Кто какие видит плюсы/минусы данной затеи? Может быть, кто-то даже ставил такую? Поделитесь!
Сообщение отредактировал ИльяZ: 02 апреля 2022 - 20:13
Отправлено 02 апреля 2022 - 20:13
Сообщение отредактировал ИльяZ: 02 апреля 2022 - 20:13
Отправлено 02 апреля 2022 - 21:20
Сообщение отредактировал CVY: 02 апреля 2022 - 21:21
Отправлено 03 апреля 2022 - 09:02
Лодка Рикошет-780. Суть - регатный четвертьтонник, только мачта стоит на палубе. Под степсом пиллерс, стоит вообще отвратительно далеко от рельного положения мачты. Переборка выполняет несущую функцию для вант и попепечной жесткости лодки.
Стальная рама у вас повторит форму переборки, чтобы не снижать прочность. Или вы переборку оставляете на месте, а под мачтой хотите еще одну сделать? Так все равно придется форму переборки повторить.
По данному вопросу первым делом необходимо связаться с производителем и узнать его мнение о предстоящей переделке.
Сообщение отредактировал sergvg: 03 апреля 2022 - 09:03
Отправлено 04 апреля 2022 - 01:07
Неоднократно слышал, что на некоторых лодках вместо фанерной переборки ставят железную раму - заменяет собой и пиллерс под мачтой, и распорку вант-путенсов, и переборку, сохраняя при этом свободное обитаемое пространство.
Кто какие видит плюсы/минусы данной затеи? Может быть, кто-то даже ставил такую? Поделитесь!
Принципиально - никаких особых. Примерно такие же конструктивные ограничения как и у любой силовой конструкции.
Следует иметь ввиду, что в местах где рама крепится к корпусу - будут концентрироваться напряжения. Фанерная переборка как правило крепится по всему периметру но узкой полосой. Если раму крепить во множестве мест - то и нагрузка распределиться боле-менее равномерно.
Любое освобождение обитаемого пространства очень часто заставляет делать конструкцию менее выгодную с силовой точки зрения, а значит компенсировать понижение прочности повышением массы. Сколько лишней массы придется добавить к раме что бы оставить пустоту в нужных местах и равномерно разнести нагрузку по корпусу - вопрос.
Так же - отдельный вопрос как раму крепить к стеклопластиковому корпусу. К деревянному или фанерному проблем нет, но следует иметь ввиду что под широкими площадками дерево дышать будет плохо и может гнить.
Проект однотонника "Марина" (12м, реечная обшивка) штатно имел стальную раму под мачтой, но с пиллерсом - там ширина лодки позволила сделать полноценную дверь в форпик сбоку от пиллерса.
ЗЫ Для понимания как вообще работают металлические конструкции и фермы: возьмите в руки металлическую линейку. Если ее растянуть - она будет очень жесткой. Если же попробовать ее сжать - она легко согнется, это называется потерей устойчивости. Если линейку гнуть плашмя - она оч легко гнется. Если линейку гнуть через ребро - она оказывается заметно жесткой. Это наглядная демонстрация как работают ребра, высота сечения влияет гораздо сильнее чем ширина сечения. Однако если взять очень тонкую но высокую полосу и гнуть через ребро - то полоса пойдет складками и сечение тоже потеряет устойчивость. Бесконечно увеличивать высоту ребра нельзя))
Уголок конечно имеет два ребра, но - он теряет устойчивость по диагонали (по биссектрисе между ребрами, 45 гр). Труба в этом плане имеет более устойчивую форму.
Т.е. в раме при работе на растяжение можно делать длинные тонкие элементы, да хоть стальной тросик или цепь. Но при работе на сжатие они легко согнутся - поэтому все длинные тяги, как и пиллерсы, надо делать достаточно толстого сечения, чем они длиннее тем толще сечение. Либо делать там промежуточные опоры (тяги в стороны)
Отправлено 04 апреля 2022 - 10:34
Неоднократно слышал, что на некоторых лодках вместо фанерной переборки ставят железную раму - заменяет собой и пиллерс под мачтой, и распорку вант-путенсов, и переборку, сохраняя при этом свободное обитаемое пространство.
Кто какие видит плюсы/минусы данной затеи? Может быть, кто-то даже ставил такую? Поделитесь!
Такая конструкция может иметь место например на обитаемом тримаране, где в одну кучу завязаны и мачта и балки с оттяжками, + нужен проход в нос. Правда, рама будет скорей всего не железная, а например алюминиевая. Зачем это делать на моночетверти... Впрочем надо так надо - можно и сваять.
Лодка Рикошет-780. Суть - регатный четвертьтонник, только мачта стоит на палубе. Под степсом пиллерс, стоит вообще отвратительно далеко от рельного положения мачты. Переборка выполняет несущую функцию для вант и попепечной жесткости лодки.
Что мешает перенести пиллерс под реальное положение мачты?
Следует иметь ввиду, что в местах где рама крепится к корпусу - будут концентрироваться напряжения. Фанерная переборка как правило крепится по всему периметру но узкой полосой. Если раму крепить во множестве мест - то и нагрузка распределиться боле-менее равномерно.
Как правило на стеклопластиковых лодках грамотно поставленная переборка не ставится вплотную к обшивке, а крепится с некоторым зазором от неё на "мокрый угольник", либо на болты к приформованному к обшивке "уголку" из того же стеклопластика. Так что нагрузка при этом распределяется на весьма широкие "полки" тех уголков, и с напряжениями там всё в порядке.
Хотя конечно нынче "эффективные" на букву "м" могут и вплотную припендюрить...
Отправлено 04 апреля 2022 - 11:28
Посчитайте нагрузку от мачты. Там весьма приличные значения.
В зависимости от схемы натяжение топовых вант может достигать до 25% от разрывной нагрузки (для троса 5 мм - это 22 кН). И это на стоянке, под парусами нагрузка ещё больше будет.
Вам надо будет обеспечивать не прочность, а допустимую деформацию. В противном случае Вы нормально мачту не настроите: более менее на стоянке натянули ванты, поставили паруса, а у Вас мачта на 2 мм вниз ушла от деформации рамы - мачта под ветер наклонится, хорошо если ещё не изогнётся S-образно. Альтернатива делать бимс монструозного сечения.
Для покатушек ещё можно подумать, если собираетесь гонятся - от пиллерса не отказаться.
Отправлено 04 апреля 2022 - 18:46
Если под нагрузкой рама (или пиллерс) продавились так, что мачта становится S-образной, то какую форму примет ваша палуба без нагрузки? И крепления рамы к борту? Пиллерс у вас телескопический пружинный или с гидравликой? Вант-путенсы со слабиной?
Однако, можно на ходу обтянуть весь стоячий такелаж.
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей