Коллеги, появилась возможность кратко описать наш поход по Сайме в конце июля-начале августа 2019 г.
Общее впечатление: Вебаста – друг человека! Сухой холод, который сменился в начале августа дождями с холодом и стал совсем малоприятным. Вода такой температуры, от которой болят ноги при заходе в неё по колено. В сентябре был на Байкале, так там водичка (14 градусов по словам местных) показалась по сравнению с Саймой теплой… Зато пустота на воде, всегда свободные общественные пляжи. Да только в воду залезали исключительно для собственного мытья, выбирая, чтобы солнце при этом светило. Не греет, но хоть для веселья.
Впервые пересекал границу с лодкой на прицепе. В России никаких проблем при выезде не было, в Финляндии таможенники сами оформили какую-то бумагу о временном ввозе моей лодки. Спросили её примерную цену, цену мотора и сами заполнили бланк. Дали эту бумагу мне и сказали, что надо будет её предъявить при выезде из Финляндии. Отмечу, что на въезде оформляла меня женская бригада таможенников. Поэтому моя лодка на одноосном прицепе без тормозов с полной массой 750 5кг. у них вопросов не вызвала. А вот при возвращении мне попались таможенники мужского пола. Говорят, что настоящий финн, взрослея, первым делом покупает лодку, и только потом автомобиль. Поэтому у таможенников –мужчин сразу возникли вопросы к весу лодки и реальной полной массе прицепа. Спросили меня, сколько весит лодка. Ответил, 500 кг. Недоверчиво крутят головами и начинают с ошарашенным видом листать судовой билет. Рукописная кириллица их видимо озадачила, но упорно искали. Не нашли и, махнув рукой, пожав плечами, разрешили уехать. Вполне допускаю, что если бы они проверяли меня на въезд в Финляндию, то поход был бы сорван. УЧТИТЕ…
При въезде в Россию таможенник тоже в тупик встал, но по другому поводу. «А как я пойму, что лодка, которую Вы ввозите, действительно та, которую вывозили?». Ведь это самодел из спасательной шлюпки, в судовом билете ШСА, никаких маркировочных табличек на корпусе. С отчаянными глазами сказал мне «Пойду смотреть в интернет, что такое ШСА». Пометался туда-сюда и выпустил. Что стоили при выезде сделать несколько фоток вывозимой лодки и присоединить их к моим документам? Тоже учтите, что и подобная западня может иметь место. Или для шустрых людей это «окно возможностей».
Слипование. Место для него самостоятельно нашел по панорамам в Гугл картах. Смотрите, где дорога проходит по берегу нужного водоема или пересекает его. Крутите обзор вбок от дороги и внимательно осмысливаете увиденное. Рассматриваете спутниковую карту и видите, где на берегу стоят автомашины и есть следы колес, ведущие в воду. Потом проверяете найденное место по фотографиям. Этих данных вполне хватает для обнаружения оборудованного слипа или традиционного грунтового места слипования. Пользовался этим методом много раз в России, в Финляндии он также сработал.
Как и ожидал, поиск мест «природной стоянки» оказался на Сайме делом непростым. Берега засижены очень плотно. Два метра пляжика среди камней наверняка хозяйские, хатку хозяев Вы разглядите нередко только в метре от пляжа, к которому захотите пристать. Но и тут мы путем логических построений нашли выход. Финн простор любит на даче. Теснота и скученность ему не нравятся. Поэтому, если дорога проходит в 10-20 метрах от берега, то на этой узкой полоске земли между дорогой и водой финн дачи ставить не будет. Зато нам это очень удобно для причаливания, поскольку нетрудно вынести с лодки велики на дорогу, чтобы кататься по ней. И абсолютно спокойны, что никому не помешали.
Велопрогулки по красивейшим местам, часто по островам с паромным сообщением, мы совершали часто. Обычно проезжали 30-40 км. за дневную прогулку. Осматривали с велосипедов городки, фермы, поля и леса/горы. Самые положительные впечатления в походе именно от велопрогулок. Обрадовало, что паромы в Финляндии бесплатные и ходят часто. Гравиек, конечно, еще много, но они довольно ровные и хорошо укатанные. Никакого сравнения с гравийками в Московской области, по которым иной раз на велосипеде невозможно ехать, проще идти пешком и везти велик. Но перепады высот на этих дорожках приличные, горок/спусков полно.
Мы часто бывали в Финляндии в конце 90-х годов, а потом был перерыв. Тем интереснее наблюдать изменения. Что заметно:
1. Сократилось количество маленьких магазинчиков типа «Товары повседневного спроса». Их вытеснили крупные супермаркеты с хорошим выбором и более дешевыми ценами. Но расположены эти супермаркеты довольно редко, никакой тебе «шаговой доступности». Поэтому покупка «свежего хлеба, вкусного йогурта и т.п.» была некоторой и довольно неожиданной проблемой.
2. Обновилась сельхоз. техника местных фермеров. Древние ржавые трактора/прицепные исчезли, большинство техники новейшая, современная, прямо сияет.
3. Исчезли безогенераторы на островах и в труднодоступной местности. Их поголовно заменили солнечные батареи, обычно пара панелей на 200-400 Вт. Хотя солнца в Финляндии мало и даже летом оно низко, видимо хватает для эпизодического посещения дачи электроэнергии, неспешно накопленной в аккумуляторах.
В остальном, а чтоб мы так жили! С такой непоказной заботой о своих жителях разного возраста и достатка, с любовью к окружающей природе и её неярким красотам. Чего стоят одни дорожки на новых мостах для велосипедистов и пешеходов! Ширина метра три, бесплатные всепогодные лифты для подъема на мост с великом от берега водоема (чтобы далеко не идти к въезду на мост). Ну почему отечественные остолопы не думали о пешеходах и велосипедистах при сооружении мостов во Владивостоке, СЗД в Питере? Ведь с них такие красоты открываются, а нельзя туда…