Перейти к содержимому

Фотография

Попадание молнии


Сообщений в теме: 355

#326 ignat99

ignat99

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 744 сообщений
  • Из:Барселона
  • Судно: East Anglian Mk II
  • Название: Elsje

Отправлено 07 августа 2019 - 16:02

Оборудование называется ВАРИСТОР. На каждом железнодорожном столбе такой стоит на заземляющем проводе. Свинтите и будет вам счастье. Только не говорите кто подсказал, ссылайтесь на Капицу.

Там, кстати, подключены железные провода к медным луженым и нет проблем с переходным сопротивлением. Причину отсутствия проблем я указывал выше.  

Спасибо, коллега :-) 

Прикрепленные изображения

  • untitled1.png

Сообщение отредактировал ignat99: 07 августа 2019 - 16:08

  • 0

#327 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 996 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 07 августа 2019 - 16:09

Ну я и предлагаю прерыватель поставить на пути тока. Это и была суть первых опытов Тесла. Детекторный приемник + схема с прерывателем.


 

А вантины, штаги, ахтерштаги разве не связаны с корпусом?

Вы поаккуратнее с советами. А то народ молниями поубиваете, как Рихмана.

Великий Тесла поставил прерыватель для импульсного запуска высокочастотного генератора. В те времена не было ни ламп, ни транзисторов и пр. Но Тесла сумел решить проблему. Сейчас такие схемы  применяют очень редко, есть варианты проще и лучше. Но и Великий Тесла тоже не абсолютный гений - трехфазные сети изобрел не он (у Теслы были двухфазные).    


  • 2

#328 ignat99

ignat99

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 744 сообщений
  • Из:Барселона
  • Судно: East Anglian Mk II
  • Название: Elsje

Отправлено 07 августа 2019 - 16:12

Вы поаккуратнее с советами. А то народ молниями поубиваете, как Рихмана.

Великий Тесла поставил прерыватель для импульсного запуска высокочастотного генератора. В те времена не было ни ламп, ни транзисторов и пр. Но Тесла сумел решить проблему. Сейчас такие схемы  применяют очень редко, есть варианты проще и лучше. Но и Великий Тесла тоже не абсолютный гений - трехфазные сети изобрел не он (у Теслы были двухфазные).    

У Рихмана в комнате солитон-шаровая молния образовался. Это другая тема совсем. Магнитную ловушку надо ставить на форточку … Шучу конечно ...


Сообщение отредактировал ignat99: 07 августа 2019 - 16:13

  • 0

#329 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 556 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 07 августа 2019 - 16:13

А вантины, штаги, ахтерштаги разве не связаны с корпусом?

Связаны конечно, только току проще пройти по алюм.мачте, чем пробираться через заклёпки по оковкам, карабинам и стальным тросикам.

 

Оборудование называется ВАРИСТОР. На каждом железнодорожном столбе такой стоит на заземляющем проводе. Свинтите и будет вам счастье....

А какую он роль играет?
(свинчивать кстати не надо, одноклассник работает на железной дороге в этой системе, поди возьмёт просто так на складе))


Сообщение отредактировал VladPK: 07 августа 2019 - 16:51

  • 2

#330 Гость_Kizilkum_*

Гость_Kizilkum_*
  • *******

Отправлено 07 августа 2019 - 16:42

 

Не говоря о том что нельзя контачить алюминий с медью

только электрикам не говорите, засмеют.

ныне существует целая куча контактных переходов на одном конце которого алюминий на другом медь


  • -1

#331 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 236 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 07 августа 2019 - 17:09

только электрикам не говорите, засмеют.

ныне существует целая куча контактных переходов на одном конце которого алюминий на другом медь

А могу я приварить нержавейку к алюминию используя низкотемпературные электроды? В одних источниках пишут что можно а другие - нельзя? в чем проблема? Очень нужно :(


  • 0

#332 FreeSky

FreeSky

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 329 сообщений
  • Из:Новополоцк
  • Судно: Ohlson 29
  • Название: Forever

Отправлено 07 августа 2019 - 17:27

То есть огонь который видел наш коллега в воздухе не имеет температуры, скорее всего белого цвета и довольно безвредный

Нет. Посмею вас разочаровать и прервать вашу стройную цепочку теоретических рассуждений. Огонь который я видел был не белого цвета. Это были всполохи оранжевого цвета, которые происходили на месте канала молнии в течении следующей секунды, когда пропала электрическая дуга. Сама дуга была длинной около 5 километров. Основное расстояние она прошла горизонтально и только потом свернула вниз к земле. Удар этой молнии был очень мощным. Таких я раньше не видел. Вы можете и дальше теоретизировать насчёт природы молнии, но только не приплетайте мне белый огонь. Его там не было. В моем случае это был оранжевый. Как пламя зажигалки. Я не спорю, что поведение молнии хорошо изучено и люди действительно научились хорошо от нее защищаться, предотвращая большинство разрушений которое она может принести. А те несколько десятков смертей в год это и есть как раз те несчастные, которые оказались наедине с молнией без возможности спрятаться в убежище. Это мое мнение. Конечно это будет оффтоп, но если вы так сильны в физике, то объясните мне что такое электрический ток. А то я так и не нашел внятного ответа на этот вопрос.
  • 2

#333 Liber

Liber

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 996 сообщений
  • Из:Лодочка - Москва
  • Судно: Мотосейлер
  • Название: Linosa

Отправлено 07 августа 2019 - 17:29

 

А какую он роль играет?
(свинчивать кстати не надо, одноклассник работает на железной дороге в этой системе, поди возьмёт просто так на складе))

Варистор - нелинейный резистор. Имеет свойство резко изменять (снижать) свое сопротивление в зависимости от приложенного напряжения. Применяется в разных устройствах, обычно для защиты цепей от перенапряжения (избыточного напряжения, на которое защищаемые цепи не рассчитаны) . На столбах подвески контактного провода на ж\д ставится, что бы "спускать" токи наведенные на элементах подвеса. От проходящих мимо молний защищает полностью, от прямого попадания защищает частично самовыгоранием.

 

В нашем деле, думаю, можно попробовать защитить антенный вход радиостанций, особенно если антенна поднята на топ мачты. Однако, варисторы имеют собственную емкость, которая будет мешать, а так же провода подключения варистора, тоже влияют. Надо проверять на практике, тут главное не навредить. Сам не проверял, но у меня и антенны уже перенесены в каюту. 


  • 0

#334 A.E

A.E

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 915 сообщений
  • Из:Владивосток

Отправлено 07 августа 2019 - 17:58

Интересно, а специальные устройства грозозащиты для коаксиальных соединений устроены не на варисторе, а по иному принципу?


  • 0

#335 Гость_Kizilkum_*

Гость_Kizilkum_*
  • *******

Отправлено 07 августа 2019 - 18:02

по принципу разрядника


  • 0

#336 A.E

A.E

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 915 сообщений
  • Из:Владивосток

Отправлено 07 августа 2019 - 18:28

Ладно, в практическую плоскость: в мануалах по установке спутниковых терминалов написано много про заземление, но ничего про "устройство грозозащиты", которое часто требуют заказчики. При наличии нормального заземления, что ещё даёт это устройство на антенном кабеле? Дополнительно защищает подпалубные блоки или?


Сообщение отредактировал A.E: 07 августа 2019 - 18:29

  • 0

#337 ж.с

ж.с

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 623 сообщений
  • Из:Пенза
  • Судно: ,пико-крейсер
  • Название: Selena

Отправлено 07 августа 2019 - 18:33

Не надо на физиков наговаривать!!! Обычная молния изучена достаточно хорошо и прекрасно описывается законами Ома, Максвелла, Кирхгофа и др.

 

Расшифровываю. Молния проходит по пути наименьшего сопротивления! Однако, может и разветвляться по причине повышенной плотности тока в одном из каналов и соизмеримом сопротивлении соседних каналов.

 

Далее. В случае имеющегося проводящего канала (мачта, ванты, корпус, киль и пр.) молния проходит по нему. При этом, молния подходит в мачту, если вблизи появилась ионизированная область воздуха/пара/спрея с которой молния и начинает свое "движение". Эти области образуются под влиянием напряженности электрического поля между "небом и землей". В условиях воздушных вихрей эти образования трудно рассмотреть невооруженным глазом (вспомним турбулентность при полетах в самолете). Тем не менее, обычно, вихри чаще бывают при порывистом ветре и вращении воздуха. Не лезте туда, если можете обойти.

 

Следует учитывать, что проводящий канал может иметь разрывы и места с повышенным сопротивлением. Это места уменьшенного сечения основного проводника, разрывы и крутые повороты проводника. В этих местах повышенного сопротивления будут образовываться дополнительные ходы электрического тока, куда пойдет электрическая энергия. От этого возможно распространение ветвей тока в любой проводник, включая мокрые предметы (тело человека, корпус лодки и пр.)  То есть, если припекло, находитесь подальше от возможных каналов прохождения электрического тока, и не стремитесь пропитывать одежду соленой водой. 

 

Перемыкать вантовые и др. соединения обходными проводниками не имеет смысла. Тот мизерный "разрыв" цепи тока легко перекроется с дугой или без. Ну, конечно, не удивляйтесь потом, если заметите сваривание этих "разрывов", такое происходит достаточно часто, даже в тех случаях, если молния не попадает непосредственно в лодку, а проходит рядом в воду.

 

Прожигание пластиковых и деревянных корпусов происходит, как я указал выше в местах прохождения параллельных ветвей электрического тока. При "упирании" электрического тока в повышенное сопротивление, ток стремится к разветвлению и проходит по соседним электропроводящим объемам, коими являются любые материалы пропитанные соленой водой. Далее происходит  нагрев воды, её испарение, как следствие повышение сопротивления и последующий перегрев и появление углерода как нового проводника и дальнейший нагрев и прогар вплоть до прекращения действия проходящего электрического тока. (Иногда прогар имеет взрывной характер).

 

Кратко так!  Кто хочет математического описания происходящих процессов обращайтесь к нашему профессору. Если что не понятно изложил - спрашивайте постараюсь быть проще.     

 

 

 

Про основы понятно и без профессоров. Только вот точно предсказать ход разряда  и последствия у них вряд ли получится . В этом то и кроется опасность. Стационарные молниеотводы научились делать -а во всем остальном,дело случая.


  • 1

#338 ж.с

ж.с

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 623 сообщений
  • Из:Пенза
  • Судно: ,пико-крейсер
  • Название: Selena

Отправлено 07 августа 2019 - 19:13

все что закреплено шарнирно, нужно соединить заземляющим тросиком, с хорошо обжатыми клеммами, можно даже пропаянными.

трусы надо стирать от кирпичиков, которые однозначно отложатся когда в непосредственной близости бахнет молния

 

 Про тросики и пропайку клемм все верно. А про стирку трусов -не надо стесняться естественной реакции организма на страх.

 Расскажу небольшую историю из жизни. Немного оффтоп ...но в тему. 

 По молодости ,недолго работал мастером на подстанции. Допуски были,но не полные. Поэтому  не имел права быть на "высокой стороне " один. Там все очень строго с допусками- как у саперов. Да и цена ошибки может жизни стоить. Высокое напряжение не любит ошибок.

 Так вот  ребята -дежурные опытные рассказывали ,что до меня у них была мастером женщина. У нее и образование позволяло и допуски были. И вот ,как то звонят из энергобюро и просят сделать переключения на "высокой стороне " Ей бы с кем то из опытных дежурных посоветоваться ,а она молча встала и пошла на "высокую сторону " (допуски позволяли ). Через несколько секунд -взрыв за стеной ! Ребята подумали- " пи... .бабе,убило " Метнулись в соседнюю комнату. Стоит родимая перед щитом,в оцепенении. А под ней лужица. Она поспешила с переключением и нарушила инструкцию. Пошла высоковольтная дуга.  А в момент ее разрыва происходит что то типа взрыва.

 Вот женщина и ...обоссалась-рефлекторно. Потом ушла в энергобюро на разборки ,да и уволилась в этот же день

 Поэтому не судите строго реакцию людей на грозу и прочие опасности . Не дай бог побывать на их месте. Сразу забудешь и Ома и Кирхгофа


  • 4

#339 Karafox

Karafox

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 844 сообщений
  • Из:Φαληρο
  • Судно: USG
  • Название: Spear

Отправлено 26 августа 2019 - 23:54

Если посчитать полученный ущерб от контакт с землёй и сравнить с возможным повреждением электрики от молнии, что дороже получается?
  • 0

#340 Rayson

Rayson

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 50 сообщений
  • Из:Rio-Dulce
  • Судно: Seafarer 38c ketch
  • Название: Leningrad

Отправлено 27 августа 2019 - 01:43

оффтоп

 

прошлогодняя лекция о молниях

немного сумбурно но познавательно про лидеры, стримеры и атмосферное электричество в целом. Лектор как истинный исследователь признает что мы не знаем самого главного - причин

Несколько лет назад слышал один из аппаратов на орбите по ошибке вместо поверхности наснимал верхние слои, на снимках запечатлены неизвестной природы разряды - выяснилось что в тот момент там прилично громыхало и вот +1 в копилку непознанного

здесь его же свежая лекция уже о шаровых


  • 0

#341 Feika

Feika

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: marieholm 32

Отправлено 04 октября 2019 - 02:28

С машиной все нормально, думаю что с лодкой тоже проблем не будет, с железной и заземленной мачтой так уж точно.

 

https://www.youtube....h?v=ve6XGKZxYxA


  • 0

#342 Andrey St

Andrey St

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 233 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: яхта "Нефрит-2"
  • Название: Викинг

Отправлено 04 октября 2019 - 09:32

С машиной все нормально, думаю что с лодкой тоже проблем не будет, с железной и заземленной мачтой так уж точно.

 

https://www.youtube....h?v=ve6XGKZxYxA

Раз речь пошла про попадания молниц в машину, поделюсь ссылкой, как в нашем регионе молния попала в авто. Я же в этот момент был в море в паре километров от проишествия.

 

 

https://yandex.ru/vi...00107-man1-3657


  • 0

#343 bvb04

bvb04

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 19 сообщений
  • Из:санкт-петербург
  • Судно: катер
  • Название: РУИСЧ 24

Отправлено 14 ноября 2019 - 00:47

Деревянные мачты без заземления при ударе молнии должны испаряться... Вся электроника, особенно КВ радиостанции - сгорают от наведенного ЭМ импульса. Они, кстати, погибают и просто от близких ударов молнии. Если мачта металлическая и корпус тоже из металла - лодка с рангоутом образует конус относительной безопасности.

Так что - стройте народ из металла, или надежно соединяйте фальшкиль с мачтой проводом большого сечения.

На алюминиевом катере можно ходить в грозу?
  • 0

#344 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 14 ноября 2020 - 04:08

Вот интересный рассказ, немного трудно понимать его говор, но полезно
https://www.youtube....5im7w8-knvcbFaU


Сообщение отредактировал Renown: 14 ноября 2020 - 04:08

  • 0

#345 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 236 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 14 ноября 2020 - 04:09

Вот интересный рассказ, немного трудно понимать его говор, но полезно
.https://www.youtube....5im7w8-knvcbFaU

Так видно ссылку.


  • 0

#346 Dixichi

Dixichi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 866 сообщений
  • Из:Кишинёв
  • Судно: CT-28
  • Название: "DIXI"

Отправлено 28 декабря 2020 - 17:38

Вопрос покажется глупым на первый взгляд:
А можно фарадееву клетку для электроники не заземлять? Я не уверен, что духовки, где советуют прятать электронику, на всех яхтах заземлены.
Ведь, как я понял после прочтения всей темы, электронику убивают наводки, а через заземленную "духовку" при ударе молнии неизбежно потечет офигенный ток, который в свою очередь создаст наводку вокруг (и внутри) себя. Оно нам надо?
А если не заземлять, то ...
  • 0

#347 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 28 декабря 2020 - 22:07

Раз речь пошла про попадания молниц в машину, поделюсь ссылкой, как в нашем регионе молния попала в авто. Я же в этот момент был в море в паре километров от проишествия.

 

 

https://yandex.ru/vi...00107-man1-3657

 

 

Да, не всё просто с молниями.

В конце 1980-х перед СА Армией учился на оператора радиостанции в 5-эт клубе досааф. Затем через лет 12-15 была статья в инете - молния попала в оцинкованный отлив окна на 4-м или 5-м этаже, примерно там же где стоял наш класс с авиационными радиостанциями. Хотя насколько я помню - там был громоотвод на крыше высотой метра 2.5-3.


Сообщение отредактировал VikingLiner: 28 декабря 2020 - 22:08

  • 0

#348 VikingLiner

VikingLiner

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 511 сообщений
  • Из:СССР, Минск

Отправлено 28 декабря 2020 - 22:17

Вопрос покажется глупым на первый взгляд:
А можно фарадееву клетку для электроники не заземлять? Я не уверен, что духовки, где советуют прятать электронику, на всех яхтах заземлены.
Ведь, как я понял после прочтения всей темы, электронику убивают наводки, а через заземленную "духовку" при ударе молнии неизбежно потечет офигенный ток, который в свою очередь создаст наводку вокруг (и внутри) себя. Оно нам надо?
А если не заземлять, то ...

 

 

Да, может потечь офигенный ток. Можно и не заземлять.

Я например в 1980-х паял схему магнитофона Сухого из  ж. Радио - обычный трансформатор 220 на 2 х12в (насколько помню). внутренние цепи и латунные экраны плат - не были у меня заземлены на 220в сеть. Да и не было тогда еще 3-х разьемных вилок (те, что с заземлением)

Однако был у отца старый ламповый радиоприемник - я его заземлил штырем 1м заточенной меди 8-10ммв  землю  3м провода от земли приемника до штыря(частный сектор в городе, 1 этаж, поямо в углу деревянного окна) - помех стало на КВ гораздо меньше. Пробовал на батарею до этого заземлять (а она на газовую и водопроводную трубы что под землей), что не правильно - помехи уменьшались но не сильно.


Сообщение отредактировал VikingLiner: 28 декабря 2020 - 22:19

  • 0

#349 Maximus Panin

Maximus Panin

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 375 сообщений
  • Из:Калининград
  • Судно: Парусная яхта
  • Название: Inspiration II

Отправлено 29 декабря 2020 - 00:03

Раз речь пошла про попадания молниц в машину.

Видимо еще от случая зависит. Ричард Хаммонд проверяет опытным путем:

 

 

Полная версия на русском


  • 0

#350 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 29 декабря 2020 - 00:53

Вопрос покажется глупым на первый взгляд:
.........
 который в свою очередь создаст наводку вокруг (и внутри) себя. Оно нам надо?
А если не заземлять, то ...

Вот как раз внутри и не создаст.


Видимо еще от случая зависит. Ричард Хаммонд проверяет опытным путем:
 https://www.youtube....h?v=GZxgYNnkBd0

Когда делаете ссылку на ютуб нужно её вставлять в пост как URL (кнопка с иконкой "звено цепочки" в веб редакторе форума), а не просто текст.
Это глюк движка форума, уже не первый год :(
 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей