Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Раксы против обтекателя (штагпирса)


Сообщений в теме: 21

#1 ИльяZ

ИльяZ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Четвертьтонник

Отправлено 08 сентября 2021 - 19:43

Друзья - яхтсмены!

Задумался об установке обтекателя штага (штагпирса). С одной стороны, все одноклассники ходят с обтекателями, с другой, по ходам я с раксами им не уступаю, да и смотрю сейчас на гонких всяких Club Swan 50 - у них стаксели тоже на своеобразных раксах - ремнях с липучками.

Вот и задумался, насколько целесообразно устновка этой приблуды. Кто что думает?
  • 0

#2 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 09 сентября 2021 - 09:57

Друзья - яхтсмены!

Задумался об установке обтекателя штага (штагпирса). С одной стороны, все одноклассники ходят с обтекателями, с другой, по ходам я с раксами им не уступаю, да и смотрю сейчас на гонких всяких Club Swan 50 - у них стаксели тоже на своеобразных раксах - ремнях с липучками.

Вот и задумался, насколько целесообразно устновка этой приблуды. Кто что думает?

Вопрос привычки. И религии. 

Всю жизнь (с 1989-го) хожу с обтекателем. С 2001-го с закруткой. И никто не убедит меня, что раксы лучше.  :)  А адепты раксов наверняка скажут обратное.

Посему если с закруткой - то обтекатель. Если без - ИМХО без разницы.

 

Да, по IOR / УПО площадь обтекателя добавлялась к площади генуи  ;) . Как по ORC - не ведаю. Но это если вдруг гоняетесь.  :)


  • 0

#3 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 660 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 сентября 2021 - 13:02

Вот и задумался, насколько целесообразно устновка этой приблуды. Кто что думает?

Установка обтекателя стоит денег. Значительных, по сравнению с раксами, которые можно самому согнуть из проволоки.

С точки зрения аэродинамики обтекатель дает преимущество. Измерить его трудно, но на гонке это имеет значение.

С другой стороны, замена парусов с раксами требует больше времени и обязательного присутствия человека на баке.

Закрутку можно сделать и для стакселя с раксами. 

 

Поэтому коллега правильно написал, что это "Вопрос привычки. И религии".


  • 0

#4 Toni Basilio

Toni Basilio

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 158 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 09 сентября 2021 - 15:11

До сего года ходил только с раксами.

При этом были уже паруса не молодые. И как фал не обтягивай, начиная с трёх баллов передняя шкаторина между раксами отваливалась под ветер. Как минимум эстетически мне это не нравилось, да и аэродинамического качества это не добавляло.

 

А на новой лодке обтекатель. Такой проблемы нет по понятным причинам :)

По использованию. На слабом ветре без проблем можно поднять стаксель без человека на баке. Недавно выходили, при 6 м/с выдувало парус, приходилось руками направлять шкаторину в "яйца". Но они уползли сильно вверх, может если были бы на месте, не пришлось бы.

Из явных плюсов - это стало проще спинакер ставить при стоящем стакслеле - нет риска порвать его о раксы.

 

Кстати, а ведь установка обтекателя повлечёт замену парусов.


  • 0

#5 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 660 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 сентября 2021 - 16:00

И как фал не обтягивай, начиная с трёх баллов передняя шкаторина между раксами отваливалась под ветер. 

Это - дефект проводки стальсельфала.

В принципе, его надо заводить так, чтобы он мог натягиваться сильнее штага. Обычно это делают, отдав бакштаги.

Тогда парус между раксами прогибаться не будет.

На Летучем голландце, если не ошибаюсь, штага вообще нет. Его роль исполняет стаксель.


  • 0

#6 Toni Basilio

Toni Basilio

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 158 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 09 сентября 2021 - 16:53

Скорее это была проблема в самом стаксельфале, а именно в "резиновости" его синтетической части.

А без штага передняя шкаторина стакселя всё равно уйдёт под ветер. Под нагрузкой ликтрос растянется.


  • 0

#7 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 660 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 09 сентября 2021 - 17:44

А без штага передняя шкаторина стакселя всё равно уйдёт под ветер. Под нагрузкой ликтрос растянется.

Если стаксель с раксами, то ликтрос можно сделать стальным.

Такой не растянется.  :)


  • 1

#8 a_max

a_max

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 842 сообщений
  • Из:moscow

Отправлено 09 сентября 2021 - 21:19

Друзья - яхтсмены!

Задумался об установке обтекателя штага (штагпирса). С одной стороны, все одноклассники ходят с обтекателями, с другой, по ходам я с раксами им не уступаю, да и смотрю сейчас на гонких всяких Club Swan 50 - у них стаксели тоже на своеобразных раксах - ремнях с липучками.

Вот и задумался, насколько целесообразно устновка этой приблуды. Кто что думает?

Для простых яхсменов считаю -либо раксы, либо закрутка уж. Просто обтекатель-эт  гонщицкая  приблуда (есть правда одно сугубо круизное назначение обтекателя с двумя ликпазами-пассатные путешественники, ставят два стакселя на баблочку). 

Достоинства закрутки понятны, недостатки- уменьшение парусности дает уже не ту форму стакселя плюс он оказывается посередине штага. В убранном виде колбаса в сильный ветер тоже порой доставляет хлопот. Ну и сама закрутка-механизм со всеми вытекающими.

Раксы -просты, надежны. Можно быстро сбросить парусность отдав фал (не шкот!). Как раз то с чем коллеги выше борются мгновенно обезветривает парус (у кого большая топовая генуя бывает очень полезно). Еще можно поставить нормальной формы штормовой стаксель с низким ЦП, геную при этом можно не снимать, только принайтовать к леерам. В общем если уметь пользоваться-то можно и на раксах.

А вот обтекатель без закрутки-ну только что кромка паруса не морщит (обтекатель ведь :)). А так тоже все вручную, но без полезных фич  раксов.


  • 0

#9 ал-др

ал-др

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 820 сообщений
  • Из:г. Москва
  • Название: ТИШИНА

Отправлено 09 сентября 2021 - 22:00

Рассмотрели много вариантов за и против.
А я с точки зрения размеров лодки.
На маленькой, наверное, предподчительно.
На большой уже не столько.
Сравниваю свою с Ассолью.
Тем более рядом есть Ассоль и с закруткой.
Так вот по Ассоли я передвигаться не умею :(
Она вихляется подо мной, на ногах не устоишь.
И стаксель менять ли, ставить ли на ходу -караул.
По своей же, как по причалу. Она и не замечает.
Хороший бак: и по площади и по ограждению. Работай себе, даже и в удовольствие.
Не исключаю и не оспариваю вариант привычки.
У меня такое представление.
Рс конечно это больше к закрутке относится.
Но один обтекатель без закрутки для меня вообще нонсенс.
И не рассматриваю

Сообщение отредактировал ал-др: 09 сентября 2021 - 22:02

  • 0

#10 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 10 сентября 2021 - 07:30

так для развития мысли, стаксель с провисающей передней шкаториной может также круто идти к ветру...

Прикрепленные изображения

  • bayraider_1c.jpg

  • 0

#11 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 660 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 сентября 2021 - 11:39

стаксель с провисающей передней шкаториной может также круто идти к ветру...

Также может идти круто к ветру, но не так же, как с набитой шкаториной.  :)


  • 0

#12 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 442 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 10 сентября 2021 - 14:45

С одной стороны, все одноклассники ходят с обтекателями, с другой, по ходам я с раксами им не уступаю, да и смотрю сейчас на гонких всяких Club Swan 50 - у них стаксели тоже на своеобразных раксах - ремнях с липучками.

Вот и задумался, насколько целесообразно устновка этой приблуды. 

 

Если в ваших мыслях присутствует "с раксами я им не уступаю",  "у них стаксели тоже на ... раксах ... с липучками", то есть стойкое ощущение, что вам, по крайней мере ПОКА, ИМХО  есть смысл оставить все как есть. 

 

Иначе вам грозят вполне себе приличные расходы, а на выходе останется то же самое "я им не уступаю", а то еще и сомнения станут конкретнее, когда в очередной раз увидите  "их новомодные паруса на липучках".  :)


  • 0

#13 ал-др

ал-др

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 820 сообщений
  • Из:г. Москва
  • Название: ТИШИНА

Отправлено 10 сентября 2021 - 14:58

Если в ваших мыслях присутствует "с раксами я им не уступаю",  "у них стаксели тоже на ... раксах ... с липучками", то есть стойкое ощущение, что вам, по крайней мере ПОКА, ИМХО  есть смысл оставить все как есть. 
 
Иначе вам грозят вполне себе приличные расходы, а на выходе останется то же самое "я им не уступаю", а то еще и сомнения станут конкретнее, когда в очередной раз увидите  "их новомодные паруса на липучках".  :)

Вот так, рационализмом по юношеской мечте пытливого и ищущуго, можно сказать, страждущего, ума...
А как же: и я , как все; и у меня ,как у всех... ?
  • 0

#14 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 10 сентября 2021 - 20:14

post-12413-0-59766800-1631244603_thumb.j

 

Также может идти круто к ветру, но не так же, как с набитой шкаториной.  :)

сложно судить, в России подобным вооружением не пользуются...


  • 0

#15 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 550 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 11 сентября 2021 - 18:44

Друзья - яхтсмены!

Задумался об установке обтекателя штага (штагпирса). С одной стороны, все одноклассники ходят с обтекателями, с другой, по ходам я с раксами им не уступаю, да и смотрю сейчас на гонких всяких Club Swan 50 - у них стаксели тоже на своеобразных раксах - ремнях с липучками.

Вот и задумался, насколько целесообразно устновка этой приблуды. Кто что думает?

Если "приблуда"  без закрутки, то почти пофик есть или нету.
Если с закруткой, то другое дело.
Вспомните сколько вам надо времени пройти на бак, поднять стаксель и вернуться обратно в кокпит. Потом опять пройти, стянуть его вниз, при свежем ветре руками-ногами притоптать и привязать к леерам, и на волне прикорячиться обратно, особенно если рулевого нет, лодку поставило лагом к волне и колбасит с борта на борт.
С закруткой постановка и закручивание прямо из кокпита занимает до 10 секунд - плохонькое видео.
Однако есть недостаток - хорошим ветром стаксель в колбасе может частично размотать: вот было нынче такое.


  • 0

#16 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 13 сентября 2021 - 13:57

Хуже, когда выскочит из лик-паза и разорвётся около берега. Поэтому никогда не применял.


  • 0

#17 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 13 сентября 2021 - 14:13

Это - дефект проводки стальсельфала.

В принципе, его надо заводить так, чтобы он мог натягиваться сильнее штага. Обычно это делают, отдав бакштаги.

Тогда парус между раксами прогибаться не будет.

На Летучем голландце, если не ошибаюсь, штага вообще нет. Его роль исполняет стаксель.

Чем же там удерживали мачту спереди? Или убирали вместе со стакселем? Так хлопотно очень. На ЛГ у нас штаг-стальной трос  всё  же был... Вот на катамаране у меня тоже был штаг - проволока, а  в стакселе стальной трос, как и на фале, который натягивал стальным ручагом после спуска на воду, и перед стартом тоже, - дополнительно. Была гребёнка. Вот такая, из одной из этих книжек. Точно, из "Segeltechnik".
 

Прикрепленные изображения

  • Wir Segeln.jpg
  • Гребёнка для фала.jpg

  • 0

#18 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 13 сентября 2021 - 15:15

Хуже, когда выскочит из лик-паза и разорвётся около берега. Поэтому никогда не применял.

Чтобы такого не случилось или вы опасаетесь что может случиться в сильный ветер нужно завернуть стаксель на один оборот. На форму паруса это не повлияет зато уж точно не вырвет из ликпаза.


  • 1

#19 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 13 сентября 2021 - 16:43

Случай с Томасом Матусцек*ом 8 августа 2005 г. Описан в Jacht № 11 за 2006 г:

"...Я не предвидел, что это будет моей последней записью на долгое время. Волнение становилось всё жёстче, прыжки моей яхты опаснее. С рассветом  пришлось узнать всю силу шторма: гребни волны, каких я никогда не видел раньше, несущиеся обрывки облаков, хлещущий дождь - мне стало ясно, что я должен был испытать теперь то, что я знал до сих пор только из книг: плавание под парусами в тяжёлую погоду.

Я решал закрутить геную полностью и поставить штормовой стаксель. Однако едва я попытался сдвинуть леер закрутки, как что-то щёлкнуло, и части закрутки разлетелись по сторонам. Немедленно парус полностью развернулся. Я растравил шкоты и фал в надежде вырвать парус из штаг-пирса и убрать его. Закрепив страховочный трос, я пополз на нос, однако, было уже поздно его заклинило на половине высоты.!

С дикой силой я выдёргивал парус, опасаясь поломки. У меня не было иного выхода, как только отдать галсовый угол стакселя, чтобы освободить его от ветровой нагрузки. Вследствие этого ткань начала полоскать и наматываться на левую ванту.  Ужас охватил меня, Я поспешил  к румпелю и попытался лечь на другой курс, чтобы освободить стаксель, и он смог бы свободно улететь. Но его фаловая доска стала медленно скользить по штагу вверх, и через несколько минут прочно заклинилась на топе мачты. Теперь я не мог покидать румпель. С одной стороны я должен был следить за тем, чтобы парус не наматывался на мачту, с другой - не подставлять борт яхты под удары волн. Я пытался подходить к волне и съезжать с неё так, как это рекомендовалось в книгах и журналах. протыкать волны таким образом, как я прочитал это в книгах и журналах...  

Затем я посмотрел на анемометр и застыл от страха: 56 узлов, сила ветра 11 баллов!.."

Однако,это же поляк. Что они понимают о море! У них только Мазурские озёра!? Так, что ли?

 

П.с. Этот циклон я встретил на траверзе Стирсуддена. На "Касси". Было плохо. Стаксель на карабинах.


  • 2

#20 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 13 сентября 2021 - 16:58

Поляки, говорите? Был у меня клиент поляк. Обращался по поводу ремонта и переделки парусов для 41-футовой яхты. По причине того что на яхту такого размера шитье нового паруса обойдется дорого он все пытался выехать на старых ограничиваясь их ремонтом. А паруса снова рвались и опять он ко мне - зашей! Я ему уже много раз говорил, мол, эти паруса уже все, не годятся для несения в свежий ветер, только в хорошую погоду и не насиловать. Несколько раз он пытался с этими парусами стартовать в гонках и каждый раз сходил с дистанции из-за рваных парусов. Потом все-же решился и купил бэушный но крепкий парус который мне-же принес чтобы его, парус, увеличить под размер его яхты.

Так и в приведенной выше цитате - так что там щелкнуло и закрутка разлетелась? Может эта закрутка была совсем не для такого ветра и такого размера паруса, вот и не выдержала? Кроилово, оно всегда боком выходит. И еще - как я понял парус вырвало из ликпаза снизу, от галсового угла. Видимо, умный поляк не стал привязывать парус к штагпирсу в месте входа паруса в ликпаз, да об этой фишке мало кто знает а ведь применение такой обвязки спасет ситуацию. Однако это не требуется если размер ликтроса стакселя соответствует размеру ликпаза, тогда ни за что не вырвет. Вон сколько я видел парусов размотанных ветром и порванных в клочья, однако из ликпаза не вырвало.


  • 1

#21 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 13 сентября 2021 - 17:58

Убедил. Я ремонтировал польские яхты, шлюпки. Беседовал с польским инспектором Регистра. Бывало всё.

Но видел фото яхт на камнях из-за раскрученных стакселей.


  • 0

#22 a_max

a_max

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 842 сообщений
  • Из:moscow

Отправлено 13 сентября 2021 - 18:26

 Может эта закрутка была совсем не для такого ветра и такого размера паруса, вот и не выдержала? Кроилово, оно всегда боком выходит. И еще - как я понял парус вырвало из ликпаза снизу, от галсового угла. Видимо, умный поляк не стал привязывать парус к штагпирсу в месте входа паруса в ликпаз, да об этой фишке мало кто знает а ведь применение такой обвязки спасет ситуацию. Однако это не требуется если размер ликтроса стакселя соответствует размеру ликпаза, тогда ни за что не вырвет. Вон сколько я видел парусов размотанных ветром и порванных в клочья, однако из ликпаза не вырвало.

Увы, при нынешних трендах этим самым кроиловом может заняться производитель. А вы об этом даже и не узнаете. У меня пока одна закрутка, которую я вытащил в марине из свалки :) . Так сказать для интересу. Fuсnor вроде (исправил). Так вот вопросы когда разобрал к ее конструкции у меня были.  Очень уж странно были выполнены некоторые узлы. Буду ее модернизировать. Ну и поломки мат части бывают и там где такие деньги, что ни о какой экономии и речь не идет. Все самое-самое. Тут конечно речь больше про лодки покрупнее, там механизация позволяет сократить экипаж, но цена поломки возрастает. Я бы на крупной лодке применил смешанную схему, тендер. с малым стакселем на закрутке, и геную на раксах. Ну и плюс генакер.


Сообщение отредактировал a_max: 13 сентября 2021 - 20:34

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей