Отправлено 13 июля 2009 - 17:47
Рассказ Кирилла, написанный после пробного выхода 12 июля 2009 22:16
(Начало)
Погрузка лодки закончилась в семь вечера, без каких либо происшествий, если не считать царапины от упорной лапы манипулятора: водитель во время манипулирования слегка зазевался и воткнул лапу прямо в борт возле форштевня. Корабль не замедлил показать свой «стальной» характер: подвинулся сантиметров на десять, потерял немного краски, но, ни пробоины, ни даже сколько-нибудь видимой вмятины, не получил. Я шум поднимать не стал, не ошибается тот, кто ничего не делает. А шрамы, на мой взгляд, украшают яхту по имени «Афера». Решил царапину заклеить синей клейкой лентой и через равные расстояния наклеить на нее кусочки такой же ленты поперек — последствия работы хирурга. Ринат, профессиональный художник, поддержал: «Правильно. То, что нельзя скрыть, надо подчеркнуть».
Водитель Саша расцепил свой автопоезд, прицеп с лодкой оставил на улице напротив моего забора, а сам укатил на кабине, сказав, что стартуем в пять утра. А мы (я позвал на погрузку всех своих друзей, и большая их часть пришла) сели за стол: лодка проделала первые десять метров в направлении Турции, повод законный.
ЛЕГКИЙ ВХОД В «БИЛАЙН»
За пьянкой, однако, и о деле не забыли. Андрей дал мне СИМку с тарифом «по всей стране входящие бесплатно» и нам предстояло включить переадресацию с моей карты на эту и подключить услугу «легкий вход в Билайн», чтобы всем позвонившим на мой старый номер в течение полугода выдавалась информация о смене номера. Ни Андрей, ни я ничего в этих мобильных премудростях не понимаем, а вот Татьяна, жена Андрея, большой знаток, поэтому он позвонил ей и получил пошаговую инструкцию. Начали шагать. Набрать такой-то номер с одной карты, сменить ее, набрать другой… Через несколько действий нужно дождаться СМС с кодом. Приходит, читаем: «Пропущен вызов с номера такого-то». Андрей говорит:
- Ну, вот это, наверно оно и есть…
- А может, просто пропущенный звонок?
- А ты этот номер знаешь?
- Нет, так сегодня весь день звонят по продаже машины.
Ждем еще…
- Да давай введем это, а не получится — попробуем все с начала.
Вводим. Приходит ответ: переадресация сделана. Андрей набирает меня для проверки, но мой телефон молчит, а ему отвечает какой-то мужик…
- Куда-то не туда переадресовали — подводим мы итог.
Все присутствующие по очереди набирают мой старый номер и надежно попадают к мужику, который постепенно начинает накаляться и орать, чтобы мы больше не звонили, а еще лучше, куда-нибудь пошли… Звоним Татьяне: «А как обратно?». Она не знает. Решаем, что придется, видимо, ехать в офис компании, только уже ночь, а утром в путь. Народ расходится, я иду спать в лодку. Забегая вперед, скажу, что выход из Билайна состоялся только через девять дней, когда я вернулся домой, и уже моя Таня позвонила оператору и вернула все назад. За это время пострадавший от нашей мобильной безграмотности человек успел обматерить всех моих родных, близких, знакомых и друзей, а заодно, видимо, людей, желавших купить мою машину. Я, вот прямо здесь и сейчас публично приношу ему извинения и предлагаю приехать ко мне и получить компенсацию морального вреда — коньяк. Номер его телефона я знаю, но не решаюсь звонить. Представляю, что он скажет, услышав:
«Здравствуйте, я тот самый Кирилл!»
ПЕРВАЯ ШВАРТОВКА
Спуск на воду никак не напоминал праздник. Наши провожающие, не дождавшись его в воскресенье, укатили домой. Участвовали начальник яхт-клуба на кране и мы с Сагитом, зрителей — ни одного. Ринат и Костя отсутствовали, ходили за бензином. Со спуском управились быстро, еще полтора часа на вооружение лодки, чтение Сагитом инструкции по запуску мотора (сам я до сих пор не удосужился), подъем и спуск грота, с одновременным объяснением, что и для чего, и отходим. Первое препятствие — цепь на выходе из клуба. Надо было заранее предупредить сторожей, но мы не подумали. Пока люди на берегу носились за ключами и опускали цепь, я постоял на моторе против ветра. Но наконец путь свободен, выходим из гавани, люди на пирсе прикладывают руки к головам: салют отважным испытателям яхты! Об испытателях надо сказать следующее: у меня это, говоря авиационным языком, первый самостоятельный полет, Костя (старпом) и Сагит с Ринатом (матросы) на нерезиновом судне вообще впервые.
Начинаем учиться. Ринат рулит на моторе, мы с Сагитом и Костей ставим грот. Глушим мотор, идем под парусом, делаем несколько поворотов: все хорошо, ветер метров пять — и лодка идет, и учиться удобно. Все по очереди пробуют рулить. У Сагита начало получаться, но быстро устал, Костя задает вопросы типа: " А куда подвинуть эту палку?», то есть явно требует проведения теоретических занятий, Ринатовы успехи — между этих двух крайностей. Так как полрулевого на лодке уже есть, объясняю экипажу первейшее правило безопасности: что делать, если капитан упал за борт. Несколько раз показываю «быструю остановку», делают вид, что поняли: «Не боись, капитан, падай. Может и спасем…»
Говорю: «Несите из гальюна стаксель», но поставить его сегодня не судьба: стаксель фал перехлестнут позади краспицы. Несколько раз кидаем гайку со шнурком, пока шнурок не запутывается за ванту, и успокаиваемся: не поднимать же человека до краспиц, ветер усилился и начало болтать. Река делает поворот, и мы становимся носом строго на ветер, начинаем лавировать. Пришло время определиться, куда и как мы идем…
- Ринат, возьми GPS, почитай его инструкцию и определи нашу скорость, а потом возьми лоцию и определи оставшееся расстояние до Полазны…
Ринат исчезает на десять минут в каюте и выдает ответ: скорость два с половиной километра в час, до Полазны — двадцать. Я, прикинув, что если мы в лавировку идем два с половиной, то по линии пути продвигаемся километр-полтора в час, принял решение идти на моторе, иначе засветло не поспеть. Включаем мотор, идем пять километров в час: так успеваем, а больше полгаза нам дать нельзя: мотор на обкатке.
Убираем парус, но тут же ставим снова: без него килевая качка усиливается и мотор то притопает до верхнего кожуха, то противно хрюкает, вылезая из воды. Несколько раз гоняю всех на нос, когда мотор утопает больше, чем можно и в кокпит, когда он хрюкает, прежде чем нахожу правильное положение: Ринат вместе со мной в кокпите, Сагит с Костей возле мачты. Так и идем. Ринат берет камеру, снимает. Костя» дает интервью»:
- Нам очень нравится такой отдых!
Короткие волны не столько раскачивают лодку, сколько создают шквалы брызг на носу, на фоне которого и снимаются Костя с Сагитом…
- Мы готовы вот так идти и идти, идти и идти…
Две особо мощных волны обдают их с головой, вода прилетает и в нас с Ринатом…
- Нам это очень нравится, несмотря на то, что вымокли мы уже по самые помидоры. Даже то обстоятельство, что мы ничего не ели с самого утра не может поколебать нашей решимости идти и идти и идти… То, что вода заливается, за шиворот, нам тоже очень нравится. Мы не променяем такой отдых ни на какой другой…
Часа через полтора веселье заканчивается. На нас уже надето все теплое и не промокающее, но все равно холодно. Мужики по очереди начинают натурально трястись от холода и бегать в каюту греться. Едим хлеб с тушенкой. Ну и с водкой, конечно. Теплее всех мне: я одет, как будто поехал кататься на горных лыжах, да еще сверху непромоканец.
Замечаем какой-то объект, который по мере приближения превращается в болтающийся на волнах катер. Вскоре становится понятно, что это не просто катер, а катер сам по себе. Проходим рядом: вполне приличный дюралевый катер с еще более приличным мотором, причем поднятым в «стояночное» положение, на борту никого, тент наполовину отвязался или оторвался и полощется по ветру — наверное, сорвало со стоянки. Расходимся, отходим от него, пока я соображаю, что с этим делать…
- Убираем парус, ловим катер…
Парус убирается сам, без глупых вопросов и задержек: у нас на борту уже не отдыхающие, которых я катаю, а матросы. Разворачиваюсь и пытаюсь, как учили, подойти и остановиться с наветренной стороны, но поздно убираю газ, и мы проходим мимо на приличной скорости, а так как не слабо болтает, то рука сама рулит подальше от катера: пытаться цеплять бесполезно. Начинаем второй заход, Сагит спрашивает:
- А что мы с ним делать будем?
- Не знаю… Пришвартуем куда-нибудь… Позвоним в милицию… Или еще лучше в ГИМС, пускай ищут хозяина! - слово «милиция» не оставило гадкого привкуса.
На малой скорости лодка лучше управляется не румпелем, а поворотом мотора, причем, если повернуть мотор до упора и еще дать газу, то она разворачивается практически на месте. Через несколько таких доворотов с газом мотор срывается с места, падает за корму и вращается под водой, не переставая при этом работать, потом наедается воды и глохнет. Мы выуживаем его за веревочку, слушая рассказ Сагита о том, как он, получив от меня задание, привязать к мотору веревку, привязал, конечно, (дисциплина-то на корабле должна быть), но посчитал это странной причудой капитана.
- Все, ставим грот, идем в Полазну!
- А катер?
- Забыли про катер, под парусом нам его не поймать!
Сагит идет в каюту и продолжает изучение инструкции: раздел «утопление мотора». Все рекомендации сводятся к тому, что надо вылить отовсюду воду, налить вместо нее масло и отвезти мотор к дилеру. Он все, что положено, разбирает, воду выливает, а масла у нас нет: все, что было, размешано с бензином. Подсоединяет бензопровод и дергает стартер несколько раз — вот и вся смазка.
Подходим к Полазне, пытаюсь в бинокль обнаружить обозначенные в лоции (1973 года выпуска) швартовые банки, но их нет. На правом берегу бухты большой причал с породистыми катерами. Туда мы не пойдем, чем рисковать задеть такие — уж лучше сразу открыть кингстоны. Слева обнаруживаем длинный пирс, решаем причалить к нему. Рассказываю, как, с моей точки зрения, это должно выглядеть:
- Поравнявшись с пирсом поворачиваем налево и подходим с подветренной стороны. Идем вдоль пирса, вы быстро убираете парус, не укладываете, бросаете, как попало. Лодка идет по инерции и останавливается, вы сходите на пирс и держите ее — убрать парус заранее я не сообразил.
Пока до пирса далеко, Ринат развивает другую идею: мы проходим мимо пирса и высаживаем его на резиновой лодке. Он приезжает на пирс, а мы где-то ходим это время. Потом, во время второго прохода мимо пирса, мы бросаем ему веревку… Ринат заканчивает свои рассуждизмы, когда становится ясно, что к пирсу мы не идем, а несемся. Поворот уже сделан, и мы летим вдоль пирса на расстоянии не более десяти сантиметров от него. Мужики стоят, приготовившись к быстрой уборке паруса, но, при такой скорости, как быстро ее не делай, окончится она уже на берегу… Растравливаю гика-шкот и ору:
- Все на пирс, держите лодку!
…Стоят…
- Сагит, так растак! Ринат, е-пэ-рэ-сэ-тэ! Костя, раскудрить твою!..- все на пирсе, лодка остановилась. Со стороны, наверное, выглядело лихо. …Как много, все-таки, значит личное мастерство, плюс умение работать с коллективом…
СТОИМ МЫ НА ПОСТУ…
Хозяин пирса не против, чтобы мы переночевали здесь, но боится, что ветер и волна усилятся и наша лодка разворотит пирс. Мы его успокаиваем: если будет хуже, то мы перешвартуемся носом к волне на длинной веревке, так нагрузка на пирс в разы меньше. Сами, конечно, надеемся, что делать этого не придется. Ужинаем, ложимся спать, но я вскоре встаю — надо определиться с перешвартовкой. Хожу по пирсу: когда приходят особо мощные волны и лодка поднимается на них, увлекая за собой пирс, он ощутимо движется. Жду еще час: ветер усиливается, волна тоже, все-таки придется всех будить… Привязались на две длинные веревки треугольником. Так как корма не закреплена, нас теоретически может бросить на пирс, если ветер подвернет. Всю ночь несем вахту, меняясь через час, но ничего не происходит.
Весь следующий день мы проболтались на длинной веревке. Сагит победил мотор. Он дры-дан-данал его при закрытой заслонке на малом газе. Когда не помогло — при открытой заслонке и полном газе. Потом то и другое наполовину. Потом, то наполовину, а это полностью. Потом… В общем, мотор понял, что ему не отвертеться, и начал иногда чихать и вскоре заработал, как и положено новому японскому мотору. Я собрал выхлопную трубу электростанции (раньше времени не было), завел ее, включил плитку и предложил подумать, что мы будем готовить. «Пельмени!» - в голос заорали мужики.
Отправили гонца в магазин, не подумайте, что за водкой, за пельменями, конечно. С водкой у нас порядок. Поставили воду…
Между генератором и всей остальной схемой по правилам положен изолирующий трансформатор, его роль выполняет обыкновенный бытовой стабилизатор напряжения. При включении в работу плитки он сигнализирует аварийный режим, а генератор на выходе показывает сто вольт. Плитка греется, но поработав какое-то время отключается, генератор, не напрягаясь, выдает двести двадцать, потом снова подключается нагрузка и все повторяется… Инструкции от глупой техники, вроде стабилизатора и генератора, я обычно выбрасываю сразу после покупки, не читая, так что подсказок нет. Из всех версий, высказанных по этому поводу, наиболее правдоподобной показалась такая: китайский генератор не выдает задекларированного киловатта под нагрузкой, с трудом держит сто вольт, стабилизатор такого издевательства над собой не терпит и сперва сигнализирует, а потом и отключает все это безобразие… Стабилизатор из цепи исключаем. Генератор теперь выдает двести двадцать, плитка греется, но через некоторое время нагрузка все равно выключается, все отдыхает, потом включается снова.
- А может, это плитка включена на малую мощность?
- Нет, - отвечаю — … плитка установлена на максимальный нагрев, а ручка регулятора снята и выброшена, чтобы никто не мог повернуть…- мне верят.
Выходит, китайский генератор, не выдающий положенной мощности, снабжен датчиком перегрева и когда устает, выключается на отдых… Ждем час, вода не кипит, пельмени начинают таять:
- Да засыпай — командует Ринат — пар-то от воды идет!
Засыпаем в два литра теплой воды полтора килограмма мороженых пельменей (пар идти прекращает), и ждем еще час. Поняв, что это не закипит никогда, садимся завтракать, хотя время давно уже обедать: вкусно!..
Днем отвязалась одна из веревок, привязанная Сагитом. Он идет читать справочник Боба Бонда, раздел «узлы». Что-то он много читает в последнее время, так, чего доброго, станет на корабле самым умным..
К вечеру ветер стихает, мы идем в Добрянку и приходим туда в полный штиль. Я тут был несколько лет назад, но остановиться там, где мы это делали раньше, уже нельзя: огромными буквами написано: «Не швартоваться». Находим только один подходящий пирс, но у него стоит катерок с надписью «ГИМС», проходим дальше. Бросаем якорь в самом конце бухты поближе к пивному ларьку, подъезжаем с Сагитом на резиновой лодке к хозяйке: «Дайте электричества, чайник вскипятить!». …Не дала. Но на своей плитке чаю нам сварила.
Спать ложимся в два, я прошу Рината завести будильник и будить меня первый раз через два часа, а потом через час, так как на якорь я самостоятельно встал впервые и сомневаюсь, что нас не потащит, если поднимется ветер.
Ринат будит меня в четыре и я в первый раз за два дня обнаруживаю погоду, при которой можно и нужно идти: тепло, небо чистое, ветер метра три (это под берегом). Учитывая, что до сих пор мы прошли крайне мало, проспать такую погоду нельзя. Ору: «Подъем, через полчаса отходим…». Однако полчаса эти были потрачены не на пробуждение, умывание и завтрак, а на подъем якоря и грота. Хотя саксель — фал был переброшен через краспицу еще в Полазне, он замотался за фонарь, и Сагиту пришлось, стоя у Рината на плечах, с помощью бамбуковой удочки его отматывать. Все готово к постановке стакселя… Не успевший проснуться Костя:
- Киря, может мы не будем ставить стаксель?
- Как не будем? Будем! Сейчас поставим, вообще полетим!
- Киря, а сколько сейчас времени?
- Четыре тридцать девять…
- Киря, а по морде?..
От Добрянки до «моря» честно лавируем. Все по очереди рулят, делают повороты… У выхода в море русло поворачивает, получаем галфвинд семь-десять метров. Двоим можно спать: Костя и Сагит уходят в каюту и вырубаются…