Перейти к содержимому

Фотография

Конструкция антенны внутри мачты.


Сообщений в теме: 57

#26 Сергей Владимирович

Сергей Владимирович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 550 сообщений
  • Из:Советский. ХМАО
  • Судно: Север 520
  • Название: Север 520

Отправлено 24 апреля 2025 - 20:19

Я знаю только три. )

Активное, реактивное, индуктивное, волновое! :P


  • 0

#27 sst

sst

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 982 сообщений
  • Из:СП-б
  • Судно: микрик
  • Название: Amper RUS 2941

Отправлено 24 апреля 2025 - 20:32

На диаграмме Вольперта-Смита есть только индуктивное, ёмкостное и активное. Волновое сопротивление это по сути конструктивный параметр фидеров и к антеннам имеет опосредованное отношение.

ПС.  Причём  индуктивное как и ёмкостное по определению это и есть реактивные сопротивления, просто с разными знаками. )

ППС.  Просто 15 лет сидел на разработке антенно-фидерных устройств.


Сообщение отредактировал sst: 24 апреля 2025 - 20:43

  • 0

#28 Сергей Владимирович

Сергей Владимирович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 550 сообщений
  • Из:Советский. ХМАО
  • Судно: Север 520
  • Название: Север 520

Отправлено 24 апреля 2025 - 20:40

На диаграмме Вольперта-Смита есть только индуктивное, ёмкостное и активное. Волновое сопротивление это по сути конструктивный параметр фидеров и к антеннам имеет опосредованное отношение. 

На диаграмме может и так.

Только фидер это неотъемлемая часть антенны - как это можно не учитывать!


  • 0

#29 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 4 020 сообщений
  • Из:Кострома
  • Судно: КрепышЪ-650
  • Название: Zurbagan

Отправлено 24 апреля 2025 - 20:47

На диаграмме Вольперта-Смита есть только индуктивное, ёмкостное и активное. Волновое сопротивление это по сути конструктивный параметр фидеров и к антеннам имеет опосредованное отношение.

ПС.  Причём  индуктивное как и ёмкостное по определению это и есть реактивные сопротивления, просто с разными знаками. )

ППС.  Просто 15 лет сидел на разработке антенно-фидерных устройств.

Зашибись.... Уж если ВЫ не можете предложить реальное простое практическое решение....


  • 0

#30 sst

sst

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 982 сообщений
  • Из:СП-б
  • Судно: микрик
  • Название: Amper RUS 2941

Отправлено 24 апреля 2025 - 21:16

Почему?  Я же дал абсолютно практический совет. Если Вы не имеете возможность настроить антенну прибором, между нет большой разницы. Все они дадут более-менее приемлемый результат, который точно будет лучше штатной фитюльки.  Делайте любую, какую Вам легче сделать. Себе бы сбацал вертикальный полуволновой диполь с кабельным симметрирующим.  Если хотите двухдиапазонную, то в каждый диполь надо в серединку катушечку мотануть, но тут без настройки уже не обойтись. Как то так. )


  • 0

#31 sst

sst

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 982 сообщений
  • Из:СП-б
  • Судно: микрик
  • Название: Amper RUS 2941

Отправлено 24 апреля 2025 - 21:24

Только фидер это неотъемлемая часть антенны - как это можно не учитывать!

Что его учитывать если он уже есть. По сути вы просто настройкой антенны подгоняете её сопротивление к нужному волновому.


  • 0

#32 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 4 020 сообщений
  • Из:Кострома
  • Судно: КрепышЪ-650
  • Название: Zurbagan

Отправлено 24 апреля 2025 - 22:06

Почему?  Я же дал абсолютно практический совет. Если Вы не имеете возможность настроить антенну прибором, между нет большой разницы. Все они дадут более-менее приемлемый результат, который точно будет лучше штатной фитюльки.  Делайте любую, какую Вам легче сделать. Себе бы сбацал вертикальный полуволновой диполь с кабельным симметрирующим.  Если хотите двухдиапазонную, то в каждый диполь надо в серединку катушечку мотануть, но тут без настройки уже не обойтись. Как то так. )

Хм. К концу дня я тоже пришел к этому выводу.  :D Только со стаканом из самого кабеля.

Думаю катушечки даже не обязательно. Для 150 мгц это будет оптимальный четверть-волновой диполь, а для 300 мгц это будет полуволновой. Ну чуть упадёт усиление из за более широкой диаграммы - думаю это вообще не проблема. Зато никаких настроек. 


  • 0

#33 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 656 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 24 апреля 2025 - 22:40

Хм. К концу дня я тоже пришел к этому выводу.  :D Только со стаканом из самого кабеля.

Думаю катушечки даже не обязательно. Для 150 мгц это будет оптимальный четверть-волновой диполь, а для 300 мгц это будет полуволновой. Ну чуть упадёт усиление из за более широкой диаграммы - думаю это вообще не проблема. Зато никаких настроек. 

Если хотите заморочиться без особой настройки, то можете сделать даже последовательно соединённые диполи со "стаканами". Они не требуют согласования по волновому сопротивлению передатчика и соответствующего кабеля, а длина легко считается с поправкой на коэффициенты укорочения вибраторов (наружного диаметра оплётки и диаметра центральной жилы). Можете получить КУ в районе 6 дБ.

Два "но". Дерево мачты при намокании будет забирать нехило мощности, как на приём, так и на передачу. При больших кренах сигнал может уходить по бортам "в небо и воду".


  • 0

#34 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 656 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 24 апреля 2025 - 23:00

Вот такое примерно.

изображение_2025-04-24_220000184.png

Противовесы можно заменить стаканом.


Сообщение отредактировал lesele: 24 апреля 2025 - 23:01

  • 0

#35 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 4 020 сообщений
  • Из:Кострома
  • Судно: КрепышЪ-650
  • Название: Zurbagan

Отправлено 24 апреля 2025 - 23:26

Если хотите заморочиться без особой настройки, то можете сделать даже последовательно соединённые диполи со "стаканами". Они не требуют согласования по волновому сопротивлению передатчика и соответствующего кабеля, а длина легко считается с поправкой на коэффициенты укорочения вибраторов (наружного диаметра оплётки и диаметра центральной жилы). Можете получить КУ в районе 6 дБ.

Два "но". Дерево мачты при намокании будет забирать нехило мощности, как на приём, так и на передачу. При больших кренах сигнал может уходить по бортам "в небо и воду".

Спасибо!

Ну мачта будет хорошо лакирована. Не понимаю чем это отличается от антенн в толстых пластиковых трубах.

 

Про крены - понятно. Так опять же со штырями на реях ситуация точно такая же.

Чем эта цепочка лучше просто диполя? Усиление больше? Стоит заморачиваться? Двудиапазонность улучшает?

Длины считать так же? Как с двудиапазонностью быть? Получается что либо длинные в лямбду уходят либо коротки в 1/8 лямбды.


  • 0

#36 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 656 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 24 апреля 2025 - 23:34

Спасибо!

Ну мачта будет хорошо лакирована. Не понимаю чем это отличается от антенн в толстых пластиковых трубах.

 

Про крены - понятно. Так опять же со штырями на реях ситуация точно такая же.

Чем эта цепочка лучше просто диполя? Усиление больше? Стоит заморачиваться? Двудиапазонность улучшает?

Длины считать так же? Как с двудиапазонностью быть? Получается что либо длинные в лямбду уходят либо коротки в 1/8 лямбды.

Усиление больше. Не знаю, пригодится ли, поскольку достигается сплющиванием направленности сверху, т.е. делает уже градус к горизонту, что на кренах будет - понятно.

Как на 300 или 336 будет работать - вообще без понятия. Вроде должна по гармонике, но я не проверял. Вибраторы тонкие, частотная характеристика должна быть острой. 


  • 0

#37 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 4 020 сообщений
  • Из:Кострома
  • Судно: КрепышЪ-650
  • Название: Zurbagan

Отправлено 24 апреля 2025 - 23:40

Усиление больше. Не знаю, пригодится ли, поскольку достигается сплющиванием направленности сверху, т.е. делает уже градус к горизонту, что на кренах будет - понятно.

Как на 300 или 336 будет работать - вообще без понятия. Вроде должна по гармонике, но я не проверял. Вибраторы тонкие, частотная характеристика должна быть острой. 

Ааа понял суть. Наверное не стоит заморачиваться. Мне главное сделать не хуже простого штыря. А тут ещё куча соединений появляется. Как бы не напортачить. И острота мне не к чему.


  • 0

#38 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 656 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 24 апреля 2025 - 23:54

Ааа понял суть. Наверное не стоит заморачиваться. Мне главное сделать не хуже простого штыря. А тут ещё куча соединений появляется. Как бы не напортачить. И острота мне не к чему.

Напортачить сложно - нарубил отрезков кабеля и паяй сердечники с оплёткой под термоусадку.:) Верхний вибратор - удалена оплётка, сама изоляция центрального проводника не снимается. Конструкция получается герметичной и простой. Только кабель надо брать советский, РК-50-7-11, с нормальным полиэтиленом в изоляции и медными оплётками, а не китайское говно с алюминиевой фольгой, мнущееся в руках.


  • 1

#39 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 4 020 сообщений
  • Из:Кострома
  • Судно: КрепышЪ-650
  • Название: Zurbagan

Отправлено 25 апреля 2025 - 00:43

Напортачить сложно - нарубил отрезков кабеля и паяй сердечники с оплёткой под термоусадку. :) Верхний вибратор - удалена оплётка, сама изоляция центрального проводника не снимается. Конструкция получается герметичной и простой. Только кабель надо брать советский, РК-50-7-11, с нормальным полиэтиленом в изоляции и медными оплётками, а не китайское говно с алюминиевой фольгой, мнущееся в руках.

Я купил 

Vegatel 5D-FB TITAN
  • 0

#40 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 656 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 25 апреля 2025 - 01:05

 

Я купил 

Vegatel 5D-FB TITAN

 

Вот это и есть китайский хлам. Вспененный полиэтилен и омеднённый алюминий. Не паяется, только обжим.


  • 1

#41 a1000

a1000

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 594 сообщений
  • Из:Королев
  • Судно: Рикошет 750
  • Название: Ласточка

Отправлено 25 апреля 2025 - 08:00

Есть резон если нужна увеличенная дальность связи. Типа принимать на Онеге рассылку погоды по квадратам за 100 км на озере. Для обычной связи на 5 канале особо и не нужно. 


  • 0

#42 Сергей Владимирович

Сергей Владимирович

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 550 сообщений
  • Из:Советский. ХМАО
  • Судно: Север 520
  • Название: Север 520

Отправлено 25 апреля 2025 - 09:01

Напортачить сложно - нарубил отрезков кабеля и паяй сердечники с оплёткой под термоусадку. :) Верхний вибратор - удалена оплётка, сама изоляция центрального проводника не снимается. Конструкция получается герметичной и простой. Только кабель надо брать советский, РК-50-7-11, с нормальным полиэтиленом в изоляции и медными оплётками, а не китайское говно с алюминиевой фольгой, мнущееся в руках.

Про кабель согласен!

А антенну лучше взять готовую, сейчас антенны на любой вкус, можно купить, поставить и забыть! 


Сообщение отредактировал Сергей Владимирович: 25 апреля 2025 - 09:03

  • 0

#43 DmitryK

DmitryK

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 2 924 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: парусно-моторное
  • Название: -

Отправлено 05 июня 2025 - 08:52

У меня и сейчас мачта и такелаж - КВ антенна. Ранее в мачте бросал коаксиал на топ, для морский или речной антенны. Потом наигрался, но выводы сделал. Антенну на топе лучше иметь легкую и гибкую. Причина- динамические колебания на волне и ветки как при швартовке под берегом так и при проходе очень узкими протоками. Речную (легкую), делал и настраивал сам, а морскую (гибкую) просто осмысленно отрезал от заводского сужающегося штыря.Штырь был добычей, найденным по дороге на Белое море. Был отломан веками от какого-то джипа, на котором носились по лесу на севере Карелии:) Ведь когда за рулем, про мачту забываешь:)
  • 2

#44 lesele

lesele

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 656 сообщений
  • Из:St-Pitersburg
  • Судно: минитонник Нева-2
  • Название: Бегемот

Отправлено 05 июня 2025 - 11:36

У меня и сейчас мачта и такелаж - КВ антенна. Ранее в мачте бросал коаксиал на топ, для морский или речной антенны. Потом наигрался, но выводы сделал. Антенну на топе лучше иметь легкую и гибкую. Причина- динамические колебания на волне и ветки как при швартовке под берегом так и при проходе очень узкими протоками. Речную (легкую), делал и настраивал сам, а морскую (гибкую) просто осмысленно отрезал от заводского сужающегося штыря.Штырь был добычей, найденным по дороге на Белое море. Был отломан веками от какого-то джипа, на котором носились по лесу на севере Карелии:) Ведь когда за рулем, про мачту забываешь:)

Морская на топе мачты - такая:
https://www.ozon.ru/...tal-1759043245/
И стОит меньше 5 тыр.
  • 0

#45 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 685 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 05 июня 2025 - 11:50

Ну мачта будет хорошо лакирована. Не понимаю чем это отличается от антенн в толстых пластиковых трубах.

Тем что трубы не промокают, в отличии от древесины. Антенну в теле мачты необходимо полностью изолировать от дерева. И жилу, и экран - противовес.  Иначе, со временем, получите зеленые купоросные потеки под лаком. Можно использовать клеевую термоусадку, это самое простое.

Трубы, кстати, не толстые. Наружный диаметр 20-25мм, толщина стенки 0.5-0.8мм. Материал - стеклопластик.


Сообщение отредактировал r0b0k0t: 05 июня 2025 - 11:54

  • 0

#46 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 938 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 25 июня 2025 - 20:41

У меня ворос по антеннам.

На лодке у меня стоит УКВ рация, по заверениям бывшего хозяина рабочая. 

Но когда стал проверять, оказалось что там нет 16 канала.

Пробовал найти спецов, чтобы перенастроили рацию, но безуспешно.

Рации более 20 лет и незнамо какого производителя.

Купил новую рацию. Мне её присдлали вместе с антеной. 

Вот я и не знаю стоит мне затевать геморрой с заменой кабеля и антенны.

Или сойдёт и старая?

Старый кабель, который продёрнут через мачту, имеет диаметр 10 мм. А новый кабель вдвое тоьше.


  • 0

#47 foboss

foboss

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 359 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Scanmar 33
  • Название: Eliza

Отправлено 25 июня 2025 - 21:41

В вашем случае поможет только измерение:

Прямое - подключить прибор, например NanoVNA и измерить параметры старой антенны с кабелем.

Косвенное - подключить рацию и попробовать связаться с кем нибудь или со своей портативной рацией. Если рация с АИС - можно оценить работоспособность АФУ по дальности видимости целей AIS. Я например вижу на расстоянии 20-30 миль (антенна на топе мачты 16м).

 

У меня старый толстый кабель и старая антенна.


  • 0

#48 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 938 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 25 июня 2025 - 22:49

В вашем случае поможет только измерение:

Прямое - подключить прибор, например NanoVNA и измерить параметры старой антенны с кабелем.

Косвенное - подключить рацию и попробовать связаться с кем нибудь или со своей портативной рацией. Если рация с АИС - можно оценить работоспособность АФУ по дальности видимости целей AIS. Я например вижу на расстоянии 20-30 миль (антенна на топе мачты 16м).

 

У меня старый толстый кабель и старая антенна.

Благодарю за ответ.

Что-то там мерить, это - малореально.

Пскольку я не знаю что, не знаю чем и не знаю, что должно получиться.

Проще будет настроить рацию и кем-нибуть связаться по старому кабелю.

Аис я купил, но он ещё не установлен. Там ещё одну ентенну надо лепить.

Антенна рации у меня на самой верхушке мачты.

Если поставить рядом антенну  АИСа, наверное, мешать будут друг дружке.

Что если поставить  на краспице?


Сообщение отредактировал kapitan: 25 июня 2025 - 22:51

  • 0

#49 foboss

foboss

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 359 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Scanmar 33
  • Название: Eliza

Отправлено 26 июня 2025 - 08:40

Почитайте тему Продукция Matsutek там в том числе обсуждается вопрос антенны.

Для проверки работоспособности отключите рацию и подключите АИС к старой антенны. Без подключенной антенны GPS AIS передавать не будет, но будет принимать и вы на плоттере(планшете) увидите цели АИС.

 

По поводу старого кабеля - по моему личному опыту целесобразно при очередном снятии мачты провести ревизию разъемов, у меня кабель был в отличном состоянии, а разъемы и часть оплетки кабеля возле разъемов окислились, я обрезал несколько сантиметров и заново перепаивал разъемы(верхний и нижний). 


Сообщение отредактировал foboss: 26 июня 2025 - 08:45

  • 1

#50 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 685 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 26 июня 2025 - 10:22

У меня ворос по антеннам.

[skip]

Старый кабель, который продёрнут через мачту, имеет диаметр 10 мм. А новый кабель вдвое тоьше.

Чем тоньше кабель, тем больше потери в кабеле. До 1 метра это практически не заметно, а вот на 10 метрах можете потерять до трети мощности в антенне. Чувствительность приемника р/ст тоже упадет.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей