История родного края
#1
Отправлено 16 ноября 2012 - 13:16
#2
Отправлено 16 ноября 2012 - 13:20
#3
Отправлено 16 ноября 2012 - 13:24
#4
Отправлено 16 ноября 2012 - 13:45
#7
Отправлено 16 ноября 2012 - 15:50
#9
Отправлено 17 ноября 2012 - 10:58
Интересно, сколько берут за стоянку у причала?Такая фотография ничего из современной жизни не напоминает?
81f51eb644a0.jpg 234,6К 99 Количество загрузок:
#10
Отправлено 17 ноября 2012 - 19:43
#11
Отправлено 19 ноября 2012 - 08:24
Интересно было бы узнать - сравнить.Интересно, сколько берут за стоянку у причала?
58097639.jpg 19,18К 48 Количество загрузок:
#12
Отправлено 19 ноября 2012 - 08:40
#13
Отправлено 19 ноября 2012 - 08:45
Параход "Отважный" - капитан бумажный
В селе возле приморской площади был сооружен причал. К нему ежедневно приходил летом из Новороссийска катер. Работала контора "Русского общества пароходства и торговли", пассажирские пароходы общества один-два раза в неделю заходили из Одессы и на обратном пути — из Батуми. Но в Геленджикской бухте они из-за мелководья останавливались на рейде. К ним подходили шлюпки и перевозили пассажиров.
Учительница Н.Д. Захарова-Важинская впоминала: "...До войны 1914 г. ходил здесь пароход "Отважный", с мая по октябрь. Был он изящный, беленький, быстроходный, любимый наш пароходик. Мы, дети, заслышав его гудок, кричали: "Пароход "Отважный" — капитан бумажный!" И бежали встречать приехавших на курорт. У каждого из нас по букетику цветов — 5 копеек, это наш заработок! Мы же и провожали прибывших в гостиницу "Кордеса" (теперь это здание горисполкома). Ходил еще один пароходик "Князь Оболенский" (50 копеек на палубе).
В Гражданскую войну наш "Отважный" мобилизовали, и он погиб на войне. Его заменил "Дооб", какой-то пузатый, как черепаха, закопченный. А между тем "Дооб" ходил в Новороссийске еще очень долго, почти до конца 30-х годов".
Писатель А. Дергачев добавлял: "Между Геленджиком и Новороссийском ходил еще грузопассажирский экспресс "Сандриш". Это был обыкновенный баркас с дизельным мотором и парусом. Он брал грузы в трюм, пассажиров — на палубу, где не было даже скамеек. Вмещал он до 30 человек".
Взято отсюда: http://www.vgel.ru/c...istory/p2_1.htm
#14
Отправлено 19 ноября 2012 - 09:12
Прогулка въ Джанхотъ
Туристическая фирма «Ильтан» любезно предоставила нам для публикации материал из своего архива об одной увеселительной прогулке на пароходе «Отважный» в Джанхот, опубликованный в газете «Черноморское побережье» 1903 года. Думается, читатели с интересом прочтут этот фельетон с колоритом легкого южного юмора.
Я не участвовал в прогулке, устроенной Обществом благоустройства курорта Геленджик в имение Джанхот в прошлом году, но мне известно было, что тогда она удалась на славу. Слух о прелестях и увеселениях прошлой прогулки с особой настойчивостью распространился накануне воскресного гулянья, и многие, в том числе и я, соблазнились приятной перспективой провести свыше 12 часов при экстраординарной обстановке.
Общественные прогулки у нас почти не устраиваются, обыватели так индифферентно относятся к окружающим их красотам природы, и проблеск в этом направлении мне был очень симпатичен.
Пароход «Отважный», согласно широковещательной рекламе, имел сняться из Новороссийска в Джанхот в 10 часов утра с оркестром музыки, для вящего увеселения публики. Погода выдалась прекрасная, утро солнечное, на небе ни облачка, воздух неподвижен. Публика, дама, очевидно, очень доверчивая, полагая, что пароход на сей раз отойдет согласно расписанию, своевременно переполнила палубу, тщетно стараясь укрыться от начинавших все более и более припекать солнечных лучей. В 10 часов утра на «Отважном» нельзя было усмотреть никаких признаков близкого отхода, и некоторые наиболее предусмотрительные пассажиры решили отказаться от своего намерения увидеть в сей день Джанхот и оставили пароход.
Только в начале 12-го часа дня пароход отдал концы и отправился в плаванье… под звуки оркестра музыки. Устроители гулянья были очень скромны и не пожелали, очевидно, спозаранку подготовить публику к тому сюрпризу, что уготовили для нее.
Оркестр музыки оказался не обыкновенным оркестром, а соединением двух оркестров, симфонических, конечно, мужского и дамского. Дама водила смычком по контрабасу, дама пиликала на скрипке, трое мужчин тоже усердно возились со скрипками, а четвертый соловьем залетным заливался на флейте. И гармония сильных и мощных звуков получалась до того полная, что часть публики, занявшая место на той палубе, где разместился «оркестр», зажимая уши, бросилась искать спасения от избытка ощущений на палубу первого класса.
Оркестр тем временем исполнил одну арию из ярмарочного репертуара, сменил ее другою из того же репертуара и умолк к вящему удовольствию начинающих приходить в опасное раздражение пассажиров. Но я оставлю пока пассажиров любоваться видами под страшным солнцепеком и перенесусь в Геленджик, где курсовые и не курсовые с огромным нетерпением ожидали пароход «Отважный» в надежде при его содействии попасть в Джанхот.
На геленджикских улицах царило необычное оживление. Масса дам в сопровождении мужчин, весело болтая, стремилась на пристань, чтобы не опоздать на имевший сняться в час дня пароход. Ждать пришлось недолго. Ровно в два дня «Отважный» под звуки оркестра отшвартовался у геленджикской пристани. Местная публика мгновенно атаковала пароход, рассыпалась по палубе и довольно энергично стала отвоевывать себе места. Это сделать было не совсем-то легко, ибо новороссийские пассажиры успели уже укрепиться на своих позициях. Пришлось расположиться на раскаленной железной крышке трюма, на незащищенном от палящих лучей солнца капитанском мостике.
Публика рассчитывала утолить свой голод в обещанном устроителями гулянья буфетом – в Джанхоте, но по независящим от них причинам сделать этого никак не могла. В 2 1/2 часа дня (вместо часа) «Отважный» отправился в дальнейшее плавание, ведя на буксире фелюгу, имевшую специальное назначение. От Геленджика пароход сопровождал легкий ветерок, приведший его в довольно основательное колебание. Лица многих пассажиров, особенно дам, мгновенно пожелтели, и настроение их было совершенно испорчено предвкушением удовольствия съездить «в Остзейский край». Открывавшиеся виды не представляли ничего занимательного. Огромные, совершенно оголенные от растительности хребты горных громад между Геленджиком и Джанхотом отличаются заметным однообразием, и такими же особенностями отличается высокий, песчаного цвета каменистый берег.
Уже вблизи цели нашего путешествия картина мгновенно изменилась и заставила залюбоваться собою тех, кто устоял от действия морской качки. У Джанхота берег подымается выше и выше и, наконец, достигает размеров огромной горной громады, обрывающейся почти отвесно гладкими каменными пластами. Громада эта, также не богатая растительностью, сразу обрывается и образует очень глубокое ущелье, граничащее с другой стороны с еще более высоким горным хребтом. По странному капризу природы именно это ущелье и весь огромный откос хребта сверху донизу покрыт густой растительностью со свеже-зелеными листьями. Вид на ущелье, сдавленное со всех сторон живописнейшими горами, с палубы парохода очарователен, и пассажиры не могли оторвать от него восхищенных взоров.
Тем временем оглушительный гудок известил публику о благополучном прибытии к цели путешествия. Вздох облегчения вырвался у многих, лица повеселели, но ненадолго. «Отважный» бросил якорь на рейде, и его здесь особенно сильно стало покачивать - испытывали и килевую, и боковую трепку. В виду берега пассажирам пришлось пережить еще много тяжелых минут, пока на двух фелюгах их не доставили на обетованный берег. Но лишь публика почувствовала под ногами твердую почву, как из памяти у нее, очевидно, испарились все пережитые невзгоды. На чистом воздухе, в тени дерев и вдали от пьяной пароходной палубы аппетиты разыгрались в сильной мере у всех, и взоры многих стали блуждать вдоль берега, проникать в чащу дерев, все отыскивали спасительный буфет, обещанный любезными устроителями гулянья.
Но тщетно жадные взоры блуждали. На двух-трех сколоченных на скорую руку столах было совсем, совсем пусто. Сердца пассажиров сжались от недоброго предчувствия, да и было отчего. Голод и жажда давали себя все ощутительнее и ощутительнее чувствовать, и пассажиры очутились в положении потерпевших крушение и выброшенных на пустынный берег. Повеселевшие было глаза померкли, и в воздухе стали раздаваться беспомощные стенания: «хлеба, хлеба, где достать».
Присутствовавший на берегу владелец имения Джанхот г.Щербина, которому посыпались просьбы о хлебе, о молоке для детей, был бессилен что-либо сделать. В воздухе то и дело проносились восклицания: «где распорядители? да что же за безобразие?...», но распорядители морской прогулки бесследно исчезли. Тем временем из подвалов имения Джанхот к услугам голодавших, в буквальном смысле, пассажиров, предоставлено было несколько ящиков с вином. Стаей налетели пассажиры на это вино, и в один миг около сотни бутылок было приобретено за солидную цену. Стаканчиков не оказалось. Но что долго думать тут?! Ловкими ударами о камни отбивались горлышки бутылок, и к острому стеклу присасывались воспаленные губы горе-экскурсантов.
Вопли о хлебе насущном сделались еще ощутительнее. Наконец, на сцене появились деликатесы с пароходного буфета. Саранча не в состоянии была опустошить поле с тою быстротою, с какою злосчастные пассажиры расправились с запасами. Но известно ведь, что несчастье одного составляет счастье другого. И справедливость этого мудрого изречения испытал пароходный буфетчик. Голод не тетка, и предприимчивому ресторатору платили по 30 и больше копеек за ломтик колбасы и столько же хлеба. Коробка сардин отпускалась по рублю, и по таким же скромным ценам приобретались бисквиты (когда запасы хлеба исчезли) и пр. Добро все же было тем, кто обладал запасом презренного металла, и худо, очень худо пришлось не обладавшим таковым. Нарекания на устроителей такой увеселительной прогулки не прекращались, да и права была публика. Нельзя же, в самом деле, преследовать единственную цель – материальный успех прогулки и совершенно игнорировать тех, кто обеспечил этот успех. Краснеют распорядители прогулки на Джанхот!..
Не успели пассажиры сколько-нибудь «заморить червячка» и насладиться природой, как с «Отважного» стали подавать гудки, приглашавшие публику на борт. Небо к этому времени обложило тучами, на горизонте полосы указывали на приближение дождя, ветер крепчал, и обратная прогулка не предвещала ничего приятного. С трудом пересажены были измаявшиеся пассажиры из фелюг на сильно раскачивавшийся пароход. Снова пожелтели лица, снова раздались подозрительные покрякиванья пассажиров. Прогудел третий свисток, и пароход стал отчаливать от берегов Джанхота, настигаемый дождевыми тучками. Пассажиры хлынули было в каюты, но их в интересах безопасности дальнейшего плавания попросили оставаться на палубе. Волей-неволей пришлось быть благонравными и послушными. Но вот хлынул дождь. Пассажиры не знали, как и благословлять спасительный тент, протянутый над палубами, но напрасно они утруждали себя, рассыпаясь в благословениях. По мановению магического жезла спасительный тент был моментально скатан, и струйки холодной воды потекли по натерпевшимся уже до того пассажирам. Невесело плавалось нам, иззябшим и промокшим до последней нитки. Только немногие чувствовали себя превосходно под прикрытием дамских зонтов, или укрывались под одними с дамами пледами. Уже подходя к Геленджику, дождик смилостивился, закрылись зонты, и экскурсанты стали оправлять свои промокшие туалеты. Хоть с фелюг и жгли бенгальские огни, хоть распинался образцовый оркестр, но настроение экскурсантов бесследно исчезло, и вернуть его не в силах были никто и ничто.
Наконец мы ошвартовались у геленджикской пристани. Местные обыватели стремительно поспешили отправиться восвояси, и только мы, новороссийцы, по пальцам высчитывали, когда и на нашу долю падет такое же счастье. Неожиданно по пароходу пронеслась тревожная весть: «Отважный» до утра останется в Геленджике. Скептики не поверили этому обстоятельству и склонны были усмотреть в этом маневр предпринимательской цели пароходовладельца. Пассажиры настойчиво требовали отхода в Новороссийск согласно расписанию, т. е. немедленно, а капитан наотрез отказывался от исполнения этого требования. Поднялся шум, раздались довольно внушительные протесты, стали подаваться свистки, призывающие полицию, и только после длинных парламентских переговоров капитан сдался и в 11 часу ночи отчалил в Новороссийск, куда прибыл около часу ночи без особых приключений. Так-то мы совершили увеселительную прогулку в имение Джанхот и обратно.
ЭМЕФЪ - Газета «Черноморское побережье», 1903 год.
#16
Отправлено 19 ноября 2012 - 09:44
1022553.jpg 30,35К 50 Количество загрузок:
(на заднем плане все тот же "Отважный")
06 апреля (24 марта) 1907 года
ОДЕССА, 23 марта. Шедший из Одессы пароход Князь Оболенский близ Большого Фонтана наскочил на пароход Министерства Путей Сообщения Одесский Порт и нанес ему сильный удар в левый борт. Через пять минут Одесский Порт пошел ко дну. Команда успела перескочить на пароход Князь Оболенский. Повреждения Оболенского незначительны.
http://starosti.ru/article.php?id=752
#17
Отправлено 19 ноября 2012 - 10:31
...Мы, дети, заслышав его гудок, кричали: "Пароход "Отважный" — капитан бумажный!" И бежали встречать приехавших на курорт. У каждого из нас по букетику цветов — 5 копеек, это наш заработок! Мы же и провожали прибывших в гостиницу "Кордеса" (теперь это здание горисполкома).
Фотографии здания гостинницы:
2.jpg 112,98К 46 Количество загрузок: 002i1.jpg 492,29К 41 Количество загрузок: al_oldotkr10_1214.jpg 39,39К 37 Количество загрузок:
#19
Отправлено 19 ноября 2012 - 16:38
#20
Отправлено 20 ноября 2012 - 10:58
#21
Отправлено 21 ноября 2012 - 11:09
#24
Отправлено 21 ноября 2012 - 11:45
#25
Отправлено 22 ноября 2012 - 11:03
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей