Перейти к содержимому





Фотография * * * * * 2 голосов

Швертбот из Пеллы-фиорд в домашних условиях

Автор: ASKUL , 19 ноября 2022 · 2 670 просмотров

швертбот пластиковая лодка Пелла фиорд шверт швертовый колодец паруса стеклопластик чертежи технология выбор проекта
Швертбот из Пеллы-фиорд в домашних условиях На форумах постоянно обсуждаются вопросы о постройке швертбота своими руками. Некоторым участникам близка идея переделки фабричной пластиковой гребной лодки в парусную. В том числе рассматривается и вариант использования для этой цели корпуса такой популярной лодки, как Пелла фиорд. Это совершенно закономерно: идея лежит на поверхности по следующим причинам:

1. Переделка фабричной лодки позволяет свести к минимуму трудоемкий процесс самостоятельного изготовления корпуса.
2. Пластиковая лодка будет служить дольше, чем фанерная и ухода потребует меньше.
3. Пеллу фиорд можно относительно легко купить, в т.ч. и бывшую в эксплуатации. Лодка выпускается с начала 70-х годов, и их просто много на необъятных просторах.
4. Основную работу с лодкой можно сделать под открытым небом, т.к. собственно с корпусом работы не так много. Мастерская все-же нужна для изготовления отдельных узлов, которые потом уже собранными устанавливаются на место.

5. Из анализа обводов пластиковых лодок, серийно выпускаемых в России, пожалуй только Пелла фиорд имеет форму корпуса близкую к той, что характерна для швертботов. У нее относительно широкая и мелкосидящая корма, что помогает противостоять крену и в тоже время "не тащить" транцем воду; у нее ступенчатая форма бортов, которая способствует улучшению ходкости при слабом ветре за счет малой ширины по КВЛ (когда лодка идет без крена), а при движении с креном эта ступенька увеличивает вторичную остойчивость. Проект Пелла фиорд изначально создавался как весельный, и одновременно с возможностью эксплуатации под парусом.

Меня эта тема давно интересует, вот хочу поделиться опытом выбора и модернизации пластикового корпуса гребной лодки для походов под парусом. В статье приведены чертежи, расчеты, выбор материалов и конструкции шверта и швертового колодца, усилителя бортов, крепления мачты, колесного устройства для перевозки лодки до воды, стапеля для удобства работы и др. Полный текст статьи (2022 г) с описанием деталей можно скачать здесь... в первом файле.


Прикрепленный файл  Швертбот из пластиковой лодки Пелла-фиорд своими руками.pdf (3,44МБ)
Количество загрузок: 378


Опыт эксплуатации выявил необходимость кое-каких доработок в конструкции и оборудовании швертбота Пелла фиорд.
- Изготовлена простая и компактная балеринка гика-шкота с кулачковым стопором на основе обычного такелажного блока из строительного магазина; это позволило сделать удобную проводку гика-шкота.
- Организована проводка риф-шкентеля.
- Изготовлена стойка для крепления третьего (носового) колеса, что повысило удобство транспортировки лодки до воды.
Описание и фото-отчет (2023 г) о проведенных работах со швертботом изложены в статье ниже... во втором файле.


Прикрепленный файл  Швертбот из пластиковой лодки Пелла-фиорд своими руками 2.pdf (1,32МБ)
Количество загрузок: 79


  • 0



Фотография
Инженер Иванов
17 янв 2024 19:38

Лично для меня ваша тема очень интересна. Благодарю вас за ваши труды и именно за то, что вы поделились результатами со всеми. 

 

Тема малых лодок, особенно с парусным вооружением, весьма интересна и я сейчас обдумываю её. Ваш опыт в этом плане очень полезен для меня.

 

Однако меня немного смутила таблица №2 из вашей работы  Швертбот из пластиковой лодки Пелла-фиорд своими руками. Расчет для ветра скоростью 17 м/с.... Я далеко не уверен, что выйдя на брег морской при данном ветре, у кого-либо, кроме спортсменов-профессионалов-экстремалов, возгорится в душе желание сброситься на воду. Особенно, если у вас низкий форштевень.... Да и рискованно это.... ПХМП можно нарушить....

 

Да и при ветре 12 м/с, после сытного обеда, лично мне не очень захочется "бороцца со стихиями". Как говаривал незабвенный Абдулла: "Старый стал, ленивый!"

 

Короче говоря, в этой теме малых парусных лодок для непрофессионалов, то есть для обычных людей, которые хотят спокойной эксплуатации, есть масса разных моментов, которые хочется постичь и прояснить их для всех интересующихся этим вопросом. Как грицца, в спорах рождаецца...., а не в склоках.

    • 0
  • Жалоба

Лично для меня ваша тема очень интересна. Благодарю вас за ваши труды и именно за то, что вы поделились результатами со всеми. 

 

Тема малых лодок, особенно с парусным вооружением, весьма интересна и я сейчас обдумываю её. Ваш опыт в этом плане очень полезен для меня.

 

Однако меня немного смутила таблица №2 из вашей работы  Швертбот из пластиковой лодки Пелла-фиорд своими руками. Расчет для ветра скоростью 17 м/с.... Я далеко не уверен, что выйдя на брег морской при данном ветре, у кого-либо, кроме спортсменов-профессионалов-экстремалов, возгорится в душе желание сброситься на воду. Особенно, если у вас низкий форштевень.... Да и рискованно это.... ПХМП можно нарушить....

 

Да и при ветре 12 м/с, после сытного обеда, лично мне не очень захочется "бороцца со стихиями". Как говаривал незабвенный Абдулла: "Старый стал, ленивый!"

 

Короче говоря, в этой теме малых парусных лодок для непрофессионалов, то есть для обычных людей, которые хотят спокойной эксплуатации, есть масса разных моментов, которые хочется постичь и прояснить их для всех интересующихся этим вопросом. Как грицца, в спорах рождаецца...., а не в склоках.

Спасибо на добром слове. Конечно же в реальности ни о каких прогулках в ураган речи быть не может. Нужно было просто понять, какие силы могут действовать на шверт и что для шверта (и для колодца) действительно опасно. Вообще меня занимают вопросы прочности и технологичности отдельных элементов, очень хочется добиться красивых, экономичных инженерных решений. Таким решением в ПФ мне видится усилитель колодца с рогами вант-путенсов. Вот если бы посчитать в каком-нибудь Автокаде или Компасе перемещение вант-путенсов под нагрузкой с усилителем и без оного. И сравнить поля напряжений, которые появляются в бортах. Вот это было бы интересно.

    • 0
  • Жалоба
Фотография
Инженер Иванов
21 янв 2024 22:10

Теоретически и, вероятно, даже практически, это можно сделать сегодня. Поскольку у нас есть компьютеры, программируемые микроконтроллеры (Ардуино и ЕСП-32 и прочие "клубники"). К ним, я где-то видел, промелькнули в И-нете, датчики напряжений. Механических. Или как они раньше назывались - тензометры.

 

Думаю, если поискать в сети как следует, можно будет найти не только информацию по вопросам замера действующих напряжений в узлах конструкции и их распределения, но и людей, готовых поделиться такой практической информацией.

 

В И-нете есть такой канадский дядька по имени Матиас Вандель. Он инженер и проводит сейчас опыты с прочностью деревянных конструкций. Правда он строит станки, т. е. он машиностроитель, Но, кое-что можно подсмотреть и у него.

 

С другой стороны, вы правы, есть программы моделирования с модулями расчёта напряжений. Однако, скорее всего те, которые из них действительно работают, могут стоить много денег. Не смотрел предметно эту тему.

    • 0
  • Жалоба

Теоретически и, вероятно, даже практически, это можно сделать сегодня. Поскольку у нас есть компьютеры, программируемые микроконтроллеры (Ардуино и ЕСП-32 и прочие "клубники"). К ним, я где-то видел, промелькнули в И-нете, датчики напряжений. Механических. Или как они раньше назывались - тензометры....

 

Поиск "оптимального" проекта лодки для походов - дело очень увлекательное. Вот я не устоял, и написал кое-какие соображения на сей счет в https://forum.katera...p=4398047882946

В связи с этим возник вопрос к Вам, как специалисту с профильным образованием: сложно ли по теоретическому чертежу фанерной лодки, собираемой традиционно на наборе из шпангоутов и стрингеров, построить выкройки для сборки той-же лодки по технологии "сшей и склей"?  Речь идет о Креветке. Мы с товарищем как-то сравнительно легко ее построили (много лет назад), а сейчас захотелось повторить, но в конфигурации Дэйбот (без рубки). В стеклопластике она получается тяжелая, скорлупа нежная и может не пережить перевозки пока ее не усилить набором изнутри, а цена при этом кусается. А если сшить и склеить из 6 мм ФСФ, то должна быть и легче, и дешевле, и технологичнее.    

    • 0
  • Жалоба
Фотография
Инженер Иванов
31 янв 2024 19:52
Добрый день.
Извините, что долго не отвечал - приболел немного.
 
" вопрос к Вам, как специалисту с профильным образованием..." Спасибо за такие слова, но моё профильное кануло в лету вместе союзом совецких.... Ларьки оказались нужнее.
 
А построить развёртку наружной обшивки для лодки "сшей и склей" можно в любой программе, которая разворачивает детали одинарной кривизны на плоскость. Это и Рино, и всякие солидворксы, и наш любимый ФриШип. Дело это трёх секунд с перекуром на пиво. Лишь бы обшивка могла быть выполнена из листов фанеры, которая гнётся, как мы знаем, в одном направлении. В другом, правда - тоже, но фиговенько.... Но, может и не гнуться, тьфу на неё! - для этого тоже есть "технология преодоления участков обшивки с очень большой кривизной". То есть в тех местах, где обшивка ни в какую не хочет гнуться и ложиться куда её положено.
 
Картинку соответствующую не могу пристегнуть здесь....  :cry:
 
"В стеклопластике она получается тяжелая, скорлупа нежная и может не пережить перевозки пока ее не усилить набором изнутри, а цена при этом кусается. А если сшить и склеить из 6 мм ФСФ, то должна быть и легче, и дешевле, и технологичнее." 
 
А постройка на стапеле из набора шпаногоутов будет ещё проще, технологичней и конструктивней, тэскэть. Поскольку современные технологии позволят вам сделать набор минимального веса при достаточной прочности. Причём из бросовых палок. И фанера толще 4 мм вовсе не нужна. Излишество это нехорошее. Если вы, конечно, не будете бороздить подводные скалы, вострыя как бритвы, на всём скаку. :D
    • 0
  • Жалоба

А постройка на стапеле из набора шпаногоутов будет ещё проще, технологичней и конструктивней, тэскэть. Поскольку современные технологии позволят вам сделать набор минимального веса при достаточной прочности. Причём из бросовых палок. И фанера толще 4 мм вовсе не нужна. Излишество это нехорошее. Если вы, конечно, не будете бороздить подводные скалы, вострыя как бритвы, на всём скаку. :D

 

Нет, не лежит душа к фанере тоньше 6 мм. Навалит на сваю, стукнет носом другая лодка, наезд на камень, невидимый в прибойной волне, и все, "... привет Шишкину из Мотора!". Ремонт, проблемы... Да и фанера ФСФ меньше 6 мм не выпускается. А другую ставить - это себе дороже: сгниет быстро или обрабатывать умучаешься. И еще есть опасение, что жесткость корпуса пострадает: его же скручивает вантами, а экипаж откренивает, все эти усилия надо чем-то воспринимать, иначе деформации приведут к трещинам и пошло - поехало...

Делать корпус на наборе - это понятно и знакомо, традиционная технология. Есть только опасение, что в этом случае, именно "палки" шпангоутов и стрингеров будут гнить первыми, в то время как ФСФ будет стоять как крепость. В тоже время "сшей и склей" так красиво расписана, что кажется, что все само прям так и сложится волшебным образом.  Так как Вы думаете, можно самому, без опыта во Фришипе, сделать качественные развертки по теоретическому чертежу Креветки?

    • 0
  • Жалоба
Фотография
Инженер Иванов
02 апр 2024 01:49

Добрый день.

 

Если ухаживать за деревянной лодкой, то она будет ходить пятьдесят лет. Примеров множество. Да, это хлопотно, затратно, но дерево под лаком не сравнимо с мутным после пары навигаций стеклопластиком.

 

Я на моём сайте сейчас буду выкладывать статьи о прочности лодок. Наконец нашёл адекватный материал, специально упрощённый для неспециалистов. Там есть замечательная мысль, автор статьи, инженер-кораблестроитель с сорокалетним стажем, пишет:

 

"...Одним из интересных открытий стало то, насколько прочными на самом деле являются многие реальные конструкции лодок, даже без соблюдения требований правил класса. Жесткость и прочность реальных лодок зачастую значительно выше, чем это предусмотрено правилами."

 

61wV437DfgL._SL1000_.jpg

 

Он занимается прочностью лодок тоже сорок лет и, кстати, дал определение, что такое лодка, а что такое корабль. А вы знаете научное определение? А я теперь знаю. Век живи - век учись. 

 

Фришип - это простейшая программа. Доступна любому школьнику, особенно, в скромном объёме наших невысоких требований. Развернуть обшивку простой лодки можно за пару минут. Если уже построена её модель. А вот модель требует времени. Однако, если есть прототип, та же Креветка, то дело можно сделать максимум за неделю. Попробуйте. Если потребуется, позовите на помощь детей и внуков. Они сейчас все компьютеризированы.... Почти, все.

Успехов.

    • 0
  • Жалоба

Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
222324 25 262728
2930