Так, что там у нас? А, ну да... После яркоосвещенного шлюза ночь кажется еще темней. Наши баржи лезут с судового хода влево, на рейд, а ощущение такое, что прям в кусты какие-то. Дошли до третьего шлюза и справа по ходу встали за причальную стенку. Стенка удобная, с обратной стороны есть пирсы для отстоя маленьких лодок (863,5 км.,) стоим долго, около часа, даже успеваем по-очереди подремать, у стенки два сухогруза, их пропускают еще через двадцать минут, и начинают запускать нас. Вылезшие из кустов наши баржи бойко залезают в шлюз, за ними мы. За нами к стенке подходит сухогруз "Чимкент", то же такой же антиквариат как и "Кизляр". Залезли в шлюз (N60.56; E036.38), пришвартовались... и ... "Стоим, ребятки... ждем встречное шлюзование..." В рот им всем компот... По три локатора на каждом, а ночью ходить толком не умеют... (это я так, в сердцах...). Пошли спать по очереди. Вот, наконец, из четвертого начинают вылезать встречные, нас шлюзуют и в 5-17 мы выходим из шлюза №3. Шлюз 4 и 5 я проспал, так как была моя очередь отдыхать. Ребята справились отлично даже вдвоем. Из пятого мы вышли в 7-00, рассвело.
Еще час пути и мы на шестом шлюзе (N60.54; E036.45). В шлюзе по корме - цепь уловитель, по этому, если назначили крайний рым, надо смотреть, что бы не зацепить ее. В 8-56 мы выходим из шлюза. Все, каскад пройден. Идем по Вытегре вверх. Надо сказать, обстановка расставлена очень плохо. Ночью многие огни не работают, бакены не на своих местах, вдоль берега торчат какие-то палки, кусты - типа вех, с намотанными на них сверху белыми полиэтиленовыми пакетами. Что они обозначают мы не поняли. Река достаточно узкая и извилистая. Лучше предупреждать о подходе к тому или инному колену или повороту. Через некоторое время в эфир выходит переправа Волков-мост (844,3 км), и договаривается с Волгонефтью, ломанувшей вперед о разведении переправы. Интересуется у ней, кто идет следом. Волгонефть все честно рассказала... Мы идем за РТ-89. До переправы минут сорок. "Волков-мост" начинает вызывать РТ. Молчит. Вызвали нас, мы сказали что идем за ним и где идем, запросили РТ на 5-м. -молчит. Запросили на 3-м. молчит, но отозвался на 5-м. Наверное, забыл после шлюза на 5-й канал перейти. Бывает. Ночное шлюзование вымотало не только нас. Проходим "Волков-мост". Кстати, с левого берега после переправы, на 843,8 км., в устье р. Колоручей, есть причал с колонкой питьевой воды, ну по крайней мере, раньше был. Тащимся за РТ. Двигатель одумался и стал исправно работать, Хотя масло доливать,- доливали. В 11-33 прошли устье реки Ковжа, (N60.46; E037.06; 829 км). Там можно заправиться, ибо, как правило, там всегда толкется две-три баржи или буксира, которые не проч поделиться излишками разных нужных жидкостей
. В 11-40 запросил следующую переправу- "Аннецкий мост", "Подходите, откроем" Вылез, озабоченый отсутствием некоторых продуктов кок. Запрашиваю разпешение о подходе к пассажирскому причалу, пря за мостом. Можно. В 12-40 проходим "Аннецкий мост" (N60.44; E037.07; 823,6 км.) и встаем по правому берегу к старому пассажирскомупричалу. Надобность в нем отпала после возведения моста, но причал удобный, до магазина, в горку метров двести, там же есть помойка. И тем и тем мы с удовольствием воспользовались. Выбор товаров в магазине не впечатляет, но все, что надо впринципе есть. Есть там, кстати, еще один магазин, надо переехать через мост, (на машине пять минут) работает по субботам до 10 или 11 часов. Справились про воду. Вода есть, выше, на пригорке, колонка, но плохая-"железная". Воду от греха, набирать не стали. В магазине увидел газеты! Ну, вот, хоть какие новости узнать... "Газетки то, свежие, бабАнька...?" "Ой свежие, милок, свежие, мягкие...
хорошие газеты...", На здачу взял штук пять. Ну и пусть, Вологодские вести, посмотрим, чего у людей хорошего, а то все книжки перечитали, даже коментарии к МППСС-72... с примерами столкновений (Серега после них спать не мог два дня.) Идем дальше, река-жуть, палки коряги, ветки торчат, пни плавают... Берега -укреплены камнем. За кромку хода выходить не рекомендуется - мелко. Так, что там у нас в прессе?
-Так, экипаж, что бы вы у меня совсем не одичали, буду вам последние известия, подчерпнутые мною из свежих газет, вещать...
-Давай... вещай...
-Итак-открываю первую газету- "На всей территории ленинградской области установилась аномальная жара..."-Мы не сговариваясь уставились в иллюминатор, по которому вниз стекали слезинки моросяшего дождя и поплотней застегнули куртки. Температура была градусов 15. Ну, может и жара... "В вологодской области наблюдается хороший всход злаковых..."
-Какой всход? Сентябрь на дворе, их убирать уже надо...
Смотрю на дату 12... июня... 2006 года.
- Мда...
- Свежие, говоришь...
- Ага, и мягкие...
- Вот, счастливые люди, нахрен новостей не надо... Завидую.
- Ладно, давай их сюда- Серега забирает у меня пачку газет, вычленяет кроссворды, анекдоты и прочую полезность,- На скатерти пойдет... или еще на что, вещь в хозяйстве нужная. (потом и прям пригодилось, мы протирали ими стекло от тумана. После газеты туман, почему-то не ложится на стекло часа полтора.)
Пообедали (на "свежей" скатерти). Хорошо. Перефразируя Макаревича "...но лодка идет, бутыль опустела, и тянет поговорить..." Разговариваем обо всем подряд, и еще не разу не повторялась тема, вроде за такое время можно уже было обо всем поговорить, а-н нет... Нет, класный у нас экипаж... Вот некоторые говорят, что через пять дней обязательно начинают грызться... Мы в "море" уже девять, и даже ни намека... Проводя время в таких думах я изучал карту Белого Озера, следующего крупного водохранилища, где можно хватить лиха на нашей барже. На встречу попался состав. ОТ толкал здоровенный морской сухогруз. Сухогруз был недостроен, это был только корпус, но высотой верхней палубы он доходил до самой рубки ОТ. Впечатляет. Из-за поворота вылезает буксир типа РТ и вытягивает в поворот здоровенный новый корпус с бульбом, торчащим из воды почти на половину, пером руля и винтом... Начались пороги, скорость чуть упала. Время 15-12, 801,5 км. Ну-ка, где оно...? О! Вот, надо же, стоит еще... проходим дерево-раскоряку - приметный пункт на правом берегу, против устья реки Ярбозерка, после него Волго-Балтийский канал идет по реке Ковжа. Дерево упоминается еще в лоциях от 1955 года... Стоит, не засохло... Это хорошо. В 16-32 проходим устье реки с забавным названием Хахобойка (790,3 км.) и перехватываем прогноз погоды на Белое Озеро. Прогноз такой- Ветер Ю-ЮВ, 8-11 м/с. высота волны 0,5-0,8... Пойдет.
В 18-55 подошли к разливу, места опять пошли тоскливые, как в онежском канале, но по-шире... Воду много, а идти особо некуда-кругом затопленный лес. Налететь на мореное дерево по последствиям ничем не лучше, чем на металлическую или бетонную сваю. Идем строго по судовому ходу.
На встречу попадается большой пассажирский теплоход.
-Теплоход...-Бирючкам, прогнозик рейсовый подскажите, пожалуйста...
-Сейчас... сейчас... А! Вот он... пишите?
-Да.
Прогноз оказался как мы и слышали.
-А фактиеская погода как там?
-НУ... метра полтора...
, Но у вас, вроде мореходная лодка, то...
-ДААА! волна 0,8 для нее фигня! Но вот 0,9 ее убьет...
-Ну, тогда лиха можете хватить...
На палубе ходят веселые туристы, машут нам руками, фотографируют. Мы машем в ответ.
Стали готовиться к выходу в озеро. Закрепили все по штормовому, убрали посуду, я убрал лишние карты и штурманский инструмент, проверил настройку компасов в GPS, скорректировал поправки... А то как в прошлый раз, поправку не внес-к Белозерску, вместо Шексны приплыли... Но сейчас, вроде все в порядке. Вадим приготовил самый необходимый инструмент, остальной убрал. Серега приготовил сухой паек - печение и тушенку. Проверили бензогенератор, двигатель, затянули набивку... Так, вроде все...
В 19-26 я под снял координаты Белозерского канала (N60.15; E037.14, 765 км.)
В 19-54 выходим из р. Ковжа в Белое Озеро (N60.14; E037.18). Нас догоняет караван судов, идущих снизу, за нами идет "Чимкент". Запрашиваем "Белозерск-3" (5-й канал, диспетчер порта Белозерск, регулирующий движение судов по Белому Озеру) и пытаемся сообщить о том, что мы вышли в озеро. Он нас не слышит, далековато. "Чимкент" ретранслирует нашу передачу. Диспетчер спрашивает кто мы, рыбачек? Странно, как они об этом догадываются, по слабой радиостанции, локатору, или сообщает кто. Сколько раз ни выходили оттуда, каждый раз нас безошибочно определяли как "рыбачка". Спрашивает о разрешенной волне. Отвечаем что 1,2 м. проектная 2,0. "Сойдет, идите, докладывайтесь по-чаще...". Идем. Уж если здесь, вернуться в канал придется, это уж совсем, позор джунглям будет... здесь и волны то больше 1,5 м не бывает... Оказалось, что бывает... Нас обогнал караван Волгонефтей и сухогрузов. Некоторое время их кормовые огни были видны на горизонте и помогали мне ориентироваться. Как только вышли в открытое озеро, прошли буй №1 (N60.13; E037.19) и легли на курс 115,5 градусов, получили не очень высокую волну в 0,8 метра в правую скулу. Покачивает, но идем уверенно, 7,5 км/ч., с такой скоростью часам к 3-00 должны быть в Шексне, только уж очень уж лодку сильно сносит, она рыскает и издает страшные звуки. Курс держим по GPS - 115 град., как и положено, а нос направлен по курсу 155 град. Такой снос учитывать сложно. Хотя здесь и точно по прямой, приходится по-чаще определяться. Вадим пошел спать, мы с Серегой на вахте. Стемнело. Засветились буи. Их там всего-то штук 12. Вон наш второй буй (N60.12; E037.24), черт, снесло хрен-куда. Время 20-50. Перекусили печеньем и холодным чаем. 21-30, буй №3 (N60.11; E037.04). Примерно в 22-00 на "курсовом" 20, то есть 20 градусов справа по носу, а не по курсу, открываются навигационные огни грузового района Нижняя Мондома. Вот буй № 4 (N60.10; E037.04). Ветер и волнение усиливается, это уже никак не 0,8. Хотя в темноте определить сложно, но 1,0-1,2 есть точно. Ходить становится затруднительно, приходится держаться за что-нибудь. 22-43. Буй№5 (N60.09; E037.44), так, полпути... На встречу идут грузовые и пассажирские суда. Открылся маяк Липин Бор и огни порта Белозерск. Хорошо хоть видимость хорошая, в прошлом году мы здесь в такое "молоко" попали... В 23-15 прошли буй№6 (N60.07; E037.44). Мотает нещадно, волна, похоже 1,5 - 1,7 в кладовке гремят падающие продукты, стоя работать с картой невозможно, работаю на коленке, сидеть на стуле за штурвалом то же нельзя, с люков трюмов слетают доски... Корпус трещит и стонет... Крен доходит до 35 градусов. Твою мать... Поймать бы этого конструктора который ей с таким слабым набором, два метра напроэктировал, и сюда бы его... 23-44 Должен открыться седьмой буй. Но его нет. Может не горит, может я его проглядел в волнах. В 20-00 услышали переговоры судов, обогнавшего нас каравана с Белозерск-3. Они вставали на рейд перед входом в Шексну, так как в такой ветер и в темноте зайти через бар в реку им очень сложно. А мы то как заходить в такой ветер будем, интересно..., на рейде в такой ветер нам не "светит", точно рехнемся...
- Бирючки - Белозерск-3...
- На приеме...
- Вы как там? Где сейчас?
- К восьмому бую подходим, мотает однако...
- Да, 1,2-1,5 передали... У вас все нормально?
- Да, держимся.
- Ну, давайте, удачи.
- Спасибо...
Вадима решили не будить, дальше сложный судовой ход по шексне.
20-25, вижу буй, по расчетам -восьмой, "Серега, давай к бую, надо определиться поточней..." С трудом подходим к бую, не задавить бы его, буй мотает на все 50 градусов. Так и есть, буй №8 (N60.06; E037.49), от него в хорошую погоду видны огни входного створа... Ага, вот и он... Сильно снесло к Востоку... Определяюсь и корректирую курс.
Время 01-06, 13.09., Проходим буй № 9 (N60.05; E037.54), видим справа от входа в Шексну, огни судов, стоящих на рейде. Волна уменьшается, но не сильно. Сносит по прежнему, дойти до буев, которые кажутся совсем рядом, и попасть в их створ, очень тяжело. Начинает сказываться усталость. В 02-27 проходим ворота буев №1/№2. Все, это вход в Шексну. Докладываю Белозерск-3 о том, что мы вышли с озера и время этого славного события. Однако расслабляться пока рано, надо еще пройти барр. На мелководье волна по высоте меньше 0,5-0,8, нас от ветра закрывают берега, но "злее", она короткая и стоячая, судно неприятно ею бьет. Постоянно приходится бороться со сносом, что бы удержать створ и не вылезти за кромку хода. Но деться некуда, надо заходить.