Перейти к содержимому

Фотография

Оптимальное напряжение аккумуляторов для электромоторов

электромоторы lifepo4 электродинги

Сообщений в теме: 101

#1 AnthonyM

AnthonyM

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 76 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Monohull 54ft

Отправлено 25 октября 2021 - 02:13

Здравствуйте, сотоварищи!

На своем походном комплекте я хочу создать сквозную электрическую мотор-систему - на катамаране (12 на 6), динги (3 метра, алюминь) и маленьком мотоцикле (двухместная хонда 125 весом около 100 кило). 

 

Концепция примерно такая:

1. На катамаране стоит два электромотора - по одному в каждому поплавке, на динги и на мотоцикле по одному мотору. 

Все эти моторы одинаковые, допустим qs138 на 4 квт. 

 

2. В динги и моте есть гнезда для установки съемного аккумулятора LifePo4, например, 72 вольта на 40 Ah, его вес около 20-25 кило, предельный для разумного перемещения и размещения. Других источников питания на динги и моте нет. 

 

3. В катамаране соотвественно энергобатарея состоит из таких же модулей, но уже в количестве 10 штук, например. 29квт выглядят нормальным запасом для жизни.

 

4. Крыша ката покрыта солнечными панелями полностью, и при стоянке в марине или на якоре существует избыток энергии, позволяющий весь набор батарей зарядить на 100%, на ходу, понятное дело, существует дефицит энергии, восполняемый генератором на жидком топливе.

 

5. Мотоцикл можно перекидывать на берег внутри динги, батарея при этом устанавливается в гнездо динги, питает мотор, потом на берегу динги становится весельным, что дает дополнительную безопасность от угона, - батарея из динги перемещается в кофр мота как резервная, увеличивая потенциальный пробег примерно вдвое (за вычетом трат энергии на поездку). По моим прикидкам, на всякие острова вроде Санторини или на прибрежные городки, - двух батарей такого объема хватит.

 

6. Низковольтная энергосистема ката работает через понижающие трансформаторы 72-24/12, которые дешевы, надежны и близки к 100% кпд.

 

7. Для резервирования достаточно одного запасного электромотора и зипа (в основном подшипников) к нему, аналогично с батареями.

 

8. Вероятно, умным ходом будет использование еще одного такого же мотора в электролебедках через редуктор, благо на том же lewmar стоят моторы iskra на 1.5-2квт. Но эту тему я пока не прорабатывал.

 

Собственно, сейчас наступил этап конверсии первого из трех объектов (мотоцикла), хочу покупать мотор, контроллер и аккумулятор, и встал вопрос, каким аккумулятором лучше пользоваться. Допустим, технология lifepo4 зафиксирована, и терки по lifepo4 против linmc оставим для соседней темы.

Но какой вольтаж предпочесть? С точки зрения использования моторов, очевидно, что 72 вольта лучше, чем 60 и, тем более, еще более низких напряжений. А вот как быть в бытовом смысле на яхте? Инвертор 72 на 220 (до 3-5 киловатт) я не нахожу, на 60 вольт такие хотя бы есть. Зарядка солнечными панелями таких модулей представляет для меня темный лес. 

И хотелось бы лучше понимать как можно построить такую батарейную ферму, подзаряжаемую бортовым бензо/дизельгенератором.

 

Так же в этой теме был бы рад услышать мысли про подобную взаимозаменяемость, и, возможно, про выбор двигателя. Пока что для меня оптимумом выглядит именно названный выше qs138. Примерно такой же движок от goldenmotor по моей информации устанавливается в брендовые подвесные моторы на 6 электрических лошадей, а два мотора в бензиновом эквиваленте близки к 50 л.с., разумнодостаточным для электроката.

 

PS: Понятное дело, что убирая из уравнения катамаран и получение энергии в открытом море без розетки, задача для динги и мотоцикла решается довольно легко. Жалко, что пока не придумали передачу энергии через морскую воду :)

 

PPS: Это не тема про кат и динги, прошу меня понять и простить, может как-нибудь потом.


  • 0

#2 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 25 октября 2021 - 10:18

72 Вольта избыточно для таких мощностей. 48В или вообще 24. 


  • 0

#3 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 25 октября 2021 - 12:20

72 Вольта избыточно для таких мощностей. 48В или вообще 24. 

тут "идея фикс"   батарейка вездеход , поэтому 72 V  


  • 0

#4 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 25 октября 2021 - 12:32

тут "идея фикс"   батарейка вездеход , поэтому 72 V  

 

А что такого вездеходного в батарейке напряжением 72В? Только ради какого-то китайского мотора?


  • 0

#5 Метчик

Метчик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 15 331 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: метчик
  • Название: буся

Отправлено 25 октября 2021 - 12:38

Вы собрались ездить по Греции на самодельном электро мотоцикле?Кто  его регистрировать и страховку оформлять будет? Все это касается и динги. Любая лодка с мотором должна иметь регистрацию.еще на нее нужны права .

Избыточная энергия?

Вся идея полностью абсурдна.Таскать аккумуляторы туда сюда. Вы как представляете себе погрузку и перевозку в динги тяжелого электро мотоцикла?

 Урежьте осетра а лучше забудьте все подобные  идеи..


  • 1

#6 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 25 октября 2021 - 13:40

Что сразу бросилось в глаза. Мотоцикл, массой 100кг, вы как планируете вынимать/доставать из Динги? На катамаране можно кран-балку поставить специально для этого. А на пирсе? Для целей прибрежного туризма на яхте, электросамокат 20кг выглядит существенно привлекательнее. Разве что вы - тяжелоатлет. 100 кг легко на вытянутых руках поднимете и понесете над волнами. 

Если приводить все в общему знаменателю, то идти нужно все равно от главного. Главный - катамаран. Значит первое - подобрать напряжение под стандартные инверторы на 12 и 220В, чтобы обеспечить эти 2 сети на лодке. Контроллеры солнечных панелей до 100В принимают точно и настраиваются на любое выходное напряжение. Либо заниматься колхозом и мотать трансформаторы самостоятельно на любое нужное напряжение. Такой путь тоже есть.


  • 3

#7 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 25 октября 2021 - 14:05

12 вольт для двигателей даже не думать. Потери на проводах и толщины этих проводов на 4е киловатта сумасшедшие.

Да и где двигатель взять 4kW 12 вольт ?

 

48 вольт ИМХО самое оно. Куча всего имеется на это напряжение.

И то, на 4000 ватт ~83 ампера ток.  Уже как то  приемлимо хотя лучше еще меньше его сделать.

 

Но!

Начать нужно, как правильно написали выше, с катамарамана.

А в первую очередь найти подходящие двигатели для него, и уже от параметров этих двигателей  "плясать"  дальше.

Всё остальное потом.

 

Замечу, что сама идея электрического катамарана "витает в воздухе" давно, а некоторые даже сделали.

Учитывая расценки на СП и их современную мощность на единицу площади, а так же стоимость систем хранения энергии - электрокат смотрится весьма реалистично.

При одном условии!  Географическая широта эксплуатации, чем меньше тем лучше..... ну примерно от 50 градусов и меньше :)

 


  • 2

#8 Метчик

Метчик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 15 331 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: метчик
  • Название: буся

Отправлено 25 октября 2021 - 14:46

12 вольт для двигателей даже не думать. Потери на проводах и толщины этих проводов на 4е киловатта сумасшедшие.

Да и где двигатель взять 4kW 12 вольт ?

 

48 вольт ИМХО самое оно. Куча всего имеется на это напряжение.

И то, на 4000 ватт ~83 ампера ток.  Уже как то  приемлимо хотя лучше еще меньше его сделать.

 

Но!

Начать нужно, как правильно написали выше, с катамарамана.

А в первую очередь найти подходящие двигатели для него, и уже от параметров этих двигателей  "плясать"  дальше.

Всё остальное потом.

 

Замечу, что сама идея электрического катамарана "витает в воздухе" давно, а некоторые даже сделали.

Учитывая расценки на СП и их современную мощность на единицу площади, а так же стоимость систем хранения энергии - электрокат смотрится весьма реалистично.

При одном условии!  Географическая широта эксплуатации, чем меньше тем лучше..... ну примерно от 50 градусов и меньше :)

Я несколько лет занимаюсь темой электро великов и скутеров С ними очень усредненно ситуация приблизительно  следующая.

12 вольт максималлка  по ровной дороге 20км в час.48 вольт это сорок.  60 вольт около 50ти.

Но все это по прямой  дороге  без подьемов.Горочка в 15 процентов и трицикл 60 вольт 1 киловатт  поднимается с большим трудом.

Велосипед 12 вольт вообще не ехал.Нужно педали крутить.Маленький скутер 48 вольт киловатт легко въезжает но он легкий порядка 20ти кг.

Но грузить его в небольшую лодку это полное безумие.

Теперь о зарядке.Что трицикл что скутер это 5- 6 часов заряда током 2 ампера.Кроме того .для зарядки. я снимаю аккумуляторы и кладу  их на чистый бетонный пол.Загрузить  полный катамаран аккумуляторов это вершина безрассудства.

Объясните мне в чем смысл этого электрического безумия?

В ЕС все скутеры имеют регистрация и  никто ее не даст на скутер не имеющий сертификацию в ЕС. Такие то же есть.Но они по стоимости как неплохой бензиновый скутер или мотоцикл.

Я то же думал что привезу свое Китайское чудо и буду кататься. Да. до первого полицейского.

То что возможно и простят местному. Иностранцу однозначно не простят.


Сообщение отредактировал Метчик: 25 октября 2021 - 14:48

  • 0

#9 AnthonyM

AnthonyM

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 76 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Monohull 54ft

Отправлено 25 октября 2021 - 16:25

Будут российские номера и мотор внесен в птс. Это корректный и легальный способ перемещения.

Вопрос погрузки на кате и разгрузки на берегу уже продуман, и не является вопросом для этой темы.

"Какой-то китайский мотор" является типовым для почти всех мощных подвесников, типа торкидо или ezoutboard. Более брендовых подвесников вроде нет.
И уж тем более он является типовым для брендовых электромотов, например сюррон. Подстройка под него разумна и чуть ли не единственно возможна при сквозной единой электросистеме.

Хотелось бы именно ответов про электросистему 60 или 72 вольт на кате.
  • 0

#10 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 25 октября 2021 - 17:27


Хотелось бы именно ответов про электросистему 60 или 72 вольт на кате.

 При проектировании    отталкиваются от    максимально энергоемкого  потребителя .   60   или 72 вольта это не принципиально .  Напряжение свыше 36V опасно для человека . 


  • 0

#11 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 25 октября 2021 - 17:52

"Какой-то китайский мотор" является типовым для почти всех мощных подвесников, типа торкидо или ezoutboard. Более брендовых подвесников вроде нет.

 

И уж тем более он является типовым для брендовых электромотов, например сюррон. Подстройка под него разумна и чуть ли не единственно возможна при сквозной единой электросистеме.

 

 

 

Странно, вот этот Гайд не показывает ни одного мотора мощностью до 5кВт с напряжением выше 48В. А брендов там дофигища. Указанные вами Торкидо ezoutboard там тоже есть и они на 48В 

https://www.goldenmo.../EZoutboard.pdf 

Как там при этом может стоять qs138 на 72В, я не понимаю.  

 

Да и в рейтинге более мощных моторов 72В начинается от 15кВт и выше. 

 

Так может производители этих подвесников все-таки больше нас знают, раз не лезут в 72В на таких мощностях?


Сообщение отредактировал syoma: 25 октября 2021 - 17:55

  • 0

#12 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 25 октября 2021 - 18:05

Странно, вот этот Гайд не показывает ни одного мотора мощностью до 5кВт с напряжением выше 48В. А брендов там дофигища. Указанные вами Торкидо ezoutboard там тоже есть и они на 48В 

https://www.goldenmo.../EZoutboard.pdf

Как там при этом может стоять qs138 на 72В, я не понимаю.  

 

Да и в рейтинге более мощных моторов 72В начинается от 15кВт и выше. 

 

Так может производители этих подвесников все-таки больше нас знают, раз не лезут в 72В на таких мощностях?

 моторы  для скутеров  72V .  


  • 0

#13 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 25 октября 2021 - 18:27

Хотелось бы именно ответов про электросистему 60 или 72 вольт на кате.

Это весьма странное напряжение для лодок. Такого опыта на этом форуме нет. Ищите на форумах электросамокатчиков.

Электрояхта у нас только у SharkRocks. В том числе и аккумуляторами он занимается. Но у него 30В. Прочитайте его тему. 

https://forum.katera...a-elektroiakht/


  • 0

#14 AnthonyM

AnthonyM

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 76 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Monohull 54ft

Отправлено 25 октября 2021 - 19:15

Начать нужно, как правильно написали выше, с катамарамана.

А в первую очередь найти подходящие двигатели для него, и уже от параметров этих двигателей  "плясать"  дальше.

Всё остальное потом.

 

Я с этого и начал. Для катамарана такого размера при бензиноводизельном оснащении достаточно 2 по 30 сил. В терминах электромоторов это примерно 2 по 4 квт, но можно обойтись даже 2 по 3 квт, задача решается исходя из кривой эффективности, моторы достигают предела эффективности на 70 или 80 процентах мощности. Далее есть счетная задача для комбинации генератора, количества квт запаса и мощности солнечного потока в панелях. Два притока энергии (панели + генератор), два оттока энергии (моторы + базовые нужды ката), одна система накопителей.

 

На ПЛМ используют модели, аналогичные qs138 (отвечая на другое сообщение - не именно его, а аналогичные. То есть, не матрешки, славянки и Дуюновы, а примерно вот так сделанные). 

Вольтаж моторов можно выбирать, один и тот же мотор есть для 48 вольт, есть и для 72 вольт. Просто 48 вольтовый требует более толстых проводов и разгоняется до меньших потенциальных скоростей. С точки зрения электробезопасности, что 48, что 72 - на мой взгляд, один фиг. А чем меньше амперы, тем дольше живет мотор, это казалось аксиомой. 

 

Более мощных потребителей, чем электромоторы, на электротранспорте не будет. Энергосистему для одного холодильника, плиты и ноутов проектировать раз плюнуть, задача имеет сто типовых решений. Отсюда вывод, что именно мотор определяет энергосистему. 

Я открыт к рассмотрению идеи понижения напряжения до 48 вольт, но зачем? Какую выгоду это даст?

Почему, например, голденмотор и торкидо выбрали 48 вольт для подвесников? (Кстати, я не говорил, что там 72 вольта)


Сообщение отредактировал AnthonyM: 25 октября 2021 - 19:17

  • 0

#15 AnthonyM

AnthonyM

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 76 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Monohull 54ft

Отправлено 25 октября 2021 - 19:37

Странно, вот этот Гайд не показывает ни одного мотора мощностью до 5кВт с напряжением выше 48В. А брендов там дофигища. Указанные вами Торкидо ezoutboard там тоже есть и они на 48В 

https://www.goldenmo.../EZoutboard.pdf

Как там при этом может стоять qs138 на 72В, я не понимаю.  

 

Да и в рейтинге более мощных моторов 72В начинается от 15кВт и выше. 

 

Так может производители этих подвесников все-таки больше нас знают, раз не лезут в 72В на таких мощностях?

 

Я и не говорил про то, что они 72 вольта, можете перечитать.

 

У меня есть одна теория на тему производителей и куда они лезут или не лезут. 

Изначально производитель выпустил слабый мотор для надувнух, самого массового рынка. И там очевидно 48 вольт было достаточно с лихвой. Далее, они выпустили чуть мощнее, и в принципе 48 вольт справлялись, а в ассортименте компаний была вся оснастка под этот тип батарей. Потом еще мощнее, и еще мощнее. В какой-то момент 48 вольт перестали справляться, и они стали ставить 96, потому что это позволяет удвоением имеющейся оснастки снова решать задачу. 

Нетрудно предположить, что в граничных условиях сверху для 48 вольт, и снизу для 96 вольт, оптимальнее было бы среднее между ними напряжение, но у производителей не было заточки под это. 

 

У меня изначально нет заточки под имеющееся, поэтому решать задачу можно без гирь на ногах. Производители электрооборудования для скутеров решали задачу как изначально имеющиеся байки (все первые электромоты были в тех же рамах, что и бензинки) на 15 лошадиных сил, среднее значение для класса мотов 125 кубов, переделать на электрику так, чтобы они были надежны и ездили далеко. И они выбирали между 60 и 72 вольт, в зависимости от массы мотов.

 

Возможно ли допустить, что езаутборд и торкидо на 6-10 лошадок лучше бы были 72 вольта, просто не все производственные задачи решаются оптимальным для покупателя способом? 

 

PS: По слухам, электромотор EZ на 10 лошадей имеет тот же рабочий двигатель, что и на 6 лошадей, только другой, более дорогой контроллер. Потому как раскручивать движок на 3 квт можно без потери свойств и до 9 квт, но, в идеале, не на постоянную работу.


  • 0

#16 Метчик

Метчик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 15 331 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: метчик
  • Название: буся

Отправлено 25 октября 2021 - 20:32

electrotransport.ru


  • 1

#17 AnthonyM

AnthonyM

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 76 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Monohull 54ft

Отправлено 25 октября 2021 - 21:16

Прекрасно знаю тот сайт, но там заточка под проблемы землян, а не моряков. Мало кто анализирует работу системы в целокупности, исходя из пребывания электротранспорта в соленой воде, без потенциального доступа к электричеству, с необходимостью поддержания работоспособности аиса, картплоттеров, молниезащиты и так далее. 

Моторы в воду для работы там тоже мало кто погружает. 

 

Ответ на вопрос оттуда - брать голдендрэгон 3 или 5 квт по вкусу, батареи linmc, контроллеры келли, и не париться. Вам стало легче?

В общем, ответы там могут быть столь же самоочевидными и потому бесполезными, как и ваши про вождение скутера за границей.


  • 0

#18 syoma

syoma

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 792 сообщений
  • Из:Germany
  • Судно: Beach Catamarans
  • Название: Topcat K1, K4, F2

Отправлено 25 октября 2021 - 22:33

У меня есть одна теория на тему производителей и куда они лезут или не лезут. 

Изначально производитель выпустил слабый мотор для надувнух, самого массового рынка. И там очевидно 48 вольт было достаточно с лихвой. Далее, они выпустили чуть мощнее, и в принципе 48 вольт справлялись, а в ассортименте компаний была вся оснастка под этот тип батарей. Потом еще мощнее, и еще мощнее. В какой-то момент 48 вольт перестали справляться, и они стали ставить 96, потому что это позволяет удвоением имеющейся оснастки снова решать задачу. 

Нетрудно предположить, что в граничных условиях сверху для 48 вольт, и снизу для 96 вольт, оптимальнее было бы среднее между ними напряжение, но у производителей не было заточки под это.

 

Это хорошая теория, но если бы этим все объяснялось, в рейтинге были бы моторы вашей мощности под более высокие напряжения - а они отсутствуют. Также некоторые фирмы даже не заморачивались с надувнухами, а сразу вышли на рынок средних мощностей (5-10лс) и почему-то они все равно выбрали 48В. Намотать мотор под 72В не намного сложнее, чем под 48В. Так что дело в чем-то еще.

 

ИМХО технически более вероятные причины:

- 48В под указанные мощности проще и дешевле с точки выбора инвертора, BMS, силовой электроники. Потери низковольтных транзисторов меньше, что компенсирует бòльшие потери в проводах. Соответственно КПД всей системы будет выше.

- Под 48В больше стандартного оборудования - преобразователи, инверторы, батареи, моторы.  Соответственно оно дешевле.

- 48В в конце концов безопаснее для воды. Требования к изоляции ниже.

 

Поэтому лично для Вас 48В - это менее рисковый путь, тем более, если вы собираетесь строить сложную систему из компонентов разных производителей. Так вы меньше рискуете попасть на проблему, которая зарубит на корню всю вашу затею, потому что вы будете далеко не первый, кто это сделает. За эффективностью можно погнаться потом, когда получите первые результаты.

 

А вот с 72В вы будете со своими проблемами один на один и поддержки будет гораздо меньше. Хватит ли у вас знаний и опыта, чтобы их преодолеть?


  • 1

#19 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 25 октября 2021 - 22:47

Так что дело в чем-то еще.

.....

- 48В в конце концов безопаснее для воды. Требования к изоляции ниже.

Это, я думаю, основная причина!

 

Постоянный ток, сам по себе, намного опаснее переменного (меньшая сила тока нужна для полной остановки сердца)

А тут еще и вода, поэтому видимо 48 вольт - это то когда еще не нужно ставить дополнительные защиты и проходить дополнительную сертификацию. В то же время еще не так "толсто" (я про провода)
А все остальное (про оборудование) тоже имеет место быть, но имхо вторично.


  • 0

#20 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 25 октября 2021 - 23:24

Вопрос погрузки на кате и разгрузки на берегу уже продуман, и не является вопросом для этой темы.

Поделитесь все же вашими планами по разгрузке и погрузке в тузик с пирса электромотоцикла (в рамках оффтопа). Раз уж по теме электрояхт мы ничем вам помочь не можем, то может хоть по бытовым вопросам поможем? Вы сколько миль прошли на обычном судне, сколько мотоциклов погрузили на пирс? Или это пока теоретическая задумка?

Потому что пирсы бывают очень разные, к которым мы швартуем тузики. Есть обычные яхтенные, высотой метр- полтора. Есть плавучие низкие. Есть вообще слипы и песчаные берега. Соответственно, должно быть минимум 3 стратегии погрузочно-разгрузочных работ. 

P.S. Вы в каком городе планируете строить ваш чудесный катамаран?

P.P.S. Смотрели ютубканал Арунаса из Каунаса, которых на электроходе из Каунаса в Марсель дошел? Без всякой дополнительной генерации, только на солнечной энергии. Электромотор у него epropulsion. Не хватило его до Марселя. Пришлось ремонтировать в пути.


  • 1

#21 AnthonyM

AnthonyM

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 76 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Monohull 54ft

Отправлено 25 октября 2021 - 23:27

Это хорошая теория, но если бы этим все объяснялось, в рейтинге были бы моторы вашей мощности под более высокие напряжения - а они отсутствуют. Также некоторые фирмы даже не заморачивались с надувнухами, а сразу вышли на рынок средних мощностей (5-10лс) и почему-то они все равно выбрали 48В. Намотать мотор под 72В не намного сложнее, чем под 48В. Так что дело в чем-то еще.

 

ИМХО технически более вероятные причины:

- 48В под указанные мощности проще и дешевле с точки выбора инвертора, BMS, силовой электроники. Потери низковольтных транзисторов меньше, что компенсирует бòльшие потери в проводах. Соответственно КПД всей системы будет выше.

- Под 48В больше стандартного оборудования - преобразователи, инверторы, батареи, моторы.  Соответственно оно дешевле.

- 48В в конце концов безопаснее для воды. Требования к изоляции ниже.

 

Поэтому лично для Вас 48В - это менее рисковый путь, тем более, если вы собираетесь строить сложную систему из компонентов разных производителей. Так вы меньше рискуете попасть на проблему, которая зарубит на корню всю вашу затею, потому что вы будете далеко не первый, кто это сделает. За эффективностью можно погнаться потом, когда получите первые результаты.

 

А вот с 72В вы будете со своими проблемами один на один и поддержки будет гораздо меньше. Хватит ли у вас знаний и опыта, чтобы их преодолеть?

 

ПЛМ не имеют инвертора в составе, а типовой качественный контроллер под силу тока 200А проглотит и 48 вольт, и 60, и 72. Из компонентов, которые нужны производителям торкидо/etc только батарея остается, которая вроде как и на 48, и на 72 стоит одинаково, вес и цена зависят от мощности, а не напряжения.

Электробезопасность - это очень важно, но обе этих энергосистемы умеренно-смертельны даже с корректной установкой УЗО (не знаю, на 150 ампер вообще есть УЗО?) Человек по электронормативам имеет сопротивление 1кОм, то бишь разница удара - 48мА, 60мА, 72мА. При этом 10мА - это потенциально-опасный ток, 100мА - смертельный. Соленая вода потенциально увеличивает риски, но в некоторых случаях наоборот такая обширная область заземления сыграет в плюс, молниезащита на этом построена. Сомневаюсь, что такая разница между вариантами радикально улучшает ситуацию при пробое на корпус.

Был бы признателен за информацию о том, как сработает узо или дифавтомат, если к электросети ката/динги произойдет подключение моря.

 

Если вы (и nvc) делаете вывод про ключевую роль электробезопасности, давайте придумаем объяснение, почему обладателям моторов на 20лс 96В она больше не требуется? :-)

 

Пока для себя я по-прежнему вижу одним из сильных аргументов отсутствие брендовых мощных инверторов Х -> 220 вольт для X=72, в то время как для 60 они есть, и, тем более, для 48 вольт. Может быть надо копнуть в узких нишах типа фрониуса, видел инвертор для солнечных систем от этого топа по качеству. Копеечные трансформаторы же работают с кпд 99% что 60-12, что 72-12, что 48-12.

Это, конечно, потенциальный повод к переходу на 60 вольт. Но в этой гонке с постоянным током тренд на увеличение напряжения, разве это не заметно?

 

По потерям низковольтных/высоковольтных систем настаиваю, что чем ниже амперы в системе, тем меньше потери и тем меньше износ электромоторов.


  • 0

#22 AnthonyM

AnthonyM

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 76 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Monohull 54ft

Отправлено 25 октября 2021 - 23:35

P.P.S. Смотрели ютубканал Арунаса из Каунаса, которых на электроходе из Каунаса в Марсель дошел? Без всякой дополнительной генерации, только на солнечной энергии. Электромотор у него epropulsion. Не хватило его до Марселя. Пришлось ремонтировать в пути.

У него стоял один мотор BLDC goldenmotor на 3квт, если я корректно оценил по видео. 

Компания на катамаране 12 метров экосфера от артмарин с двумя торкидо тоже один мотор потеряли на путешествии от питера до астрахани, маршрут примерно такой же длины. 

Оба случая показывают как важно для длинных путешествий иметь запасную голову мотора, и, теоретически, выгоднее иметь ее напрямую от производителя за 400 баксов, а не от тех, кто ее запаковал в мотор за 3500 баксов. Так как электромотор исключительно простая конструкция. 

Не исключаю, ремонт там в обоих случаях в подшипниках заключался, на форумах про них особо других поломок не указывается.

 

PS: На вопросы про кат и динги я уже сказал, что отвечать пока не хочу.


  • 0

#23 Метчик

Метчик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 15 331 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: метчик
  • Название: буся

Отправлено 26 октября 2021 - 00:04

Прекрасно знаю тот сайт, но там заточка под проблемы землян, а не моряков.

 

Этого смотрели?    https://www.youtube....OZgYiMqQ/videos


  • 0

#24 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 26 октября 2021 - 00:18

 

Был бы признателен за информацию о том, как сработает узо или дифавтомат, если к электросети ката/динги произойдет подключение моря.

 

Зависит от схемы в целом.

Но поскольку тут будет (я надеюсь)  двухпроводная изолированная схема, то ни УЗО ни диффавтомат не сработают никак.

И да, опасность поражения эл. током, будет только при прикосновении к обоим полюсам.

Вероятность невысокая, особенно при грамотном монтаже, но она есть.

 

48mA постоянки - это очень опасно если уже не смертельно, цифры приведенные Вами относятся к переменному току.

Лично у меня сопротивление более мегаома (щупы омметра в обоих руках), при "принятии на грудь" даже возрастает почему то  :)

Но вот мой товарищ ощущает эл. ток  уже при 12 вольтах. Реально от аккумулятора авто :(

И сопротивление у него килоомы. Вот так вот. Все мы разные.


  • 0

#25 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 26 октября 2021 - 00:22

 

PS: На вопросы про кат и динги я уже сказал, что отвечать пока не хочу.

 

Я этот вопрос задал в разрезе вашего ТЗ на электроснабжение. Часть ТЗ выглядит фантастично и нереализуемо. Вы планируете катать на динги 100+кг мотоцикл. И поэтому мудрите с напряжениями. Теперь ясно, что вы таким ранее не занимались. Чем раньше вы поймете, что это требует нечеловеческих усилий/невыполнимо физически, тем раньше вычеркнете электроцикл из ТЗ. И вам станет существенно легче, поскольку на динги и на кате у вас будут одинаковые движки. И одинаковые аккумуляторы. Сложность вашей задачи только в установке лодочного аккумулятора на электромотоцикл. А его-то как раз у вас не будет в реале. Задача решена.

 

P.S. Могу поделиться опытом, что даже аккуратно поставить/снять с динги подвесной мотор, весом 40 кг - нетривиальная задача, требующая нескольких человек, страховки, сноровки и желательно крана. И даже в этом случае - ненулевая вероятность его уронить за борт или в лодку, причинив ущерб. Поэтому тяжелые моторы никто не снимает каждый день. А вы планируете регулярно мотоцикл кантовать, в 3 раза большей массы. Еще поинтересуйтесь у тех, кто в море живет, сколько у них живут на борту велосипеды в морских условиях. И поймете, что будет с вашим электробайком уже через год. Поэтому яхтсмены используют самокаты. Они компактные, недорогие и легкие. 


  • 5



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей