Здравствуйте, сотоварищи!
На своем походном комплекте я хочу создать сквозную электрическую мотор-систему - на катамаране (12 на 6), динги (3 метра, алюминь) и маленьком мотоцикле (двухместная хонда 125 весом около 100 кило).
Концепция примерно такая:
1. На катамаране стоит два электромотора - по одному в каждому поплавке, на динги и на мотоцикле по одному мотору.
Все эти моторы одинаковые, допустим qs138 на 4 квт.
2. В динги и моте есть гнезда для установки съемного аккумулятора LifePo4, например, 72 вольта на 40 Ah, его вес около 20-25 кило, предельный для разумного перемещения и размещения. Других источников питания на динги и моте нет.
3. В катамаране соотвественно энергобатарея состоит из таких же модулей, но уже в количестве 10 штук, например. 29квт выглядят нормальным запасом для жизни.
4. Крыша ката покрыта солнечными панелями полностью, и при стоянке в марине или на якоре существует избыток энергии, позволяющий весь набор батарей зарядить на 100%, на ходу, понятное дело, существует дефицит энергии, восполняемый генератором на жидком топливе.
5. Мотоцикл можно перекидывать на берег внутри динги, батарея при этом устанавливается в гнездо динги, питает мотор, потом на берегу динги становится весельным, что дает дополнительную безопасность от угона, - батарея из динги перемещается в кофр мота как резервная, увеличивая потенциальный пробег примерно вдвое (за вычетом трат энергии на поездку). По моим прикидкам, на всякие острова вроде Санторини или на прибрежные городки, - двух батарей такого объема хватит.
6. Низковольтная энергосистема ката работает через понижающие трансформаторы 72-24/12, которые дешевы, надежны и близки к 100% кпд.
7. Для резервирования достаточно одного запасного электромотора и зипа (в основном подшипников) к нему, аналогично с батареями.
8. Вероятно, умным ходом будет использование еще одного такого же мотора в электролебедках через редуктор, благо на том же lewmar стоят моторы iskra на 1.5-2квт. Но эту тему я пока не прорабатывал.
Собственно, сейчас наступил этап конверсии первого из трех объектов (мотоцикла), хочу покупать мотор, контроллер и аккумулятор, и встал вопрос, каким аккумулятором лучше пользоваться. Допустим, технология lifepo4 зафиксирована, и терки по lifepo4 против linmc оставим для соседней темы.
Но какой вольтаж предпочесть? С точки зрения использования моторов, очевидно, что 72 вольта лучше, чем 60 и, тем более, еще более низких напряжений. А вот как быть в бытовом смысле на яхте? Инвертор 72 на 220 (до 3-5 киловатт) я не нахожу, на 60 вольт такие хотя бы есть. Зарядка солнечными панелями таких модулей представляет для меня темный лес.
И хотелось бы лучше понимать как можно построить такую батарейную ферму, подзаряжаемую бортовым бензо/дизельгенератором.
Так же в этой теме был бы рад услышать мысли про подобную взаимозаменяемость, и, возможно, про выбор двигателя. Пока что для меня оптимумом выглядит именно названный выше qs138. Примерно такой же движок от goldenmotor по моей информации устанавливается в брендовые подвесные моторы на 6 электрических лошадей, а два мотора в бензиновом эквиваленте близки к 50 л.с., разумнодостаточным для электроката.
PS: Понятное дело, что убирая из уравнения катамаран и получение энергии в открытом море без розетки, задача для динги и мотоцикла решается довольно легко. Жалко, что пока не придумали передачу энергии через морскую воду
PPS: Это не тема про кат и динги, прошу меня понять и простить, может как-нибудь потом.