Перейти к содержимому

Фотография

Яхтенный навигационный комплекс


Сообщений в теме: 1624

#1501 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 539 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 10 ноября 2020 - 00:45

Датчик положения есть, на схеме был условно не показан :) , поскольку относится к самому автопилоту.

На старом блоке управления положение пера руля отображается. Блок подключен к автопилоту по Seatalk. 
Подкорректировал схему. Сигнал по зеленой линии Seatalk идет в сеть. Так вроде как должно заработать, навреное..

attachicon.gifDehler connection diagram v1.JPG

А зачем видеть на Р70 положение руля? Это сугубо служебная инфа для автопилота.


  • 0

#1502 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 10 ноября 2020 - 01:48

А зачем видеть на Р70 положение руля? Это сугубо служебная инфа для автопилота.

А если рулевая система на гидравлике ?

Вы тогда не определите точное положение пера руля без указателя, ибо гидрашку передавливает (помаленьку) из стороны в сторону и на штурвале середины нет :\

Кроме того, когда автопилот поворачивает перо руля, своей помпой, то штурвал стоит на месте, а перо повернуто хрен пойми куда, если без указателя.


  • 0

#1503 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 539 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 10 ноября 2020 - 03:13

А если рулевая система на гидравлике ?

Вы тогда не определите точное положение пера руля без указателя, ибо гидрашку передавливает (помаленьку) из стороны в сторону и на штурвале середины нет :\

Кроме того, когда автопилот поворачивает перо руля, своей помпой, то штурвал стоит на месте, а перо повернуто хрен пойми куда, если без указателя.

Для этого есть специальный прибор, не зависимый от автопилота и работающий даже тогда, когда автопилот выключен. Во вторых, на тех системах с гидравликой, что я видел на многих яхтах, штурвал всегда вращался при работе автопилота.


  • 0

#1504 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 10 ноября 2020 - 11:43

А зачем видеть на Р70 положение руля? Это сугубо служебная инфа для автопилота.

Если руль постоянно переложен на угол, больше определенного, то надо регулировать паруса. Такой у меня был план.

На самом деле, кусок изоленты, намотанный в среднем положении штурвала, решает ту-же самую задачу.

Вопрос снимается!

Остались сомнения - сработает ли моя схема в принципе, будет ли работать второй блок управления?
 


  • 0

#1505 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 10 ноября 2020 - 11:50

А если рулевая система на гидравлике ?

Вы тогда не определите точное положение пера руля без указателя, ибо гидрашку передавливает (помаленьку) из стороны в сторону и на штурвале середины нет :\

Кроме того, когда автопилот поворачивает перо руля, своей помпой, то штурвал стоит на месте, а перо повернуто хрен пойми куда, если без указателя.

А разве так бывает на маломерном флоте? Там какая-то размыкаемая муфта стоит между штурвалом и баллером?
 


  • 0

#1506 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 539 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 10 ноября 2020 - 11:57

На самом деле, кусок изоленты, намотанный в среднем положении штурвала, решает ту-же самую задачу.
Вопрос снимается!

Эта метка вообще очень удобная штука. И при отходе после стоянки например))
  • 0

#1507 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 10 ноября 2020 - 13:51

Для этого есть специальный прибор, не зависимый от автопилота и работающий даже тогда, когда автопилот выключен.

На моей лодке немного не так.

Во вторых, на тех системах с гидравликой, что я видел на многих яхтах, штурвал всегда вращался при работе автопилота.

На моей лодке снова не так :)

И штурвал не вращается и указатель пера руля (да, он отдельным инструментом/прибором) но подключен к автопилоту.
И на самом автопилоте есть шкала.
Мне удобнее прибором пользоваться, но если его нет (тоже немалых денёОг стОит) то почему не использовать имеющуюся шкалу в АП.

Вы, скорее всего, видели лодки с механическим/штуртросовым управлением. И к этому управлению прицеплен гидроцилиндр.
Конечно будет вращаться штурвал.

На моей лодке, и видел другие, полностью только гидравлика, тросов нет совсем, одни шланги и гидроцилиндр :)
Две гидропомпы, одну крутит штурвал, другую автопилот. Через систему клапанов гидраха толкает поршень гидроцилиндра в нужную сторону.

Когда работает АП на штурвал (рулевую гидромашинку) давление не поступает ибо закрываются перепускные клапана.
Но при этом, если начать крутить штурвал, то он начинает так же подавать гидраху в цилиндр совместно с АП.
Удобно и легко до офигения чесслово! Я ходил на лодках соизмеримого размера с штуртросами (ну классическое)
Вот по моим личным ощущениям небо и земля.

Вот только положение пера руля механически не определить и нужен приборчик или шкала АП
Но этот небольшой минус с лихвой перекрывается тем удобством, что получается с такой системой.
  • 2

#1508 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 10 ноября 2020 - 14:14

Удобно и легко до офигения чесслово! Я ходил на лодках соизмеримого размера с штуртросами (ну классическое)
Вот по моим личным ощущениям небо и земля.

Вот только положение пера руля механически не определить и нужен приборчик или шкала АП
Но этот небольшой минус с лихвой перекрывается тем удобством, что получается с такой системой.

Т.е. вообще никакой обратной связи между пером и штурвалом? Но так же совсем плохо!

На моей предыдущей был румпель, вот там вообще класс - малейшие изменения в обтекании корпуса и пера руля передаются на руку. Для круиза это может и лишнее уже, а для удовольствия от управления самое то. Бывает только утомительно - тогда автопилот в помощь.

 


  • 0

#1509 Yarinen

Yarinen

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 539 сообщений
  • Из:СПБ

Отправлено 10 ноября 2020 - 14:17

Т.е. вообще никакой обратной связи между пером и штурвалом? Но так же совсем плохо!

На моей предыдущей был румпель, вот там вообще класс - малейшие изменения в обтекании корпуса и пера руля передаются на руку. Для круиза это может и лишнее уже, а для удовольствия от управления самое то. Бывает только утомительно - тогда автопилот в помощь.

Это весьма редка система на мой взгляд. Без обратной связи, потому и не применяемая.


  • 0

#1510 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 11 ноября 2020 - 01:37

Т.е. вообще никакой обратной связи между пером и штурвалом? Но так же совсем плохо!

Это кажется только :)

На моей предыдущей был румпель, .....
Бывает только утомительно - тогда автопилот в помощь.

Вот вот... оно только поначалу прикольно, у меня есть лодка с румпелем :)
Но после того как походишь с таким (гидравлическим) штурвалом, даже обычный штуртросовый неохота ни разу.
И "обратная связь" она есть и хорошо видна по положению стрелки указателя пера руля.
Нужно немного привыкнуть только. 
Ну правда, я привык и что АП рулит, что я сам, по углу установки пера, четко понятно "не убрать ли парусов" :)
 

Это весьма редка система на мой взгляд. Без обратной связи, потому и не применяемая.

Ну правильно будет сказать нечасто встречаемая. Но не так чтобы и редкая.
Конечно классики (штуртросы) намного больше.
Причем я не совсем понимаю почему.
Если посчитать стоимость всех этих тросов, блоков, самого сектора.... То оно имхо будет сравнимо с ценой гидромашинки и шлангов.
А цилиндр все равно для АП ставить, что так, что иначе. То есть он разницу в стоимости не дает.

Я очень доволен, особенно попробовав после этого классику, что на моей лодке такая система.
И еще "сурьезные боевые яхтсмены" из СССР, со стажем с мальчишек и до седых волосы ныне, все кто попробовал в один голос высказались, что это лучшее, что они видели.
Кроме одного нюанса, в гонке мол будет непросто "чуйствовать", но говорят, что надо привыкнуть и возможно и так все ок.
А для круиза типо, самое то что надо.

Ну да ладно факты есть факты. А шкала АП в качестве указателя пера руля - ни разу не помешает.

Только.... вспомнилось чето мне, гдето тут уже обсжудали, что АП показывает не мгновенное реальное положение пера руля, а то положение на которое он "хочет" повернуть перо руля.
Не уверен про P70, надо внимательно читать мануал.

 


  • 0

#1511 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 22 ноября 2020 - 12:45

Я себе вот такой монитор прикупил на али

https://aliexpress.r...7784.1581541801

Работает отлично и все в одной коробке, без навесных плат. Но и подороже конечно получается

Я правильно понимаю, что у него нет никаких точек крепления для установки на / в стену?
 


  • 0

#1512 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 21 декабря 2020 - 14:23

 

И "обратная связь" она есть и хорошо видна по положению стрелки указателя пера руля.
Нужно немного привыкнуть только. 
Ну правда, я привык и что АП рулит, что я сам, по углу установки пера, четко понятно "не убрать ли парусов" :)
 

Ну правильно будет сказать нечасто встречаемая. Но не так чтобы и редкая.
Конечно классики (штуртросы) намного больше.
Причем я не совсем понимаю почему.
Если посчитать стоимость всех этих тросов, блоков, самого сектора.... То оно имхо будет сравнимо с ценой гидромашинки и шлангов.
А цилиндр все равно для АП ставить, что так, что иначе. То есть он разницу в стоимости не дает.

Ну да ладно факты есть факты. А шкала АП в качестве указателя пера руля - ни разу не помешает.

Только.... вспомнилось чето мне, гдето тут уже обсжудали, что АП показывает не мгновенное реальное положение пера руля, а то положение на которое он "хочет" повернуть перо руля.
Не уверен про P70, надо внимательно читать мануал.

 

имею точно такую же гидравлическую систему у себя (2 штурвала и автопилот) . Ну я бы не сказал что обратной связи нет совсем по усилию на штурвале.  Просто не надо большое соотношение помпы и гидроцилиндра ставить... :) . По цене системы - однозначно дешевле . Параллельно с моей строилась лодка со штуртросовым управлением с 2-мя штурвалами. По деньгам вышло в 1.5 раза, а по трудозатратам даже говорить не хочется... Сколько там напрыгались с размещением, с подключением АП, с доступом для обслуживания , с подсоединением аварийного румпальника... 

Ну и по эксплуатации - смена жижи раз в 2 года и смазка шаровых узлов. Ничего не надо подтягивать и регулировать. Сразу и мгновенно не ломается (привет оборванному тросу в штуртросовом управлении, когда уходят оба штурвала).

И да, некоторым не дано рулить такой системой. У меня есть такой в экипаже. Рулит только глядя на руддер, благо их 2 шт перед глазами ( на АП и на ST60 graphics). Наверно его мучает большой гоночный опыт на румпальнике.. :D


  • 1

#1513 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 21 декабря 2020 - 14:46

имею точно такую же гидравлическую систему у себя (2 штурвала и автопилот) . Ну я бы не сказал что обратной связи нет совсем по усилию на штурвале.  Просто не надо большое соотношение помпы и гидроцилиндра ставить... :) . По цене системы - однозначно дешевле . Параллельно с моей строилась лодка со штуртросовым управлением с 2-мя штурвалами. По деньгам вышло в 1.5 раза, а по трудозатратам даже говорить не хочется... Сколько там напрыгались с размещением, с подключением АП, с доступом для обслуживания , с подсоединением аварийного румпальника... 

Ну и по эксплуатации - смена жижи раз в 2 года и смазка шаровых узлов. Ничего не надо подтягивать и регулировать. Сразу и мгновенно не ломается (привет оборванному тросу в штуртросовом управлении, когда уходят оба штурвала).

И да, некоторым не дано рулить такой системой. У меня есть такой в экипаже. Рулит только глядя на руддер, благо их 2 шт перед глазами ( на АП и на ST60 graphics). Наверно его мучает большой гоночный опыт на румпальнике.. :D

Это почему еще обрыв одного троса должен привести к потере управления обоих штурвалов?

У меня это выглядит вот так:

Rudder.jpg


  • 0

#1514 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 21 декабря 2020 - 16:33

Это почему еще обрыв одного троса должен привести к потере управления обоих штурвалов?

У меня это выглядит вот так:

attachicon.gifRudder.jpg

ну так есть разные решения. У Вас два независимых контура. В том случае что мне удалось поучаствовать  штурвалы сначала объединялись, а потом шла передача на сектор. Попробую найти фото, правда давно это было, 2005-2006 годы..


Сообщение отредактировал eliz: 21 декабря 2020 - 16:35

  • 0

#1515 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 21 декабря 2020 - 17:00

имею точно такую же гидравлическую систему у себя (2 штурвала и автопилот) . Ну я бы не сказал что обратной связи нет совсем по усилию на штурвале.  Просто не надо большое соотношение помпы и гидроцилиндра ставить... :)

:) Я в прошлом посте недосказал один нюанс, у меня в штурвальной гидромашинке стоят обратные клапана-шарики.
И именно изза них нет обратного усилия. Все думал, думал выкинуть ли их... но так и оставил.
Ибо уже привык. Усилие чувстуется хорошо при повороте штурвала, но не тогда когда уже повернул.

 

А так то вполне себе обратная связь имеет место быть.
Более того, если эти обратные клапаны сделать внешними и сделать "обводной" контур для них,

что совсем несложно, то легко можно будет переключать систему в состояния:
Есть постоянная обратная связь.
Нет постоянной обратной связи.

 

. По цене системы - однозначно дешевле .

Стопудов дешевле наверное, я не знаю сколько стОят нормальные штуртросовые, но догадываюсь что для лодок одного размерения - штуртросовая будет дороже.
Подчеркиваю - нормальные, а не "колхоз".

Ну и по эксплуатации - смена жижи раз в 2 года и смазка шаровых узлов.
Ничего не надо подтягивать и регулировать. Сразу и мгновенно не ломается (привет оборванному тросу в штуртросовом управлении,

Ну... я скажу так, и в штуртросовые то системы люди годами не заглядывают,

а в некоторых лодках оно так "заныкано", что хрен долезешь туда.
А потом бац... трос лопнул :(

Но по гидрашке да, надо раз в пару лет поменять, благо туда самая недорогая ATF вполне подходит.
Но лучше лить еще менее вязкое масло.

И да, некоторым не дано рулить такой системой. У меня есть такой в экипаже. Рулит только глядя на руддер, благо их 2 шт перед глазами ( на АП и на ST60 graphics). Наверно его мучает большой гоночный опыт на румпальнике.. :D

:D
Ну,,, я тоже рулю по руддеру изза отсутствия обр. связи.
Ну как, привык же уже конечно, и просто по поведению лодки понимаю что где как, не всегда и смотрю на указатель.
Но без него совсем - будет некомфортно.

Я даже четко понимаю когда надо убавлять паруса по положению пера руля (показаниям руддер указателя)
Как только определенный угол превышается (компенсация привода к ветру) ну вот всё - пора рифиться

Ну и да, по надежности гидравлика будет лучше. Вероятность неожиданной поломки весьма низка.
Это надо чтобы типа шланг лопнул, а он сразу этого делать не будет, а начнет подтекать поначалу.
Да и вообще чего ему лопаться, давлений и гидроударов там нет особенно никаких.

И еще по сути в случае с АП гидропомпы две и как бы два контура гидросистемы, и чтобы сломалось и то и другое - ну это совсем маловерятно.



У меня это выглядит вот так:

Выглядит неплохо :)
Но... сколько же места занимает.
И это только сектора, а еще проводка тросов, блоки...
В общем, при современном развитии технологий, я плохо понимаю почему гидроуправление не ставят по умолчанию везде.


  • 0

#1516 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 22 декабря 2020 - 18:49

А скажите мне, если электрика накрылась гидросистема будет так же работать и положение пера так же будет показывать?
  • 0

#1517 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 декабря 2020 - 03:23

А скажите мне, если электрика накрылась гидросистема будет так же работать

Да!

и положение пера так же будет показывать?

Нет - если накрылся по какой либо причине автопилот.
Но если есть знания и умения, то указатель пера руля - и датчик и прибор, можно от АП отсоединить и отдельно запитать.
И он снова будет работать.
 


  • 1

#1518 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 23 декабря 2020 - 11:01

Спасиб. Когда то нравился гидропривод , но вот привык что на штурвале метка центра пера всегда на одном месте.


  • 0

#1519 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 23 декабря 2020 - 15:17

Спасиб. Когда то нравился гидропривод , но вот привык что на штурвале метка центра пера всегда на одном месте.

Если есть обратная связь (нет обр. клапанов)  то должно быть  без разницы. Руками почувствуете быстро где серединка.

Указаталь руддера очень нужен когда штурвалом крутнули более одного оборота. (швартовка, маневры и т.п.)

Но, тогда и штуртросовое, без указателя, в непонятках получается :)

 

P.S. вообще блин, этот датчик вместе с прибором представляют собой тупой проволочный переменнный резистор и гальванометр - оформленные в "яхтенном" стиле и продающиеся по ... "самолетной" цене.

 

А современные достижения в электронике позволяют сделать подобное нууу... деталей там на $10 от силы, но с корпусами и проч. повозиттся да, ну наверное за сотку $ можно сделать точно.

И никаких "мозгов" там и не надо особенно, магнит + датчик холла (параметрический) в качестве указателя угла поворота этого самого магнита.

 

Та вот:

https://www.seeedstu...600-p-4192.html

$5.90 денег и  уже в цифре выдача угла сразу.

Бесконтактный можно сказать вечный - изнашиваться нечему.


  • 0

#1520 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 314 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 23 декабря 2020 - 20:46

К меня уже стоит датчик вкомплекте к автопилоту. А насчёт штурвала - когда рули около центра метка помогает особенно в марине, а когда кручу штурвал на поворот итак понятно что штурвал перекручен ;). Хотя я уже и не помню есть ли там поворот или нет, коронавирус, чтоб его.
  • 0

#1521 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 24 декабря 2020 - 00:12

К меня уже стоит датчик вкомплекте к автопилоту.

Ну так он практически у всех, с АП, есть. Я и говорю, что он зависит от АП. Но его вполне можно или "завести" отдельно или сделать вообще независимый дополнительный.

.......а когда кручу штурвал на поворот итак понятно что штурвал перекручен ;).

Ну оно не всегда сразу понятно.

Хотя я уже и не помню есть ли там поворот или нет, коронавирус, чтоб его.

Иэхххх..... :(
  • 0

#1522 Anzer

Anzer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 559 сообщений
  • Из:М.О. г. Пушкино
  • Судно: яхта
  • Название: Ангара

Отправлено 24 декабря 2020 - 11:18

Если есть обратная связь (нет обр. клапанов)  то должно быть  без разницы. Руками почувствуете быстро где серединка.

Указаталь руддера очень нужен когда штурвалом крутнули более одного оборота. (швартовка, маневры и т.п.)

Но, тогда и штуртросовое, без указателя, в непонятках получается :)

 

P.S. вообще блин, этот датчик вместе с прибором представляют собой тупой проволочный переменнный резистор и гальванометр - оформленные в "яхтенном" стиле и продающиеся по ... "самолетной" цене.

 

А современные достижения в электронике позволяют сделать подобное нууу... деталей там на $10 от силы, но с корпусами и проч. повозиттся да, ну наверное за сотку $ можно сделать точно.

И никаких "мозгов" там и не надо особенно, магнит + датчик холла (параметрический) в качестве указателя угла поворота этого самого магнита.

 

Та вот:

https://www.seeedstu...600-p-4192.html

$5.90 денег и  уже в цифре выдача угла сразу.

Бесконтактный можно сказать вечный - изнашиваться нечему.

15$

Прикрепленные изображения

  • Индикатор поворота руля яхты.png

  • 0

#1523 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 24 декабря 2020 - 12:43

15$

О!

Китай подтягивается всюда (в смысле в эту нашу область) :)

Не знаю как там качество будет, но вполне себе ценник близкий к реально тому, от того, что там внутри.


  • 0

#1524 vjdi

vjdi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 817 сообщений
  • Из:Salo
  • Название: Dehler 43 CWS

Отправлено 26 декабря 2020 - 12:44

Поделитесь мнением, дает ли дополнительные плюшки подключение навигатора (опенспн или чартплоттер) к автопилоту?

Сейчас я использую АП только для удержания компасного курса. При подходе к точке поворота WP поворачиваю руками или кнопками на АП.

Как я понимаю, при подключении навигатора к АП ничего принципиально не изменится. Точно также мне надо будет кликнуть кнопку на АП с разрешением поворота и подстроить паруса.

 

У меня блок управления АП расположен на арке. Как туда добраться с проводами для подключения я не очень представляю. Сижу думаю: а стоит ли заморачиваться?


  • 0

#1525 Bell

Bell

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 38 сообщений
  • Из:Odessa
  • Судно: Bayliner 2556 5,7
  • Название: Ehwaz

Отправлено 26 декабря 2020 - 15:01

Я правильно понимаю, что у него нет никаких точек крепления для установки на / в стену?
 

да, он тонкий получается. 

У меня он на приборке лежит, теоретически можно придумать крепление как для мобильника


Сообщение отредактировал Bell: 26 декабря 2020 - 15:07

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей