Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Технология изготовления деревянной мачты.


Сообщений в теме: 222

#201 DenSeamen

DenSeamen

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 39 сообщений
  • Из:Конаково
  • Судно: сухогруз

Отправлено 25 августа 2021 - 23:08

У нас к проекту прилагались чертежи 12 метровой деревянной мачты, на какой то особый случай. Элиптический профиль, сужающийся к топу, формируется восьмью дощечками склеиваемыми в торец (торцам придается замысловатая форма).

Вот возник вопрос: дерево с клееное из 6 метровых заготовок торцами? Как достигли 12 метровой длинны? Я понимаю что сосны по 40 метров растут, но не в Сибирь же ехать за сосной спецзаказом доставлять


  • 0

#202 Димыч67

Димыч67

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 775 сообщений
  • Из:Черкассы Украина
  • Судно: БИТ-33 будет
  • Название: уже есть

Отправлено 25 августа 2021 - 23:53

Стандартная склейка заготовки на длинный ус.Длина уса минимум 10 толщин материала, лучше 15.Заусовку между деталями разнести максимально дальше.
Себе клеил из 8-ми деталей. Длина материала была до 2,5 метра. Длина мачты 10,6 метра. Вроде всё норм.
  • 0

#203 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 26 августа 2021 - 01:33

В теоретических расчетах не силен, но с практической точки зрения - не стоит гнаться за максимальной длиной заготовок. Возможно в теории и не так, но личное субъективное мнение - чем больше заготовок (в разумных пределах, конечно), тем лучше. В том смысле, что меньше будет потом кривляться мачта.

Как пример - мачта "Финна", материал - ель\сосна, двухлетней сушки в естественных условиях. После вырезки сучков, максимальная длина заготовок около 2-х метров, но по большей части и того меньше. При общей длине 6,5м приходилось сращивать до 4-5 заготовок по длине. Конусность везде 1/12 - использовался одни и тот же шаблон.

Сколько всего деталей - даже не скажу, полагаю не менее трех десятков.

Ликпаз выбирал в два приема - сначала пилой-циркуляркой, в чистовую - фрезой. Окончательная обработка - рубанками по шаблону.

"Чистая сосна" получилась в районе 9-9,2кг, еловая - менее 8. Многое зависит от внутренней выборки и соответственно от толщины стенок. Ну, здесь уже для каждого свой компромисс - кому полегче, а кому покрепче. Пока отрабатывал технологию для своей лодки, сваял пару на заказ - обе отходили два сезона, претензий нет.

Если кому интересно - могу еще картинок накидать.

Прикрепленные изображения

  • qwjMrh9nljs.jpg
  • _eXgnUWNFsE.jpg
  • 0eWYlkCth2E.jpg
  • RTHqBLax6djcs2vV7D0FLAmn6dxWpePa.jpg

Сообщение отредактировал Paper Jet: 26 августа 2021 - 01:48

  • 7

#204 Аламир

Аламир

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 731 сообщений
  • Из:Южный городок
  • Судно: пикокруизер швертбот
  • Название: AMAGA 480

Отправлено 26 августа 2021 - 07:48

Снаружи мачта в стеклоткани обклеяна?
  • 0

#205 Morychok11

Morychok11

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 746 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Malö 106
  • Название: Windrose

Отправлено 26 августа 2021 - 09:37

Зачем стеклоткань на мачте? Только вес добавит лишний


  • 0

#206 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 846 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 26 августа 2021 - 10:12

Зачем стеклоткань на мачте? Только вес добавит лишний

Служит дольше. Уход и хранение проще. Особенно если и ликпаз проклеен. (до сборки надо оклеивать.)

Мачта прочнее. 2-3 слоя прочнее в 2-3 раза.

Насколько вес увеличивается при меньшем диаметре(прочность то выше) и можно ли вообще его сравнять или даже уменьшить надо считать и обязательно пробовать. (мачта может получится слишком гибкой).

И ещё плюс. Меньший диаметр лучше аэродинамика.


  • 0

#207 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 26 августа 2021 - 11:25

Если вопрос по оклейке ко мне, то данная мачта не оклеивалась. Делать её тоньше и компенсировать потерю прочности оклейкой - задачи не ставилось, т.к. профиль мачты регламентируется Правилами класса. Да и просто хотелось посмотреть, что получиться. В этом году (после пары сезонов в руках новых хозяев) прошелся сам, сравнил отличные друг от друга материалы, технологию, толщину, вес... Результатами в целом доволен.

Для себя, с учетом "недостаточности" веса, делал бы более гибкую с предварительным напряжением верхней четверти мачты, добавил бы "пустот" в нижней части - что под палубой, идеально бы в ликпаз вклеить пластиковую трубочку, с профилями бы в надпалубной части поэкспериментировать. НО это всё ради морального удовлетворения, поскольку для спорта "деревяшка" явно вне конкуренции с современными угольными.

Кстати о вопросе сохранности - достаточно не оставлять её на открытом солнце на весь сезон, как практикуется в большинстве случаев, а просто убирать в ангар, под навес между выходами на воду. Срок ремонта и повторного лакирования увеличивается на порядок.


Сообщение отредактировал Paper Jet: 26 августа 2021 - 13:48

  • 1

#208 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 846 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 26 августа 2021 - 11:47

 

Кстати о вопросе сохранности - достаточно не оставлять её на открытом солнце на весь сезон, как практикуется в большинстве случаев, а просто убирать в ангар, под навес между выходами на воду. Срок ремонта и повторного лакирования увеличивается на порядок.

Очень правильный совет. 

Иногда новички глядя на то что пару недель мачта простояла и ничего не заметно, приходят к выводу :innocent:  что всё это "старые пер...ы" которые кроме олифы ничего и не знают, выдумали таскать такую тяжесть.  ;)


  • 2

#209 R. Aleh

R. Aleh

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 107 сообщений
  • Из:Brześć Litewsk
  • Судно: Bavaria 38 Ocean

Отправлено 27 августа 2021 - 14:24

 

Насколько вес увеличивается при меньшем диаметре(прочность то выше) и можно ли вообще его сравнять или даже уменьшить

Можно совсем легкую сделать. При нормальных размерах в сечении. Просто оклеить не только снаружи, но и полость внутри несколькими слоями. Оставить только стенку из дерева несколько миллиметров. 


  • 0

#210 Suh

Suh

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 674 сообщений
  • Из:Иркутск
  • Судно: Разные, были...

Отправлено 27 августа 2021 - 15:31

Ворчание старого сак аксакала.

Еже ли 3 ... 6 метров - деревяху - запросто (технологии ТУТ озвучили). Получится запросто.

Если больше - ну него на нафиг. Технология - фигня. Деревяха правильная - золото.

Дешевле, проще, быстрее, надёжнее -  алюминиевый профиль.


  • 1

#211 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 846 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 27 августа 2021 - 17:19

Можно совсем легкую сделать. При нормальных размерах в сечении. Просто оклеить не только снаружи, но и полость внутри несколькими слоями. Оставить только стенку из дерева несколько миллиметров. 

Делал нечто подобное. Тут или никакого эффекта или появляется избыточная гибкость. Ну и трудоёмкость и стоимость..... Пробовать надо.


  • 0

#212 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 846 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 27 августа 2021 - 17:24

Ворчание старого сак аксакала.

Еже ли 3 ... 6 метров - деревяху - запросто (технологии ТУТ озвучили). Получится запросто.

Если больше - ну него на нафиг. Технология - фигня. Деревяха правильная - золото.

Дешевле, проще, быстрее, надёжнее -  алюминиевый профиль.

Если есть возможность поставить алюминий, надо ставить алюминий. Ещё в шестидисятые этот вопрос рассматривали и алюминий победил. Но для маленьких самопальных яхточек да ещё в провинции, деревянные мачты по прежнему актуальны.


  • 1

#213 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 27 августа 2021 - 18:19

Любая лодка - всегда компромисс разных задач и возможностей. Это же в полной мере относиться и к мачтам.

Если деревянные мачты Финна с "углем" просто не имеют шансов на гонках, то Голландцы - полная противоположность. Еще 2-3 года назад в клубе на "междусобойчиках" собирались 5-6-7 Голландцев. Мачты - дерево, алюминий, титан, уголь... Конечно всё очень индивидуально, но "деревяшки" ни чуть не уступали современным.

Попал как-то в Италии на открытие сезона на Адриатическом побережье (где-то в районе Пескара), собираются со всей Европы, более ста (!) экипажей... Добрая четверть лодок с деревянными (!) мачтами!

Кстати, длина у неё за семь (!) метров. Так что я бы не сбрасывал со счетов дерево как материал для мачт.


  • 1

#214 R. Aleh

R. Aleh

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 107 сообщений
  • Из:Brześć Litewsk
  • Судно: Bavaria 38 Ocean

Отправлено 27 августа 2021 - 19:41

 или появляется избыточная гибкость

По трудоемкости-да, увеличивается намного. По гибкости - можно корректировать, как угодно. Я так весла делаю. Выигрыш по весу ощутимый. Как карбоновые получаются - 600 грамм двухлопастное весло. 


  • 0

#215 acher

acher

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 724 сообщений
  • Из:Чайковский
  • Судно: яхта "мини-куттер"
  • Название: Дельфинъ

Отправлено 28 августа 2021 - 22:05

Если кому интересно - могу еще картинок накидать.

 

Скажите, пожалуйста, клей какой использован? 


  • 0

#216 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 28 августа 2021 - 22:20

Раньше обычной эпоксидкой клеил, последние годы перешел на ПУР - 501.

Прикрепленные изображения

  • FOYPKsLkWas.jpg

  • 1

#217 Suh

Suh

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 674 сообщений
  • Из:Иркутск
  • Судно: Разные, были...

Отправлено 29 августа 2021 - 07:34

Предпочитаю эпоксидку. Пуганый.

Мне попадался ПУР-501, не очень водостойкий. Годился лишь на домашнюю столярку.

Мачта дело серьёзное. В любом случае, сначала проверить на образцах.


  • 0

#218 acher

acher

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 724 сообщений
  • Из:Чайковский
  • Судно: яхта "мини-куттер"
  • Название: Дельфинъ

Отправлено 29 августа 2021 - 10:24

ПУР 501 - это, конечно, звэрь!


  • 0

#219 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 29 августа 2021 - 12:32

Предпочитаю эпоксидку. Пуганый.

Мне попадался ПУР-501, не очень водостойкий. Годился лишь на домашнюю столярку.

Мачта дело серьёзное. В любом случае, сначала проверить на образцах.

Во-первых, ПУР бывает разный. Как по назначению, производителям, так и по времени схватывания. И последнее, я как раз бы отнес к недостаткам в работе с большими заготовками.

Во-вторых, два года эксплуатации мачт - это конечно не 20-30, но оценить качество работы клея уже можно. Более того, первые шверты клееные на ПУР работают уже боле 5-6 лет - так же без проблем.

Ну и в третьих - дерево так же имеет свой разумный срок эксплуатации. И ходить с мачтой из дерева ровесницей своей бабушки - я бы не решился.

Хотя главное достоинство, с моей "кочки зрения" - однокомпонентный, удобно наносить (через "клювик"), быстро сохнет.


  • 1

#220 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 07 сентября 2021 - 18:49

Ну, о-о-очень деревянная... Тем более конусная.

 

https://youtu.be/ZTqReFC07uY

 

Делал когда-то такие, только конусность чуть по-другому - ставил вертикально четыре рейки сразу на рейсмус и по мере движения крутил ручку на опускание. Конусность делал только для четырех реек. Вырез 90гр. делал для других четырех с двух сторон. Использовал ясень и что-то из "краснодеревьев". 

Клей - только смола ЭД, т.к. время на подготовку и увязку уходит довольно много. Вместо пластиковых стяжек накупил металлических хомутов с винтами в автомагазине - работать с ними быстро не получается, зато надежно.

Расчеты толщины надо делать индивидуально для каждой мачты, в интернете где-то были таблицы с учетом плотности сортов древесины.

Прикрепленные изображения

  • P1050566.JPG
  • P1050552.JPG

Сообщение отредактировал Paper Jet: 07 сентября 2021 - 19:42

  • 2

#221 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 10 сентября 2021 - 15:38

Коллега задался целью восстановить "Динги". С корпусом проблем нет - все обмеры в свободном доступе, а вот с мачтой - беда. Нашел данные общей длины и максимальной толщины, по гику - только общая длина.

Нужны размеры длин ликпаза по мачте и гику и размеры профилей по длине.

У кого есть данные - поделитесь или ссылочку на интернет - плиз-з-з!


  • 0

#222 DoctorD

DoctorD

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 329 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: Строю

Отправлено 10 сентября 2021 - 21:04

Коллега задался целью восстановить "Динги". С корпусом проблем нет - все обмеры в свободном доступе, а вот с мачтой - беда. Нашел данные общей длины и максимальной толщины, по гику - только общая длина.
Нужны размеры длин ликпаза по мачте и гику и размеры профилей по длине.
У кого есть данные - поделитесь или ссылочку на интернет - плиз-з-з!

Прикрепленные изображения

  • OKD2020CR20200506-26308_32.jpg
  • OKD2020CR20200506-26308_33.jpg

  • 1

#223 Paper Jet

Paper Jet

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 112 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Рикошет Микро
  • Название: Serena

Отправлено 10 сентября 2021 - 23:53

 

Спасибо!

 

 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей