Перейти к содержимому





Фотография - - - - -

Гафельный шверц-кэт

Автор: Danev , 09 сентября 2019 · 108 просмотров

парус надувнушка шверцы
Гафельный шверц-кэт Н.Н.Эльманович
Гафельный шверц-кэт

Сделать из надувной лодки (НЛ) со съёмными жёсткими сланями и передвижными банками «Гафельный шверц-кэт» (ГШК) достаточно просто. На основе, например, «Парусного вооружения к прогулочным лодкам типа «Романтика» и «Романтика-2», ОКП 74.4365.0009» Здесь описана конструкция и технология изготовления дополнительных к штатным деталей и узлов ГШК с перечнем необходимых материалов.
Внимательно изучив приводимый текст с прилагаемыми фотографиями, вы поймете, что предложенный вариант конструкции достаточно просто адаптировать к другим наборам парусного вооружения для маломерных плавсредств.
1. Несколько предварительных замечаний
1.1. Поскольку в штатном «Руководстве» достаточно подробно описан комплект и технология сборки парусного вооружения, я счёл возможным подробно описать только то, что внесено снова. При ссылке в тексте на штатный вариант в скобках приводится запись в виде (Рис...., поз....). При описании предлагаемой конструкции на фотографиях позиции деталей и узлов обозначены например так: (#4-2), где 4 – номер фотографии, 2 – номер позиции.
1.2. При описании новых деталей и узлов кроме необходимых материалов и нормального крепежа приводится технология их изготовления, сборки и установки на корпусе НЛ.

2.Перечень материалов, новых деталей и узлов.
2.1. Щелевые пластиковые накладки (#3-5) – 4 штуки.
2.2. Пластиковые накладки для ликпаза (#5-1) – 2 штуки.
2.3. Дюралевый уголковый профиль 25х25х1,5-2 длиною ~1.5 м, 1 шт., – для шверцовой поперечины (#2-3).
2.4. Такой же профиль длиной 2,25 м – для изготовления двух кронштейнов (#2-1).
2.5. Прочная и влагостойкая пластиковая пластина толщиной 3-4 мм для изготовления усиливающих прокладок, наклеиваемых с обеих сторон сланей в местах установки кронштейнов (#2-5), уголкового степса (#2-7) и рым-гайки (#7-3).
2.6. Уголковый дюралевый профиль 40х40х4 длиною 75-100 мм – для изготовления степса (2-6).
2.7. Лист фанеры толщиной 12-15 мм, шириною (#5-Е), равной длине штатных съёмных банок НЛ (#3-3) и длиной 450 мм, – для изготовления кормовой банки (#5,4-1).
2.8. Дюралевый лист (АМг, АМц, Д16) ~ 400х150х1-1,5 (мм) для изготовления кронштейна (#4-3) крепления кормовой банки (#4-1) на поперечине (#4-7) транцевого устройства (#4-9).
2.9. Штатные кронштейны (рис.5,поз.15 ; 2-2 ).
2.10.Дюралевая труба (#3-2) взамен штатной штанги (рис.5.поз.14). При необходимости её увеличения. Длина определяется при накачанном носовом баллоне такой, чтобы шверцы (#3-1) в любом положении не касались баллона лодки
2.11.Ручка управления шверцами (#3-4). Крепится на штанге клеммовым соединением любой конструкции.
2.12.Рым-гайка (#7-2) взамен штатного рым-болта (рис.1, поз.22) с соответствующим винтом впотай.
Винт при установке рым-гайки ставить на клей.
3. Технология изготовления новых деталей и узлов.
3.1. Конструкция кронштейна(#2-1) может быть любой, но при этом:
– его полка (#2-В) должна иметь длину не менее 200 мм;
– должна обеспечиваться жёсткая связь шверцевой поперечины (#2-3) с носовой сланью (#2-9), что достигается винтовыми соединениями: (#2-4) – винты с цилиндрической головкой М5 и (#2-8) впотай с соответствующими гайками.
На кронштейнах заранее устанавливаются и закрепляются винтами с цилиндрической головкой и гайками М4 (#2-10) штатные кронштейны (рис.5, поз.15; 2-2),как это показано на фото 2. Размер (#2-А) равен сумме размеров: диаметра бортовых баллонов НЛ, установочного размера штатного кронштейна (#2-2); ширины полки шверцевой поперечены (#2-3) за вычетом толщины усиливающих прокладок (#2-5) и толщины носовой слани (#2-9). Определите по месту.
3.2. Общий вид кормовой банки (#4-1) показан на фото 5 с тыльной стороны, где установлены ликпаз-накладки (#5-1). Размеры L и Е должны быть точно равны размерам штатной банки НЛ.
Установить и закрепить шурупами ликпаз-накладки. Установить кормовую банку, надвинув её ликпазы на ликтросы (#7-4) НЛ. Установить транцевое устройство (#4-9). Накачать кормовой баллон НЛ. Придвинуть кормовую банку вплотную к кормовому баллону.
3.3. Изготовить проволочный профиль листового кронштейна (#4-3) кормовой банки. Для этого продеть под поперечину (#4-7) транцевого устройства алюминиевый или медный трёхжильный плоский кабель сечением 2,5 мм2 и длиною около 500 мм и изогнуть его крючком на 180 градусов (#6-С). Подложив под него полоску пластикового коврика толщиной 5 мм, обогнуть кормовой баллон (#6-D) и просунуть кабель под кормовую банку, изогнув его под ней до соприкосновения с тыльной стороной на длину 150 мм. По этому проволочному шаблону измерить длину дюралевой пластины и произвести её гибку. Фото-эпюр кронштейна (#4-3) показан на ф. 6.
Технология получения профиля из листового материала гибкой хорошо описана в интернете. Рекомендую гибку по диаметру (#6-D) осуществить на подлокотнике кресла или дивана, обернув его пенополиуретановым ковриком толщиною не менее 50 мм.

3.4. Приклеить на огибающую баллон часть кронштейна предохранительную прокладку (#6; 4-4) из пенополиуретана толщиной 5 мм.
- Установить кронштейн на кормовую часть баллона НЛ (#4-3) и плотно придвинуть кормовую банку (#4-1), поверх пластины (#6-1) кронштейна до упора.
- Просверлить по разметке на фото 4 два отверстия диаметром 6,5 мм для винтов (#4-2;6,4-2) в пластине (#6-1) и банке (#4-1). Винты с полукруглой головкой с мебельными шайбами (4 штуки) М6.
- Установить и завернуть неплотно винты с соответствующими гайками, закрепив кормовую банку на кронштейне.
3.5. С кормовой кромки штатной слани (#7-1) аккуратно отклеить защитную кайму, освободив по бокам 150 мм. Углы слани срезать под углом 45° на длину 150 мм. Вновь приклеить кайму.
3.6. Посредине кормовой слани приклеить с обеих сторон усиливающие прокладки (#7-3).
Просверлить в них сквозное отверстие для винта впотай крепления рым-гайки.
3.7. Установить на дно НЛ кормовую слань (#7-1), придвинув её как можно ближе к корме.
Установить на дно НЛ носовую слань (#3-10) так, чтобы её носовая кромка как можно более точно совпадала с серединой ленты, склеивающей бортовые части баллонов с носовыми (#3-А).
Накачать носовой баллон. В процессе накачки следить за положением носовой кромки слани.
Наклеить на дно НЛ реперную липкую ленту контрастного цвета (#3-9) вплотную к кромке слани.
3.8. Установить две щелевые накладки (#3-5) на обоих концах штатной мачтовой поперечины (рис.2, поз.4), закрепив их (неплотно) винтами с цилиндрической головкой с шайбами и самоконтрящимися гайками (#3-7). Одновременно в щели на винты надевать компенсационные пластиковые шайбы толщиной, обеспечивающей заполнение зазора.
Установить сборку на бортовые баллоны так, чтобы щелевые накладки располагались примерно в 2-х мм от ленты склейки (#3-А). При этом щелевые накладки должны располагаться на равных расстояниях от внутренних краёв бортовых баллонов и при приклейке всех щелевых накладок их щёки с отверстиями «под гайку» должны быть обращены в одну сторону. Наметить контрастным маркером места установки щелевых накладок по их периметру.
3.9. Разместить на бортовых баллонах НЛ две щелевые накладки (#3-5) как можно более точно по осевым баллонов и на расстоянии 150 мм от разметки для носовых накладок(#3-5). Прижав их к баллонам, наметить контрастным маркером места расположения по их периметру.
На носовой кромке слани (#2-9) симметрично и строго по осевой НЛ поставить усиливающую прокладку (#2-7) для степса (#2-6) и маркёром отметить её местоположение.
Сдуть носовой баллон и снять носовую слань.

3.10. Распрямить носовой баллон, плотно прижав его к поверхности размещения.
Наклеить тщательно и осторожно 4 щелевые накладки (#3-5) на отмаркированные места так, чтобы их щели были перпендикулярны осям бортовых баллонов.
Наклеить на место маркировки с обеих сторон носовой слани усиливающие прокладки (#2-7).
После высыхания клея установить на усиливающие прокладки степс (#2-6) строго по осевой НЛ, плотно прижать и по месту и просверлить 4 отверстия диаметром 5,5 мм с зенковкой на донной прокладке. Закрепить степс винтами впотай с соответствующими гайками М5 (ставить на клей). Расклепать винты со стороны гаек.
3.11. Установить носовую слань (#2-9) впритык к маркерному знаку (#3-9).
Накачать носовой баллон, следя за положением её носовой кромки у репера.
Установить на щелевые накладки (#2-5) шверцовую поперечину (#2-3) симметрично с обоих концов.
3.12. Аккуратно через отверстия в щеках щелевых накладок просверлить отверстия в вертикальной полке поперечины диаметром 6,5 мм. Закрепить в щелях накладок поперечину винтами М6 с полукруглой головкой, шйбами и самоконтрящимися гайками, насадив компенсационные шайбы.
3.13. Последовательно установить на слань кронштейны (#2-1) с усиливающими накладками (#2-5), как это показано на ф.2 так, чтобы обеспечить зазор в 10 мм между бортовыми баллонами и полками кронштейнов, а вертикальная их полка касалась полки поперечины. Зафиксировать это положение струбцинами.
Просверлить по месту отверстия диаметром 5,5 мм симметрично по центру, в месте соприкосновения полок кронштейна и поперечины (#2-4). Закрепить винтовым соединением винтами М5 с полукруглой головкой с шайбами и самоконтрящимися гайками (#2-4).
3.14. Отметить на слани контрастным маркером положения накладок (#2-5) по контуру.
Через отверстия в полке (#2-В) кронштейна просверлить по месту 4 глухих отверстия диаметром 6,5 мм на глубину 8 мм, не более. Для страховки рекомендую в этом месте подложить под слань стальную пластину толщиной 3 мм. Пометить левую и правую накладку, например, буквами Л и П.
Разобрать сборку и сдуть носовой и кормовой баллоны.

3.15. Снять носовую слань (#2-9).
Наклеить с обеих сторон слани усиливающие накладки (#2-5) на места маркировки их положения и в соответствии с их пометками, совмещая отверстия в накладках с глухими отверстиями слани.
После высыхания клея досверлить отверстия до сквозных и зенковать с тыльной стороны слани.
Отверстия диаметром 5,5 мм для скрепления кронштейна со шверцевой поперечиной делать овальными вдоль продольных осей полок длиною 12 мм для компенсации неточности сборки.
3.16. На транцевом устройстве (#4-9) просверлить в подмоторной плите (#4-5) два отверстия диаметром 8,5 мм для крепления кронштейна (рис.6, поз.1) рулевого устройства. Разметку производить по месту, приложив кронштейн к плите у нижней её кромки так, чтобы он не мешал размещению струбцины подвесного мотора.

4. Сборка НЛ и парусного вооружения ГШК.
4.1. Разложить корпус НЛ на ровную чистую поверхность берега водоёма. Для страховки рекомендую всегда стелить под дно пластиковую плёнку, которую на воде можно использовать, как укрытие от дождя.
4.2. Разместить носовую слань (#2-9) с кронштейнами (#2-1; 2-2) и степсом (#2-6) под сдутые борта НЛ так, чтобы её носовая кромка касалась реперной полоски (#3-9).
Здесь стоит внести уточнение. Автор намеренно опустил в п.3.15 процесс установки кронштейнов на носовую слань, т.к. возможны два варианта: первый рекомендует каждый раз при сборке НЛ устанавливать и крепить кронштейны на слани винтовым соединением, второй который рекомендует автор, заключается в постоянном резьбовом соединении указанных узлов с постановкой винтов на клей и расклёпкой их со стороны гайки; винты М5 впотай с гайками. Такое постоянное крепление кронштейнов улучшает крепление и никак не мешает размещению экипажа и грузового комплекта при хождении под ПЛМ или на вёслах. Выбор способа за экипажем.
4.3. Разместить кормовую сланнь (#7-1) с рым-гайкой (#7-2) под кормовыми баллонами кромкой со спиленными углами как можно ближе в корму.
4.4. Установить носовую штатную (#3-3) и кормовую (#4-1) банки их «ликпазовыми» накладками на ликтросы (#7-4) НЛ.
4.5. Установить транцевое устройство (#4-9) на 4 штатные накладки (#4-10).
4.6. Накачать попеременно сначала кормовой, а затем носовой баллоны НЛ. При этом следить за положением носовой кромки слани и реперной ленты(#3-9).
4.7. Установить шверцевую поперечину (#2-3), как это показано на ф.2. Закрепить её винтовым соединением в щелях накладок (#3-5) винтами М6 с цилиндрической головкой, шайбами и самоконтрящимися гайками, проложив компенсационные шайбы, заполняющие зазор, и на кронштейнах винтами М5 с цилиндрической головкой, шайбами и самоконтрящимися гайками (#2-4).
4.8. Установить мачтовую поперечину (3-8) в щелях накладок (#3-5) и закрепить её,как в п.4.7.
4.9. Установить на мачтовой поперечине (#3-8) нижнюю часть мачты (#3-5),закрепив её скобой (3-6), а шпор – на степсе (#2-6)
штатным набором крепежа так,чтобы отверстия для крепления вертлюга гика (рис.2,поз.8) были обращены в корму.
Установить и закрепить штатным набором крепежа вертлюг гика так, чтобы он был направлен в корму.При этом высота его
установки должна обеспечивать свободный обзор передней панорамы водной поверхности, не мешая перекладке гика при маневрировании.
Установить и закрепить штатным крепежом утку с хомутом (рис.2, поз.10), разместив её обращённой к носу.

4.10. Замерить на парусном полотне длину передней шкаторины со сквозным карманом.
4.11. Установить верхнюю часть мачты (рис.2, поз.7), скрепив её с нижней частью замком соединения рис.2).
4.12. Положить НЛ на бок,установив под клотиковый конец подставку.
4.13. Установить и закрепить штатным крепежом на верхней части мачты вертлюг гафеля с хомутом (рис.2, поз.9) так, чтобы он был обращён в корму и его расстояние до вертлюга гика равнялось длине передней шкаторины. При этом расстояние от вертлюга гафеля до отверстия в клотике должнобыть не менее 400 мм.
4.14. Снять верхнюю часть мачты.
4.15. Надеть на нижнюю часть мачты переднюю шкаторину.
4.16. Состыковать гик (рис.4, поз.11) и продеть его в проходной карман нижней шкаторины, насадив на вертлюг.
4.17. Привязать нижнюю заднюю шкаторину концом вшитого фала через отверстие заглушки гика (рис.4).
Распрямить нижнюю шкаторину вдоль гика.
Установить поверх нижней шкаторины разрезную предохранительную ПВХ трубку и скобу с проушиной (рис.4, поз 23). Закрепить скобу штатными винтами в месте удобном для управления перекладкой гика с помощью привязанного к скобе шкота (рис.4, поз.28),продетого через рым-гайку (#7-2).Скоба должна располагаться своей проушиной вниз, параллельно мачте. Рекомендую в отверстие проушины вклеить керамическое кольцо.
4.18. Продеть верхнюю часть мачты (рис.4, поз.7) в проходной карман передней шкаторины и защёлкнуть замок соединения (рис.2, поз.6 и 7) так, чтобы вертлюг гафеля был направлен в корму. Распрямить переднюю шкаторину вдоль мачты до соприкосновения с гафельным вертлюгом.
4.19. Состыковать гафель и продеть его в проходной карман верхней шкаторины,насадив на вертлюг (рис.2, поз.9). Распрямить верхнюю шкаторину вдоль гафеля.
4.20. Установить поверх верхней шкаторины скобу (рис.4,поз.23),как это описано в п.4.17. Только проушина должна быть направлена вверх, параллельно мачте, и её расстояние от заглушки гафеля должно быть равным 650 мм.
Продеть фал гафель-гарделя, вшитого в заднюю шкаторину, в отверстия заглушки гафеля, пропустить через отверстие проушины скобы (рис.4, поз.23), не привязывая, и в отверстие клотика. Полностью вытянуть фал гафель-гарделя
4.21. Поставить НЛ на днище.
4.22. Сложить навстречу гафель и гик, привязав в таком виде к мачте с помощью фала гафель-гарделя.
4.23. Продеть штангу шверцов (#3-2) в проушины кронштейнов (#2-2), насадив на неё рукоятку управления шверцами (#3-4),располагая её торцы на одинаковом расстоянии от баллонов НЛ. Зафиксировать штангу спец.винтами (рис.5).
4.24. Установить и закрепить шверцы (#3-1;рис.5,поз18) штатным способом в соответствии с указаниями раздела 3 и рис.5 Руководства.
В нерабочем состоянии, в т.ч. и при хождении под парусом, рекомендую фиксировать шверцы лопастями вверх ( в отступлении от приведённого на фото).
Рукоятку (#3-4) следует разместить и закрепить клеммовым соединением в удобном для её применения положении.
4.25. Установку и крепление рулевого устройства производить штатным способом в соответствии с указаниями раздела 4, рис.6 Руководства. Рекомендую на румпель (рис.6, поз.2) насадить металлопластиковую трубку нужного диаметра и длины что сделает управление ГШК комфортным и надёжным.
4.26. Гафельный шверц-кэт готов к спуску на воду.


Литература
1. Руководство по эксплуатации парусного вооружения к прогулочным лодкам типа «Романтика» и «Романтика-2»,- ОКП 74.4365.0009.
2. Словарь «МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ ТЕРМИНЫ». Отв.ред. О.П.Мурыгин. Изд. «Былина». Москва.1997.
3. «ПИОНЕРСКАЯ СУДОВЕРФЬ». С.Ветров. Изд. «Судостроение». Ленинград. 1982.

Миниатюры

  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение
  • Прикрепленное изображение


  • 0



Сентябрь 2019

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112131415
161718 19 202122
23242526272829
30      

Новые записи