Отправлено 23 сентября 2003 - 17:26
Пушечным салютом фейерверком и песнями сложенными в честь морских путешественников, встречал в пятницу город Вентспилс катамаран Каупо вернувшийся из кругосветного путешествия. Сами мореплаватели вернулись немного раньше.
Владимир ДОРОФЕЕВ
20 марта, около 6-ти часов утра, на латвийскую землю из кругосветного плавания вернулся катамаран «Kaupo». Возвращался сразу после 8 бального шторма, трепавшего яхту всю ночь. Корпуса и канаты обледенели, обледенела сетка-палуба. Перемещаться по обледеневшей яхте непросто. Более того, смертельно опасно. За бортом, ледяные волны высотой с пятиэтажный дом «кипят» белыми ошметками пены. Обледеневшие ванты примерзают к рукам, вода которой не хватает только одного градуса до состояния льда, льется за шиворот. Такой была последняя ночь путешествия. Пушечный салют и фейерверки по случаю прибытия латвийских аргонавтов, исполнение песен придуманных местными хоровыми и танцевальными коллективами, это потом, через день, в дату заготовленную чиновниками для прибытия катамарана, а пока 6 часов, 20 марта, мореплаватели измученные штормом, могут тихо вздремнуть.
Гордость латвийского яхт спорта.
На счету «Kaupo» Под управлением капитанов Валдиса Грененбергса-Гринбергса и Александра Попова с 1989 по 1996 гг. несколько уникально дальних для катамарана морских плаваний. Эта крейсерская яхта в 1992 и 1993 гг совершила первый трансатлантический рейс вдоль восточного побережья Северной Америки от Майами до Бостона, по пути зайдя на остров Тобаго, а на обратном пути пересекла Северную Атлантику по маршруту Бостон - Гавр. В 1995 году Kaupo обогнула самую северную точку Европы - прибежище ледяных штормов норвежский мыс Нордкин, в 1996 - самую южную точку Европы - мыс Мароки в Гибралтаре.
Катамараны вообще очень быстрые, но чрезвычайно нежные яхты. Kaupo слишком высокая мачта и поэтому у яхты смещен центр тяжести, это означает, что при сильном ветре она может перевернутся. Другая беда катамарана -- врожденная "боязнь" сильных штормов. Даже при невысокой волне яхта сильно "взрезает" и вода перекатывается по палубе. Правда, при всем при этом у Kaupo есть немаловажное достоинство -- За счет широкой мачты (площадь мачты 6 кв.метров) он набирает приличную скорость и без парусов.
Такая «скороходная» конструкция, одновременно и беда катамаранов.
Когда у обычной яхты ломается мачта, то она все равно остается на плаву и может спокойненько дрейфовать по направлению к берегу.
Катамаран -- это две яхты соединенные между собой жесткими скрепляющими балками и мачтами. Если шторм ломает мачты и балки, то беды не избежать -- оба корпуса катамарана переворачиваются и идут ко дну.
На волосок от гибели
У Kaupo деревянные скрепляющие балки были заменены на алюминиевые. Эта замена очень пригодилась судну в бразильских водах, когда 7 бальный шторм добил таки широкую мачту Kaupo.
-- Это произошло ночью, -- рассказывает штурман Игорь Пименов,-- Огромные яростные волны, сумасшедший свист ветра, жалобный скрип снастей. С момента, когда упала мачта, и до порта Рио-Гранде де Су оставалось 50 морских миль. На палубе, естественно аврал, мы на дизельном моторе движемся к берегу. Состояние духа нормальное. Никаких истерик. Просто медленно курсируем к берегу. С утра, когда мы пришли в порт, нас уже встречала целая толпа.
Три с половиной месяца отважные мореплаватели ремонтировали свое судно. Отправляясь в путь, команда взяла с собой и материалы и инструменты для ремонта, но запасной мачты как-то не захватили. Денег на такую большую покупку тоже не было. С владельцем плотницкой мастерской хорошим простым яхтсменом Хосе-Луисом, договорились о бартере. Три месяца экипаж Kaupo готовил себе мачту, и еще две недели настилал палубу на яхте доброго плотника Хосе-Луиса.
Как бы то ни было, но денег на материал для мачты не было. Помогли соотечественники. По 500 баксов скинулись рижане Элмарс Витолиньш и Валерий Каргин, и канадец Владимир Шишкин. Еще по 300 долларов добавили Яхт клуб города Марс-Марино, латыши из Рио-Гранде, и какая-то английская яхта. И еще 100 долларов добавило латвийское объединение многокорпусных яхт. Что и говорить задержка вышла немалая.
Как это было…
Впрочем, начнем сначала. Выйдя в холодном ноябре из рижского порта, команда Kaupo через морскую непогоду прорывается к острову Готланд. Сразу же около порта Висби, местные моряки выменивают у экипажа всю имеющуюся в наличии водку на продукты и свежую рыбу. Впереди немецкий городок Халтенау, и Кильский канал отделяющий Данию от Германии. На этом канале постоянно плотное движение. Здесь идут большие рыболовецкие и торговые суда, и маленькая яхта кажется собачонкой пристроившейся к верблюжьему каравану.
Далее тихий дрейф мимо европейских берегов, голландскими каналами, поскольку север тихого океана в декабре более чем неспокоен. Зато в яхтклубе бельгийского города Зеебрюге, команду Kaupo ждал приятный сюрприз. Kaupo бесплатно стоит на рейде и заправляется самым дешевым дизельным топливом в Европе. Английский порт Кале задерживает доблестный катамаран аж на неделю. Судну необходим мелкий ремонт перед выходом в тихий океан. Далее французский город Шербур (помните старую кинокомедию Шербурские зонтики?), и испанский город Виго.
Ласковый тихий океан
Далее канарские острова, популярнейший испанский курорт. Огромное количество отелей, казино и прочих туристических заведений. Рядом с городом Лас-Пальмас российская рыболовная база. Ох, и везет российским рыболовам -- климат на Канарах просто сказочный. Русских, как всегда, отличает гостеприимство. Долгие рассказы, морские и сухопутные байки, бесплатные угощения. Нашу славную команду российские рыболовы принимали «на ура». Каждый раз после визитов продовольственные запасы Kaupo только прибывали. А какие виды открывались морякам на канарских курортах… Конечно, с Юрмалой и сравнивать нечего, но впереди будут курорты и побогаче. А пока погуляв на чужом празднике жизни, небогатая команда Kaupo через тихий океан отправляется к рифовому островку Тено Рифо, где все еще иногда пыхтит вулкан Тейде. Правда сейчас вулкан спит, но рядом латвийский пароход, и снова торжественные встречи и халявное пополнение запасов провизии и солярки. Еду экипаж Kaupo принимает с особой благодарностью, впереди красивейшие необитаемые острова Сан-Педро, и Сан-Пауло.
Обитаемые острова.
Острова обозначенные на картах как необитаемые просто наводнены яхтсменами-робинзонами. Здесь же испанская биологическая станция изучающая жителей моря. А заниматься здесь исследовательской работой одно удовольствие. Коралловые пляжи, безумно красивые рыбы, огромные (более шести метров) травоядные акулы.
-- Первое знакомство было довольно жутким, -- рассказывает Игорь Пименов. -- Купаюсь, никого не трогаю. Вдруг вижу, несется на меня три гигантских плавника, а я достаточно далеко от берега. В принципе, я уже знал что местные акулы травоядны, но кто их знает, чего у этих страшил на уме. Пронеслись мимо меня, огромные, страшные… Ну думаю приплыли. Они то мне может и не хотят вреда, но страшно ведь, да и когда глядишь на эти «торпеды», не определить точно это травоядные акулы, или их родичи мясоеды. Недолго они меня пугали, приплыли дельфины, прогнали акул. Мне даже показалось, что дельфины специально из-за меня туда приплыли. Очень уж они с людьми играться любят.
Южная Америка -- родина штормов
Следующей остановкой стал порт Ресифи. Экипажу Kaupo эта стоянка запомнилась десятидневной медицинской проверкой. Больных моряков в Бразилию не пускают. Но наши «аргонавты» оказались здоровы. Через две недели их встретил волшебный Рио де Жанейро. Эх, знал Остап Бендер куда стремиться. Средневековые здания соседствуют с суперсовременными небоскребами, мягкий климат, бразильские мачо в белых парусиновых штанах. Красота. Целый месяц волшебный город карнавалов не отпускал от себя наш славный экипаж. Впрочем, основные приключения впереди. Следующая цель Мыс Горн -- отец вдов, могила мореплавателей. Не сразу, ох не сразу пропустила Kaupo родина штормов. На подходе к мысу Горн сломалась мачта. А впрочем, мы уже описывали это событие. С новой мачтой, без парусов, на тихом ходу обогнул Kaupo южную Америку. Во время путешествия через Магеланов пролив разыгрались привычные для этих широт сильные ветра. И опять потери: лопается ромб-ванта крепящая новую мачту. До берега пятьдесят миль, это часов 10. Команда уже привыкшая к штормам, даже и не думает паниковать. Берег, замена ванты, и снова в путь.
Атлантические красоты
Красоты путешествия сполна искупили проблемы. Взять те же чилийские, ледяные фиорды. За сотни тысяч лет водопады замерзли, превратившись в застывшие статуи голубого льда. Снежные вершины гор смотрят чуть-чуть свысока, а температура не так уж и холодна, каких-то 7-10 градусов зимой. Многие яхтсмены по году живут в этой ледяной сказке.
Потом Галапогосы, с тихими мирными аборигенами, с яркими крикливыми туристами, и огромными черепахами. Калифорния, тихий, военный городок Сан-Диего. Жизнелюбивые американцы постоянно бегают трусцой. Наши путешественники проводят здесь около месяца. Погода сказочная. Здесь так все время -- зимой и летом от 22 до 25 градусов. Покидать этот рай, совершенно не хочется.
После, две недели океанского плавания и блаженные Гаваи. Правда, обитатели не на шутку встревожены, можно сказать в панике -- в это время (11 сентября) арабские террористы штурмуют Нью-Йоркский торговый центр. У хозяев острова истерика. В военном корабельном музее кока Светлану Тимофееву не пускают на борт исторического линкора Миссури. Виной маленькая сумочка, которую Светлана выворачивает перед служителями. Оставить сумочку нельзя, не у кого, взять с собой тоже нельзя. А вдруг в сумочке бомба? От просмотра кораблей Светлане приходится отказаться.
Далее по курсу Соломоновы острова и архипелаг Кирибати. На архипелаге настоящая экзотика. Соломенные хижины без стен, туземцы спящие на глиняном полу. Фрукты необычайно дешевы. Впереди Торресов пролив. Еще одно серьезное испытание для яхтсменов.
С тремя компасами и карманным прибором спутникового наведения GPS, команда прошла самые опасные места мира: мыс Горн, мыс доброй надежды, и Торресов пролив. Сотни тысяч моряцких жизней забрали океаны в этих местах. Поэтому и существует древний морской обычай: те, кто проходят этим путем цепляют себе в левое ухо золотое кольцо. Войдя в австралийский порт Кейптаун Светлана Тимофеева так и поступает. Мужчины на такой шаг не решаются, не поймет молодежь значения этих сережек. О традиции никто не знает, а голубых знают все.
Далее четыре месяца ремонта в Австралии, и долгое путешествие через индийский океан и африканские берега. Два с половиной года провели в морях отважные моряки, прежде чем смогли вернуться домой. И что же их здесь ждет?
Надежнее всего матросу Юрию Петрову. Его золотые руки и профессия сварщика, не дадут Юре умереть с голоду. Игорь Пименов по профессии метеоролог, надеется устроиться в гидрометцентр. Супруги Александр Попов и Светлана Тимофеева, ученые химики, очень надеются на то что Саласпилский химинститут возьмет их на работу. А капитан Валдис Грененбергс-Гринбергс устроиться и не надеется. Он пенсионер. Кроме всего прочего у него большие проблемы с сердцем. Но он надеется успеть до смерти починить Kaupo, и сплавать на нем … в Антарктиду.
-- Жить осталось мало, -- Говорит отважный капитан, -- и прожить надо достойно.