План/подготовка.
Общая задача на отпуск: выехать из клуба (около г. Икша, МО) в 06.00 13.07.2013 (суббота) с судном на трейлере и через ПП «Брусничное» и Финляндию прибыть в Норвегию в г. Альта (правильно: Алта). Далее вооружиться/скинуться/купить все необходимое, осуществить морскую часть путешествия (Альта – Трумсо – Хаммерфест - Альта), далее по северу Норвегии (уже на авто; с экскурсионной программой и «радиальными» поездками) через ПП «Борисоглебский» вернуться из Норвегии прямиком на Кольский, ну и прибыть к месту старта. На работу 05.08.2013, но в клуб надо было вернуться до 02.07.13 включительно, дабы до работы избавиться от традиционного шокового состояние от возвращения на Родину.
По возвращении и анализе данных, получилось:
На авто - 5456 км (из маршрутов, проложенных в MS; из них 600 км - три радиальные поездки в Норвегии без прицепа). На судне - 638 км (это реальный трек из навигатора)
Источники информации при подготовке (часть нашел сам, часть найдена другими коллегами, в т.ч. и на нашем форуме; всем им огромное спасибо; здесь просто акккумулирую общий «сухой остаток»):
Норвежские некоммерческие сайты:
- Погода (в т.ч. и метеорадары за последние часа 4 по всему их побережью!); сайт имеет обычную (http://www.yr.no/pla...mark/Alta/Alta/) и мобильную (http://m.yr.no/place...mark/Alta/Alta/) версии. Мобильная не масштабирует анимации с радаров и имеет другие упрощения); там же и информация на море, но с оговорками (позже), прочее. Выбираете, разумеется, английский язык, но там еще и варианты норвежского, саамский.
- Приливы (в т.ч. с объяснениями, статистикой, диаграммами, терминологией и с «выгрузкой» в txt - http://vannstand.no/...tion/tide-table[color=#0000FF;]. [/color]На нужные даты с запасом сформировал и распечатал таблицу для Трумсо и Хаммерфеста (разница между равными фазами 45 мин; ну а Альта – примерно между ними, ближе к Хаммерфесту).
- Туристический путеводитель по Северной Норвегии (http://nordnorge.com/no/reiseguiden), в т.ч. отдельным буклетом/файлом на руском (бумажный буклет можно бесплатно получить в северо-норвежских музеях, кемпингах, информацио-туристических офисах). Выбираете язык и скачиваете. Есть карты, маршруты, достопримечательности, инфраструктура, фестивали, аварийные службы, ссылки и т.д. Основа моей «береговой» активности была сформирована на его основе. (Там указаны даже места для слива биотуалетов!)
- Интерактивный сайт (http://www.norgeskart.no)с любыми картами (топо, морские, исторические; ч/б и цветные) и спутниковыми/аэро фото по Норвегии (разница с Гугл в разрешении – колоссальная), самое главное - присутствует удобная процедура выгрузки выбранного вами участка в pdf или jpg). Это особенно оказалось удобно для «диких» стоянок. Ритиорический вопрос некторым коллегам на нашем форуме: почему в Норвегии это все доступно и бесплатно?
Коммерческие сайты/информация:
- Путеводитель по маринам/стоянкам/портам "Норвегия для яхтсменов" (http://www.norwegiancruisingguide.com/ - сами точки там скачиваются, как известно, бесплатно); оплатил примерно 800 руб. и получил как свой экземпляр (2010 year), так и его обновления (update 2012 year, 2013 year) в pdf (в коллонтитулах на каждой странице указаны данные моей транзакции), зимой переводил нужные мне комментарии. Прелесть не только в текстовом описании стоянок, но и, к примеру, в краткой информации о приливных течениях, которые во фьордах весьма сильные. (Впрочем ситуации, наподобие описанных в «Низвержение в Мальстрём» по маршруту не планировались [font="wingdings;"]J[/font])
- Порты/марины/стоянки Норвегии (http://www.havneguiden.no/) со схемами подхода к гостевым местам, пиктограммами услуг и т.д.[color=#0000FF;] [/color]Увы, прошлой зимой информация еще была открытой и мне досталось "за так", а сейчас уже хотят 298 NOK.
Используемые карты:
- BlueChart Atlantic 2008 (основные для «мокрого» этапа
- Norway Topo Adventures Pro (основные для поездок на велосипеде «на местности»; дополнительные для «мокрого» и для «сухого» этапа; разделы: Трумсо, Алта, Каутокейно, Нордкап, Киркенес – все в один отдельный «контейнер».). Гидрографии нет, но весь рельеф «живой». Если кратко, то это весь Финнмарк и северная честь фюльке (провинции) Трумс.
- Garmin City Navigator Nordic 2012 (основные для прокладки маршрута на авто по «чужбине»; не страдает «отказами» от прокладки даже через госграницы!). Рельефа нет, детализация до улицы. Прокладка маршрута – супер!
- S57 для «MaxSea» (дополнительные для «мокрого» этапа; в путешествии не применял)
- Russia Topo v.6.08 (основные для авто по России; немного устарели и страдают некоторыми «местечковыми» разрывами в прокладке; в Мурманской области хорошо дополняют, но не заменяют (!) информацию от местных автовладельцев; там вообще бардак на дорогах).
Все карты, кроме последних (а они были куплены с навигатором), взяты с известного всем ресурса, о котором вслух говорить не принято. Все «совместимые» карты помещены в навигатор GPSMAP 78s отдельными «контейнерами» (уже отмечал; всего четыре) для удобства переключения их видимости через «меню».. Очень сэкономила время версия Special программы MapSource, которая создает и отправляет «контейнеры» из произвольно выбранных карт на любой носитель (а не только в навигатор), причем контейнеры становятся полностью разблокированными просто по факту их создания указанной программой.
Помимо указанной «профильной» и технической информации, огромный интерес и пользу получил из художественной, документальной, научной литературы и фильмов. Изучение заняло всю зиму. Буду выкладывать ссылки и комментарии тогда, когда суть повествования будет их касаться.
Особенности визы. Просил у визового центра посольства Норвегии однократную на месяц, а получил мультивизу с разницей срока начала и конца в 45 суток. Пустячок, а приятно. Объяснения персонала визового центра: «….да на случай форс-мажора…. вдруг вулкан проснётся….».. Тем более и страховка на месяц была тоже с запасом на 15 суток (РЕСО).
Вся основная материальная часть была точно такая-же, что и в прошлых поездках, ну разве что была пара дополнительных «тузов в рукаве», но на них остановлюсь подробнее позже.
На картинках - объяснение по сути маршрута на авто и на судне.