Наблюдаемый вами эффект противоречит физике, поэтому ради установления истины попробуем разобраться, чем он на самом деле вызван.
ИМХО чем угодно, но не стоимостью прибора.
Начнем с инструкций. Я навскидку загрузил 3 инструкции к самым дешевым Гармину,. Хамминбёрду и Лоуренсу и не нашел там той приписки мелким шрифтом о который вы пишете.
Будет лучше если Вы укажете ссылку на оригинал. Еще лучше на английский, т.к. в переводе смысл мог исказиться до неузнаваемости. Все, что я знаю о гидроакустике не позволило бы мне написать "показания эхолота могут не соответствовать фактической ситуации". Самое большое что может случиться - показания пропадут вообще, что и случалось в Вашем случае... но никак не изменятся.
Можно порассуждать, что имелось в виду... Рискну предположить следующее: пока показания отобразились на экране и судоводитель среагировал на них, лодка прошла уже приличное расстояние, и фактически под килем уже камни..., поэтому на большой скорости показаниями эхолота нельзя руководствоваться для безопасной навигации. Собственно это и написано в руководстве к "Пиранье":
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]WARNING![/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]This device should not be used as a navigational aid to prevent collision, grounding, boat damage, or personal injury. When the boa[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]t is moving, water[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]depth may change too quickly to allow time for you to react. Always operate the boat at very slow speeds if you suspect shallow[/font]
[font="arial, helvetica, sans-serif;"]water or submerged objects[/font]
По сути это то же стандартное предупреждение об осторожности и недопустимости доверия к лишь одному навигационному прибору, которые пишут изготовители всех без исключения морских гаджетов, от радаров до софта. Ничего нового.
К тому же если бы производители действительно могли предлагать более дорогостоящие решения для больших скоростей - они бы давали спецификацию - для какой скорости тот или иной датчик, и поясняли бы что считать высокой скоростью. Такого я нигде не встречал.
Дальше в инструкции довольно много написано про возможное уменьшение чувствительности, максимальной глубины, и даже пропадание сигнала на больших скоростях и как с этим бороться, путем избежания аэрации датчика, правильном угле установки с учетом ходового дифферента, но ни слова про возможное искажение показаний глубины: для него просто нет физических причин.
На самом деле одна причина есть - при неустойчивом, сбойном приеме сигнала вы можете принять дважды отраженный эхо-сигнал вместо основного и прибор покажет удвоенную глубину, но это настолько кратковременно и неустойчиво (визуально выглядит как "прыгающие" показания), что не заслуживает обсуждения.
Теперь про наблюдаемые вами эффекты.
Рискну предположить что то, что Вы относите к стоимости приборов, на деле вызвано аэрацией датчиков на больших скоростях на маленьких лодках.
Вот кстати про алюминиевые корпуса пишет Лоуренс:
ПРИМЕЧАНИЕ
Некоторые алюминиевые лодки с поясом наружной обшивки или ребрами снаружи корпуса производят на больших скоростях сильную турбулентность.
Обычно на таких лодках стоит большой внешний мотор,
допускающий движение со скоростью более 35 миль в час
Вот это - правдоподобно коррелируется с тем что Вы наблюдали.
Вероятно и на больших лодках дело было не в дороговизне эхолотов, а в установке датчиков в менее возмущенном потоке воды.
На "надувнухе" если ее заставить двигаться 30 км/ч будет конечно сильная турбулентность из-за неидеальной гидродинамически формы корпуса. Найти место для комфортной работы датчика на ней вряд ли возможно.
Я, помимо прочего, катался на 40 км/ч даже с "впередсмотрящим" "Эхопилотом - бронзой". Уж на что капризный прибор, но сказать чтобы на этой скорости он был капризнее чем на малой - никак не могу. Пока датчик в воде, а не в пене - все работает точно так же.
Ультразвук - он бежит по воде полтора километра в секунду, независимо от того излучили его при 5 км/ч или при 50 км/ч. Датчик - это лишь керамическая таблетка, залитая в пластик более или менее модной формы. Если он в сплошных воздушных пузырях то никакая электроника не извлечет из нее полезный сигнал.
А если конструкция судна не позволяет обеспечить приемлемое обтекание датчика на больших скоростях - значит надо не рассчитывать на эхолот или... сбавить скорость.
Еще производители эхолотов пишут про электрические помехи и нестабильность питающего напряжения на высоких оборотах моторов. Скорее всего - чушь, но некоторое влияние тоже может оказать.
Как-то так...
Сообщение отредактировал Sunny: 02 июня 2014 - 15:07