Пар на марке
#1
Отправлено 25 декабря 2005 - 08:06
#6
Отправлено 26 декабря 2005 - 11:59
Жалко, версия c дочками красивей.Мыс назван Лаперузом в честь французского генерала виконта Крильона, известного своей храбростью.
#7
Отправлено 26 декабря 2005 - 12:02
Были потеряны чувства меры, времени и ответственности.
Эти простые слова в такой ряд мог составить, только внимательный читатель многочисленных объяснительных записок плавсостава и постоянный участник партийных конференций. Мастер одним словом. И моряк без сомнения.
А.В.
#9
Отправлено 26 декабря 2005 - 16:35
Во-во!!! И расскажите мне теперь, что "яхты бывают не только гоночные"... Если нет необходимости сидеть на наветренном борту, то надо ничком лежать в кокпите и не добавлять Сх, ведь каждый праздношатающийся по палубе "съедает" до полуузла хода!Какому мореплавателю не обидно наблюдать, как его обходит какой-то, пусть даже заслуженный, но все равно нахал!
Ты морально устаревшая посудина на угле, призванная возить вагоны, тебе ли состязаться с современным лайнером, с легкими обводами и мощным двигателем? Разные весовые категории!
Но все равно сердце щемит! Сейчас тебя обойдут как мальчишку, да еще поиздеваются напоследок помашут с кормы кончиком! Не взять ли вас, несчастных, на буксир! О, высшая стадия насмешки!
#10
Отправлено 26 декабря 2005 - 20:51
Хорошие книги печатает. Андрей в электронный формат сами переносили?Изредка наша типография печатает книги местных авторов.
#11
Отправлено 27 декабря 2005 - 03:37
Андрей в электронный формат сами переносили?
Нет, дедушка принес дискету. Он был могуч и выглядел очень молодо для своего возраста. Забирать тираж пришел в компании таких же дедов и принес мадеры, обмыть книжку. Ладно, продолжим.
-----------------------------------------------------------------------------
Белый пароход
(памяти «Анивы»)
До войны Дальневосточный бассейн, в отличие от курортного Черноморского, не блистал белоснежными лайнерами, развозящими отдыхающую публику. «Крымчаки» и иные пассажирские красавцы Понта Эвксинского не разнообразили суровые пейзажи восточных окраин страны.
Обслуживали все побережье, вплоть до Чукотки, изношенные тихоходные и дремучие пароходы и пароходики.
В Дальневосточном пароходстве до середины 40-х годов числилось около девяти грузопассажирских судов. Но это были не чисто пассажирские лайнеры с обслугой в передничках и мягкими перинами в просторных каютах. На многих из них, кроме длинных рядов деревянных нар в холодных твиндеках, ничего не было уготовлено для неприхотливого советского человечка. Европейский сервис сюда придет не скоро. Старые моряки помнят, какие это были суда. И кого они перевозили. Это полуанекдотический пассажир «Желябов», пароход «Франц Меринг», который и начальство и моряки называли просто Мерин, «Кречет», погибший на рейде в Гонконге в 1941 году, «Совет».
Если их поставить под бортом французской «Нормандии», то можно принять за буксиры, собравшиеся обслуживать эту громадину.
Сейчас трудно представить, как «Желябов», этот микроскопический пароходик дедвейтом в 0,3 тыс. тонн, построенный еще в 1911 году, на угле, с парадным ходом в 9 узлов, бегал на Сахалин, в Николаевск и даже на Камчатку. По сравнению с ним «Мерин» был пошустрее. Его паровая машина позволяла развивать скорость до 12 узлов. И дедвейтом он был поболее: аж 0,9 тыс. тонн. А «Совет» вообще выглядел гигантом. Дедвейт у него уже 2,5 тыс. тонн. До «Нормандии» с ее 83 тыс. тонн далековато, но все же... Был еще «Смольный». Он знаменит тем, что на нем в 1945 году в Сан-Франциско проживал министр иностранных дел В.Молотов.
В 1944 году в Америке стоящий в ремонте, у стенки, загадочно затонул пассажир дедвейтом 4,3 тыс. тонн «Ильич». Американцы компенсировали свой промах двумя тоже пассажирскими судами «Урал» и «Ломоносов». Но они не проявили себя.
Вскоре после войны в дальневосточных широтах начали появляться невиданные доселе звездные красавцы-пассажиры, источающие аромат романтики и тоски по южным странам и океанам.
Это начали поступать из Германии суда, отошедшие к СССР в счет репарации. Первым пассажирским пополнением стали «Гоголь» и «Ильич».
Старое название «Ильича» было «Карибия». Позже, когда во Владивосток перегонят его двойника «Русь», то любознательные могли узнать и его прежнее название: «Кордильера». И эти названия звучали музыкой в ушах романтиков моря, обреченных в те годы прозябать в сером каботаже. В 1949 году подошел лайнер с двумя трубами «Сибирь». Потом подошли «Азия», «Чукотка», и, наконец, громадина «Советский Союз». И у них в прошлом были иные имена, разве не хочется их вспомнить? «Сьера Сельвела», «Дойче», «Вангони» и прозаическое «Ганза» «Советский Союз». Были еще «А.Можайский», «Якутия» и немало грузопассажиров: «Кишинев», «Кулу», «Капитан Смирнов» и другие, в том числе «зековозы», но это уже другая песня.
Самым быстроходным судном считался турбоэлектроход «Вячеслав Молотов». Его поставили на самую протяженную линию до бухты Провидения. Если бы на наших морях, как в Атлантике, придерживались культа Голубой Ленты, вручаемой чемпиону по скорости, то этот приз несомненно достался бы ему. Судно развивало фантастическую скорость - 18 узлов!
Сейчас никто из этих судов не уцелел. «В.Молотов» еще в 50-е упорхнул на Запад и там, уже под именем «Балтика» бегал по более престижным линиям по Европам. А остальные белокрылые пришельцы постепенно старели, ржавели, и их уводили подальше с глаз за границу, на металлолом. И одним из последних, приговоренных к списанию, был «Советский Союз». На борту его уже виднелась скромная надпись «Тобольск» - уж лучше бы вспомнили «Ганза»... Не сохранились лайнеры в памяти города, причалы которого долгие годы были их пристанищем и к которым они почти всегда возвращались. Даже фотографии не найдешь. Тогда мало находилось смельчаков запечатлевать на пленку что-либо находящееся в этом закрытом городе. Да и фотоаппараты были редкостью.
Среди этих звездолетов как-то незаметно суетились два пассажирских парохода - с отрезанными кормами, однотипные, двухтрубные и со странными названиями: «Анива» и «Крильон».
Это тоже были трофейные суда, и названия прежде имели «Дайчланд» и «Прейссена».
На Южном Сахалине есть два мыса под названием Анива и Крильон. Так окрестил их, проплывающий мимо французский мореплаватель Лаперуз. В честь своих любимых дочерей. И когда двухтрубные красавцы появлялись на горизонтах, моряки не сомневались, что на скулах этих лебедей красуются женские имена, а не какие-то географические названия.
Назвать «Аниву» и «Крильон» чистыми пассажирами нельзя даже с большой натяжкой, хотя никакого груза кроме багажа они на себя не брали. Это были обыкновенные паромы, безо всяких удобств для пассажиров в европейском понимании. Внутри них находились так называемые вагондеки с четырьмя парами железнодорожных рельс во всю длину палубы. В свое время судно через корму вбирало в себя десятки вагонов и ходило между портами Германии и Скандинавии.
Водоизмещение около трех тысяч тонн. Две машины по 2250 каждая. На угле. Скорость для угольщика неплохая, до 15 узлов.
Одно из них, «Крильон», вскоре уйдет в Дальний на ремонт. На реконструкцию. И вернется в 50-м, с недостроенными палубами и километрами деревянных кроватей на них. Также на угле. С округленной кормой. А «Анива»... В 1949 году она стояла на линии Владивосток Холмск, иногда с заходом в Корсаков. И трудилась, как образцовая пчелка. А перевозить ей, горемычной и неустроенной, приходилось главным образом переселенцев. Так называемых вербованных.
В 1949 году полным ходом шло заселение Южного Сахалина.
Переселенцев собирали со всего СССР, но большей частью в разоренных войной западных районах. Ехали обездоленные, не нашедшие места в жизни на Родине, заработать деньжат.
На старом месте проживания с ними заключали договоры, обязующие подписантов отработать на новом месте не менее трех лет, а еще лучше остаться там на вечном поселении.
До Владивостока вербованных везли на поезде под литерой 508. Этой бесхитростной цифрой называли состав из теплушек, тех самых, в которых возят скот и в войну солдат. Теперь в них едут семьи с детьми, стариками, обложенные сундуками, узлами, ведрами.
Выгружали их с поезда на станции Вторая Речка, рядом с лагерем заключенных. Располагались прибывшие прямо на земле, под малозвездным, не таким, как на Украине, мокрым небом.
Дальше повезут их пароходом. Но до его прибытия иногда вербованных скапливалось так много, будто снова война и это беженцы от ее ужасов. Но ни летние затяжные дожди, ни ночные прохлады, и даже воровство, их уже не тревожили. Все это скоро пройдет. Завтра они грузятся на пароход, тот привозит их на Сахалин, а там много пустующих японских домов, деньги сыпятся с неба и, как обещал вербовщик, на каждом углу цветут пальмы. Потерпим.
У каждого из вербованных неисчислимые мешки и баулы с грузом. Самое удивительное, что в них понапиханы не семейные неликвиды, а обыкновенные камни и кирпичи. Почему?
Уже по прошествии многих лет одна из сотрудниц местной газеты будет писать, что переселенцы на Дальний Восток «Дальновидные хохлы прихватили камней для «гнета» и кадки с квашеной капустой: вдруг в далеком крае не будет?»
И в самом деле все верили в эту несуразь. Да, переселенцы везли с собой камни и камни немалые! Но не для хозяйства их везли, не для засолки капусты, а исключительно для увеличения груза багажа, за провоз которого полагалась некая сумма денег. Сметливый хохол не мог не знать, что камней где хошь навалом.
В практике заселения Южного Сахалина в конце сороковых, каждому переселенцу по договору полагалось брать с собой на место нового поселения не менее 300 кг багажа, провоз которого оплачивало государство. Багаж взвешивали на станции отправления и выдавали квитанцию с указанием веса. Надо ли говорить, что у каждого сообразительного человека этот вес был предельным. Пристанционными булыжниками наполнялось все, что завязывалось и закрывалось. И везли их, - сначала поездом, потом пароходом, - до самого конечного пункта вдруг там будет контрольное взвешивание?
И как только вербованный со своими тяжелыми мешками оказывался за воротами порта, как эти, потерявшие сразу же стратегическое значение, булыжники отметались в сторону. Камней набралось так много, что впоследствии в Холмске ими вымостили дорогу, ведущую от порта до центральной улицы. Ни один камень не стал «гнетом» даже для развесистой капусты.
Их свозят на машинах к стоящему на причале возле морвокзала красавцу-пароходу с поэтическим названием «Анива».
И сразу выясняется, что никаких удобств и условий на этом красавце не имеется. Вагон-дек совсем не оборудован для перевозки людей. Пустой, как ангар, голая палуба, еще не просохшая от поливания водой со шланга, и почему-то опять железнодорожные рельсы. Правда, есть наскоро сколоченные нужники да казарменный умывальник на тысячу человек, а это совсем уже не плохо. Привычные ко всему людишки не ропщут. Женщины прямо на палубе расстилают пропахшие сыростью гнидники, развешивают пеленки на веревочках, кто-то умудряется развести примус. Плач детей, перебранки, крики подвыпивших мужиков - все смешалось в единой массе.
Переход на Сахалин займет двое суток. Если, конечно, не испортится погода и не случится какая иная пакость, столь реальная в этих неизвестных местах.
Можно представить, что будет вытворяться в этом набитом людьми необъятном сарае, когда судно начнет «штивать», или хуже того, прихватит шторм. Все перемешается. И люди, и их скарб, и самодельные настилы. Дети кричат, взрослые исходят блевотиной, грязь, невыносимая вонь. Одна надежда, что этот ад не вечен, скоро откроется берег с приветливыми пальмами и проклятая качка закончится. И сразу же начнется счастливая безоблачная жизнь...
Но все будет не так. В зябком тумане сначала вырисовывается серо-темный контур сопок, и почему-то многих охватывает уныние.
Высыпавшие на верхнюю палубу пассажиры молча всматриваются в дикие берега, понимая, что здесь им придется жить, трудиться и умереть.
- Распроклятый вербовщик, где же пальмы! уже раздается возмущенный возглас, и ему вторит тяжелое дыхание соседа:
- Променять северный Кавказ на южный Сахалин...
Судно покачивается. На рейде Холмска изумительно голубой окраски морская вода, у чаек пронзительные несмазанные голоса...
Но это будет потом. Пока судно готовится к отплытию.
Оно стоит у морвокзала, старинного, замысловатой конфигурации. С городской площадью его связывает не менее старый неширокий виадук. Когда начнется посадка на пароход или выгрузка, по нему почти бегом, толкая груженные чемоданами и узлами тележки, замелькают носильщики. Каждый в белом халате и с большой металлической блямбой на груди. Железнодорожное багажное отделение находится отдельно. Давно уже исчезли и пароходы на угле, и тележки, и белые халаты...
В самом здании морвокзала, на втором этаже раскинул свои питейные сети ресторан «Морской». Кто из водоплавающей братии не посещал этот самый популярный ресторан в портовом городе Владивосток?
Драки и пьянки были частью меню алчного заведения. При нем находился милицейский пост, и постоянно дежурила «раковая шейка».
Со стоящей рядом «Анивы» доносится голос, усиленный динамиком:
- Через полчаса судно снимается в рейс!
Краем уха выпивохи улавливают призыв.
У «Анивы» регулярные рейсы. Каждую неделю ее провожают и так же встречают. Все площадки в эти моменты запружены народом. То ли родные, то ли зеваки? С Сахалина прибывают богатенькие отпускники, на Сахалин едут - потенциальные, а также командированные, солдаты...
В Находку пассажиры будут заходить несколько позже. Через Ванино, ближайший к Сахалину материковый пункт, пока возят зеков.
Над мостиком «Анивы» развеваются флаги расцвечения. Этот «лысый» отходной, вымпел со скрещенными рожками почтовый и четыре флага, составляющих аббревиатуру АКЕР - позывные судна.
А пассажиры заполняют и заполняют просторный вагон-дек. Женщины уже сооружают подобие палаток и укладывают детей. Старухи бдительно сидят на узлах, не уступая никому занятое пространство.
Некоторые любознательные в поисках тепла проникают в кочегарку.
- Ого, сколько часов! изумляется самый умный, глядя на многочисленные манометры. Морское дело не шутка!
Кто-то расспрашивает кочегаров о характеристике механизмов. И ему охотно повествуют, что у судна шесть паровых котлов, к каждому приставлен кочегар первого класса, есть старшинка. Кочегары «шевелют», а он только посвистывает, командуя, да следит за водомерными стеклами. За двое суток хода котлы сжирают 150 тонн угля.
- Посторонним и провожающим покинуть борт судна! разносится окрест. Судно снимается в рейс!
Приток пассажиров заканчивается.
Под полубаком, рядом с вагон-деком размещены служебные помещения. По какому-то наитию туда сразу же тянет сметливых пассажирок. Здесь тепло, никто не гонит. Самые находчивые проникают в шестиместный кубрик. Молодые, смазливые.
- Озябли! мнутся они. Месяц на досках лежали. Скучаем...
Ну как не пригреть озябшие души! Моряки не щепетильны, да и дамы тоже. Койки просторны, у каждой занавесочки, можно и потесниться.
Бывает придет молодой Петюнчик с вахты, направится к своей койке отдохнуть, а на ней несчастное существо калачиком свернутое лежит.
- Озябла, - поясняет девица. Не гони. Я тебе портки стирать буду.
На мостике появляется капитан. Василий Саввич Ищук. Пожилой, всегда в глухом кителе, короткая стрижка. Во время швартовок он никогда не пользуется буксирами. Сам стоит на телеграфе и, дергая, как кучер вожжами, управляет машинами. С ювелирной точностью ставит судно к причалу. Рядом с ним в американской большекозырной мичманке старпом Миньковский. Очень скоро во время зимнего перестоя его загадочно застрелят и его будет хоронить вся команда.
- Это на почве ревности... начали додумывать судовые женщины.
Посадка заканчивается. Убирают трап.
- Отдать кормовой! раздается команда с мостика.
С ресторана «Морской» бегут загулявшие члены команды. Они едва успевают прыгнуть на убирающийся трап. Стоящие рядом пограничники не придираются: знакомые личности.
Судно медленно отделяется от стенки.
И тут грядет музыка! Со всех динамиков, на весь город разлетаются бравурные звуки увертюры к опере Бизе «Кармен». Это фирменные позывные «Анивы». При каждом подходе или отходе она этой мелодией оповещает мир о своем присутствии и всегда вызывает умиление и поднятие духа. Никто, кроме «Анивы» не имеет такой визитной карточки.
Провожающие машут платочками. Празднично и грустно одновременно.
Счастливого пути, белый пароход!
#12
Отправлено 27 декабря 2005 - 15:12
#13
Отправлено 27 декабря 2005 - 15:34
Наверто тот. Посление годы жил как учебный пароход Дальрыбы, до 1969 г.[Белый пароход
. Первым пассажирским пополнением стали «Гоголь» и «Ильич».
«Гоголь»...
Не знаю, тот ли это «Гоголь», но к морю я приобщался на грузопасажире этого наименования. В 1962 году шестилетним мальцом возвращался с мамой из Магадана в Находку. 43 года прошло, а если цель поставить, то смог бы, наверное, детально описать это недельное путешествие. А год или два спустя, отец на этом же пароходе и на этом маршруте, чуть не утонул, попав в жесточайший шторм. Потом мне приходилось встречать других очевидцев того плавания.
#14
Отправлено 27 декабря 2005 - 15:41
Анива
Пьёшь вино и бархатное пиво,
бегаешь по тоненькому льду,
у залива с именем Анива
чаек ты сбиваешь на лету.
Пуля твоя - меткая на диво,
не минула белого крыла.
Но рекой по имени Анива
раненая чайка уплыла.
Сядешь после ужина лениво,
Бахрому на кресле теребя,
девочка по имени Анива
черноглазо глянет на тебя.
Ну а я? Живу, дышу июлем,
простирну - сушу на ветерке.
Всё нормально. Даже след от пули
вовсе не заметен на руке.
(с) Тая Немова
http://www.sakhalin.ru/books/nemova/
======
А еще можно вспомнить про командора Рязанова, Юнону и Авось ;о)
Который тоже в Аниве отметился:
здесь или здесь
#15
Отправлено 27 декабря 2005 - 15:57
В 1949 году полным ходом шло заселение Южного Сахалина.
Переселенцев собирали со всего СССР, но большей частью в разоренных войной западных районах. Ехали обездоленные, не нашедшие места в жизни на Родине, заработать деньжат.
На старом месте проживания с ними заключали договоры, обязующие подписантов отработать на новом месте не менее трех лет, а еще лучше остаться там на вечном поселении.
таким образом многие люди оказались на дальнем востоке.
в том числе и мои родственники.
правда на сахалине а в благовещенске, и их ни кто не спаращивал, а просто приказали.
#16
Отправлено 27 декабря 2005 - 16:14
[Белый пароход
. Первым пассажирским пополнением стали «Гоголь» и «Ильич».
«Гоголь»...
Не знаю, тот ли это «Гоголь», но к морю я приобщался на грузопасажире этого наименования.
"Гоголя" совсем не помню. А "Ильич" с "Советским Союзом" - это было нечто. Два огромных белых парохода из сказки. Поискал фотки "своих" пароходов - и нашел!!! Откопал фотку "Советского Союза". Ходил я на нем, правда пассажиром, тоже было одно из приобщений к морю, на каникулах в Петропавловск-Камчатский. А вот на "Белоострове" мне довелось даже штурвал покрутить, дед брал в летние месяцы в море салажонком.
Прикрепленные файлы
#17
Отправлено 27 декабря 2005 - 16:24
"Гоголя" совсем не помню. А "Ильич" с "Советским Союзом" - это было нечто. Два огромных белых парохода из сказки. Поискал фотки "своих" пароходов - и нашел!!! Откопал фотку "Советского Союза". Ходил я на нем, правда пассажиром, тоже было одно из приобщений к морю, на каникулах в Петропавловск-Камчатский. А вот на "Белоострове" мне довелось даже штурвал покрутить, дед брал в летние месяцы в море салажонком.
Советский Союз на левой фотке?
#18
Отправлено 27 декабря 2005 - 16:32
Да. Паротурбоход, в полном ходу больше 20 узлов, с потрясающей отделкой салонов. Первое имя Albert Ballin.Советский Союз на левой фотке?
http://ocean-liners....bert-ballin.asp
#19
Отправлено 27 декабря 2005 - 16:45
#21
Отправлено 28 декабря 2005 - 04:52
#22
Отправлено 28 декабря 2005 - 14:15
Старое название «Ильича» было «Карибия». (с)
а ведь был на ДВ и еще один Ильич
С «Ильичем», тоже кое-что связано.
В 1978 году, после окончания института и приезда по распределению на Камчатку, сразу был призван в ряды ВМФ. Для прохождения курса молодого бойца в октябре был отправлен из Петропавловска во Владивосток на «Ильиче», а в начале января, назад в Птр, снова на этом же пароходе. Только в отличие от «Гоголя», который буквально облазил от киля до клотика, на «Ильиче», кроме кают третьего класса, в которых жили, не запомнил ничего.
#23
Отправлено 28 декабря 2005 - 15:41
Да, и первый тоже. Последняя эпопея КП - зимой 1973 года, под м. Наварена (грузился рыбной муков от добытчиков - 9000 т!) влез так далеко во льды, что через месяц целую экспедицию направляли за ним.Классные рассказы. После них родной Дальний Восток становится ближе.
А ведь много старичков стояло еще не так давно в порту - "Каменец Подольский", "Кулу", "Одесса", "Кавказ", "Александр Невский". Последний - это вроде либертос бывший?,
#24
Отправлено 23 июля 2008 - 14:28
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей