Просто в мозгу у человека сидит шаблон, что прямые паруса предназначены только для хода по ветру, а косые - могут лавироваться. Шаблон этот правильный, если мы говорим о принципе работы паруса. Но, к сожалению у большинства принцип работы в этом шаблоне подменяется формой паруса. И получается, примитивная замена на прямой=прямоугольный, косой=треугольный, с вариациями. На самом деле прямым парусом правильно считать парус любой формы, который работает под прямым, или близким к нему, углом к направлению ветра. При этом парус работает как препятствие для ветра, обтекаемое со срывом воздушного потока со всех шкаторин. Например, треугольный спинакер, совсем не прямой и не прямоугольный, на курсах, для которых он предназначен, является типичным прямым парусом. Грот и стаксель на фордевинде или полном бакштаге работают как прямые паруса, и по сути являются на этих курсах прямыми парусами, несмотря на свою "косую" форму. Точно так же, косой парус это такой парус, независимо от его формы, который работает под "косым" (условно - меньше 45º) углом к ветру, работает, как крыло, на одну (или более) из шкаторин которого воздушный поток набегает, а с другой (или более) - сходит, то есть это парус, работающий в косом потоке воздуха.
Если это понимать, тогда сабж исчерпывается, по крайней мере в отношении парусов: парус любой формы может быть/работать как прямой или косой, всё зависит только от способа его ориентации по отношению к ветру. Но понять и, тем более, принять это, конечно, не просто, так как ломает шаблон.
Ответ на вопрос ходил ли Колумб в бейдевинд и насколько остро, зависит не только от формы парусов на его судах, но и от формы самих судов, особенно их подводной части, а также от навыков управления судном и парусами. Не вижу причин, почему бы им не ходить градусов под 70 к ветру, может быть даже чуть меньше. Правильный ответ мы всё равно вряд ли узнаем.