Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Рама вместо переборки


Сообщений в теме: 9

#1 ИльяZ

ИльяZ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 450 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Четвертьтонник

Отправлено 02 апреля 2022 - 20:13

Неоднократно слышал, что на некоторых лодках вместо фанерной переборки ставят железную раму - заменяет собой и пиллерс под мачтой, и распорку вант-путенсов, и переборку, сохраняя при этом свободное обитаемое пространство.

Кто какие видит плюсы/минусы данной затеи? Может быть, кто-то даже ставил такую? Поделитесь!

Сообщение отредактировал ИльяZ: 02 апреля 2022 - 20:13

  • 0

#2 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 02 апреля 2022 - 20:24

Речь о каких лодках? Стеклопластиковых?


  • 0

#3 ИльяZ

ИльяZ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 450 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Четвертьтонник

Отправлено 02 апреля 2022 - 21:02

Речь о каких лодках? Стеклопластиковых?


Да
  • 0

#4 CVY

CVY

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 114 сообщений
  • Из:Саратов
  • Судно: Semona 30, Нептун-2
  • Название: Стелла, б/н

Отправлено 02 апреля 2022 - 21:20

Вопрос не имеет смысла в отрыве от конкретной лодки. У меня на Семоне, как мне кажется, силовое значение полупереборки из фанеры 15 мм тремится к нулю. Под мачтой стоит пиллерс из нержавейки. В общем случае далеко не всегда положение переборки совпадает с положением мачты. На современных лодках ереборки вообще бывают на герметик вклеенными.

Сообщение отредактировал CVY: 02 апреля 2022 - 21:21

  • 0

#5 ИльяZ

ИльяZ

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 450 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Четвертьтонник

Отправлено 03 апреля 2022 - 02:43

Лодка Рикошет-780. Суть - регатный четвертьтонник, только мачта стоит на палубе. Под степсом пиллерс, стоит вообще отвратительно далеко от рельного положения мачты. Переборка выполняет несущую функцию для вант и попепечной жесткости лодки.
  • 0

#6 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 03 апреля 2022 - 09:02

Лодка Рикошет-780. Суть - регатный четвертьтонник, только мачта стоит на палубе. Под степсом пиллерс, стоит вообще отвратительно далеко от рельного положения мачты. Переборка выполняет несущую функцию для вант и попепечной жесткости лодки.

Стальная рама у вас повторит форму переборки, чтобы не снижать прочность. Или вы переборку оставляете на месте, а под мачтой хотите еще одну сделать? Так все равно придется форму переборки повторить. 

По данному вопросу первым делом необходимо связаться с производителем и узнать его мнение о предстоящей переделке.


Сообщение отредактировал sergvg: 03 апреля 2022 - 09:03

  • 0

#7 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 04 апреля 2022 - 01:07

Неоднократно слышал, что на некоторых лодках вместо фанерной переборки ставят железную раму - заменяет собой и пиллерс под мачтой, и распорку вант-путенсов, и переборку, сохраняя при этом свободное обитаемое пространство.

Кто какие видит плюсы/минусы данной затеи? Может быть, кто-то даже ставил такую? Поделитесь!

Принципиально - никаких особых. Примерно такие же конструктивные ограничения как и у любой силовой конструкции.

 

Следует иметь ввиду, что в местах где рама крепится к корпусу - будут концентрироваться напряжения. Фанерная переборка как правило крепится по всему периметру но узкой полосой. Если раму крепить во множестве мест - то и нагрузка распределиться боле-менее равномерно. 
Любое освобождение обитаемого пространства очень часто заставляет делать конструкцию менее выгодную с силовой точки зрения, а значит компенсировать понижение прочности повышением массы. Сколько лишней массы придется добавить к раме что бы оставить пустоту в нужных местах и равномерно разнести нагрузку по корпусу - вопрос. 
Так же - отдельный вопрос как раму крепить к стеклопластиковому корпусу. К деревянному или фанерному проблем нет, но следует иметь ввиду что под широкими площадками дерево дышать будет плохо и может гнить. 

 

Проект однотонника "Марина" (12м, реечная обшивка) штатно имел стальную раму под мачтой, но с пиллерсом - там ширина лодки позволила сделать полноценную дверь в форпик сбоку от пиллерса. 

 

 

ЗЫ Для понимания как вообще работают металлические конструкции и фермы: возьмите в руки металлическую линейку. Если ее растянуть - она будет очень жесткой. Если же попробовать ее сжать - она легко согнется, это называется потерей устойчивости. Если линейку гнуть плашмя - она оч легко гнется. Если линейку гнуть через ребро - она оказывается заметно жесткой. Это наглядная демонстрация как работают ребра, высота сечения влияет гораздо сильнее чем ширина сечения. Однако если взять очень тонкую но высокую полосу и гнуть через ребро - то полоса пойдет складками и сечение тоже потеряет устойчивость. Бесконечно увеличивать высоту ребра нельзя)) 
Уголок конечно имеет два ребра, но - он теряет устойчивость по диагонали (по биссектрисе между ребрами, 45 гр). Труба в этом плане имеет более устойчивую форму.
Т.е. в раме при работе на растяжение можно делать длинные тонкие элементы, да хоть стальной тросик или цепь. Но при работе на сжатие они легко согнутся - поэтому все длинные тяги, как и пиллерсы, надо делать достаточно толстого сечения, чем они длиннее тем толще сечение. Либо делать там промежуточные опоры (тяги в стороны)


  • 0

#8 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 710 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 04 апреля 2022 - 10:34

Неоднократно слышал, что на некоторых лодках вместо фанерной переборки ставят железную раму - заменяет собой и пиллерс под мачтой, и распорку вант-путенсов, и переборку, сохраняя при этом свободное обитаемое пространство.

Кто какие видит плюсы/минусы данной затеи? Может быть, кто-то даже ставил такую? Поделитесь!

Такая конструкция может иметь место например на обитаемом тримаране, где в одну кучу завязаны и мачта и балки с оттяжками, + нужен проход в нос. Правда, рама будет скорей всего не железная, а например алюминиевая. Зачем это делать на моночетверти... Впрочем надо так надо - можно и сваять.  :)

 

Лодка Рикошет-780. Суть - регатный четвертьтонник, только мачта стоит на палубе. Под степсом пиллерс, стоит вообще отвратительно далеко от рельного положения мачты. Переборка выполняет несущую функцию для вант и попепечной жесткости лодки.

Что мешает перенести пиллерс под реальное положение мачты? 

 

Следует иметь ввиду, что в местах где рама крепится к корпусу - будут концентрироваться напряжения. Фанерная переборка как правило крепится по всему периметру но узкой полосой. Если раму крепить во множестве мест - то и нагрузка распределиться боле-менее равномерно. 

Как правило на стеклопластиковых лодках грамотно поставленная переборка не ставится вплотную к обшивке, а крепится с некоторым зазором от неё на "мокрый угольник", либо на болты к приформованному к обшивке "уголку" из того же стеклопластика. Так что нагрузка при этом распределяется на весьма широкие "полки" тех уголков, и с напряжениями там всё в порядке.

 

Хотя конечно нынче "эффективные" на букву "м" могут и вплотную припендюрить... :)


  • 1

#9 Toni Basilio

Toni Basilio

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 144 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 04 апреля 2022 - 11:28

Посчитайте нагрузку от мачты. Там весьма приличные значения.

В зависимости от схемы натяжение топовых вант может достигать до 25% от разрывной нагрузки (для троса 5 мм - это 22 кН). И это на стоянке, под парусами нагрузка ещё больше будет. 

Вам надо будет обеспечивать не прочность, а допустимую деформацию. В противном случае Вы нормально мачту не настроите: более менее на стоянке натянули ванты, поставили паруса, а у Вас мачта на 2 мм вниз ушла от деформации рамы - мачта под ветер наклонится, хорошо если ещё не изогнётся S-образно. Альтернатива делать бимс монструозного сечения.

Для покатушек ещё можно подумать, если собираетесь гонятся - от пиллерса не отказаться.


  • 0

#10 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 305 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 04 апреля 2022 - 18:46

Если  под  нагрузкой  рама  (или  пиллерс)  продавились так, что мачта  становится  S-образной,  то какую  форму  примет  ваша  палуба без   нагрузки?  И  крепления  рамы   к  борту?  Пиллерс  у  вас  телескопический пружинный или с  гидравликой?  Вант-путенсы со слабиной?

Однако, можно  на  ходу обтянуть  весь  стоячий  такелаж.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей