлено 16 августа 2021 - 10:32

Как обещал пишу отчет о решении проблемы. По совету опытных товарищей я не стал пересаживаться вместе с мотором на нос катамарана, оставил мотор на корме. Организовал себе удобную лавочку на палубе. Центр тяжести сместил к носу на 0.6 метра. Никаких плавников не клеил. Смещение центра тяжести удивительным образом решило проблему с курсовой устойчивостью. Теперь на длинных плесах не приходилось постоянно ловить курс поворотами румпеля. Румпель все-таки из руки не выпускал, это все-таки река, а не озеро, и нужно было следовать определенной траектории. Вот так было на испытаниях на Волге:

11.png

Здесь: 12 кг - мотор, 110 кг - рулевой, 85 кг - взрослый пассажир, 50 кг - сам катамаран, 100 кг - груз, 42+42 кг - дети, крестиком отмечен центр тяжести 441 кг

Вот так я разместил все в походе:

12.png

На фотографии ниже видна моя лавочка:

13.png

Прошли по речке Ловать от г. Холм до Селеево с двумя ночевками на 8 и 27 км от г. Холм. Скорость на плесах 7 км/ч, на перекатах 10 км/ч. В прошлых описаниях я не нашел перекатов на этом участке реки, но, видимо из-за очень сухой погоды в июле уровень воды был экстремально низким, перекаты попадались через каждые два километра, я насчитал их не менее 20 шт. на маршруте до самого Селеево.

 

 


  • 2

#86 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 905 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 16 августа 2021 - 11:38

Можно рулить продольной тягой, как на мелких парусниках и СВП Жук-2. Тогда рулевой может выбирать себе любое место. И оперативно менять его, если требуется. На СВП Жук-2, центровку нужно регулировать очень точно, поэтому тягой рулить удобно. И газ там-же, поворотом тяги.
  • 0



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами курсовая устойчивость

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей