Всем привет!
Думаю стоит продолжить.
Раз разговор идет о Кубенском озере, то я думаю стоит кое-что добавить сюда об интересных фактах из истории Вологды.
Странно. С одной стороны я как бы уже не очень хорошо отношусь к своему родному городу, а с другой стороны про его "морскую историю" хочу рассказывать?
Вопрос к знатокам истории: Был ли когда-нибудь в Вологде построен настоящий флот, состоящий из морских судов?
…Еще более чем за сто лет до петровских времен вологодские строители- умельцы отличались мастерством в постройке судов дальнего плавания по заказу самого Иоанна Грозного. Об этом красноречиво и убедительно свидетельствует в своей книге «Записки о Московии 16 века» английский посол, находившийся при Грозном и пользовавшийся им доверием, - Джером Горсей.
В ту пору Грозный задумывался над тем, как бы, в случае большой опасности, найти приют в королевской Англии.
На случай бегства царь предусмотрительно собрал мастеров и приказал на реке Вологде строить флот. И был по этому поводу разговор Грозного с послом Англии:
- Видел ли ты мои большие суда и барки, построенные в Вологде? – спросил Грозный Джерома Горсея.
- Видел.
- Какой изменник показал их тебе?
- Молва о тех судах пошла. Народ сбегается смотреть на них в праздничные дни, так и я решился, с тысячами других, полюбоваться на их удивительную красоту , величину и странную обделку…
- Что значит слова «странная обделка»? – спросил царь посла.
- Изображения львов, драконов, орлов, слонов, единорогов, отчетливо сделанных и украшенных золотом, серебром и яркой живописью…
- Это верно, - согласился царь, - кажется, ты хорошо высмотрел. Сколько их?
- Я видел не более двадцати, ваше величество.
- Скоро ты увидишь сорок, и не хуже этих. Иноземцы удивились бы еще больше, если бы узнали, какие неоценимые сокровища украшают их внутри… Говорят, что у вашей королевы флот лучший в мире. Чем же он отличается от моего? – любопытствовал царь.
На этот вопрос, как пишет, Горсей, он подробно рассказал, что собою представляет вооруженное английское военное судно, и даже подарил царю точно сделанную модель английского корабля…
…Не приходится поэтому удивляться тому, что при Петре Первом вологодский умелец строения барок и карбасов некто Осип по прозванию Щека согласился строить суда не хуже голландских образцов….
(К.И. Коничев, «Петр Первый на севере», стр. 185-187)
Не помню в каком источнике, но было упомянуто, что корабли были все же построены. Но моря они так и не увидели, т.к. сгнили не покидая причалов. Вот из-за этого, а может быть еще из-за того , что многие яхты построеные в Вологде не долго радуют своих хозяев (через 3-4 года от них просто отказываются, и они "умирают"), я Вологду стал считать "кладбищем яхт и кораблей". Видимо такой социум там.
Но все же.
Кто такой Осип Щека узнаете ниже:
...При Петре, в 1696 году, была доставлена первая галера из Голландии в Архангельск. Из Архангельска водой отправлено в Вологду. В Вологде её разобрали на отдельные «члены» и на двадцати больших дровнях и подчунках увезли в Москву, в Преображенское.
Когда вологодские плотники разбирали на части это судно, узнали, что оно прибыло из заморской страны, сначала подивились, а потом прикинули умом и сказали, что им в такой манере и самим можно строить.
- Может за морем телушка – полушка, да перевоз рубль. Если государь захочет, мы не хуже топоришком да долотишком справим, дай только срок да доброе деревье…
говорил это лодейных дел мастер вологжанин Осип Щека. Никто его за язык не тянул. Похвастался, так отвечай делом за свои слова…
…Осипа Щеку как главного и еще с ним двадцать пять плотников отправил воевода в Москву зимней дорогой, следом за разобранной голландской галерой.
Осип Щека и его вологодские товарищи сумели доказать свое мастерство. Слово у них не разошлось с делом. Эти мастеровые люди быстро собрали голландскую галеру и по ее образцу построили гораздо лучшую, царскую – для Петра. Государь, видя их преотменную работу, добавил Осипу Щеке еще плотников, и в ту же зиму вологжане под Москвой, на Преображенской верфи, изготовили наскоро из сырого леса «часны», то есть части для двадцати двух галер, и отправили в Воронеж…
(К.И. Коничев, «Петр Первый на севере», стр. 185-187)