Перейти к содержимому

О концепции походного катамарана "Арктика"


Сообщений в теме: 9

#1 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 24 апреля 2023 - 20:10

Идея постройки большого катамарана у меня возникла довольно давно, примерно в 2010-2011 годах. Но на тот момент не было места, времени и много чего остального для начала реализации проекта по строительству катамарана. Этот вопрос было решено отложить до лучших времён, а пока заниматься постепенной модернизацией имеющейся лодки (https://forum.katera...nogo-albatrosa/). У меня было понимание того, что, многократная модернизация имеющейся лодки всё равно не позволит сделать из неё полноценное обитаемое судно с достаточным уровнем комфорта, позволяющее совершать 2-3 суточные автономные переходы. Более того, постоянная модернизация обходится значительно дороже, чем строить лодку с нуля. Несмотря на то, что постоянные усовершенствования имеющегося катамарана, на самом деле, только оттягивают время для постройки новой лодки, тем не менее, есть другая положительная сторона медали – можно потренироваться “на маленьком” и наработать необходимый опыт для постройки более большого судна. Так или иначе, решение о постройке большой лодки мной было принято ещё в 2011 году, но взялся я за неё в начале 2016 года. Примечательно, что закончил я заниматься модернизацией старого катамарана только в 2020 году. Итак, когда появилось место для стройки лодки (а для этого пришлось построить мастерскую-сарай с нуля), я стал думать над концепцией новой лодки. Началось всё с целей и задач, для которого нужно было сделать обоснование строительства. Кратко требования к новой лодке я сформулировал так:​
 
- сравнительно большая мореходность для каботажного плавания с возможностью пересечения открытых участков до 500км в ветер до 10-12 м/с.
 

- автономная обитаемость экипажа на судне не менее трёх суток, которая подразумевает наличие не менее шести (а лучше восьми) спальных мест на борту

- возможность полноценного обогрева каюты и кают-компании

- возможность приготовления горячей пищи на борту

 

- автономность плавания 1,5 мес., которая подразумевает запас топлива на прохождение минимум 2000-2500 км на моторе и провизии на 8 человек.

- разборность, которая позволяет транспортировать судно авто, жд и авиатранспортом

 

Очевидно, что выставленные мной требования на лодке размерами меньше 9х4 м реализовать невозможно. Стало ясно, что лодка должна иметь длину не менее 9м, что неизбежно влечёт за собой вес судна не менее тонны. Чтобы не изобретать велосипед, я стал смотреть на имеющиеся модели, которые могли бы удовлетворить выставленным выше требованиям. Под них подпадает несколько имеющихся вариантов среди “надувастиков”, которые хорошо себя зарекомендовали. Первый вариант - это лодки Ю. Яковлева. Лодки большие, жёсткие, надёжные. Но у них есть очень большой минус – заточены они под гонки и сделать из подобной конструкции обитаемую лодку практически невозможно. Второй вариант – это лодка по подобию СП 50 (Лютый). Она представляет собой большой Альбатрос. Как вариант, можно было бы попробовать масштабировать его. При более детальном анализе этот вариант быстро был снят с рассмотрения, т.к. масштабирование лодки возможно только в определённых пределах. С увеличением размеров существенно растут нагрузки в узлах и на балках, поэтому необходимо менять полностью конструктив. На мой взгляд длина 7-7,5 м составляет предел для масштабированных “Альбатросов”. Можно конечно продолжать масштабировать и дальше, делая лодку больших размеров, но имеется достаточно много примеров, которые ярко демонстрируют, что увеличение размеров судна по принципу “альбатросовского масштабирования” приводит к тому, что вся конструкция начинает рассыпаться задолго до того, когда корабль разменяет первую тысячу километров. В особых случаях бездумного и безграмотного масштабирования, необратимые повреждения наблюдались сразу же на первом переходе (яркий пример К-42).

 Стало понятно, что если строить катамаран больших размеров, то без ферменной конструкции не обойтись. Был ещё вариант, который я рассматривал с точки зрения “масштабирования” – это попробовать масштабировать Гандвик. Данный катамаран является вполне удачной конструкцией для своих измерений. Однако, Гандвик – это, по сути, масштабированный Тайфун, и его размеры в 8х3 м, по всей видимости, являются предельными для такой конструкции. Помимо всего этого, Гандвик также не удовлетворяет тем требованиям, которые я обозначил выше. Другой уровень мореходности и комфорта наблюдается на лодке А. Беликова и Д. Козлова, это тримаран “Попандопола”. Пола – конструкция более, чем удачная. И на момент постройки (1993 год) по моему мнению - это была лучшая “экспедиционная” лодка из всех надувастиков. Об этом также свидетельствует то количество походов, которые прошёл тримаран. Поломки были минимальны. Однако, грузоподъёмность тримарана по сравнению с катамараном в 1,5 раза меньше (если конечно тримарана не используется в режиме плота). Кроме того, тримаран всегда имеет крен, что мне лично не очень нравится. Ну и последнее – “Пола” является лодкой на четыре человека, что также не удовлетворяет выше-обозначенным требованиям. Очень надёжные лодки проектировал и изготавливал В. Гуськов. Но тримараны “Корсар” предусматривают только голый трамплин (http://parusanarod.r...uskov/index.htm). Такой вариант для меня лично не походит. Проведя краткий анализ, я заключил, что на этом на момент 2016 года список больших “крейсерских” надувастиков практически полностью исчерпывался.

Из имеющихся готовых решений, которые хорошо себя зарекомендовали, оставался последний вариант – это Котоярви, сконструированный И. Лукомским. Поскольку я имел опыт хождения на СП50, Вайгаче (Гандвик), а также Котоярви, и мог их сравнить, у меня были определённые представления о том, что я хочу от крейсерского большого катамарана. Обитаемость и комфорт Котоярви (даже в варианте 2010 года) на две головы превосходила две предыдущие лодки, на которых мне удалось походить. У меня было два варианта – это либо городить что-то своё с нуля, либо воспользоваться проверенной надёжной конструкцией. Нетрудно догадаться, что под сформулированные мной требования к судну, наилучшим образом подходит катамаран Котоярви. После долгих размышлений между разработкой лодки с нуля или использовании готового концепта было решено, что не стоит изобретать велосипед, а стоит взять за основу проверенную надёжную лодку и доработать её под свои цели и задачи. Отсюда и родилась концепция новой лодки – это будет конструктивная схема типа “Котоярви”, но в глубоко-модернизированном виде. Решение было принято, оставалось только построить. Так родилась концепция лодки "Арктика" - https://forum.katera...ivam-kotoiarvi/
 
Здесь можно обсудить более подробно идеи концепции, её плюсы и минусы, а также, чего стоит добавить/убрать.

Сообщение отредактировал kirjala: 24 апреля 2023 - 20:19

  • 1

#2 Бер

Бер

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 524 сообщений
  • Из:Рязань
  • Судно: Парусный катамаран
  • Название: Гранма

Отправлено 24 апреля 2023 - 22:28

Когда парус то будет?


  • 0

#3 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 24 апреля 2023 - 22:38

Когда парус то будет?

 

Как встанет такая задача.


  • 0

#4 Папик

Папик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 874 сообщений
  • Из:Можайск

Отправлено 25 апреля 2023 - 00:57

какая то идея фикс 

больше и еще больше 

куда дальше ? 

волго-дон ? БЖП ? 


  • 0

#5 Cергей Макаров

Cергей Макаров

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 521 сообщений
  • Из:Рыбинск
  • Судно: Рикошет-550
  • Название: Зефир

Отправлено 25 апреля 2023 - 03:32

А вот интересно, у вас есть 8 человек, готовых на 1,5 месяца  всем вместе бросить все и пойти в поход на большом надувном катамаране, пусть и со всеми удобствами?


  • 0

#6 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 25 апреля 2023 - 08:15

А вот интересно, у вас есть 8 человек, готовых на 1,5 месяца всем вместе бросить все и пойти в поход на большом надувном катамаране, пусть и со всеми удобствами?


На этом судне пока ходили на месяц. Если будет Дальний Восток - то это 1.5 мес.
  • 0

#7 Просто Турист

Просто Турист

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 107 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: Катамаран Альбатрос
  • Название: Непорочное зачатие

Отправлено 25 апреля 2023 - 14:10

Я был одним из первых кто узнал о планах строительства большой лодки по мотивам Котоярви . И моя реакция была такая почти дословно " ...дурак зачем тебе это надо , такую лодку построить равносильно тому что ребенка родить , вырастить , воспитать и выучить и ТД и ТП в том же плане .
Но Литвинов не внял моим советам и практически на моих глазах строился этот катамаран . При первом спуске на воду я не присутствовал потому что улетел на Дальний Восток , но судя по фото это наверно самый комфортный в мире туристический разборный катамаран . Будем надеяться что скоро он станет парусным и покажет себя во всей красе .Особых проблем с установкой и парусного вооружения на него не будет , ведь в процессе проектирования и строительства он был заточен под это .
Только вот жалко что многие коллеги до сих пор не понимают что такое парусный надувной катамаран и чем он отличается от всех остальных на него похожих и почему такие элементарные вещи Вячеслав Симонов не может объяснить своему местному коллеге .
)))
  • 0

#8 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 26 апреля 2023 - 19:02

какая то идея фикс
больше и еще больше
куда дальше ?
волго-дон ? БЖП ?

Папик, в чём фикс? И причём БЖП? Нам тут БЖПшники говорят, что у них проблемы с авиаперевозкой.
  • 0

#9 Папик

Папик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 874 сообщений
  • Из:Можайск

Отправлено 26 апреля 2023 - 19:10

Папик, в чём фикс? И причём БЖП? Нам тут БЖПшники говорят, что у них проблемы с авиаперевозкой.

фикс в гигантомании и социофобии 

вон Конюхов никого же за собой не тянул 


  • 0

#10 Гость_kirjala_*

Гость_kirjala_*
  • *******

Отправлено 26 апреля 2023 - 19:12

фикс в гигантомании и социофобии
вон Конюхов никого же за собой не тянул


Куда мне до Конюхова, мне такой отпуск не дают. Гигантомании никакой нет, наоборот я стараюсь отталкиваться от минимализма и брать только самое необходимое.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей