...
Как раз в случае порыва ветра и появления крена, наветренный шверт быстро уменьшает свою площадь, заглубление и эффективность, уменьшая кренящий момент. Подветренный шверт делает всё наоборот - заглубляется и повышает свою эффективность.
А если ещё сможете вспомнить школьный курс физики, нарисуете Вашу лодку взглядом бога, то есть сверху и нарисуете силы от паруса и шверта, то возможно обратите внимание, что для наветренного шверта есть положение дающее устойчивое равновесие на курсе, позволяющее минимизировать работу рулём.
Подветренный шверц = неустойчивое равновесие по курсу и постоянные рулевые корректировки.
...
1. Да тут такая конструкция, что подветренный шверц не увеличивает своей площади, ни при каком крене. А когда наветренный начнёт вылазить из воды, такая лодка начнёт выходить на неустойчивый режим (типа катамарана на одном поплавке), что в походе стрёмно.
Т.е. получается, в походном режиме, площадь обоих шверцов можно считать постоянной, на любом курсе.
2. Устойчивость на курсе наветренный шверц может дать только в дрейфе. В движении уже играет центровка, которую он автоматически подстраивать не может, и более того, может обеспечивать её лишь на острых курсах. На более полных курсах лодка будет приводиться, если только не сдвинуть наветренный шверц нереально далеко в корму, что обычно невозможно.
Вот подветренный - да, способен дать хорошую центровку на всех(!) курсах (эксклюзивная фишка подветренного шверца).
В движении же, устойчивость на курсе можно обеспечить только раздельной настройкой парусов (имея два или более паруса) - по другому никак, какой бы шверц ни стоял. И то лишь на курсах от бейдевинда до чуть полнее галфинда.
Я всё к чему - имхо, имеет смысл использовать либо только подветренный шверц (в плюсах - отличная центровка вплоть до фордака), либо оба шверца сразу (в плюсах - отсутствие гемора при смене галса). Соотв, "профилить" их если и стоит, то плоской частью наружу.
Ну а для устойчивости на курсе иметь бизань и держать её менее остро, чем грот/стаксель.
В итоге, в походном варианте я бы использовал оба шверца (не менял бы при смене галса). Типа, считать, как один центральный. Да, в полный бакштаг не отцентруется, да и фиг с ним. В походе идеальная центровка хороша когда руль без люфта, а поскольку из-за износа болтов такое редко бывает, то лучше пусть немного приводится. Ну а в гонке можно поработать шверцами и раздельно.