Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Склейка бакелизированной фанеры


Сообщений в теме: 21

#1 Vlad6677

Vlad6677

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Екатеринбург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Тритон Р480

Отправлено 22 ноября 2010 - 21:25

Решил поэкспериментировать с бакелизированной фанерой, т.к. форум не позволил сделать однозначные выводы о применимости, надежности и технологичности. Опыт я поставил с целью сшить и склеить лодочку не уступающей по прочности железной))) Из инета я узнал, что прочность бакелитовой фанеры сопоставима с прочностью Ст3. Плотность у бакфанеры должна быть 1200 кг на куб, а по факту она плавает!!! Опыты проводил на фанере тюменской фабрики. 1.jpg Для начала я ужаснулся волнам на одной из сторон листов, т.е. одна сторона ровная и гладкая, а другая сторона исключительно волнистая и шершавая на ощупь. 2.jpg Для единообразного силоприложения) использовал 200-от граммовый молоток и 2-х килограммовую кувалдочку, опять же для единообразия отпускал их на образцы с метровой высоты. Первая часть опыта заключалась в склеивании образцов из бакелизированной фанеры полиэфирной смолой с наполнителем в виде опилок, температура случилась около 15-17 градусов, сушка проводилась в течение недели. 3.jpg Образец №1: лак с поверхности фанеры вышкурен до дерева. Двести грамм с метровой высоты он даже не заметил), но два кило выдержать не смог. Расслоение произошло как по дереву так и по внутреннему клеевому слою. С одного края, при сушке, смола отошла от фанеры. 4.jpg Образец №2 и №3: образцы не вышкуривались, на одном склейка производилась по гладким сторонам, а на другом шершавыми. Ни какой разницы какой стороной они были склеены, оба образца сломались руками без особых усилий. 5.jpg Вторая часть опыта заключалась в склеивании образцов из бакелизированной фанеры модифицированной эпоксидной смолой Этал370. Отвердитель Этал 45М. Склейка производилась при температуре около 15-ти градусов с последующей сушкой на батарее, температура радиатора около 45-и градусов, в течение недели. Наполнителем служила древесная пыль от ленточной шлифмашинки, так же отрабатывалась консистенция смола+отвердитель+наполнитель. Образцы вышкуривались, кроме образца №8. 6.jpg Выдержали падение 2-х килограммовой кувалдочки с метровой высоты образцы №4, №5, №7, №8. Все они были разрушены той же кувалдочкой, но с замаха) По образцам №4 и №5 раз по 5-ть перепало кувалдой. 7.jpg 8.jpg Образцу №7 хватило одного сильного удара. 9.jpg Образец №8 разрушился с хлопком после одного не сильного удара. 10.jpg Образец №6 не выдержал падения 2-х килограммовой кувалды с метровой высоты, но думаю, что этот образец был заведомо проигрышным, т.к. удар при падении пришелся на ребро, во всех других случаях вектор приложения силы раскладывался и на место склейки приходилось процентов 70-80 основного удара. Да и по длине шва он на втором месте с конца, но у образца №4 шов с двух сторон. 11.jpg Вообщем результатами удовлетворен, пошел клеить лодку) P.S. Опыты проводил на обрезках, жалко было лист новый начинать, да и ленно) Может и еще кто нибудь своим опытом наглядно поделится?)
  • 3

#2 amosov.sergej

amosov.sergej

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 137 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: швертбот,мотолодка
  • Название: Кузяштерн,Прогресс-4

Отправлено 23 ноября 2010 - 01:18

Это напоминает "разрушителей мифов".Тесты на прочность показали: 1- отсутствие разрушения по клеевому шву-не выдерживает сама фанера. 2-Прочность фанеры не принципиальна,есть и полегче бакелитовой (по сохранности от гниения-другой вопрос и способы защиты) 3- прочное и лёгкое соединение дает сэндвич-оклеенная с обеих сторон стеклотканью (или даже обычной тканью)фанера,по углам усиленная полосами стеклоткани(мокрая косынка). Предлагаю провести другой эксперимент.Взять куски самого обычного картонного ДВП (они обычно 3-4 мм толщиной)Пропитать разбодяженной растворителем смолой(лучше эпоксидной),соединить до нужной толщины(по толщине фанеры),оклеить стеклотканью с обеих сторон с проклейкой стыка полосками. И сравнить по прочности. Может оказаться,что на ту же прочность фанеры потребуется меньшая толщина сэндвича из картона.Будет полегче.По долговечности картон превосходит любую фанеру-нет продольных волокон,по которым идёт гниль,есть пропитанная полиэфиркой смесь разнонаправленных волокон.Картон несколько тяжелее обычной фанеры. Ваш эксперимент совершенно не тянет на сопромат.Реальных ударных нагрузок в ТАКОМ виде не бывает (столкновение с авианосцем не выдержит и стальной катер).Необходимы тесты на растяжение(отрыв по вертикали) и на скручивание (по спирали) На моём швертботе борта из 4мм.картона,оклеен с одной стороны,изнутри пропитан смолой.За 21 год эксплуатации 2 пробоины,-одна от молотка (дети из судомодельного похулиганили,когда он в помещении стоял ) и от острой 20мм. льдины в прошлом ноябре (лёгкий лёд крушит только так)-подтаскивал к понтону с размаха по глупости...

Прикрепленные изображения

  • 100_0240.jpg
  • 100_0454.jpg

  • 0

#3 vvk01

vvk01

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 955 сообщений
  • Из:Samara

Отправлено 23 ноября 2010 - 02:41

Решил поэкспериментировать с бакелизированной фанерой, т.к. форум не позволил сделать однозначные выводы о применимости, надежности и технологичности.
Опыт я поставил с целью сшить и склеить лодочку не уступающей по прочности железной))) Из инета я узнал, что прочность бакелитовой фанеры сопоставима с прочностью Ст3. Плотность у бакфанеры должна быть 1200 кг на куб, а по факту она плавает!!!

Тонула, тонула бакфанера советских времен, лично топил :). И даже в морской воде тонула, зарраза. Да и поровнее все-таки листы-то  были. Шкурить, да, нужно однозначно в месте склейки. А вообще интересно было посмотреть на ваш опыт в картинках, практиков обычно заметно меньше теоретиков. Ну, а кувалдой лупить по консольно приклееным фанерным кусочкам... Думаю, Ст.3 да на сварке конечно дольше бы сопротивлялась :D
  • 0

#4 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 476 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 23 ноября 2010 - 12:26

Тонула, тонула бакфанера советских времен, лично топил :). И даже в морской воде тонула, зарраза. Да и поровнее все-таки листы-то  были. Шкурить, да, нужно однозначно в месте склейки. А вообще интересно было посмотреть на ваш опыт в картинках, практиков обычно заметно меньше теоретиков. Ну, а кувалдой лупить по консольно приклееным фанерным кусочкам... Думаю, Ст.3 да на сварке конечно дольше бы сопротивлялась :D

Может не тонет потому что тонкая, мне так кажется 6 это, и там что то с технологией и пресом связанно, а вообше фанера эта очень жёсткая, и плотнее той советскофинской - в ней были на стыках пустоты, а здесь перехлёсты передавлены оттого и волнистость
  • 0

#5 Vlad6677

Vlad6677

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Екатеринбург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Тритон Р480

Отправлено 23 ноября 2010 - 13:47

Это напоминает "разрушителей мифов".Тесты на прочность показали:
1- отсутствие разрушения по клеевому шву-не выдерживает сама фанера.
2-Прочность фанеры не принципиальна,есть и полегче бакелитовой (по сохранности от гниения-другой вопрос и способы защиты)
3- прочное и лёгкое соединение дает сэндвич-оклеенная с обеих сторон стеклотканью (или даже обычной тканью)фанера,по углам усиленная полосами стеклоткани(мокрая косынка).

Предлагаю провести другой эксперимент.Взять куски самого обычного картонного ДВП (они обычно 3-4 мм толщиной)Пропитать разбодяженной растворителем смолой(лучше эпоксидной),соединить до нужной толщины(по толщине фанеры),оклеить стеклотканью с обеих сторон с проклейкой стыка полосками. И сравнить по прочности.
Может оказаться,что на ту же прочность фанеры потребуется меньшая толщина сэндвича из картона.Будет полегче.По долговечности картон превосходит любую фанеру-нет продольных волокон,по которым идёт гниль,есть пропитанная полиэфиркой смесь разнонаправленных волокон.Картон несколько тяжелее обычной фанеры.
Ваш эксперимент совершенно не тянет на сопромат.Реальных ударных нагрузок в ТАКОМ виде не бывает (столкновение с авианосцем не выдержит и стальной катер).Необходимы тесты на растяжение(отрыв по вертикали) и на скручивание (по спирали)
На моём швертботе борта из 4мм.картона,оклеен с одной стороны,изнутри пропитан смолой.За 21 год эксплуатации 2 пробоины,-одна от молотка (дети из судомодельного похулиганили,когда он в помещении стоял ) и от острой 20мм. льдины в прошлом ноябре (лёгкий лёд крушит только так)-подтаскивал к понтону с размаха по глупости...


Спасибо за идею с ДВП, может на следующей лодочке и потренируюсь)
Про реальные нагрузки я не готов обсуждать, но исходя из условий будущей эксплуатации (мелководье, перекаты, баланы- утопленные и притопленные стволы, камни) лучше пере..., чем недо... .
  • 0

#6 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 23 ноября 2010 - 14:06

Решил поэкспериментировать с бакелизированной фанерой, т.к. форум не позволил сделать однозначные выводы о применимости, надежности и технологичности.

Говённая фанера! <_<
Я с такой работал - в жизни больше к ней не подойду.
Слои все перемятые, большие внутренние напряжения, толщина не выдержана, много пустот и непроклеев, качество шпона ужасное.При выпиливании заготовки сильно коробит, гнёт. Да к тому же тяжеленная. К наружному слою чтобы что-то приклеить, нужно полностью удалять лак. Нам это надо?
Самая классная отечественная фанера - это БС-1, объёмной плотностью 0,72 г/см3, не уступающая по влагостойкости бакелитовой, и на порядок качественнее всеми любимой ФСФ. ВЕЩЬ. :rolleyes:

Сообщение отредактировал капитан с: 23 ноября 2010 - 14:08

  • 2

#7 Vlad6677

Vlad6677

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Екатеринбург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Тритон Р480

Отправлено 23 ноября 2010 - 18:02

Говённая фанера!
Я с такой работал - в жизни больше к ней не подойду.


Я для себя уже сделал выводы по фанере)
Посмотрим как будет в изделии)
  • 0

#8 vvk01

vvk01

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 955 сообщений
  • Из:Samara

Отправлено 23 ноября 2010 - 18:12


Самая классная отечественная фанера - это БС-1, объёмной плотностью 0,72 г/см3, не уступающая по влагостойкости бакелитовой, и на порядок качественнее всеми любимой ФСФ. ВЕЩЬ. :rolleyes:


Согласен про БС-1. Авиамодельный кружок вспомнился, всхлипнул...


А сейчас разве производят ее?
  • 0

#9 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 476 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 23 ноября 2010 - 18:36

Говённая фанера! <_<
Я с такой работал - в жизни больше к ней не подойду.
Слои все перемятые, большие внутренние напряжения, толщина не выдержана, много пустот и непроклеев, качество шпона ужасное.При выпиливании заготовки сильно коробит, гнёт. Да к тому же тяжеленная. К наружному слою чтобы что-то приклеить, нужно полностью удалять лак. Нам это надо?

Видимо у Вас действительно была такая по определению вами, брак или с другой маркировкой, пустот и непроклеев быть не должно.
  • 0

#10 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 476 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 23 ноября 2010 - 18:44

Согласен про БС-1. Авиамодельный кружок вспомнился, всхлипнул...


А сейчас разве производят ее?


В Тюмени, а по сути это фсф лучшего качества, где то читал что авиационная проклеивается через пропитанную клеем бумагу ну не видел я её в расщипе., тут как то видел Сыктывкарскую ФСФ 1.20х2.40 качество понравилось
  • 0

#11 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 23 ноября 2010 - 21:52

Согласен про БС-1. Авиамодельный кружок вспомнился, всхлипнул...


А сейчас разве производят ее?

http://www.pkfarion.ru/
  • 0

#12 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 23 ноября 2010 - 22:06

Видимо у Вас действительно была такая по определению вами, брак или с другой маркировкой, пустот и непроклеев быть не должно.

Да точно такая же, с такой же маркировкой. Хапнул по случаю 4 пятиметровых листа, намучился вдоволь.

В Тюмени, а по сути это фсф лучшего качества,

ФСФ и БС-1 - совершенно разная фанера, у них и ГОСТы и ТУ разные. Даже производственно- технологические линии изготовления разные. При производстве БС-1 клей идёт только высшего качества, без наполнителей. Давление запресовки выше, температурный режим другой и т.д.
  • 0

#13 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 476 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 23 ноября 2010 - 22:47

Да точно такая же, с такой же маркировкой. Хапнул по случаю 4 пятиметровых листа, намучился вдоволь.


ФСФ и БС-1 - совершенно разная фанера, у них и ГОСТы и ТУ разные. Даже производственно- технологические линии изготовления разные. При производстве БС-1 клей идёт только высшего качества, без наполнителей. Давление запресовки выше, температурный режим другой и т.д.


Разница в том что внутреннии слои стыкуются без пустот, и будучи потребителем режимы не наблюдал потому и мнение имею своё его ивысказываю
----------------------------------------------------
ФБС 5? - когда я себе заказывал мне тоньше 6 делать не согласились, так что думаю это технологическое
  • 0

#14 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 23 ноября 2010 - 23:53

Разница в том что внутреннии слои стыкуются без пустот, и будучи потребителем режимы не наблюдал потому и мнение имею своё его ивысказываю

Посмотрите, как пережаты и перемяты слои шпона. Разве это качество? Внутри,в местах стыковки шпона, и присутствуют непроклеи и даже пустоты, кот. вроде бы и незаметны, но при обработке проявляются. Кстати плотность и твёрдость материала в листе тоже различная (это особенно чувствуется при распиловке фанеры ручным эл. лобзиком).

Прикрепленные изображения

  • бакфанера.jpg

  • 0

#15 vvk01

vvk01

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 955 сообщений
  • Из:Samara

Отправлено 24 ноября 2010 - 02:23

 Вот, кстати, нашел на балконе полосу старой советской бакфанеры. Толщина 7 мм. Поверхность чуть волнистая. Тяжелая. 001.JPG  

Сообщение отредактировал vvk01: 24 ноября 2010 - 02:25

  • 0

#16 Vlad6677

Vlad6677

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Екатеринбург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Тритон Р480

Отправлено 24 ноября 2010 - 09:24

Внутри,в местах стыковки шпона, и присутствуют непроклеи и даже пустоты, кот. вроде бы и незаметны, но при обработке проявляются. Кстати плотность и твёрдость материала в листе тоже различная (это особенно чувствуется при распиловке фанеры ручным эл. лобзиком).


Пустот не заметил, клеем залито на совесть, а вот жесткость на разных листах разная(, возможно слои шпона укладывали как придется!
  • 0

#17 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 476 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 24 ноября 2010 - 17:31

Посмотрите, как пережаты и перемяты слои шпона. Разве это качество? Внутри,в местах стыковки шпона, и присутствуют непроклеи и даже пустоты, кот. вроде бы и незаметны, но при обработке проявляются. Кстати плотность и твёрдость материала в листе тоже различная (это особенно чувствуется при распиловке фанеры ручным эл. лобзиком).


На вашей фото от 6 до 8 слоёв, а это сколько в процентном отношение(эт я про лобзик)?,
от перехлёста и волнистость, еслиб её не было то были бы и непроклеи
  • 0

#18 Йоук

Йоук

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 51 сообщений
  • Из:Екатеринбург

Отправлено 08 января 2012 - 01:07

Влад, что в итоге? Доделали лодочку? Как бак-фанера? Тоже смотрю на нее... для моих целей формат 5700х1250х5 идеально подошол бы, усовать ненадо, зашкурить места проклейки можно, но волны эти пугают... Да и под оклейку тканью сдирать лак со всей поверхности наверно не сахар.
  • 0

#19 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 370 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 12 января 2012 - 19:51


Да и под оклейку тканью сдирать лак со всей поверхности наверно не сахар.

2-квтной угловой машинкой с дюриксом ошкуривал лист 5000х1200 за 15 минут.
  • 0

#20 rbt06

rbt06

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 706 сообщений
  • Из:Люберцы
  • Судно: катер
  • Название: Тюлень

Отправлено 13 января 2012 - 08:31

Влад, что в итоге?
Доделали лодочку?
Как бак-фанера?
Тоже смотрю на нее... для моих целей формат 5700х1250х5 идеально подошол бы, усовать ненадо, зашкурить места проклейки можно, но волны эти пугают...
Да и под оклейку тканью сдирать лак со всей поверхности наверно не сахар.

Не советую,делать борта из этой фанеры,уж лучше 4 листа склеить на ус,чем вышкуривать борта из бак фанеры.
  • 0

#21 мах-мах

мах-мах

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 2 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: гарвей 11

Отправлено 23 марта 2012 - 10:29

Решил поэкспериментировать с бакелизированной фанерой, т.к. форум не позволил сделать однозначные выводы о применимости, надежности и технологичности.
Опыт я поставил с целью сшить и склеить лодочку не уступающей по прочности железной))) Из инета я узнал, что прочность бакелитовой фанеры сопоставима с прочностью Ст3. Плотность у бакфанеры должна быть 1200 кг на куб, а по факту она плавает!!!

Опыты проводил на фанере тюменской фабрики.
1.jpg

Для начала я ужаснулся волнам на одной из сторон листов, т.е. одна сторона ровная и гладкая, а другая сторона исключительно волнистая и шершавая на ощупь.
2.jpg

Для единообразного силоприложения) использовал 200-от граммовый молоток и 2-х килограммовую кувалдочку, опять же для единообразия отпускал их на образцы с метровой высоты.

Первая часть опыта заключалась в склеивании образцов из бакелизированной фанеры полиэфирной смолой с наполнителем в виде опилок, температура случилась около 15-17 градусов, сушка проводилась в течение недели.
3.jpg

Образец №1: лак с поверхности фанеры вышкурен до дерева.

Двести грамм с метровой высоты он даже не заметил), но два кило выдержать не смог.
Расслоение произошло как по дереву так и по внутреннему клеевому слою. С одного края, при сушке, смола отошла от фанеры.
4.jpg

Образец №2 и №3: образцы не вышкуривались, на одном склейка производилась по гладким сторонам, а на другом шершавыми.

Ни какой разницы какой стороной они были склеены, оба образца сломались руками без особых усилий.
5.jpg

Вторая часть опыта заключалась в склеивании образцов из бакелизированной фанеры модифицированной эпоксидной смолой Этал370. Отвердитель Этал 45М. Склейка производилась при температуре около 15-ти градусов с последующей сушкой на батарее, температура радиатора около 45-и градусов, в течение недели. Наполнителем служила древесная пыль от ленточной шлифмашинки, так же отрабатывалась консистенция смола+отвердитель+наполнитель.

Образцы вышкуривались, кроме образца №8.
6.jpg

Выдержали падение 2-х килограммовой кувалдочки с метровой высоты образцы №4, №5, №7, №8. Все они были разрушены той же кувалдочкой, но с замаха)

По образцам №4 и №5 раз по 5-ть перепало кувалдой.
7.jpg 8.jpg

Образцу №7 хватило одного сильного удара.
9.jpg

Образец №8 разрушился с хлопком после одного не сильного удара.
10.jpg

Образец №6 не выдержал падения 2-х килограммовой кувалды с метровой высоты, но думаю, что этот образец был заведомо проигрышным, т.к. удар при падении пришелся на ребро, во всех других случаях вектор приложения силы раскладывался и на место склейки приходилось процентов 70-80 основного удара. Да и по длине шва он на втором месте с конца, но у образца №4 шов с двух сторон.
11.jpg

Вообщем результатами удовлетворен, пошел клеить лодку)

P.S. Опыты проводил на обрезках, жалко было лист новый начинать, да и ленно)
Может и еще кто нибудь своим опытом наглядно поделится?)

Ну и как прошла постройка? Какие были проблемы?
  • 0

#22 Vlad6677

Vlad6677

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 6 сообщений
  • Из:Екатеринбург
  • Судно: мотолодка
  • Название: Тритон Р480

Отправлено 08 августа 2012 - 12:10

Ну и как прошла постройка? Какие были проблемы?


Стройка идет.
Установлен водомет.
Очередь установки движка и полурубки.
Из проблем: качество поверхности фанерки и ошкуривание плоскостей под склейку и окраску)

Прикрепленные изображения

  • 20120530_163539.jpg
  • 20120530_163608.jpg
  • 20120530_163804.jpg
  • 20120619_220959.jpg

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей