Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Про фанеру


Сообщений в теме: 106

#1 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 07 января 2022 - 19:38

Помимо нужной толщины для того или иного проекта различается по виду шпона из которого изготовлена и по типу межслоевого клея. если клей водостойкий, фанера называется морская.

Виды шпона - береза, хвоя, тополь, бук, окуме - в порядке возрастания цены. 

Все правильно в первом приближении?

 

ЗЫ появилась еще такая Egzotic, вроде еще название африканская. пытаюсь с ней разобраться.


  • 0

#2 Аламир

Аламир

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 731 сообщений
  • Из:Южный городок
  • Судно: пикокруизер швертбот
  • Название: AMAGA 480

Отправлено 07 января 2022 - 20:00

Когда строил первую лодку, задавался теми же вопросами. Лодку строил из сосны  сорта 2 2. Кусочки испытывал в воде в течении месяца, сушил, мочил, взвешивал. Результат и вывод один, современный клей , в фанере что мне попалась для постройки лодки клей не биться воды. (в том материале что мне попался) Фанера была сосна. Вторая лодка построена из влагостойкой березы сорта 2 2. Дальше строил каяки. Нашел фанеру сорта 2 3 сосна 4 мм с лицевой стороны шпон береза, без сучков. Эта сторона шла снаружи, сучки прятал внутрь. Бюджет каяков минимален из-за цены фанеры. Как то так. В теорию не лез, рассчитывал на свой опыт!


  • 1

#3 SSM_NN

SSM_NN

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 406 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Швертбот
  • Название: Тетра-270

Отправлено 07 января 2022 - 20:37

фанера называется морская.

 

Эпитет "морская" - это чисто маркетинг продавцов фанеры, если нет сертификата BS1088


  • 0

#4 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 07 января 2022 - 20:54

Эпитет "морская" - это чисто маркетинг продавцов фанеры, если нет сертификата BS1088

согласен. но не хотелось бы глубоко вникать в стандарты. у меня два проекта - 1/ фасады холодильника и мойки на камбузе и 2/ замена всех пайолов на лодке. там и там толщина 12 мм, шпонирование лицевой части и защита тыла и особенно торцов лаком или эпокси.

опытные люди говорят что в таком случае пофиг какая фанера, морская или нет, главное чтоб была ровная по плоскости и без сучков.


  • 0

#5 SSM_NN

SSM_NN

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 406 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Швертбот
  • Название: Тетра-270

Отправлено 07 января 2022 - 22:31

опытные люди говорят что в таком случае пофиг какая фанера, морская или нет, главное чтоб была ровная по плоскости и без сучков.

Это ФСФ сорт 2/2, не ниже. Основное отличие - может намокнуть и высохнуть, не изменив, практически, геометрических размеров.


  • 2

#6 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 08 января 2022 - 22:55

Это ФСФ сорт 2/2, не ниже. Основное отличие - может намокнуть и высохнуть, не изменив, практически, геометрических размеров.

спасибо. поразбирался с ФСФ, ФК... надо бы и международные стандарты уяснить, но недосуг. 

решено на камбуз пустить буковую фанеру 12 мм, по пайолам решу позже.

"намокнуть и высохнуть" - не мой случай. мой судостроитель не озаботился защитить торцы и тылы фанерных фасадов на камбузе, бордюры из массива тоже не были защищены. я это дело протабанил. зато теперь есть чем заняться)

вопрос к знатокам: чем лучше обработать тылы и торцы фанерных фасадов - эпоксидкой или тем же лаком слоев в 5, что и лицевые поверхности?


  • 0

#7 SSM_NN

SSM_NN

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 406 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Швертбот
  • Название: Тетра-270

Отправлено 09 января 2022 - 14:18

буковую фанеру 12 мм

не применяется в судостроение, гниет быстро.


эпоксидкой или тем же лаком слоев в 5, что и лицевые поверхности?

Большой разницы нет, важнее качество лака или клея (пропитки) и тщательность выполнения работ. Все углы лучше закатать до R3


  • 0

#8 Сергей Владимирович

Сергей Владимирович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 584 сообщений
  • Из:Советский. ХМАО
  • Судно: Север 520
  • Название: Север 520

Отправлено 09 января 2022 - 15:51

 

вопрос к знатокам: чем лучше обработать тылы и торцы фанерных фасадов - эпоксидкой или тем же лаком слоев в 5, что и лицевые поверхности?

 

Как вариант - покрываешь жидким лаком и в полиэтиленовый мешок на сутки, можно повторять.

Смысл - увеличение времени пропитки.


Сообщение отредактировал Сергей Владимирович: 09 января 2022 - 15:52

  • 1

#9 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 09 января 2022 - 15:56

не применяется в судостроение, гниет быстро.


Большой разницы нет, важнее качество лака или клея (пропитки) и тщательность выполнения работ. Все углы лучше закатать до R3

поясните пожалуйста про бук. по мне так вполне твердое дерево и не очень дорогое. в интерьер не пойдет т.к. неинтересная структура и цвет. а для скрытых конструкций вполне так....

или вы имеете ввиду корпуса? тут да, буковых я не встречал...


  • 0

#10 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 09 января 2022 - 16:37

поясните пожалуйста про бук. по мне так вполне твердое дерево и не очень дорогое. в интерьер не пойдет т.к. неинтересная структура и цвет. а для скрытых конструкций вполне так....
или вы имеете ввиду корпуса? тут да, буковых я не встречал...

Считается, что быстро поражается серой гнилью (такие тёмно-серые пятна, сначала мелкие, вроде точек, потом покрывающие большие участки. Но в общем - как береза. В судостроении, действительно, традиционно не применяется (как и береза), но высококачественные весла для шлюпок из него делали.
При наличии современных покрытий - ничего с ним не будет, как и с берёзой, если не держать в воде.
  • 1

#11 SSM_NN

SSM_NN

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 406 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Швертбот
  • Название: Тетра-270

Отправлено 09 января 2022 - 17:32

а для скрытых конструкций вполне так....

 

и что из этого - "у меня два проекта - 1/ фасады холодильника и мойки на камбузе и 2/ замена всех пайолов на лодке" Вы считаете "скрытым"?


  • 0

#12 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 09 января 2022 - 18:17

и что из этого - "у меня два проекта - 1/ фасады холодильника и мойки на камбузе и 2/ замена всех пайолов на лодке" Вы считаете "скрытым"?

фасады холодильника и мойки - это только название и часть работы. есть еще замена самого холодильника. я писал об этом в соседней теме. меняю штатный, построенный верфью огромный ящик на встройку. только фасадами дело не обойдется, необходимы внутренние конструкции. их то я и намеревался делать из бука. 

то же касается и пайолов. пайолины ведь не висят в воздухе. у меня там в подпайольном пространстве все неплохо устроено, но есть намерение кое-что улучшить раз уж начал.

далее, ни одна скрытая деревянная конструкция на любой лодке не должна быть голой. если это не тик конечно. тип покрытия зависит от места и наличия влаги поблизости. можно сатурировать смолой, можно крыть лаком, можно обойтись качественным грунтом.

вы правы что обратили внимание на нечастое применение бука в судостроении. но так же прав и коллега Дон П.Зурита, говоря о современных покрытиях...


  • 0

#13 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 09 января 2022 - 18:26

У одного коллеги вообще весь интерьер буковый. Лодка прошлого века. Пайолы только не помню, какие. Жалоб не помню; но, конечно, смелость советовать бук на себя не беру.
  • 0

#14 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 09 января 2022 - 19:03

у меня в интерьере североамериканская вишня. очень удачно полагаю - не темно, но и не очень светло. и не очень дорого)))
совпал этот разговор про бук и буквально вчера я случайно нарыл доступ к массиву европейской вишни в своем нынешнем регионе. европейская светлее американской и не так интересна структурно. дешевле конечно. вполне подойдет на внутренние конструкции, их немного.


  • 0

#15 Kot Mudrago

Kot Mudrago

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 331 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 12 февраля 2022 - 20:36

"Бук. Произрастает на Кавказе, в Крыму и Западной Украине. Имеет белого цвета с желто-красным оттенком древесину и не отличающуюся по цвету от спелой древесины заболонь. Годичные слои хорошо видны на всех разрезах. Древесина довольно тяжелая и твердая, обладает высокими механическими свойствами, хорошо полируется, имеет красивую текстуру, но подвержена загниванию. Лучший материал бук дает в возрасте около 120 лет.

В судостроении бук применяют для изготовления мебели и отделки кают, чаще всего в виде облицовочной фанеры, реже в виде пиломатериалов."
Отсюда http://sea-technics....-v-sudostroenii
  • 1

#16 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 13 февраля 2022 - 21:29

коллега, вообще-то бук произрастает не только в Крыму и на Западной Украине (не будь упомянуты всуе)), он есть везде.

твердое дерево, хорошо обрабатывается. как верно заметили коллеги ранее, несколько сильнее подвержен гниению, потому на конструкции набора и обшивки бортов не идет.
привлекательна стоимость - например на сегодня мне буковая неморская фанера 12 мм доступна по цене ок 50 евро за лист 2,2*1,7 метра, такая же из окуме уже 90, и ее еще поискать надо....

бук вполне пойдет под шпонировку, на внутренние конструкции - при обязательном применении современных покрытий, однако в интерьер бук я бы выпускать не стал, очень скучная структура. но это дело вкуса.


  • 0

#17 miami

miami

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 626 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: St.Pierre Dory

Отправлено 13 февраля 2022 - 22:02

Не претендую на гуру, но из своего опыта по хвойной фанере:

фанера фк - влагостойкая (клеевой слой всегда желтоватый или белый) при долгом отмачивании расслаивается,

фанера фсф - водостойкая (клеевой слой темно коричневый) расслаивается после 2х часов кипячения.

Рекомендую не брать 12мм фанеру ибо и 9мм и 12мм ПЯТИСЛОЙНЫЕ!

у 12мм четные слои в 2 раза толще нечетных, и поскольку внутренний шпон часто не айс - 12мм шуруп держит плохо.

Фанеру предпочтительно отобрать на складе из пачки - выбрать с розоватым шпоном, белый и желтоватый шпон это скорее всего заболонь - геморрой в дальнейшем, хотя и лист такой фанеры легче по весу.

Склейка фанеры нонче происходит под горячим прессом, по этому свежая фанера будет гладкая (прям как шлифованая) и даже поблескивать,

но только в течении одного года, потом шпон отдохнет, волокна начинают "расправляться", поверхность уже "шлифованой" не будет (особенно та которая заболонь).

Итого хвойную фанеру (особенно не отобранную) надо покрывать очень жидкой (чтобы полностью впиталась) эпоксидкой со всех сторон, чтоб потом по площадям не шлифовать восставшую поверхность.

Это все по отечественную фанеру....

 

PS ничем не обработаный шпон из заболони - быстро сереет и может поражаться грибком, с розоватым такого нет


Сообщение отредактировал miami: 13 февраля 2022 - 22:06

  • 0

#18 Kot Mudrago

Kot Mudrago

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 331 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 февраля 2022 - 22:09

Не претендую на гуру,
фанера фк - влагостойкая (клеевой слой всегда желтоватый или белый) при долгом отмачивании расслаивается,
фанера фсф - водостойкая (клеевой слой темно коричневый)

По фанере есть гост
Впрочем госты есть .Фанера клееная. Лиственная ГОСТ 3916.1. И хвойная ГОСТ 3916.2
А называют в гостах не влаго, а ВОДОстойкая:
"3.1.2 По степени водостойкости клеевого соединения фанеру подразделяют на марки:

- ФСФ - повышенной водостойкости для внутреннего и наружного использования;

- ФК - водостойкая для внутреннего использования."
А еще ГОСТ 11539-83 Фанера бакелизированная. Технические условия

Сообщение отредактировал Kot Mudrago: 13 февраля 2022 - 22:10

  • 1

#19 miami

miami

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 626 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: St.Pierre Dory

Отправлено 13 февраля 2022 - 22:17

По фанере есть гост
Впрочем госты есть .Фанера клееная. Лиственная ГОСТ 3916.1. И хвойная ГОСТ 3916.2
А называют в гостах не влаго, а ВОДОстойкая:
"3.1.2 По степени водостойкости клеевого соединения фанеру подразделяют на марки:

- ФСФ - повышенной водостойкости для внутреннего и наружного использования;

- ФК - водостойкая для внутреннего использования."
А еще ГОСТ 11539-83 Фанера бакелизированная. Технические условия

Ну ОК, если это так принципиально пусть будет ГОСТ, только гемора в работе он не отменяет

а бакелитовая мне попадалась вообще из гнилья сделанная ;)


Сообщение отредактировал miami: 13 февраля 2022 - 22:19

  • 0

#20 Kot Mudrago

Kot Mudrago

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 331 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 февраля 2022 - 22:50

Да. Глаз да глаз. Надуют не поморщатся
  • 0

#21 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 360 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 13 февраля 2022 - 23:42

Бакфанеру клеят на спирторастворе и ли на водо-растворе. (См. ГОСТ). С намазыванием каждого слоя с двух сторон или с одной стороны. Есть смысл поинтересоваться.


  • 0

#22 Миша67

Миша67

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 822 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Н-800 в процессе
  • Название: не определился

Отправлено 14 февраля 2022 - 00:02


Рекомендую не брать 12мм фанеру ибо и 9мм и 12мм ПЯТИСЛОЙНЫЕ!

у 12мм четные слои в 2 раза толще нечетных,

Какая у Вас интересная фанера. Это какая, какой сорт?

Обычно идет 4 мм - 3 слоя, 6 (6,5) мм - 5, 9 мм - 7, и т.д. По крайней мере на ФСФ.

т.е. толщина 1 слоя около 1,3 мм


Сообщение отредактировал Миша67: 14 февраля 2022 - 00:04

  • 0

#23 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 360 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 14 февраля 2022 - 00:33

Столяры перед работой древесину смачивают слабым водным раствором столярного клея, ворс поднимается и после высыхания  становится жёстким. Теперь его убирают лёгкой шлифовкой. В нашем случае снижается расход наносимой композиции.


  • 0

#24 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 360 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 14 февраля 2022 - 00:39

Помимо нужной толщины для того или иного проекта различается по виду шпона из которого изготовлена и по типу межслоевого клея. если клей водостойкий, фанера называется морская.

Виды шпона - береза, хвоя, тополь, бук, окуме - в порядке возрастания цены. 

Все правильно в первом приближении?

 

ЗЫ появилась еще такая Egzotic, вроде еще название африканская. пытаюсь с ней разобраться.

А фанера БС-1 называется в быту АВИАЦИОННОЙ. Вот её-то мы и используем в мелком судостроении.

Если найдём. :D

Бакелизированную тоже используем, без названия "морская".
 


  • 0

#25 SSM_NN

SSM_NN

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 406 сообщений
  • Из:Нижний Новгород
  • Судно: Швертбот
  • Название: Тетра-270

Отправлено 14 февраля 2022 - 08:35

а бакелитовая мне попадалась вообще из гнилья сделанная ;)

скорее всего, это была не бакелитовая

возможно, Вам подсунули "шанхайского барса"


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей