Оттяжка гика помимо настройки грота на острых курсах - это безопасность на полном. Когда мы идём фордаком, то гик свободно может подниматься вверх, удержать в нормальном положении его может только оттяжка, так как гикашкот максимально растравлен. Помимо ухудшения работы паруса есть не нулевой вариант, когда гик поднимается и парус "восьмёркой" ляжет на мачту. То есть гик на одно борту, а верхняя половина на другом.
Так что я бы не отказывался от этой снасти
А как же Дрэскомб, и его меньшие братья? На многих и гика то нет, не говоря об оттяжке.
Как раз, ради безопасности.
Попробую описать. И, на всякий, напомню контекст и условия моего предыдущего поста - тема про пико-крейсер, т.е. речь идёт о небольшом, походном (не гоночном) швертботе, в котором обычно 1-3 человека. И, кроме того, речь идёт о варианте, "...когда гика-шкот закреплён где-то в кокпите, на треть (ну макс, половину) гика от мачты...". Это важно.
Ибо, в этом варианте роль оттяжки гика выполняет сам гика-шкот. Да, оттягивает не так сильно, но достаточно, чтоб не заморачиваться на тему снижения эффективности паруса, в контексте наших условий. На острых курсах разница в условиях похода/прогулки практически не ощутима, а на полных - в основном только та, что парус будет больше "скручен", и при отдаче гика-шкота достигнет вант раньше, чем это было бы с оттяжкой, т.е. гик при этом будет иметь меньший угол к ДП. Но и в этом случае эффективности паруса будет вполне достаточно для похода (даже дрэскомбы - у них не то что оттяжки, а даже гика то нет, и ничё, обходятся). Плюс имеем добавку к парусности в виде рулевого и матроса
.
И никакого существенного задирания гика при этом не произойдёт, если только рулевой сам этого не захочет.
А вот захотеть может, и на это могут быть причины, об этом ниже.
О безопасности.
1. Отсутствие оттяжки гика даёт нам возможно расположить гик максимально низко, уменьшив, тем самым, высоту ЦП. Чем это хорошо для безопасного плавания, объяснять тут никому не надо. А при наличии оттяжки гик придётся располагать высоко, желательно над головой сидящих в кокпите. Ну или чуть-чуть ниже. Для большой яхты это не проблема, но мы обсуждаем маленькие яхточки, и здесь это проблема. Потому что тогда ЦП будет располагаться высоко, со всеми вытекающими.
А при отсутствии оттяжки гика, его можно хоть по планширь опустить. И даже при этом, совсем не обязательно будет пригибаться при смене галса - достаточно просто перекинуть через себя рукой. На маленькой лодке гик лёгкий, и проблем в этом не создаст. Единственно - в этот момент нужно ослабить гика-шкот, если поворот оверштаг. И даже если кто-то, каким-то образом, "прохлопает" этот момент, ничего страшного не произойдёт - не связанный оттяжкой, гик просто перемахнёт через него (максимум, тот получит фингал и ценный опыт), при этом смена галса всё-равно пройдёт безопасно, если нет оттяжки гика.
2. Задирание гика. Для того, чтобы (в данном варианте крепления гика-шкота), гик существенно задрался, нужно, помимо приличного ветра, травить гика-шкот почти до положения "гик на вантах" или очень близко к этому. Поэтому всё в наших руках - надо задрать - травим шкот больше требуемого. Не надо - не травим.
На волнении это бывает надо. Низкое расположение гика, при огромных плюсах, имеет один минус - близость шкотового угла паруса к волнам на фордаке. Навал паруса шкотовым углом на волну вызовет резкое увеличение давления на парус, и, соответственно, крен с потерей скорости (а оттого и ещё большим навалом паруса на воду), что чревато килем. Во избежание этого можно слегка задрать гик, потравив шкот. Отклонение 2.5 метрового гика вверх всего на 10 градусов поднимет шкотовый угол почти на полметра. Да, парус скрутится побольше, ну и что? Ценой небольшой (и несущественной в нашем контексте) потери хода мы оперативно обезопасим себя от навала паруса на волну. И точно так же оперативно опустим гик в исходное, когда волна стихнет, или когда мы сменим курс.
Второй момент - задрав гик, можно существенно обезветрить парус при порывах, чего с оттяжкой гика оперативно сделать не получится. При задирании гика парус ложится на ванты, а та его часть, что выступает за ванты, почти "флюгирует", сокращая полезную парусность. Только не стоит перебарщивать, иначе может возникнуть крен на противоположную гику сторону (ну и да, с парусами со сквозными латами такой фокус вообще не пройдёт - латы может поломать).
И не припомню случая, когда бы в меру задранный гик создал какую-либо опасность - всё наоборот.
Ситуация может быть немного иной, если мачта имеет краспицы. Но обсуждаемым здесь лодкам они чаще всего не нужны, разве что из любви к романтике, не более.
Но повторюсь - всё это лишь для описанных изначально условий. По мере увеличения размера и массы лодки ситуация будет меняться. Я совершенно не могу себе представить отсутствие оттяжки гика на Солинге, например. А вот на Финне, наоборот, не представляю себе, как безопасно катать народ, не сняв оттяжки. Если б и была возможность поднять на полметра мачту, я бы просто не смог откренивать эти 10 квадратов. А не поднимая - пришлось бы класть пассажиров на пол
.
Как кто-то сказал корреспонденту КиЯ: "маленький корабль не должен копировать большой".
Сообщение отредактировал galfind: 16 ноября 2023 - 21:19