Перейти к содержимому

Фотография

Ещё про AIS


Сообщений в теме: 25

#1 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 мая 2022 - 15:06

Поскольку мне тут капают на мозги, что AIS штука очень полезная и даже необходимая, у меня вопрос:

 

Как именно в реальной жизни используется информация AIS для оценки опасности столкновения судов?

 

Хотелось бы услышать как любителей, так и профессионалов, что вот -- я увидел вот это на экране, решил, что надо поступить вот так, потому что оно...


  • 0

#2 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 416 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 13 мая 2022 - 16:44

Поскольку мне тут капают на мозги, что AIS штука очень полезная и даже необходимая, у меня вопрос:

 

Как именно в реальной жизни используется информация AIS для оценки опасности столкновения судов?

 

Хотелось бы услышать как любителей, так и профессионалов, что вот -- я увидел вот это на экране, решил, что надо поступить вот так, потому что оно...

 

Вам, коллега, похоже повезло и вам  никогда не приходилось решать задачи по расхождению с одним, или несколькими судами в доАИСную эпоху. 

 

С АИС решение этой задачи стало даже не на порядок, а в принципе не нужно (если предельно упростить задачи навигатора) - АИС вам сам "расскажет" через какое время и на какой дистанции вы разойдетесь (или сойдетесь!).

 

"Польза" от наличия АИС на борту - она не только для вас в смысле облегчения решения задач маневрирования, но и для больших пароходов, которые вас видят и могут предпринять соответствующий маневр заблаговременно и самостоятельно, если вы уснули на вахте. Хотя, конечно, таким моменты, как расхождение с любыми судами лучше контролировать вживую. 

 

Конечно надо помнить, что АИС обязателен не на всех судах, поэтому ни радар, ни наблюдение за морем собственными глазкуами никто не отменял.

 

И ДА, ИТМЕННО ТАК, решение сделать или нет тот или иной маневр я лично предпринимаю с "оглядкой" на данные АИС и с обязательной визуальной оценкой обстановки - мало ли что там "под ногами" . ...

 

+++

 

Если вы частенько бываете в морях с высокой плотностью движения - ставьте АИС, не пожалеете.

 

И да, ДРУГИЕ вам тоже СПАСИБО скажут за то, что вы не пожалели пару сотен монет, чтобы показать себя на ИХ мониторах.  :innocent:


Сообщение отредактировал Steamer: 13 мая 2022 - 16:56

  • 0

#3 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 мая 2022 - 17:39

С АИС решение этой задачи стало даже не на порядок, а в принципе не нужно (если предельно упростить задачи навигатора) - АИС вам сам "расскажет" через какое время и на какой дистанции вы разойдетесь (или сойдетесь!).

Я просил не сказок, а конкретных жизненных примеров.

Если Вам нечего рассказать -- пожалуйста, не засоряйте обсуждение.


  • 0

#4 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 180 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 13 мая 2022 - 17:53

Если ставить АИС то берите активный, который сам передает информацию о вас. Использование пассивного АИСа мало что даст вам для безопасности. Если на вас наезжает пароход ночью или в тумане, да и просто днем и не видит вас то даже если вы увидите его с помощью АИСа то ваши возможности уклонения ограничены. А не увидеть вас большой пароход может по многим причинам. Это и темнота, это и туман ну а днем в спокойную погоду и при отличной видимости штурман на мостике расслабляется и меньше уделяет внимания визуальному наблюдению полагаясь на приборы. А приборы это АИС который вас не покажет если вы не транслируете сигнал и это РЛС который настроен на обнаружение больших судов а сигнал от яхты на уровне засветки от волн которые подавлены. Как-то занимался расследованием случая когда пароход компании чуть было не потопил яхту на подходах к Нью Йорку. Пароход шел рекомендованным путем со скоростью 20 узлов в тумане. На мостике капитан у одного радара и помощник у другого, матрос на крыле мостика. На дистанции 5 миль шел другой пароход и все внимание было на него, соответственно и радары были настроены на получение сигнала от него. Пароход длиной 257 метров, от мостика до бака почти 200 метров так что матрос с крыла мог видеть не дальше бака. И он таки увидел! Яхту на траверзе носа судна которая по счастливой случайности не попала под форштевень, прошли от нее метрах в 20. Ни капитан ни помощник на своих радарах яхты не видели до тех пор пока она не осталась позади. АИС сигнал яхта не транслировала так что и этот прибор ее не увидел.

Еще одной причиной почему вас не увидят ночью это расположение ваших навигационных огней. Бытует мнение что огни на топе мачты видно лучше и дальше, они не затеняются волнами и брызгами. А вот на деле с позиции наблюдателя с мостика большого судна расположенные на топе мачты огни яхты видны на уровне горизонта и складывается впечатление что яхта далеко хотя она уже вот, под бортом! А вот огни на корпусе яхты указывают ее местоположение правильно.

Но вернемся к АИСам. У меня активный АИС комбинированный с GPS приемником, маленький плоттер. Он совершенно не зависит от остальных приборов, все в одном. АИС всегда в активном режиме, другое судно видит мою четкую отметку на экране независимо от погоды и состояния моря и штурман на мостике не заморачивается определением кто это там идет, он просто обходит обнаруженную цель на дистанции по крайней мере полмили если это в море и нет скопления других целей.

А еще я использую АИС для навигации и контроля за положением на якоре, там есть такие функции. АИС потребляет меньше энергии чем плоттер и это важно когда стоишь на якоре, лег отдохнуть и этот прибор следит за местоположением, предупредит если потащило.


Сообщение отредактировал В. Мельников: 13 мая 2022 - 17:55

  • 0

#5 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 416 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 13 мая 2022 - 18:19

Я просил не сказок, а конкретных жизненных примеров.

Если Вам нечего рассказать -- пожалуйста, не засоряйте обсуждение.

 

Не знаю как у других, но если вы накатываете не одну тысячу миль, то примеров, которых вы просите, на пальцах рук и ног не сосчитать....

 

Я попробовал уместить свой опыт в одну фразу, но вы ее посчитали за сказку. Скажу так- зря. 

 

ОК. Пример из позапрошлого года. Я (один на лодке) догоняю большую - метров 30 - парусную яхту, до нее, идущей немного справа,  миля-полторы, справа практически на траверзе у меня каменистый остров. Идем хорошим ходом на полных курсах. Впереди мощное грозовое облако. над нами чудное голубое небо и яркое солнце . Красота. Через какое-то время в один миг на впереди идущего обрушивается шквал с дождем стеной. Последнее, что я вижу, до того как он скрывается за стеной дождя - он  начинает поворачивать влево.  Через минуту меня накрывает жестоком дождем, да таким, что глаз не открыть -  потому что резко зашедщий ветер превращает  капли дождя в иголки. 

 

Все информация о ситуации впереди - это только АИС, и четкая картинка нашего сближения из за того, что передняя яхта развернулась почти на 180 градусов и фактически идет на меня. Пулей завожу двигатели, на "холостых" рифлю стаксель, скидываю грот и ухожу вправо, помня, что там камни, но я на катамаране. Еще немного и по корме из-под дождя открылась та самая яхта ... 

Я уверен, что меняя они тоже видели, благодаря нашим АИСам . 

 

+++

 

Разговорился ... 

 

На ум пришел другой случай, есть помощник, его ночная вахта заканчивается, я уже выхожу из каюты, подошел к монитору в салоне, вижу пароход, идущий  слева направо, мы под парусами, расходимся красиво. Выхожу на палубу, матрос суетится, намерен крутить поворот влево, чтобы разойтись с пароходом, который он наблюдал в бинокль. 

 

Останавливаю помощника,  несмотря на его возражения, мол успокойся, расходимся через столько-то минут, он проходит своим курсом в миле с лишним от нас..

 

+++

 

Ну а если вы не хотите ставить АИС "для себя", то поставьте его тогда "для других" участников движения .

ВАС от этого будут по крайней мере уважать больше, чем тех, у кого нет АИСа.


Сообщение отредактировал Steamer: 13 мая 2022 - 19:03

  • 0

#6 A.E

A.E

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 897 сообщений
  • Из:Владивосток

Отправлено 13 мая 2022 - 18:56

увидел вот это на экране, решил, что надо поступить вот так, потому что оно...

Увидел только на экране вот это: из-за острова на стрежень пересекающим курсом выплывают расписные опасные челны цели, решил одержать и позвать по радио, потому что оно чревато  :( (могут зашибить княжной)  :angel:


Сообщение отредактировал A.E: 13 мая 2022 - 19:00

  • 0

#7 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 530 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 13 мая 2022 - 18:58

Не, на реке то он не нужен :)


  • 0

#8 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 13 мая 2022 - 19:30

В плане разгрузки (явно) назревающего конфликта...

на пальцах рук и ног не сосчитать....

У (нормального/здорового/нетравмированного) человека таких пальцев 20 (двадцать), если считать на пальцах не унарным кодом, а двоичным, то ёмкость счётчика составит 220-1, что наверняка более, чем достаточно даже для самого пррросолённого морррского волка.
:)
  • 0

#9 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 416 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 13 мая 2022 - 20:37

 если считать

 

Вам, наверняка завидуют те, кто не умеет превращать муху в 10 слоников, пусть даже и двоичных 

 

Звяныйте, в ОФФТОП занесло, спасибо коллеге БУУ! :)

 

Годиков через 40 вам тоже предстоит ЛИБО стать, ЛИБО  НЕ стать тем же или моРРРеманом, или коСССмонавтом (не приведи вас судьбинушка НЕ к вашему выбору лететь по нужде жить на каком-нить условном марсе), или кем еще вы можете стать-не стать ...   :angel:

 

+++

 

А если "по делу", то на и "на пальцах", и в двоичной системе не выразить то, как АИС облегчает жизнь на море.  

 

Так же трудно, как количественно описать разницу для звонящего домой в 2022 году с лодки, находящейся в море, и тем, как тот он же делал это, выстаивая очередь на "междугородной телефонной станции" в условном 1975 году. 


Сообщение отредактировал Steamer: 13 мая 2022 - 21:11

  • 0

#10 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 мая 2022 - 21:11

Но вернемся к АИСам. У меня активный АИС комбинированный с GPS приемником, маленький плоттер.

Вы так и не сказали, что Вы с ним делаете.


  • 0

#11 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 мая 2022 - 21:20

ОК. Пример из позапрошлого года. Я (один на лодке) догоняю большую - метров 30 - парусную яхту, до нее, идущей немного справа,  миля-полторы, справа практически на траверзе у меня каменистый остров. Идем хорошим ходом на полных курсах. Впереди мощное грозовое облако. над нами чудное голубое небо и яркое солнце . Красота. Через какое-то время в один миг на впереди идущего обрушивается шквал с дождем стеной. Последнее, что я вижу, до того как он скрывается за стеной дождя - он  начинает поворачивать влево.  Через минуту меня накрывает жестоком дождем, да таким, что глаз не открыть -  потому что резко зашедщий ветер превращает  капли дождя в иголки. 
 
Все информация о ситуации впереди - это только АИС, и четкая картинка нашего сближения из за того, что передняя яхта развернулась почти на 180 градусов и фактически идет на меня. Пулей завожу двигатели, на "холостых" рифлю стаксель, скидываю грот и ухожу вправо, помня, что там камни, но я на катамаране. Еще немного и по корме из-под дождя открылась та самая яхта ... 
Я уверен, что меняя они тоже видели, благодаря нашим АИСам .

Т.е., оценки вероятности столкновения не было? (Чисто на всякий случай -- вероятность попасть друг в друга с расстояния в два километра не слишком отличается от нуля).)

На ум пришел другой случай, есть помощник, его ночная вахта заканчивается, я уже выхожу из каюты, подошел к монитору в салоне, вижу пароход, идущий  слева направо, мы под парусами, расходимся красиво. Выхожу на палубу, матрос суетится, намерен крутить поворот влево, чтобы разойтись с пароходом, который он наблюдал в бинокль. 
 
Останавливаю помощника,  несмотря на его возражения, мол успокойся, расходимся через столько-то минут, он проходит своим курсом в миле с лишним от нас..

Ну по мне он не зря возражал... А через сколько минут вам прибор сказал будет расхождение?
  • 0

#12 Номер Первый

Номер Первый

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Sea Ray 275

Отправлено 13 мая 2022 - 21:28

Не, на реке то он не нужен :)

 

Говорят что теперь мимо Кремля только с АИС можно ходить


  • 0

#13 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 530 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 13 мая 2022 - 21:49

Говорят что теперь мимо Кремля только с АИС можно ходить

А там еще можно ходить? :o


  • 0

#14 Номер Первый

Номер Первый

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Из:Moscow
  • Судно: Sea Ray 275

Отправлено 13 мая 2022 - 22:10

А там еще можно ходить? :o

 

Раньше без проблем было. В этом году не ходил еще.


  • 0

#15 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 180 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 13 мая 2022 - 22:24

Вы так и не сказали, что Вы с ним делаете.

О, это просто - я его включаю и посылаю сигнал, вернее, он сам посылает сигнал, мол, вот он я! А я на экране вижу если кто приближается а также если на якоре слышу сигнал если яхту потащило на якоре. Ну, и еще там чего навигационного, например, сколько до точки, вижу пройденный путь предыдущего плавания и сравниваю там ли я иду. Продолжать?


  • 0

#16 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 мая 2022 - 22:56

Продолжать?

Да нет, если всё в том же духе -- не надо.
Я думаю, просто свечку поставить было бы дешевле. Или, если деньги для Вас тоже фетиш -- дорогую свечку.


  • 0

#17 mr. Pioneer

mr. Pioneer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 832 сообщений
  • Из:Спб

Отправлено 13 мая 2022 - 23:04

Да нет, если всё в том же духе -- не надо.
Я думаю, просто свечку поставить было бы дешевле. Или, если деньги для Вас тоже фетиш -- дорогую свечку.

вас  в интернете забанили ? :)   Почитайте  манулы от  картплоттеров с   AIS,   как там настраивается  alarm      и что показывается на экране  :)


  • 0

#18 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 14 мая 2022 - 01:16

А если "по делу", то на и "на пальцах", и в двоичной системе не выразить то, как АИС облегчает жизнь на море.

Я читаю эту ветку в полном недоумении: как можно сомневаться в полезности AIS?!
Это всё равно, что сравнивать удобство, скорость, надёжность и всепогодность навигации с помощью ГНСС, - с секстантом.
  • 1

#19 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 416 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 14 мая 2022 - 11:50

Да нет, если всё в том же духе -- не надо.
Я думаю, просто свечку поставить было бы дешевле. Или, если деньги для Вас тоже фетиш -- дорогую свечку.

 

ИМХО, сравнивая "заботливых" законодателей, пекущихся о жизни людей, рассекающих на авто (и ремни, и треуголькники, и скоростной режим, и фары, в своке время даже цвет авто, теперь еще и "космическая" аварийная кнгопочка) надо бы обязать продавцов лодок ставить АИС как само-собой разумеющееся. 

 

Или, если помягче, то как минимум страховщики не должны страховать лодку с завяленным районом плавания "...море-океан" , если на ней не установлен АИС.

 

Но в нынешних реалиях моряки как с больших пароходов, так и с лодок поменьше просто просят вас, поставьте АИС если не для себя, то для нас. ОБОЗНАЧЬТЕ себя.


Сообщение отредактировал Steamer: 14 мая 2022 - 12:21

  • 2

#20 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 416 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 14 мая 2022 - 12:25

Ну по мне он не зря возражал... 

 

А вот он признался, что зря... 

 

Или ему с его биноклем в руках надо было крутить поворот намн-о-о-го раньше ...   

Но ведь "ДОТЕРПЕЛ" же ...!  B)

 

+++

 

Немного "ненавязчивой техучебы" , как оно всегда должно иметь место быть, обсуждая аналогичные ситуации

с помощниками. 

 

Слово "ЕГО"  имеет очень существенное значение. Все мы любим ч то-то больше, что-то меньше. Мой помощник любит одни бинокли, я - другие. Его бинокль - навороченный Сони - со стабилизатором (кнопочку нажимаешь - картинка замирает) и т.п... Мой- Штейнер с пеленгатором.  разница, надеюсь, понятна. В свой бинокль он никогда не увидит того, что увижу я. 

 

Так вот, поняв "в чем дело" парень признал, что его случае АИС был бы ему отличным помощником. 


Сообщение отредактировал Steamer: 14 мая 2022 - 12:36

  • 0

#21 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 мая 2022 - 14:53

Итак, через сутки:

В основном AIS никто не использует, не знает и не понимает, что это такое. Но иметь считает необходимым, придавая этому, очевидно, сакральное значение.

 

Единственный человек, описавший личное использование AIS, утверждает, что это ему помогло, когда как из рассказа следует, что вследствие впечатлений от показаний AIS он предпринял в одном случае действие, а во втором -- бездействие, повышающие опасность для его судна. При отсутствии AIS этого бы не произошло.

 

Короче, чуваки -- оно вам не надо.


  • 0

#22 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 14 мая 2022 - 15:03

///

Короче, чуваки -- оно вам не надо.

А вам зачем?


  • 0

#23 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 мая 2022 - 19:37

А вам зачем?


Да мне тем более не надо, но нудят, чтобы в GaladrielMap было уведомление о возможных столкновениях.

Но я считаю, что они и AIS'ом то пользоваться не могут, а если им дать чудо-фичу -- вообще мозги дома забудут. Вот я и спросил.

И правда -- забудут.


  • 0

#24 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 419 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 14 мая 2022 - 21:35

Я например использую…., как уже выше писали незаменимая вещь при расхождении в ночное время… особенно с паромами и круизниками… те в Средиземном море как новогодние ёлки переливаются ночью цветомузыкой и в бинокль хер поймёшь каким бортом он к тебе идёт не говоря уже о том с какой скоростью … , я уже не говорю что без АИСа картплотер в оживленных судоходных районах практически чистый лист в плане информации, кроме своего кораблика на нем ничего. Но я понимаю что сейчас это как рассказывать про вкус апельсина тем кто его никогда не пробывал…и не особенно его хочет.
Я уже не говорю что твой трек можно посмотреть в маринтрафике в случае разбора полётов. И ещё одна фишка…
Раньше когда на лодке не было АИС были любители на БЖП «погонять зайца» на встречных курсах, ты отворачиваешь и он на тебя, ты в другую и он в другую, а как на новой лодке появился АИС и они знают что все фиксируется в маринтрафике таких выходок не замечал…

Сообщение отредактировал lvov: 14 мая 2022 - 21:47

  • 4

#25 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 416 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 15 мая 2022 - 00:04

Да мне тем более не надо, но нудят ...

Но я считаю, что они и AIS'ом то пользоваться не могут, а если им дать чудо-фичу -- вообще мозги дома забудут. Вот я и спросил.

 

Я вам больше скажу:"они", которые толком пользоваться не умеют,  не то что забудут мозги дома, им вообще мозги больше будут не нужны.  Именно поэтому на приборе  даже кнопку "Вкл-Выкл" не предусмотрели, потому что думать как "это" включить им будет нечем. 

 

Главное , чтобы ВЫ отыскали таки выход из непростой ситуации, когда  вроде "не надо, но нудят же ...".

Каких усилий вам для этого потребуется трудно даже представить.  :wacko:

Наверняка УДАЧА вам не помешает.

 

ОФФТОП!


Сообщение отредактировал Steamer: 15 мая 2022 - 00:07

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей