Перейти к содержимому

Фотография

Электрика на лодку


Сообщений в теме: 13

#1 stakantin

stakantin

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 144 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: Прогресс-2
  • Название: Маркитана

Отправлено 20 мая 2011 - 10:30

Предлагаю мою схему электрики на лодку. Интересно Ваше мнение. Все разведено кроме тахометра. Принцип.Схема.jpg
  • 0

#2 мастеровой

мастеровой

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 004 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 20 мая 2011 - 10:47

Т.е., вторым проводом служит корпус? Сгниет очень быстро. Корпус - не электрическая шина, тем более клепаный. По всему корпусу будут возникать разности потенциалов, а это, в среде электролита (коим является вода) приводит к возникновению электрохимической коррозии.
  • 0

#3 volan

volan

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Триал-640

Отправлено 20 мая 2011 - 12:14

Т.е., вторым проводом служит корпус? Сгниет очень быстро. Корпус - не электрическая шина, тем более клепаный. По всему корпусу будут возникать разности потенциалов, а это, в среде электролита (коим является вода) приводит к возникновению электрохимической коррозии.


Позвольте задать вопрос в этой теме: предпочтительнее ли на время стоянки отключение "+", а помпу например, запитать постоянно, или вообще бортовую сеть не разрывать?
  • 0

#4 Роман Ч

Роман Ч

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 190 сообщений
  • Из:Березники
  • Судно: ПРОГРЕСС-4
  • Название: ПРОГРЕСС-4

Отправлено 20 мая 2011 - 12:21

Да уж, не дело токи по лодке таскать, но минус на корпус посадить обязательно. Установлен автомобильный выключатель массы. На стоянке отключается минус.

Сообщение отредактировал Роман Ч: 20 мая 2011 - 12:30

  • 0

#5 volan

volan

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Триал-640

Отправлено 20 мая 2011 - 13:18

Да уж, не дело токи по лодке таскать, но минус на корпус посадить обязательно.
Установлен автомобильный выключатель массы. На стоянке отключается минус.


Если лодка железная, то минус все равно через двигатель на транце будет через установочные болты, на корпусе движка полюбому минус есть. Я вот всё в раздумьях какой полюс делать отключаемым. В сервис мануале для двигателя пишется, что при отсоединении аккумулятора, первым отключается "-", соответственно, по логике и через выключатель нужно рвать "-", но специалист кто мне вешал мотор, сделал разрыв на "+", да и по форумам смотрю - ставят в разрыв "+". Как делать правильно?
  • 0

#6 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 419 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 20 мая 2011 - 14:24

Если лодка железная, то минус все равно через двигатель на транце будет через установочные болты, на корпусе движка полюбому минус есть. Я вот всё в раздумьях какой полюс делать отключаемым. В сервис мануале для двигателя пишется, что при отсоединении аккумулятора, первым отключается "-", соответственно, по логике и через выключатель нужно рвать "-", но специалист кто мне вешал мотор, сделал разрыв на "+", да и по форумам смотрю - ставят в разрыв "+". Как делать правильно?


...Вот не пойму, как ак. минус может попасть на двигатель если его на ак. батареи с минусовой клеммы скинули....обьясните эту мистику, может я чего-то не понимаю... :unsure:

Сообщение отредактировал lvov: 20 мая 2011 - 14:26

  • -1

#7 volan

volan

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 175 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Триал-640

Отправлено 20 мая 2011 - 14:59

...Вот не пойму, как ак. минус может попасть на двигатель если его на ак. батареи с минусовой клеммы скинули....обьясните эту мистику, может я чего-то не понимаю... :unsure:

Нет, речь идет о том, что при подсоединении всех источников потребления двумя проводами, на корпусе лодки всё-равно минус тоже будет, т.к. он будет с лодочного мотора через крепеж. Если клемму скинули, конечно не будет, но в том и вопрос, какой провод рвать. В мануале по мотору сказано, что нужно рвать минус, но слышал мнение, что если бортовую сеть отключать минусом, в моторе возникают нежелательные разности потенциалов или что-то в этом роде,я не специалист, поэтому мне и сделали на разрыв "+". Вот и хочу узнать совет бывалых, какой провод нужно делать через разрыв и нужно ли при длительной стоянке на воде, отключать кнопку и разъединять сеть.
  • 0

#8 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 419 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 20 мая 2011 - 15:38

Нет, речь идет о том, что при подсоединении всех источников потребления двумя проводами, на корпусе лодки всё-равно минус тоже будет, т.к. он будет с лодочного мотора через крепеж. Если клемму скинули, конечно не будет, но в том и вопрос, какой провод рвать. В мануале по мотору сказано, что нужно рвать минус, но слышал мнение, что если бортовую сеть отключать минусом, в моторе возникают нежелательные разности потенциалов или что-то в этом роде,я не специалист, поэтому мне и сделали на разрыв "+". Вот и хочу узнать совет бывалых, какой провод нужно делать через разрыв и нужно ли при длительной стоянке на воде, отключать кнопку и разъединять сеть.


...Вообще у меня на лодке с верфи стоит "отключатель" и на "+" и на "-" , причем "+" выключателей два, на разные группы, а вот "-" один общий...а при длительной стоянке надо по любому отключать... не дай бог грызун на лодку проберется, любитель изоляции проводов, а токи не шуточные...в момент полыхнет :rolleyes:

Сообщение отредактировал lvov: 20 мая 2011 - 15:45

  • -1

#9 Роман Ч

Роман Ч

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 190 сообщений
  • Из:Березники
  • Судно: ПРОГРЕСС-4
  • Название: ПРОГРЕСС-4

Отправлено 20 мая 2011 - 19:48

К примеру при установленом батарейном зажигании, отключение и включение последнего естественно производится по плюсу.

Сообщение отредактировал Роман Ч: 20 мая 2011 - 19:54

  • 0

#10 JK15

JK15

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 618 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: мотолодка
  • Название: Крым

Отправлено 21 мая 2011 - 03:58

Господа, я свое мнение выскажу по электрике... Как инженер, воспитан на военке, это уже в генах, начиная с деда :rolleyes: . Практика показала, что мелочей не бывает. Не буду рисовать схем, они в каждой лодке разные. Дам принципы. Первое - не жмотитесь на проводку. Как по стоимости кабелей, так и по работе. В смысле, укладка. Бытовые провода идут лесом. Оперативники уже горели посреди водохранилища на Сарепте с нормально уложенным кабелем в двойной изоляции. Внезапно перетерся... Себе проложил от ахтерпика к торпеде 3 6-ти жильных кабеля. 2 мм сечение жилы, внутри кабеля трос - ну, это как бонус шло, суть в другом - кабели были для аппарата, погружаемого на километр... Похожее используется для лифтов, как сигнальный. Их еще в пластиковый гофр одел, каждый отдельно. И не просто протянул, а качественно зафиксировал к внутреннему борту, хомутами, часто. Это норма, которую нужно соблюдать. Иначе будет горе. Вроде 18 жил и нах не нужно, но свободных осталось всего 6 И может не хватить, есть мысли :rolleyes: Далее. Рассматриваю систему с аккуумулятором, он же может выполнять функции стабилизатора, либо стабилизатор отдельным девайсом... Не суть важно. Стоит два автоматических выключателя, я фотографии выкладывал. Один на 125А, на стартер. Второй 20А, на потребителей. Применяются в бронетехнике (танки, БМП, БТР и пр. железо. Они реально вечные!), брал первый за 15 баксов, второй за 5. В упаковке, нулевые. Рекомендую поискать выпуска до 91-го года. Они стоят этих денег. Сильноточный только на стартер, один раз уже сработал - ключ пролюбил, замкнул клеммы в стартере. Не было бы автомата, лодка сгорела бы в хлам... Автомат 20А на потребителей с избытком (от банки питание!), это если прикуриватель, питание ноутбука, музыка и пр. Он от КЗ по цепи защищает. "Нежные" потребители вроде зарядок, телевизора, плеера, преобразорвателей и пр. хрени имеют внутри свои предохранители. Как минимум в "папе", вставляемом в гнездо прикуривателя. Все, кроме двух автоматов предохранители в лодке не нужны. Исключая встроенной бытовой техники - в усилителе поставил, на всякий случай. На освещение ставить предохранители это, извините, онанизм. Освещение. Люди. третье тысячелетие на дворе. Двадцать первый век. Выбросите лампы накаливания промолчу куда. Все на светодиоды!!! Они уже реально дешевле ламп накаливания!!! У кого ходовые, клотик под стандартные разъемы - просто поинтересуйтесь, в те же гнезда светодиодные с потреблением на порядок меньше. Я себе засандалил фару-искатель. Потребление 0,5А 600 Люмен (как автомобильная 100 Вт!). Браки и турысты разбегаются, когда включаю. Ходовые, клотик оттуда же, 100мА потребление, светят, как публичный дом в день получки... Теперь по освещению приборной доски и салона. В свободной продаже светодиодные ленты, 12В питание. Приборы не подсвечивал отдельно. Оно и на не на. Под верхний уголок ветровика вклеил ленту КРАСНОГО свечения. Через резистор 240Ом, в родной яркости глаза выедает. Почему красная - не забивает глаза. Но, таки пролюбил один момент. Сейчас буду ставить регулировку яркости резистором. Проволочный, 470Ом, включен последовательно, это справедливо для всех светодиодных систем на 12В. Берите резисторы только военку, по баксу штука. Где-то так. Залито в керамику. Они в воде годами будут работать. Переменный резистор потому, что иногда нужна хорошая яркость, чтобы гаки привязать, а на ходу осенью в ночь - еле-еле свечение, абы стрелки наметить, там больше на воду смотришь, когда переход часовой ночью да по корчам с возможными "подарками". То же на салон - белого свечения лента. С регулировкой, нужна. Светодиоды такие выбирать атмосферостойкие, на липучке, клеится намертво. Единственная "проблема" аккуратно припаяться, потом пайку залить клеем. Ну, вот где-то так. Завтра попытаюсь все это сфотографировать (фотик после пятого купания реально глючит :-)) и добавить как аргумент.
  • 0

#11 stakantin

stakantin

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 144 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: Прогресс-2
  • Название: Маркитана

Отправлено 23 мая 2011 - 11:47

Сорри, забыл вторую фотку выложить. Собственно разводка проводки

Прикрепленные изображения

  • Разводка.jpg

  • 1

#12 stakantin

stakantin

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 144 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: Прогресс-2
  • Название: Маркитана

Отправлено 23 мая 2011 - 20:19

Что-то форум у меня после 10-ти утра не хочет работать. Конечно, минус по корпусу не пускаю, только проводами. Провода взял автомобильные, на сечение не пожлобился. Разумеется уложил в гофру. В местах прохода через стенки установил резиновые прокладки, дабы провода не терлись об метал. Провода не висят, все на хомутах. Мне интересно ваше мнение о разводке. Может кому-то пригодится, а может кто подскажет интересную мысль.
  • 0

#13 JK15

JK15

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 618 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: мотолодка
  • Название: Крым

Отправлено 28 мая 2011 - 10:55

Что-то форум у меня после 10-ти утра не хочет работать.


Конечно, минус по корпусу не пускаю, только проводами. Провода взял автомобильные, на сечение не пожлобился. Разумеется уложил в гофру. В местах прохода через стенки установил резиновые прокладки, дабы провода не терлись об метал. Провода не висят, все на хомутах.

Мне интересно ваше мнение о разводке. Может кому-то пригодится, а может кто подскажет интересную мысль.

Минус по-любому на корпусе будет. Если, конечно, не изолировать двигатель от лодки. На стартер на корпус приходит и никуда не денешься от этого. Но на потребителей, сосбенно сигнальные цепи, конечно желательно заводить массу отдельными проводами, в частности на клепаных лодках, подверженных коррозии это обязательно. Иначе можно получить не только помехи по питанию, но и коррозию в определенных местах, причем в идеале дыра образуется за сезон.
  • 0

#14 stakantin

stakantin

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 144 сообщений
  • Из:Черкассы
  • Судно: Прогресс-2
  • Название: Маркитана

Отправлено 13 июня 2011 - 23:50

Ну есть минус на корпусе, ну и пусть себе будет, разумеется не заизолируешь. Главное что бы токи по нему не шли. Разве об это разговор? Тут принцип может быть интересен кому-то.

Сообщение отредактировал stakantin: 13 июня 2011 - 23:52

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей