Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

возрождение старинных технологий защиты дерева


Сообщений в теме: 92

#1 МОРЕМАН116

МОРЕМАН116

    команда ВК https://vk.com/club141266672

  • Капитан
  • 1 263 сообщений
  • Из:казань
  • Судно: ретро парусное

Отправлено 26 февраля 2022 - 09:31

Воссоздание забытых ныне корабельных технологий .по антисептической защите дерева от грибка и гниения. осваивается в Казанском сообществе любителей ретро судов и походов на них.. https://vk.com/club141266672

Вываривание в пчелином воске деревянных изделий . Штурвалов ,юферсоф ,уток ,румпелей ,нагелей и т.д.. Заказы и мастер классы .. Это интересно ,это история старого судостроения !

 На фото  румб будущего штурвала до и после вываривания. Материал -дуб

IMG_20220223_144521_191.jpg


  • 3

#2 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 26 февраля 2022 - 22:49

Воссоздание забытых ныне корабельных технологий .по антисептической защите дерева от грибка и гниения. осваивается в Казанском сообществе любителей ретро судов и походов на них.. https://vk.com/club141266672

Вываривание в пчелином воске деревянных изделий . Штурвалов ,юферсоф ,уток ,румпелей ,нагелей и т.д.. Заказы и мастер классы .. Это интересно ,это история старого судостроения !

 На фото  румб будущего штурвала до и после вываривания. Материал -дуб

attachicon.gifIMG_20220223_144521_191.jpg

я не спец, а что если деталь нагреть а потом сунуть в раствор жидкого стекла,А?


  • 0

#3 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 907 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 27 февраля 2022 - 01:08

я не спец, а что если деталь нагреть а потом сунуть в раствор жидкого стекла,А?

Жидкое стекло вспенится и застынет пеной.


  • 0

#4 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 27 февраля 2022 - 11:09

я не спец, а что если деталь нагреть а потом сунуть в раствор жидкого стекла,А?

Жидкое стекло вспенится и застынет пеной.

с какого раза нагретая деревяшка вспенит жидкое стекло????,
а остывая  в растворе деревяшка максимально пропитается..., или не так,А?


  • 0

#5 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 907 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 27 февраля 2022 - 11:23

Смотря как нагреть.

 

Для пропитки, лучше всего поместить под вакуум.


  • -1

#6 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 348 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 27 февраля 2022 - 12:33

В 1958 я использовал  методичку ЛТА  скорости пропитки под вакуумом деревянных столбов.


  • 1

#7 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 27 февраля 2022 - 13:36

Смотря как нагреть.

 

Для пропитки, лучше всего поместить под вакуум.

я не специалист, я просто думаю что у нагретого дерева при помещение в раствор в дереве образуется вакуум, который и способствует пропитыванию..., или не так,А?


  • 0

#8 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 647 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 27 февраля 2022 - 13:46

я не специалист, я просто думаю что у нагретого дерева при помещение в раствор в дереве образуется вакуум, который и способствует пропитыванию..., или не так,А?

Если бы образовывался вакуум, оно бы сжималось. А оно - расширяется.  :D

Не всякое колесо докатится до Москвы.  :)


  • 0

#9 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 27 февраля 2022 - 13:54

Если бы образовывался вакуум, оно бы сжималось. А оно - расширяется.  :D

Не всякое колесо докатится до Москвы.  :)

дык мы не о самокате, возьмите пустую соску - плотно закройте крышкой и положите в холодильник...


  • 0

#10 Сергей Владимирович

Сергей Владимирович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 570 сообщений
  • Из:Советский. ХМАО
  • Судно: Север 520
  • Название: Север 520

Отправлено 27 февраля 2022 - 14:01

Пропитка, это как вечный двигатель - хочется, но невозможно! :D


  • 0

#11 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 28 февраля 2022 - 07:20

Пропитка, это как вечный двигатель - хочется, но невозможно! :D

это бальзам для мозгов....,

хуже когда - возможно, но не хочется...


  • 0

#12 Сергей Владимирович

Сергей Владимирович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 570 сообщений
  • Из:Советский. ХМАО
  • Судно: Север 520
  • Название: Север 520

Отправлено 28 февраля 2022 - 10:41

это бальзам для мозгов....,

хуже когда - возможно, но не хочется...

Фанатичная пропитка, может привести к взрыву мозга! :D


  • 0

#13 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 28 февраля 2022 - 10:54

Восковая пропитка - собиратель грязи.
  • 3

#14 Аламир

Аламир

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 731 сообщений
  • Из:Южный городок
  • Судно: пикокруизер швертбот
  • Название: AMAGA 480

Отправлено 28 февраля 2022 - 12:29

Восковая пропитка - собиратель грязи.

Это точно. В ней есть один плюс, не облазит как лак от солнца. Но если раз в месяц обновлять мастичить, все равно как по мне лучше лака. 


  • 0

#15 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 348 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 28 февраля 2022 - 12:59

Баргуеро схватит:

Но здесь вместо "теакола" читайте  "тика". :)    Ниже, конечно :D, американец предложил.

Я использую подсолнечное или машинное масло.

Прикрепленные изображения

  • Тунговое масло.jpg

Сообщение отредактировал Алексеев В.М.: 28 февраля 2022 - 13:46

  • 2

#16 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 28 февраля 2022 - 17:40

Это точно. В ней есть один плюс, не облазит как лак от солнца. Но если раз в месяц обновлять мастичить, все равно как по мне лучше лака. 

Это не точно, помню будучи дневальным растёр щёткой следы растаявшего снега на вощёном паркете.....


  • 0

#17 МОРЕМАН116

МОРЕМАН116

    команда ВК https://vk.com/club141266672

  • Капитан
  • 1 263 сообщений
  • Из:казань
  • Судно: ретро парусное

Отправлено 14 марта 2022 - 18:41

Тактильные ощущения от вываренных в воске деталей гораздо приятнее чем от  лакированных.

pLPSynxT7Qw.jpg

 

Провожу  в посудомойке тест на  сопотивление агрессивным средам и воздействиям. 5 видов антисептических покрытий .Заготовки дерево , дуб.  обработаны Пенотексом , яхтенным алкидно-уретановым лаком , Сенежем ,Вываренные в воске., масляная краска.


Сообщение отредактировал МОРЕМАН116: 14 марта 2022 - 18:42

  • 1

#18 Милюков Владимир Александрович

Милюков Владимир Александрович

    Я теперича не тот што давеча. Я нейтральный

  • Вахтенный
  • 3 777 сообщений
  • Из:Беломорск
  • Судно: швертбот(строится)
  • Название: нет

Отправлено 15 марта 2022 - 10:36

я не специалист, я просто думаю что у нагретого дерева при помещение в раствор в дереве образуется вакуум, который и способствует пропитыванию..., или не так,А?

Как вам уже ответили - дерево при нагревании расширяется, а следовательно увеличиваются поры.



#19 CVY

CVY

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 171 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Semona 30, Нептун-2
  • Название: Стелла, б/н

Отправлено 15 марта 2022 - 11:01

Провожу  в посудомойке тест на  сопотивление агрессивным средам и воздействиям. 5 видов антисептических покрытий .Заготовки дерево , дуб.  обработаны Пенотексом , яхтенным алкидно-уретановым лаком , Сенежем ,Вываренные в воске., масляная краска.

Сенеж, по моим наблюдениям, со временем вымывается. Но на ветикальной поверхности под косым дожем продержалась несколько лет, в целом думаю неплохо. Но в посудомойке должна намного быстрее вымыться, будет интересно узнать результаты Вашего эксперимента.


  • 0

#20 CVY

CVY

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 171 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Semona 30, Нептун-2
  • Название: Стелла, б/н

Отправлено 15 марта 2022 - 11:07

Как вам уже ответили - дерево при нагревании расширяется, а следовательно увеличиваются поры.

Так это при нагревании, а после помещения в раствор оно будет остывать. Изменения объема/давления воздуха в порах пропорционально температуре а коэффициент температурного расширения дерева намного меньше.


  • 0

#21 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 15 марта 2022 - 11:11

Главное, помнить - при Т выше 35°С (человеческое тепло) - воск становится мягким, при 62-65°С - плавится. В посудомойке есть такие условия?
Следующим этапом должны быть воско-канифольные составы.
  • 0

#22 kobomaka

kobomaka

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 510 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Albin Vega №599
  • Название: Friidu

Отправлено 15 марта 2022 - 16:23

 Исследовал этот вопрос практически.

 

 Речь о пропитке льняным маслом. Изначальная идея состоит в том, что льняное масло, даже не обработанное термически, достаточно быстро, в течение двух-трёх недель полимеризуется на воздухе. Но за это время может проникнуть глубоко в дерево и заполнить поры. Для эксперимента взял старую краснодерёвую утку и поместил в масло. Взвешивал каждый день. Результат следующий (пишу по памяти): вес перестал увеличиваться через неделю. Увеличение веса составило 15%. После полимеризации поверхность напоминает деревяшку покрытую олифой (что естественно). Но по сути отличие есть, и принципиальное, на мой взгляд. Которое заключается в том, что олифа даёт, условно, покрытие, а масло - сатурацию, т.е. заполнение пор вглубь. О чём свидетельствует значительное увеличение веса.

 

 В дальнейшем использовал такую методику для пропитки пайолов кокпита, купальной платформы, брандерщита. Результат считаю положительным. В межсезонье обновляю пропитку просто обильно промазывая эти детали льняным маслом. Для пропитки пайолов использовал канализационную пластмассовую трубу. Трубу заткнул с двух сторон, а по длине трубы прорезал длинный люк. Пайолы разобрал и по несколько плашек клал в трубу через этот люк. Через неделю вынимал,давл стечь маслу, протирал и оставлял сушиться. В процессе полимеризации масла на поверхноси выступает нечто вроде геля, в виде капель. Он непрочный и удаляется протиранием рукой, или сам отваливается в процессе эксплуатации. Я предполагаю, что масло при полимеризации увеличивается в объёме и излишки выдавливаются. Все детали были краснодерёвые.

 

 Хочу отметить, что льняное масло имеет сильный рыбный запах, довольно неприятный. Но со временем он исчезает.

 

 Теперь выскажу своё мнение по смежным вопросам.

 

1. В сети много рецептов пропитки из смеси воска, льняного масла иногда скипидара и канифоли. На мой взгляд защиту они дают, но мене стойкую. Поскольку глубоко проникнуть не могут. Такие пропитки в случае эксплуатации в тяжёлых условиях - под воздействием солнца и атмосферных осадков требуют частого обновления. Также минусом является то, что детали, покрытые такими составами при намокании становятся скользкими. Для поручней, например, это минус, на мой взгляд. Тем не менее подобную смесь я держу на лодке и периодически использую. Например обрабатываю румпель.

2. Просто покрытие маслом, в т.ч. каким-нибудь "специальным", "глубоко проникающим" из магазина мне представляется делом довольно бесполезным. Т.к. впитывающая способность дерева огромна это масло частично впитается, не заполнив поры, а частично вымоется.

3. Предполагаю, что технологию пропитки можно ускорить, если использовать медленно испаряющиеся растворители для снижения вязкости льняного масла. Такие как скипидар, или уайтспирит. Вакуум тоже можно использовать, но это сложно. Гораздо проще просто пропитывать, учитывая сезонный характер эксплуатации лодок. Зимой это можно делать неспеша.

4. В некоторых случаях, например для обработки больших деталей, можно идти на компромисс. Пропитывать торцы, а остальные поверхности промазывать. Но обильно и по-возможности многократно.


Сообщение отредактировал kobomaka: 15 марта 2022 - 16:33

  • 1

#23 Гость_Дон П.Зурита_*

Гость_Дон П.Зурита_*
  • *******

Отправлено 15 марта 2022 - 16:33

Скажите, почему вы не использовали для пропитки льняную олифу, а воспользовались льняным маслом? И в чём, по-вашему, заключается разница между этими двумя веществами? Т.е. для чего изобретена олифа?
  • 0

#24 kobomaka

kobomaka

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 510 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Albin Vega №599
  • Название: Friidu

Отправлено 15 марта 2022 - 17:02

Смысл именно в этом. Я, вообще-то, объяснил выше. Натуральная олифа нестабильна по своим свойствам. Но, в целом, можно говорить о том, что она полимеризуется "на отлип" за сутки-двое. Кроме того, она изначально более вязкая, чем масло. Как я написал выше, опытом установлено, что дерево продолжает впитывать льняное масло в течение недели. Т.е. время превышающее "время жизни" олифы. Как мне представляется, масло заполняет поры везде куда может проникнуть, а потом полимеризуется. Таким образом поры в дереве остаются заполненными и воде некуда проникать. Могу предположить, что если снизить вязкость масла с помощью растворителей, или нагрева, то глубину проникновения, а значит и степень заполнения пор можно ещё повысить. Но это надо проверять, причём не только качественно, но и количественно. Чтобы понять - имеет ли это практический смысл?

 

Олифа была придумана как быстросохнущая (по тем временам, когда была создана) основа для красок.

 

Если немного пофантазировать и предположить, что возможно "настроить" время полимеризации эпоксидной смолы на две недели, тогда можно проводить сатурацию дерева смолой без специальных условий. Не исключаю,что такая технология уже воплощена где-то.


Сообщение отредактировал kobomaka: 15 марта 2022 - 17:17

  • 0

#25 Сергей Владимирович

Сергей Владимирович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 570 сообщений
  • Из:Советский. ХМАО
  • Судно: Север 520
  • Название: Север 520

Отправлено 15 марта 2022 - 18:04

 

Если немного пофантазировать и предположить, что возможно "настроить" время полимеризации эпоксидной смолы на две недели, тогда можно проводить сатурацию дерева смолой без специальных условий. Не исключаю,что такая технология уже воплощена где-то.

Эти технологии уже давно существуют, но это сложно и дорого, и для любительского судостроения это перебор.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей