Давным давно ещё в СССР отправился я в свое первое путешествие на самостоятельно сделанном швертботе. Прошли 300 вёрст по Реке и вышли в Азовское море. В Таганроге взяли на борт "саур". Мешки с песком на дно положили. Ночью к концу плавания по морю которое длилось две недели, в яхте ощущался некоторое "амбрэ" или "спёртый воздух" как хотите назовите. август подходил к концу и после полуночи кто то люки закрывал. Днём то было неощутимо. Когда поднимали в Жданове (сейчас Мариуполь) на берег, естественно мешки достали и песок высыпали. Так вот мешки со стороны дна были склизские чёрные и "вонизма" была ощутимая. Хотя мешки были полипропиленовые и песок чистый, на глаз разумеется.
Поэтому можно сделать вывод
1.Уж на большом корабле в трюме среди балласта всегда вода имеется и никакими насосами её не откачаеш. А поролоновой губки что бы выбрать её досуха у них не было, по причине того что "Магнит" ещё не открылся . Иван Александрович описывал случай когда волна разбила стёкла и матросы швабрами согнали воду с палуб в трюм , а потом откачали её насосами. Причем описал это так как обыденность. Т.е. Это было довольно обычной практикой. Повторяю вода в трюме в обьёмах достаточных для того что бы попавшие с водой остатки пищи и другой способствующий гнили мусор неизбежный когда на борту 200-400 человек была. Как то вымыть эти булыжники во время плавания возможным не представлялось. Единственный способ налить свежую, поболтать но не смешивать смешать, на волнении это запросто и откачать. Что и делалось. Ну а то что от "спертого воздуха болезни". ??? Да тогда и науки ещё такой как микробиология не было. И гулял этот "воздух" возможно по кораблю и нюхали его возможно все, наверно ещё и потому, что не было тогда достатно герметичных переборок и палуб и дверей с надписью "постоянно закрытые". Да и стёкла были не везде. А просто рещётки которые закрывались брезентом при ухудшении погоды. Но это верхнии палубы, а трюм заполненый припасами (кстати в качестве припасов брали и живую птицу и скот даже коров) да ещё при ходе в основном полными курсами когда на палубе штиль, вентилировался плохо. А вот в лавировку, когда вентиляция получше, меня не удивит если кто то будет утверждать что запашок снизу шёл ощутимый и в кают компании. Хотя что бы такое утверждал Иван Александрович я не помню.