14-ти метровая яхта из дерева
#1
Отправлено 11 ноября 2005 - 14:10
Речь пойдет о 14-ти метровой яхте проекта Ersh462Mk2 вот ссылочка на страничку о ней:
http://ershovmarine..../ersh462mk2.htm
Там есть ссылка на проект Ersh462, т.к. Мк2 является просто модификацией базового корпуса. Все фотографии процесса постройки есть по этим ссылкам, а чего нет, буду выкладывать сюда.
Итак, с чего все начиналось...
Как всегда с идеи
Дело было лет шесть назад. Сказал я как то одному своему другу "Слава, а не построить ли нам яхту, дело интересное и прибыльное". Слава ответил, "а почему бы и нет". И дело завертелось
Решено было строить яхту, которую между делом можно было бы использовать в чартере. После сомнений и предварительных прикидок было решено строить 14-ти метровку. В ней удачно помещалось 5-ть кают (4-е гостевых и форпиковая для экипажа). С выбором материала и технологии у меня сомнений не было, это дерево, диагональка из рейки. Идея использования выглядела примерно так: ходим сами, чартерим по возможности и одновременно продаем. Продадим, построим еще одну. Т.к. в те времена в СНГ такую яхту никто бы не купил, то надо было оринтироваться на зарубеж. Кстати, забегая немного вперед скажу, что эта мысль была правильной. когда мы дали рекламу о продаже корпуса (так или с достройкой), то практически все потенциальные покупатели были из-за рубежа.
В общем было решено делать все "по максимуму", ламинированный дубовый набор, обшивка из сосновой безсучковой рейки и т.д.
Проект я делал сам, только расчеты прочности сделал один знакомый.
Но об этом чуть позже, в следующем посте, надо идти, делами заниматься
#2
Отправлено 12 ноября 2005 - 00:04
#3
Отправлено 12 ноября 2005 - 17:55
#4
Отправлено 12 ноября 2005 - 18:18
#5
Отправлено 12 ноября 2005 - 22:14
#6
Отправлено 14 ноября 2005 - 11:29
#7
Отправлено 14 ноября 2005 - 12:15
Т.к. я занимался 2-я проектами сразу, то быстро закончить работы не удалось. Сначала мы отформовали из досок нижнюю часть фальшкиля. Сам процесс выглядел так:
Вот фотка на которой хорошо виден уже полностью отформованный фальшкиль, конечно без балластной части.
При перекантовке получился инцидент, который однако подтвердил высокую прочность корпуса. Мы переворачивали корпус одним краном оперев его в кормовой и носовой части на козлы. Но козлы они и есть козлы, в момент перевала ЦТ корпуса через линию опор произошел сильный рывок, крану ничего, а вот кормовые козлы сломались и яхта упала с высоты почти в метр бортом на стапель Но все обошлось без особых осложнений, несмотря на отсутствие палубы, которая обеспечивает немалую долю общей прочности. Пара царапин и одна небольшая дырка возле привальника. Размер повреждения с кулак, в дырку с трудом можно было всунуть палец. Никакого расслоения склейки слоев, только местное разрушение древесины. Мы потом просто вырезали поврежденную область и поставили латку на фанерной подкладке. Фотки этого момента см. по этой ссылке:
http://ershovmarine....62mk2/crack.htm
Но в конце концов все стало на свои места, т.е. яхта на фальшкиль
Поставили подпорки и пошли "снимать стресс"
#8
Отправлено 14 ноября 2005 - 17:37
С превеликим интересом читаю - ужасно интересно!все обошлось без особых осложнений, несмотря на отсутствие палубы, которая обеспечивает немалую долю общей прочности.
Но вот с этой фразой не всё так однозначно. Палуба повышает жёсткость, но снижает прочность объёмной конструкции - такой вот парадокс сопромата. Не местную разумеется - как тут произошло, а общую. Чем жёстче конструкция, тем менее она способна воспринимать нагрузки близкие к критическим. Простой пример, который был у нас учебной задачей в ВУЗе: "Кунг крепится на раме ГАЗ-66 хомутами, которые не обеспечивают жесткого крепления кунга к раме. Что будет, если сделать жёсткие крепления, которые не проскальзывают по раме?"
Решение приводить долго и нужно много места - это полноценный "диплом", если с детальными рассчётами (там система дифуров, минимум 8-го порядка, при упрощённом, полу-эмпирическом методе). Но ответ прост: Первой развалится рама из стальных швеллеров, а потом уже хлипкий деревянно-фанерно-железно-тонколистовой кунг - слишком жёсткая конструкция не выдержит напряжений, которые легко выдерживает гибкая конструкция с "хомутами". Такая вот фигня...
Кстати, многие яхтсмены с этим сталкивались - первым ломается и отрывается жёсткий набор: флоры, шпангоуты, переборки... А обшивка, почти не имеющая жёсткости - выживает, если это не местный, точечный удар! Парадокс, но многократно практически проверенный и теоретически обоснованный...
#9
Отправлено 14 ноября 2005 - 19:13
Спасибо на добром слове, а то я уже засомневался. Или пишу настолько понятно что никаких вопросов нет, или это никому не надобно и я зря "жму кнопки"С превеликим интересом читаю - ужасно интересно!
Все понятно, коэффициент динамичности никто не отменялНо вот с этой фразой не всё так однозначно. Палуба повышает жёсткость, но снижает прочность объёмной конструкции - такой вот парадокс сопромата. Не местную разумеется - как тут произошло, а общую. Чем жёстче конструкция, тем менее она способна воспринимать нагрузки близкие к критическим.
Здесь я имел в виду несколько другое, при низкой жесткости конструкции и соотв. больших деформациях относительно жесткая эпоксидка могла разрушится в местах соединений. А этого не произошло.
В общем вопрос неоднозначный.
Был в Херсоне случай, хорошо подтверждающий эту неоднозначность.
При постройке 14-ти метровой яхты в основу проектирования крепления фальшкиля был положен тот самый подход, "гибкое соединение лучше переносит удары", в результате первая же посадка на мель привела к серьезной поломке. В месте крепления кормовой части киля произошло серьезное нарушение герметичности, которое чуть не привело к затоплению яхты.
Так что гибкость гибкостью, а прочность прочностью.
#10
Отправлено 15 ноября 2005 - 13:53
#11
Отправлено 15 ноября 2005 - 14:03
... это никому не надобно и я зря "жму кнопки"
Очень даже и не зря. Кстати где вы на Тамани? Хотелось бы в живую посмотреть пощупать как всё это делается.
#12
Отправлено 15 ноября 2005 - 14:22
#13
Отправлено 15 ноября 2005 - 14:24
ПриезжайтеОчень даже и не зря. Кстати где вы на Тамани? Хотелось бы в живую посмотреть пощупать как всё это делается.
Желательно предварительно созвонится по тел +7(918)233-40-68
#14
Отправлено 15 ноября 2005 - 15:12
#15
Отправлено 15 ноября 2005 - 15:39
Первоначально планировалось диагональка из рейки, но в дальнейшем, по финансовым соображениям, было решено зашить листами.А почему не стали настилать палубу по той же реечной технологии или полосами фанеры в три слоя?
Уж как то вызывает дисонанс вид настилаемых листов с качеством изготовления корпуса.
По прочности это практически одно и тоже, по весу тоже (минус клей, плюс накладки), но заметно дешевле и намного быстрее.
Погибь везде небольшая, только в районе кокпита клеили из 2-х слоев 6мм фанеры. Больших усилий запрессовки не потребовалось. На всю палубу вместе с кокпитом ушло чуть больше недели.
#16
Отправлено 16 ноября 2005 - 20:57
#17
Отправлено 16 ноября 2005 - 23:59
Что колодец мотора доходит до палубы, вроде, понятно на фотках...Вообще то надо немного остановиться на выборе двигателя. Подвесник на 14-ти метровой яхте это, мягко говоря "экстравагантно"
А вот у меня такой вопрос.
Если речь идет о том, что мотор можно повернуть (да там, на фото, видно и ДУ), значит, узел выхода ноги из корпуса герметизировать никто не собирается?
А как же тогда на волнении? Даже если мотор с длинной ногой, его зальет уже 60-сантиметровой волной?
#18
Отправлено 17 ноября 2005 - 11:37
И сразу продолжение вопроса: Колодец получился такой высоченный, что складывается ощущение - мотор изрядно смещён в нос. Я как то ожидал, что он сразу перед рулём стоит и колодец в задней части кокпита, а тут чуть ли не в каюте... Где же расположен колодец по длине яхты?Что колодец мотора доходит до палубы, вроде, понятно на фотках...
А как же тогда на волнении? Даже если мотор с длинной ногой, его зальет уже 60-сантиметровой волной?
#19
Отправлено 17 ноября 2005 - 11:49
Как я уже писал выше, у меня был положительный опыт реализации подобной схемы. Тогда я этого момента тоже опасался, но совершенно напрасно. Вода в колодце просто немного плещется и ВСЕ. Т.к. яхта подниается и опускается вместе с волной, то уровень воды в колодце меняется крайне незначительно. Это же было и на этой яхте. Возможно для тяжелых яхт колебания уровня воды в колодце будут больше, т.к. их всхожесть на волну хуже.... узел выхода ноги из корпуса герметизировать никто не собирается?
А как же тогда на волнении? Даже если мотор с длинной ногой, его зальет уже 60-сантиметровой волной?
Еще раз скажу, это не теоретические размышления, это 3-х месячный опыт интенсивной эксплуатации подобной схемы в разных погодных условиях на двух яхтах
#20
Отправлено 17 ноября 2005 - 12:04
Под продольным гостевым кокпитом, на одну шпацию в корму от края рубки, если эту выпуклость можно назвать рубкойКолодец получился такой высоченный, что складывается ощущение - мотор изрядно смещён в нос. Я как то ожидал, что он сразу перед рулём стоит и колодец в задней части кокпита, а тут чуть ли не в каюте... Где же расположен колодец по длине яхты?
Это место для установки стационара с СайлДрайвом. Если в дальнейшем подвесник будет заменен на стационар, то не придется резать еще одну дырку в корпусе.
Чем ближе подвесник к корме, тем выше вероятность оголения винта при качке. При ходовых испытаниях ничего подобного замечено не было. Была проблема при движении задним ходом против волны И так бывает Шлепки в корму приводили к аэрации винта и уменьшению тяги.
#21
Отправлено 17 ноября 2005 - 13:01
Вот кстати пара фоток, на них видно где он находится, сейчас двигатель поднят, ноги не видно. В опущенном положении она располагается почти вплотную к задней кромке фальшкиляПод продольным гостевым кокпитом, на одну шпацию в корму от края рубки,
А это фотка "кормовой каюты", справа виден слегка выглядывающий движок
#23
Отправлено 17 ноября 2005 - 16:47
Дык колодцем (при такой глубине, я бы назвал это "шахтой") открытым сверху и решает... Можно вентиляцию в шахте сделать, чтоб в гостевом кокпите не воняло сильно. Если не заморачиваться безболезненным переходом на сэйл-драйв и отнести колодец к рулю - схема оптимальная до размера 12 метров! Сильно бояться оголения винта не стоит - выдерживают это, даже двухтактные подвесники.Ersh, как решил проблему отвода выхлопных газов, я хочу на своей лодке применить такую же схему силовой установки?
#24
Отправлено 17 ноября 2005 - 17:26
На ходу вообще проблем никаких, выхлоп через винт и забор воздуха двигателем из колодца, так что даже запаха никакого нет. А вот при заводке, прогреве и длительной работе на холостых оборотах воняет, выхлоп в этом случае идет через "разгрузку", т.е. напрямую в колодец, так что желательно вывести эту "разгрузку" за борт. Проблема небольшая, выхлоп там низкотемпературный, любой шланг подойдет.Дык колодцем (при такой глубине, я бы назвал это "шахтой") открытым сверху и решает... Можно вентиляцию в шахте сделать, чтоб в гостевом кокпите не воняло сильно.
Да, на ходу поток воды полностью омывает кормовой свес и нет даже никакого намека на оголение винта. Но с учетом предполагаемой акватории плавания...Если не заморачиваться безболезненным переходом на сэйл-драйв и отнести колодец к рулю - схема оптимальная до размера 12 метров! Сильно бояться оголения винта не стоит - выдерживают это, даже двухтактные подвесники.
#25
Отправлено 17 ноября 2005 - 18:50
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей