Исследовал этот вопрос практически.
Речь о пропитке льняным маслом. Изначальная идея состоит в том, что льняное масло, даже не обработанное термически, достаточно быстро, в течение двух-трёх недель полимеризуется на воздухе. Но за это время может проникнуть глубоко в дерево и заполнить поры. Для эксперимента взял старую краснодерёвую утку и поместил в масло. Взвешивал каждый день. Результат следующий (пишу по памяти): вес перестал увеличиваться через неделю. Увеличение веса составило 15%. После полимеризации поверхность напоминает деревяшку покрытую олифой (что естественно). Но по сути отличие есть, и принципиальное, на мой взгляд. Которое заключается в том, что олифа даёт, условно, покрытие, а масло - сатурацию, т.е. заполнение пор вглубь. О чём свидетельствует значительное увеличение веса.
В дальнейшем использовал такую методику для пропитки пайолов кокпита, купальной платформы, брандерщита. Результат считаю положительным. В межсезонье обновляю пропитку просто обильно промазывая эти детали льняным маслом. Для пропитки пайолов использовал канализационную пластмассовую трубу. Трубу заткнул с двух сторон, а по длине трубы прорезал длинный люк. Пайолы разобрал и по несколько плашек клал в трубу через этот люк. Через неделю вынимал,давл стечь маслу, протирал и оставлял сушиться. В процессе полимеризации масла на поверхноси выступает нечто вроде геля, в виде капель. Он непрочный и удаляется протиранием рукой, или сам отваливается в процессе эксплуатации. Я предполагаю, что масло при полимеризации увеличивается в объёме и излишки выдавливаются. Все детали были краснодерёвые.
Хочу отметить, что льняное масло имеет сильный рыбный запах, довольно неприятный. Но со временем он исчезает.
Теперь выскажу своё мнение по смежным вопросам.
1. В сети много рецептов пропитки из смеси воска, льняного масла иногда скипидара и канифоли. На мой взгляд защиту они дают, но мене стойкую. Поскольку глубоко проникнуть не могут. Такие пропитки в случае эксплуатации в тяжёлых условиях - под воздействием солнца и атмосферных осадков требуют частого обновления. Также минусом является то, что детали, покрытые такими составами при намокании становятся скользкими. Для поручней, например, это минус, на мой взгляд. Тем не менее подобную смесь я держу на лодке и периодически использую. Например обрабатываю румпель.
2. Просто покрытие маслом, в т.ч. каким-нибудь "специальным", "глубоко проникающим" из магазина мне представляется делом довольно бесполезным. Т.к. впитывающая способность дерева огромна это масло частично впитается, не заполнив поры, а частично вымоется.
3. Предполагаю, что технологию пропитки можно ускорить, если использовать медленно испаряющиеся растворители для снижения вязкости льняного масла. Такие как скипидар, или уайтспирит. Вакуум тоже можно использовать, но это сложно. Гораздо проще просто пропитывать, учитывая сезонный характер эксплуатации лодок. Зимой это можно делать неспеша.
4. В некоторых случаях, например для обработки больших деталей, можно идти на компромисс. Пропитывать торцы, а остальные поверхности промазывать. Но обильно и по-возможности многократно.
Сообщение отредактировал kobomaka: 15 марта 2022 - 16:33