Перейти к содержимому

- - - - -

Продольные банки или никаких? Организация пространства кокпита на малы


Сообщений в теме: 15

#1 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 25 октября 2021 - 21:29

Коль уж зашла речь о тузиках и малых парусных лодках.

Ещё со времён "дрескомба", относительно крупной лодки, убедился в бестолковости продольных банок-сидений: посадка недостаточно высока для откренивания и недостаточно низка для уверенного обзора из-под паруса. Кокпит, на немаленькой лодке - узкий и неудобный, пространство под банками (с окнами в вертикальных стенках) - используется плохо: засунутую в этот отсек мелкую вещь приходится нашаривать, и находится она зачастую в конце сезона, при генеральной уборке. На невысокий фальшборт не облокотиться, от ветра и брызг он защищает пропорционально своей высоте.
С тех пор, уже на двух лодках, предпочитаю располагаться прямо на дне (если же доходит до нужды в эффективном откренивании, то на борту): полезно с точки зрения остойчивости, обзора и защиты от брызг и ветра. Едешь, так сказать, "высунув локоть в форточку".
Если обратить взор в историю - всевозможные открытые парусники, в большинстве случаев, всегда имели поперечные банки (как конструктивные элементы, в основном), а экипаж располагался на дне. Или откренивал, свесив попу за борт. Пример - практически любые динги и шлюпки. Со спортивными лодками понятно - тут экипаж располагается, по сути, на палубе.
Могу судить, что мой пример не пропал зря: коллега Кобомака, владелец "систер шипа", перенял мой метод размещения, коего поначалу был ярым противником.

И совершенно недавно обнаружил себе союзника среди именитых дизайнеров: небезызвестный Росс Лиллистоун, оказалось, исповедует те же принципы, и снабжает продольными банками свои лодки из-за стереотипа покупателей; причем они в его исполнении предусмотрены легкосьемными и в плавании крепятся по обе стороны швертколодца, а на стоянке - укладываются между поперечными банками вдоль миделя, образуя спальное место.
Резюмируя, изложу свою радикальную позицию: на малом прогулочном паруснике любые банки - зло (кроме конструктивно необходимых, понятно), а максимально свободный кокпит - прекрасен.
  • 2

#2 vlad73

vlad73

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 293 сообщений
  • Из:Шарья
  • Судно: Бриз-15

Отправлено 26 октября 2021 - 19:29

Джим Мишалак Вам люто плюсует, у него практически все лодки с таким дизайном.

https://duckworks.com/mayfly-14-plans/


  • 0

#3 kobomaka

kobomaka

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Albin Vega №599
  • Название: Friidu

Отправлено 26 октября 2021 - 20:07

Коль уж зашла речь о тузиках и малых парусных лодках.

Ещё со времён "дрескомба", относительно крупной лодки, убедился в бестолковости продольных банок-сидений: посадка недостаточно высока для откренивания и недостаточно низка для уверенного обзора из-под паруса. Кокпит, на немаленькой лодке - узкий и неудобный, пространство под банками (с окнами в вертикальных стенках) - используется плохо: засунутую в этот отсек мелкую вещь приходится нашаривать, и находится она зачастую в конце сезона, при генеральной уборке. На невысокий фальшборт не облокотиться, от ветра и брызг он защищает пропорционально своей высоте.
С тех пор, уже на двух лодках, предпочитаю располагаться прямо на дне (если же доходит до нужды в эффективном откренивании, то на борту): полезно с точки зрения остойчивости, обзора и защиты от брызг и ветра. Едешь, так сказать, "высунув локоть в форточку".
Если обратить взор в историю - всевозможные открытые парусники, в большинстве случаев, всегда имели поперечные банки (как конструктивные элементы, в основном), а экипаж располагался на дне. Или откренивал, свесив попу за борт. Пример - практически любые динги и шлюпки. Со спортивными лодками понятно - тут экипаж располагается, по сути, на палубе.
Могу судить, что мой пример не пропал зря: коллега Кобомака, владелец "систер шипа", перенял мой метод размещения, коего поначалу был ярым противником.

И совершенно недавно обнаружил себе союзника среди именитых дизайнеров: небезызвестный Росс Лиллистоун, оказалось, исповедует те же принципы, и снабжает продольными банками свои лодки из-за стереотипа покупателей; причем они в его исполнении предусмотрены легкосьемными и в плавании крепятся по обе стороны швертколодца, а на стоянке - укладываются между поперечными банками вдоль миделя, образуя спальное место.
Резюмируя, изложу свою радикальную позицию: на малом прогулочном паруснике любые банки - зло (кроме конструктивно необходимых, понятно), а максимально свободный кокпит - прекрасен.

Да, это так! Но по другой причине. На маленькой лодке важно располагать тело там, где это нужно по соображениям центровки. Когда сидишь на банке, то получается дискретность положений. Которые смещены к бортам. А нужно, как правило сидеть в центре лодки и в продольном и в поперечном направлениях (когда один). В свежий ветер, когда нужно откренивать, перехожу на продольную банку.

 

Есть ещё соображение. У меня традиционный румпель. Когда сидишь высоко им неудобно рулить. А если ты на дне, то румпель проходит над головой.

 

У меня в планах переделать румпель. Не знаю как такая система называется, но смысл в том, что двигаешь румпелем вперёд-назад. Мне кажется, что для маленьких лодок такая система предпочтительней.


  • 0

#4 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 26 октября 2021 - 21:00


Есть ещё соображение. У меня традиционный румпель. Когда сидишь высоко им неудобно рулить. А если ты на дне, то румпель проходит над головой.

У меня в планах переделать румпель. Не знаю как такая система называется, но смысл в том, что двигаешь румпелем вперёд-назад. Мне кажется, что для маленьких лодок такая система предпочтительней.

Как странно. У меня обычное положение румпеля - под мышкой (ну, в спокойных условиях).
К рулевому устройству с поперечным румпелем и водИлом - долго привыкать. У меня такое стояло на байдарке, ходил вроде часто, но при каждом выходе надо было "врулиться". Ну, может тормоз.:)

Сообщение отредактировал Дон П.Зурита: 26 октября 2021 - 21:00

  • 0

#5 Wagavik

Wagavik

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 259 сообщений
  • Из:Затон Ёлнать
  • Судно: самострой
  • Название: разные

Отправлено 26 октября 2021 - 23:27

Так же пришол к мысли, что на маленьком судне продольные банки не нужны.
IMG_20200616_140434.jpg
Решил заменить их бортовыми потопчинами.
Они и борт значительно укрепляют и угол заливания увеличивают.
IMG_20200906_110127.jpg
  • 0

#6 dimali1069

dimali1069

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 329 сообщений
  • Из:санкт-петербург
  • Судно: нева
  • Название: нева

Отправлено 26 октября 2021 - 23:38

Я на лодке Нева использовал одну продольную банку- она крепилась одним болтом к поперечной банке ( для движения на веслах ) и ее можно было двигать от левого к правому борту это оказалось удобнее банок вдоль бортов и кормовой.
Сидеть на дне лодки мне не подходит .- удобнее сидеть - поэтому я и предпочел лодки катамаранам - сидеть возлежа не для меня -..долго не могу ,неудобно

Сообщение отредактировал dimali1069: 26 октября 2021 - 23:41

  • 0

#7 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 26 октября 2021 - 23:44

Так же пришол к мысли, что на маленьком судне продольные банки не нужны.
IMG_20200616_140434.jpg
Решил заменить их бортовыми потопчинами.
Они и борт значительно укрепляют и угол заливания увеличивают.
IMG_20200906_110127.jpg

Замечательно, что разные люди приходят на основе своего опыта к отказу от стереотипов.
Лодки у вас прекрасные!
  • 0

#8 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 26 октября 2021 - 23:52

 

У меня в планах переделать румпель. Не знаю как такая система называется, но смысл в том, что двигаешь румпелем вперёд-назад. Мне кажется, что для маленьких лодок такая система предпочтительней.

Поперечный румпель использую давно. Очень удобно, привыкаешь быстро. К тому же, у меня он перекидывающийся с борта на борт. :w00

h.png


Сообщение отредактировал утлюк: 26 октября 2021 - 23:58

  • 1

#9 Борис Дмитриевич

Борис Дмитриевич

    к

  • Офицер
  • 11 083 сообщений
  • Из:Населённый пункт

Отправлено 27 октября 2021 - 09:32

В грёбано-моторном варианте мне нравится одна съёмная продольная банка по ДП лодки, установленная на пер. и заднюю банки они же баки плавучести.


  • 0

#10 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 838 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 27 октября 2021 - 09:36

Поперечный румпель использую давно. Очень удобно, привыкаешь быстро. К тому же, у меня он перекидывающийся с борта на борт. :w00

attachicon.gifh.png

Новички осваивают очень быстро. В старшем возрасте и с большим опытом хождения на яхтах привыкать довольно трудно.

 Перекидывающий спасёт положение. Различий в движении удлинителем когда румпель на противоположном борту практически нет.

На фото первый выход, лето заканчивалось. Торопился на воде попробовать. Теперь удлинитель длиннее, на стенке рубки утки и стопора крепления шкотов+фалов.... 

Прикрепленные изображения

  • IMG_0998.jpg

  • 2

#11 kobomaka

kobomaka

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Albin Vega №599
  • Название: Friidu

Отправлено 27 октября 2021 - 15:11

 Половинныые банки в моём варианте Кузи меня вполне устраивают. Вдвоём сидим на банках, один сижу по центру на днище.

 

 Рёбра жёсткости правда огорчают мою задницу. Появилась мысль их срезать и переместить наружу. Смущает увеличение смоченной поверхности. У нас ведь монотип! :)


  • 0

#12 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 838 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 27 октября 2021 - 18:40

Я на некоторых лодочках делал только банки в носу и корме. Или вообще не делал. А когда один в лодке то из пенопласта пуфик оклеенный и обшитый и по периметру леер как у спасательного круга. И сесть можно где хочется и убрать если  мешает. 


  • 0

#13 Verge

Verge

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 218 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Vn340 и Каноэ

Отправлено 07 ноября 2021 - 18:45

Хмм... Интересные мысли и опыт. Задумался.
  • 0

#14 kobomaka

kobomaka

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Albin Vega №599
  • Название: Friidu

Отправлено 10 ноября 2021 - 13:11

 А с другой стороны, если продольные банки сделать вдоль всего корпуса и достаточного объёма, тогда лодка при опрокидывании лодка легко восстанавливается и можно сделать так, чтобы в кокпит вода не попадала совсем.


  • 1

#15 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 10 ноября 2021 - 14:44

 А с другой стороны, если продольные банки сделать вдоль всего корпуса и достаточного объёма, тогда лодка при опрокидывании лодка легко восстанавливается и можно сделать так, чтобы в кокпит вода не попадала совсем.

А если к таким банкам ещё и рубка, то получается "ванька-встанька-незаливайка". :D


  • 0

#16 kobomaka

kobomaka

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Albin Vega №599
  • Название: Friidu

Отправлено 10 ноября 2021 - 20:32

  :)  Как говорили классики "мы пойдём другим путём".


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей