Итак, зарубежный опыт... В большинстве стран, суда до 24м - это "малые пассажирские суда" или "малые коммерческие суда", к ним применяются упрощенные требования по конструкции и оборудованию. Пассажировместимость таких судов, как правило, ограничена в разумных пределах, например, до 150 человек. Среди подобных требований/правил можно назвать британский MCA, кодекс для стран Карибского бассейна (SCV Code), финское руководство VTT и многие другие... Существует и другой подход - формальная "волшебная длина 24м" не установлена, но требования варьируются в зависимости от длины, пассажировместимости, района плавания, типа судна и т.д. Такой подход отражен, например, в правилах Морской Администрации Австралии (стандарт NSCV). Оба эти подхода, при разумном нормировании, позволяют проектировать и строить безопасные и эффективные суда местного сообщения, в том числе и из композиционных материалов.
Что же у нас? Во-первых, ниши пассажирских/коммерческих судов длиной до 24м нет - наши нормотворцы и регуляторы о ней не слышали. Более-менее дифференцированно российские правила относятся к речным судам, хотя и там ниша "до 24м" формально отсутствует. Если же говорить о морских судах, то даже к небольшому судну перевозящему, скажем, 15-20 человек, будут предъявлены все требования международных морских конвенций. Выполнить эти требования на малом судне невозможно физически, да и смысла в этом нет.
Подобная ситуация существует в РФ уже много лет, и неудивительно, что новые пассажирские суда для морских побережий практически не строятся. Примеры внизу - бесконечно латается и используется старье, либо же "маломерка" (до 20м, до 12 человек) эксплуатируется с превышением пассажировместимости! Посмотрите на фото - говорить о "безопасности" таких перевозок не приходится... Но тем не менее, из года в год приходится слышать типичные "отмазки" чиновников из прошлого и примкнувших к ним "экспертов": "у нас совсем другие условия" и "это для вашей же безопасности!".
Уверены, ситуация начинает меняться. И мы будем над этим работать и дальше...