Добрый день уважаемые знатоки. Вопрос от нуба:
Условия задачи: проектируем катамаран-мотосейлер-плавдача. Материал - сталь. При толщине обшивки 4 мм - насчитал вес корпуса - 9 тонн. при размере 12*6,8 метров. Но коллега джет указал, что при таком весе, у меня будет просто безумная поперечная раскачка на волне. По той причине что я полный нуб в этом вопросе - прошу подсказать.
Ужос. Если вы полный нуб в этом деле, то поручите проектирование 12м катамарана профессионалу или хотя бы не полному нубу в этом деле. При таких размерах кроилово на проектировании будет совсем не соразмерно попадалову по реальной итоговой цене вашего творения. И если слово "проектируем" подразумевает коллективное творчество, то уж доверьте специальные вопросы, в которых вы полный нуб, решать вашему более опытному партнёру. Обращение к коллективному разуму тут чревато теми же последствиями, что и лечение по "народным" рецептам.
Далее, если под поперечной раскачкой на волне имеется в виду бортовая качка, то она, кроме корпуса судна, сильно зависит от двух факторов: внешних условий и капитана. Скажем, если внешние условия будут безумными: на вас со всех сторон надвигаются волны-убийцы, то и качка будет безумная. Или другой случай - безумный капитан у берега с сильной прибойной волной ставит своё судно лагом к волне, ну, захотелось ему так, тоже качка может быть безумной. А в остальных случаях - нет, совсем не обязательно качка будет безумной.
А именно:
1. Как я понимаю поплавки лучше делать зауженными к низу чтобы при погружении поплавка в воду - площадь ВЛ увеличивалась.? Слышал такое выражение: "ВЛ бежит"
Враки. ВЛ никуда не бежит. При одной и той же площади ВЛ и одинаковом водоизмещении не зауженные к низу поплавки обеспечат меньшую осадку, а при равной осадке - большее водоизмещение. У некоторых катамаранов поплавки заужают к низу, чтобы увеличить (в том числе, ценой увеличения осадки) боковое сопротивление корпуса, важное при лавировке, но для вашего мотосейлера-плавдачи это ненужное извращенство, всё равно лавироваться он вряд ли будет.
2. Лучше площадь ВЛ делать побольше или поменьше? То есть дно поплавков будет или более плоским или более U-образным.
При одной и той же площади ВЛ дно поплавков может быть каким угодно, хоть плоским, хоть U-, V- или W-образным. А лучше побольше или поменьше - зависит от того, чего вы хотите. Если побольше топлива и шмурдяка возить на плавдаче, то лучше побольше, а если бы, к примеру, вам захотелось ездить на ней побыстрее, то лучше поменьше. Раз не торопитесь - то лучше побольше, наверное. В пределе этого улучшения мы придём к тому, что ширина каждого поплавка будет равна половине ширины катамарана, а катамаран превратится в однокорпусное судно. Но тогда возникнет вопрос, а зачем мы хотели катамаран?
3. Действительно ли так критичен вес, если мы никуда не торопимся? А именно - желаемая скорость 5-6 узлов с попутным ветром. 2 тонны ДТ на борту и хорошие движки на случай штиля.
А если ветер (вдруг) станет встречным?