После подтверждения Владимиром возможности управлять курсом двухшвертового проа исключительно через игру заглублением швертов мысли мри по рулевому комплексу проа следующие:
1. Я уже вряд ли буду пытаться реализовать чирзовые шверты с закрылками или с управлением по углу атаки всей нижней части. Просто смысла не вижу в этом, если удаётся управлять и без этого. Зачем лишние навороты на (в меру) недояхтерском судне ?
2. Владимир пишет, что при управлении его проа чисто по - хиелкемовски несколько увеличился угол выхода на ветер. Правда при этом Владимир не указал, привело ли это к снижению максимальной ординатной скорости. Но хрен с ним, будем считать, что падение угла выхода на ветер - это заведомое зло. Я бы попытался в этом случае обеспечить постановку одного заднего или даже двух швертов в замок не в нейтральном положении, а под углом атаки порядка 2,5 - 3 градусов. А дальше - играть заглублением, не меняя угла атаки.
3. Попытался нарисовать в пэйнтокаде колодцы для выпукло - вогнутых кинжальных швертов с самоустановкой угла атаки на фиксированную величину. Должен признаться, что я категорически не понимаю, что будет, если предоставить свободу болтания обеим кромкам шверта. Что там куда повернётся и каждый ли раз одинаково, одному морскому чёрту известно. Более предсказуем вариант, в котором у текуще заднего шверта свободно ходит только передняя кромка, а задняя вписана в тесную канавку с люфтом порядка 1 - 2 мм. В одном крайнем положении шверт стоит в нейтрали, в другом крайнем положении он имеет угол атаки 2,5 - 3 градуса. Передний шверт, чей колодец зеркально симметричен шверт - колодцу заднего шверта, видимо нужно заклинить в нейтральном положении. Других вариантов пока не вижу. Задний шверт наверное можно не клинить, он в потоке вроде не должен болтаться.
В чирзовой схеме, где на текуще переднем шверте закрылок стоял в нейтрали, всё работало. Скорее всего и в моём варианте всё заработает, потому что всё похоже.
4. Колодец заумной кашалотной формы, как я выяснил, можно будет напечатать на тридэшном принтере. Единственное, что пока не удалось выяснить, есть ли среди печатных материалов ПЭТ с антифрикционными добавками. Просто ПЭТ печатают влёгкую.
На схеме синим показан шверт в нейтральном положении, а фиолетовым - в отклонённом. Если кашалот будет с башкой с двух сторон, я думаю, всё это будет работать через жопу. А может, и ещё хуже.
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал Бамбула.: 03 января 2023 - 14:20