[font="arial, sans-serif;"]ТИША -2 ИДЕТ НА ЗАПАД[/font]
[font="arial, sans-serif;"]НОГА ЧЕТВЕРТАЯ: ЮЖНАЯ АФРИКА – ИЗРАИЛЬ[/font]
[font="arial, sans-serif;"]ПАЛЕЦ ОДИННАДЦАТЫЙ – МАЛЬТА[/font]
[font="arial, sans-serif;"][font="'comic sans ms', cursive;"]20 Июля, 2014. Ионическое море, 120 миль к востоку от Мальты[/font].[/font]
[font="'comic sans ms', cursive;"]Страдаем от жестокого штиля, но не сдаемся. Пока удается держать машину в пределах двадцати процентов времени, что для Средиземного моря неплохо. Но во-первых мы идем на восток. В Средиземном море это значит более или менее по ветру. Скорее более ,чем менее. Во-вторых, это вам, уважаемые дамы и господа – не Индийский океан. Там в штиль мы могли лечь в дрейф «и не беспокоиться о якобы лучшей жизни». Здесь придеться побеспокоиться. Нужно успеть на Крит к прилету Маши и Элиной дочки. Средиземноморский стиль хождения на яхте, как он есть:«успевание» к дате, то-есть мотор. И вот именно в тот момент, когда я поставил точку после предидущего предложения, вахтенный Эли его и включил. Не вынесла душа поэта позора хлопающих без ветра парусов. Впереди шесть-семь часов прозы хождения по морю на парусной лодке под мотором. К ночи, по прогнозу, должен быть ветер.[/font]
[font="arial, sans-serif;"]«ТИША» И МАЛЬТА[/font]
[font="arial, sans-serif;"]У моих морских приключений, а стало быть и у «Тиши»,есть некая история с Мальтой. Через неделю или две после того как в конце 1975 года я начал работать в маленьком Институте Исследований по Морским Сооружениям Хайфского Техниона, за соседний стол сел молодой инженер, новый иммигрант из Америки – Иона (Билл) Бишоп. Иона и его жена Мириам жили в Калифорнии. Иона вернулся из Вьетнама в чине капитана «зеленых беретов», получил степень магистра по морским сооружениям в Беркли и они с Мириам решили переехать в Израиль, где жили родители Мириам. С трехлетней дочкой и собакой Факлс они прилетели на Мальту, купили там за семь или пять тысяч долларов тех времен старую деревянную английскую лодку,(наверное 28 или 30 футов), и пришли на ней в Хайфу. А у меня к тому времени не прошло и четырех месяцев после советской тюрьмы и мне по ночам еще снились кошмары о том, что я каким-то образом снова попал туда. Да как-то и не до яхт мне было: сто долларов, которые Советский Союз поменял мне на всю оставшуюся жизнь, лежали нетронутыми в единственном чемодане.[/font]
[font="arial, sans-serif;"]Нетрудно вообразить какое впечатление произвел на меня приезд Ионы и его семьи в Израиль на, так сказать, «фоне» моего приезда. Тем более, что люди-то они были совсем небогатые: Иона – начинающий инженер, Мириам собиралась зарабатывать обучением израильтян какой-то оздоровительной американской гимнастике. Здесь, в Израиле, я наконец уже был свободным человеком – таким же как Иона и Мириам, но меня привезли в самолете на сохнутовские деньги, а они пришли на яхте. На своей. С Мальты...[/font]
[font="arial, sans-serif;"]В морских переходах, а их за последние двадцать лет было много,Мальта оставалась единственной европейской страной Средиземного моря, где я не был. Так что в 2010-ом, по дороге из Ашдода в Гибралтар, в Первой Ноге теперешнегоо путешествия, я уже совершенно определенно решил, что зайду на эту, ставшую в некотором смысле для меня легендой,Мальту. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]Но не получилось. В плохо продуманной попытке спрятаться от тяжелого «мальтеме» в Эгейском море за Крит мы порвали парус, а когда пошли с Крита на Мальту начался сильный ветер «в лоб». Я упирался сколько мог, но в конце концов не смог побороть остатки здравого смысла, и мы на этом-же ветру пошли на север в Мессинский пролив. Нет худа без добра – снова в Италию, но на Мальту я тогда не попал. Ну, вот, только теперь.[/font]
[font="arial, sans-serif;"]КВИНТ-ЭССЕНЦИЯ СРЕДИЗЕМНОМОРСКОГО ТУРИЗМА[/font]
[font="arial, sans-serif;"]Вы наверное уже привыкли к тому, что для меня «туризм» - слово плохое. И правильно привыкли. Но если отвлечься от моего личного отношения к международному «туризму», как к явлению современной жизни, и обратиться к его «педмету» – то-есть к тому, на что люди приезжают посмотреть, то такое место, как Мальта, еще нужно поискать. Мальта – не Рим и не Израиль, она наверное в туристском классе «Б», но в этом классе – должна быть среди первых А если соотнести, все, что можно увидеть на Мальте, к ее крошечному размеру ( не Италия и даже не Израиль – 30 километров в длину всего-то !), то не думаю, что вообще есть на свете что-нибудь похожее.[/font]
[font="arial, sans-serif;"]И размер тут очень даже причем. Это значит, что увидеть можно много за короткое время и, что особенно важно, в пределах однодневной поездки из отеля или, скажем, с лодки в марине. Более того – без арендованной машины. На Мальте работает удобная и недорогая система автобусного сообщения. Билет покупается на один день и стоит полтора евро. Ездить по нему можно сколько угодно весь день по всей Мальте, нашведских автобусах с кондиционированным воздухом, в которых почти всегда есть свободные места.[/font]
[font="arial, sans-serif;"][/font]
[font="arial, sans-serif;"]Цветные открытки посылать домой из разных мест покупали? Вот-вот. Что должно быть на такой открытке, помните? Должна быть крепость с зубчатой стеной, купол собора, выглядывающий из-за крепостной стены, и яхта с белым парусом, скользящая по синей воде на переднем плане. На Мальте есть все эти открыточные компоненты, в правильных цветах и в неограниченном количестве.[/font]
[font="arial, sans-serif;"][/font]
[font="arial, sans-serif;"]Для начала, все побережье центральной Мальты вокруг Валлетты изрезано узкими и длинными заливамис прекрасно защищенными от всех ветров яхтенными стоянками. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]Яхты поэтому везде. Тысячи яхт. Со всего Средиземного моря и других, главным образом европейских, земель. И все эти яхтенные стойбища – прямо в городе – между крепостями и соборами. Яхт с заморскими портами приписки ,вроде «Тиши», немного и нас спрашивали правда-ли, что мы из Нью Иорка. Откуда мы пришли на самом деле рассказывать было бы слишком долго, поэтому я говорил, что да, мол, из Нью Иорка. Тем более, что «Тиша» и вправду в 2011 году жила в Нью Иорке целое лето.[/font]
[font="arial, sans-serif;"][/font]
[font="arial, sans-serif;"]На каждом мысу каждого мальтийского залива есть средневековая крепость со всеми надлежащими зубцами, рвами, амбразурами, пушками и виадуками. А насчет соборов – я даже просто не знаю что и сказать. Похоже, что крестоносцы, вернувшись из Палестины на Мальту, вложили все свое неизрасходованное в битвах с сарацинами религиозное рвение в строительство христианских соборов. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]Соборы тут везде. Кафедральные и базилики, соборы католических святых , соборы рыцарских и монашеских орденов и соборы в честь битв и сражений. А сколько их тут было – этих битв и сражений – не перечесть.[/font]
[font="arial, sans-serif;"][/font]
[font="arial, sans-serif;"]ВАЛЛЕТТА[/font]
[font="arial, sans-serif;"]На Мальте живет всего пол-миллиона человек, но кажется, что гораздо больше, особенно в Валлетте, наверное из-за туристов. Город столетиями рос на одном и том же высоком холме с длинными и глубокими заливами со всех сторон. Что может быть и красиво, но невсегда удобно. Например, чтобы попасть в центр Валлетты, до которого из нашей марины напрямую рукой подать, нужно было закладывать такую крутую петлю, что в итоге приходилось ездить на автобусе – благо за билет платили только один раз в день.[/font]
[font="arial, sans-serif;"]Валлетта – богатый город, похожий по стилю и облику на большие города центральной и северной Италии. Кальяри, по сравнению с Валлеттой, конечно, бедный родственник. А так, все, «как учили»: узкие мощеные камнем улицы, сбегающие вниз к морю, статуи святых на углах домов под старинными фонарями, римские развалины в центре города, площади с аркадами, фонтаны с тритонами и разноязыкая река туристов в центре. С большим русским акцентом.[/font]
[font="arial, sans-serif;"][/font]
[font="arial, sans-serif;"]ИЗ КАЗАНИ И РЯЗАНИ[/font]
[font="arial, sans-serif;"]В моих пост-советских рабочих поездках в Россию, в Москве и Петербурге, я много раз видел рекламы агенств путешествий, зазывающие на Мальту, и никогда не понимал почему именно на Мальту. И вот сейчас, мне кажется, понял: массаполноценного «туристического» товара в радиусе недорогой автобусной поездки из отеля. Получается дешево и сердито.Для бюджетно-ориентированного туриста – «само то». [/font]
[font="arial, sans-serif;"]Днем, гуляя по Валетте, около центральной автобусной станции, обратил внимание на большую и шумную группу очень юных и сильно декольтированных сверху и снизу девушек с ярко накрашенными губами ( возраст, возраст !). Вечером, когда я возвращался на автобусе в марину, эти-же девушки, в том-же большом количестве, сели на одной из остановок в мой автобус. Место рядом со мной было свободное и одна из этих девушек села на него, а потом к ней на колени села другая девушка. Обе, естественно, повалились на меня. Девушки громко разгваривали по-русски, а потом одна из них начала довольно страстно целовать другую и та другая вытирала помаду со щеки носовым платком. Я спросил откуда они. Девушки наперебой стали отвечать, что из Москвы, Казани, и еще откуда-то. А потом спросили меня: « Ой, а вы русский ?». «Несовсем» - ответил я уклончиво. Девушки вышли из автобуса, наверное около отеля, где их поселили.[/font]
[font="arial, sans-serif;"] Сказать вам по-правде, мимолетная встреча с этими юными созданиями меня обрадовала. Не знаю насчет идеологии, «наших», «ваших» и результатов опросов Института Левада-Центр. Но была в этих девушках совершено несоветская свобода. Оставив в стороне излишки декольте, помады и манеры, так могла бы себя вести группа американских девушек. Или французских. Или аргентинских.[/font]
[font="'comic sans ms', cursive;"]22 Июля, 2014. Ионическое море, 200 миль к западу от Крита.[/font]
[font="'comic sans ms', cursive;"]И вот наконец задул обещанный Мариком по телефону Мистраль. Настоящий, африканский, с юго-запада, из ливийской пустыни. Летим на Крит, шесть с половиной узлов. Не так давно был такой хороший фильм – «Английский пациент» - редкий случай, когда фильм получился намного лучше книги, по которой он был сделан. Но есть в этой книге прелестая страница про ветра Средиземного моря – все эти гибралтарские леванте, французские мистрали, итальянские сирокко,адриатические бора,греческие мальтеме иарабские хамсины - просто поэма в прозе, как у Гоголя. Книжка, я уверен, переведена на русский, но эту страницу мне очень хочется когда-нибудь перевести с английского самому. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]НОВЫЙ ДРЕВНИЙ РИМ И СТАРЫЕ РУЧКИ[/font]
[font="arial, sans-serif;"]Мальтийские власти наверняка понимают, что значит для этого маленького острова туристический потенциал, и денег на его поддержание не жалеют. Я только вот никак не могу принять искусственное «восстановление» чего-бы-то ни было из праха времен, в попытках «отуризировать» пространство «еще больше». Ну, Лас Вегас – это я понимаю. Там это уже просто нижайшая точка дурного тона. Ненатуральность, возведенная в принцип. На Мальте – все вокруг настоящее, и можно было бы оставить имеющиеся в наличии «развалины» в покое. Тогда они бы тоже остались настоящими. Но нет. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]В центре Валлетты есть остатки каких-то римских построек. На открытой площадке, где много веков назад стояли эти постройки, сейчас видны только круглые основания колонн. И вот на этих основаниях сегодня строят новый «римский» храм. Из пустотелых бетонных труб, с отлитыми в форме «коринфскими» капителями. Чтобы был, как раньше. На радость будущим туристам. Как храм Христа-Спасителя в Москве. Но там хоть с идеологической нагрузкой. А здесь?[/font]
[font="arial, sans-serif;"][/font]
[font="arial, sans-serif;"]Мальта, на самом деле, - небольшой архипелаг. На соседнем острове Гозо полным ходом идет «восстановление» старой крепости – со всеми рвами, валами и стенами. Трещат отбойные молотки и японские экскаваторы. Полным ходом строят новую «средневековую» крепость...[/font]
[font="arial, sans-serif;"]Другое дело – дверные ручки. Их тоже много новых – поддельных, но нас не проведешь. Мы это сразу видим. Новые, поддельные, не снимаем. Фотографировать старые дверные ручки начала Ирочка – шесть лет назад в Тулоне, где в это время спускали на воду новую «Тишу». Когда мы ее теряли на соседних улицах, на вопрос: «Где Ирочка?» - отвечали, что «Ирочка,наверное, дошла до ручки...». Потом за ручки взялся я, ограничив диапазон фотографических интересов «ручками-стучалками», то-есть такими, которые поворачиваются на оси и ими можно постучать об металличекую «пятку». Больше всего ручек-стучалок в Италии, но Валлетта не уступит по этой части никакому итальянскому городу, кроме разве что Венеции. Проблема в том, что «ручка-стучалка» на двери – это некий статус и их теперь много новых, ненастоящих. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]Скульптурные мотивы для стучалок – разные. Скажем, в Венеции – это в большинстве случаев львиная голова с кольцом в пасти. В Валлетте - два сугубо местных сценария: хвостатые рыбы и традиционный мальтийский крест. Среди рыбных ручек много новых, но есть и старые бронзовые, позеленевшие от времени, со стершейся чешуей. Было что поснимать, и Володя с Эли меня часто теряли в Валлетте, как мы с сыном Галем и Славой Елисеевым когда-то теряли Ирочку в Тулоне.[/font]
[font="arial, sans-serif;"]БАРОККО БАРОККО РОЗНЬ[/font]
[font="arial, sans-serif;"]Мальтийские рыцари любили барокко. Или время было такое. Шестнадцатый век. Главный собор Валлетты – Иоанна Крестителя (Джона Баптиста) – барокко, доведенное до полной невозможности. Рыцари соответствующего ордена потратили столько времени и денег, что впечатление от интерьера этого собора никаким другим словом кроме «ошеломительное» описать нельзя. Идея была сначала потрясти сюда входящего сразу и наповал, а потом пусть разбирается что тут хорошо и что не очень.[/font]
[font="arial, sans-serif;"][/font]
[font="arial, sans-serif;"]Что касается меня лично – то очень даже «не очень». Помилуйте, но так ведь нельзя. Без золота, росписей, скульптур, карнизов, торжественных балдахинов и лепных ангелов не оставлено ни одного квадратного миллиметра этого огромного интерьера. И совсем огорчился я при виде массивных квадратных опор храма. Их стены покрыты плотным и совершенно безвкусным монотонным орнаментом из золотой лепнины. Трудно поверить, что пусть и в другие времена и с другими представлениями о том что хорошо и что плохо, нашлись строители и декораторы, которые не понимали насколько это некрасиво. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]Я еще могу понять почему от чистых экспрессивных линий египетских торсов человеческая культура оступилась в греческие Венеры, Аполлоны и Посейдоны. Но как можно было докатиться до такого «порокко»,как в соборе Иоанна Крестителя в Валлетте – непонятно. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]На острове Гозо, в паре часов езды на автобусе и на пароме от Валлетты, есть городок Виктория – Рабат. Там тоже есть рыцарский храм, на сей раз Святого Георгия (Сент- Джордж) – и тоже барочный. Все очень похоже на Иоанна Крестителя, за исключением одной детали. Опоры сводов в Сент Джордже задрапированы сверху донизу гладким красным бархатом. И все становится совершенно другим. [/font]
[font="arial, sans-serif;"]Тиша любил говорить: «Аксиома Номер Один: Контраст – Великая Вещь». Действительно великая. Росписи сводов и остальной барочный декор немедленно оказываются вознесеными в небо этими красными полотнищами. Здесь вы в храме, где все – от темных гобеленов до сверкающих серебряных люстр «зависает» в воздухе, и барокко – то самое барокко - становится легким и в то-же время торжественным.[/font]
Сообщение отредактировал mbimbad: 28 июля 2015 - 01:43