Отправлено 01 апреля 2005 - 20:13
Наконец-то я пообщался с одним из авторов который, изготовил и эксплуатировал такую мачту. Вот что он ответил на вопросы затронутые в теме. Все ответы после строки из знаков ===============
С уважением Ветров Владимир.
Автор: Nautilus 25 Mar 2005, 16:06
Насколько я понимаю - это более простая альтернатива поворотной мачты.
================
Точно!
Автор: Ayrton 25 Mar 2005, 18:34
QUOTE(Nautilus @ 25 Mar 2005, 16:06)
Насколько я понимаю - это более простая альтернатива поворотной мачты.
И очень интересная альтернатива:
1. Дешевле в разы и надёжнее, если ликпаз и в самой мачте есть.
2. Аэродинамически выгоднее - карман будет принимать асимметричную форму.
3. В суровый шторм, при "ходе под рангоутом" нет "парусности" аэродинамической поворотной мачты с приличной хордой.
Вощем довольно интересно может быть, если конструкцию и такелаж продумать хорошенько.
ЗЫ Это, кстати забавный вариант обхода правил обмера некоторых систем, где такая ботва не оговорена..
=======================
Ликпаза в самой мачте у нас не было, но вероятно он не помеха.
Все остальное подтвердилось в ходе многолнтней эксплуатации, хотя исполнение конструкции было весьма посредственным.
Автор: Алексей С. 26 Mar 2005, 01:00
QUOTE(Nautilus @ 25 Mar 2005, 17:06)
Насколько я понимаю - это более простая альтернатива поворотной мачты.
QUOTE(Ayrton @ 25 Mar 2005, 19:34)
И очень интересная альтернатива:
3. В суровый шторм, при "ходе под рангоутом" нет "парусности" аэродинамической поворотной мачты с приличной хордой.
Вощем довольно интересно может быть, если конструкцию и такелаж продумать хорошенько.
Одно небольшое НО!!
Не забывайте, что поворотная мачта поворачивается ВМЕСТЕ с ромбвантами и контрштагами, и при правильной конструкции салинговой оковки, плоскость приложения усилий у неё практически не меняется, , в отличии от обычной, которую то в бок гнёт, то вперёд.
А в суровый шторм она разворачивается по ветру. Что, впрочем и меет отношение только к мачте-крылу. Поворотная мачта не всегда "крыло".
=============================
Хорошо спроектированная обычная мачта ведет себя тоже хорошо. Ликпаз с рукавом ни в каких условиях эксплуатаций помехой не был. Поворотную классическую мачту не пробовали и поэтому молчим.
Автор: Салават 26 Mar 2005, 17:57
Это, кстати забавный вариант обхода правил обмера некоторых систем, где такая ботва не оговорена...
Может и не оговаривается, но штраф можно получить "на ура"...
Да и вообще, масса вопросов... Как кеннингхеммом работать, настраивать мачту ахтером...? Нееее.... Покататься - да, но не для гонок...
=========================
Насчет штрафа, это уже точно, но как договоришся с мерителем.
Автор: БАР 26 Mar 2005, 23:19
QUOTE(Салават @ 26 Mar 2005, 17:57)
Как кеннингхеммом работать, настраивать мачту ахтером...?
А причем здесь Кеннингхем и ахтерштаг?
Мачту ахтерштагом гнете, как обычно. Только помните, что она круглая и гнуться, кстати, будет лучше.
А оттяжка поворачивается вместе с гиком, парусом и ликпазом. Или не поворачивается, смотря куда проведешь. Тогда внизу подвижность ликпаза будет ограничена.
Непонятно, как такая конструкция "предотвращает крутку верхней части паруса".
И вопрос с материалом рукава - истираться он должен. А насколько свободно он вращается по мачте. Трение там должно быть немалое, даже при полощущемся парусе, хотя, с другой стороны, обтекатель на штаге крутиться только так!
И что происходит при изгибе мачты - ведь она сама, рукав и ликпаз - все деформируются по-разному.
Интересно бы выслушать людей, имевших опыт эксплуатации и настроенных критически, а не только защитников идеи. Есть такие?
Вот цифра выигрыша в 3-5 градусов при лавировке это как? На "выпуклый военно-морской глаз"? Хотя выигрышь-то, по физике, должен быть.
=====================================
Крутку (твист) как раз уменьшает неподвижный (штатный ксати) кронштейн на топе мачты, он и короткая стропка не дают отваливаться парусу в верхней его части под ветер.Парус, рукав, ликпаз деформируются при этом, однако настолько, что не заметно для формы и прочности. Рукав на мачте вращается легко. За 5 лет эксплуатации легкий лавсан до дыр не истерся. 3- 5 градусов определили по компасу, однако это не на много точнее “выпуклого военно-морского глаза”. Попробуйте определить этим способом свой лавировочный угол и убедитесь какова “точность”.
Автор: UrdgiN 27 Mar 2005, 11:22
В целом интересно, но есть пара моментов на которые стоит обратить внимание:
1. При жестко закрепленной стропке у топа мачты каплевидные сечения рукава с увеличением высоты будут разворачиваться на ветер. Соответственно вынося на ветер переднюю шкаторину грота в верхней части, таким образом ветровой мешок у топа остается.
Этого можно избежать, если бы стопка крепилась к вращающемуся вокруг вертикальной оси бугелю.
2. Когда гик находится в ДП у этого «мачт-пирса» получается максимальная слабина, что на стоянке, по-моему, не очень... Т.е. каждый раз вместе с обтяжкой фалов надо обтягивать и рукав, чтобы избежать лишнего трепыхания.
====================================
“Мешка” не наблюдалось,хотя некоторое искажение формы – это факт. Морщин не видели. Крепление стропки к бугелю и даст “твист” с которым все борются.
Автор: 2191 27 Mar 2005, 14:39
ИМХО нижнюю стропку надо тоже на бугель, а этот бугель уже связывать с гиком... А так идея интересная... Но вот дешевая ли? Карман из дакрона (ок. 400 гр\метр-примерно) + ликпаз сколько потянут? Вряд ли дешевле, чем накладной ликпазовый профиль для мачт. Не говоря уж если просто трубку к мачте прифигачить... К тому же металлическая мачта, как правило, особого ухода не требует, чего не скажешь про данный девайс... Хотя надо бы тех, кто ходил допросить с пристрастием...
===============================
Что такое накладной ликпаз – не понял? Нет дакрона шей из лавсана. Пробовал и гарантирую – выдержит. Собственно ликпаз – обычная трубка, пропиленная вдоль болгаркой. У нас это была деревянная рейка обшитая с двух сторон алюминиевыми пластинками, получилось погано.
Автор: сссд 28 Mar 2005, 07:34
Только на мой взгляд еще одна проблемка - труба должна быть цельная (значитт на большие яхты не пойдет) или идельно прошпаклевана в месте стыка, по передней шкаторине нагрузка большая и карман прошеркается. Тем более чем толше мачта тем больше ход кармана по мачте.
==========================
Цельная трубка длиной 10 метров может быть и проблема, однако можно и стыковать. Проблем не вижу, хотя не совсем идеально. Не прошеркался за 5 лет эксплуатации “вшивенький” лавсан. Ход кармана на мачте любого диаметра определяется ходом гика (по углу в ДП разумеется).
Автор: Nautilus 28 Mar 2005, 09:24
А еще ликпаз должен быть гораздо мощнее, иначе погнет его и парус будет заедать.
В общем, откуда берутся преимущества при лавировке понятно - типа поворотная мачта. А вот все остальное при видимой простоте может оказаться не таким однозначным. Может выйти что как раз поворотную мачту будет сделать проще и надежней. Хотя для маленькой самостройной лодки, наверно, такой вариант вполне хорош.
===================================
Ликпаз прогибается однозначно. Приходится грот по передней шкаторине слегка перешивать под этот прогиб. Заеданий не наблюдали. Опробованная система однозначно проста. На счет поворотной мачты судить не берусь – не пробовал.
Автор: сссд 28 Mar 2005, 11:08
Хотя для маленькой самостройной лодки, наверно, такой вариант вполне хорош.
Вот вот для маленькой, ей между прочим и лик паз не надо т.к. стоячего такелажа нет и парус вообще можно подумать и на мачту наматывать
============================
Пробовать можно и так и этак. То что опробовал, то и утверждаю. И стоячий такелаж при этом обычный. Штаг (7/8); ахтерштаг, по паре вант на каждый борт.
Автор: 2191 28 Mar 2005, 11:13
А зачем на маленькой самостройной лодке иметь лишний гимор? Зачем вне гонок бороться за "лишние" градусы на лавировке. ИМХО данная конструкция может использоваться как раз на гоночных швертботах-монотипах, где она должна быть по правилам класса, или на швертботах свободного класса, где она не подпадает под ограничения (запрет).
=============================
А насчет запретов – все новое всегда в штыки: не может быть. Нельзя и все тут. “Алекстары” тоже не без боли родились.
Автор: Antur 28 Mar 2005, 21:40
QUOTE(Ayrton @ 25 Mar 2005, 18:34)
ЗЫ Это, кстати забавный вариант обхода правил обмера некоторых систем, где такая ботва не оговорена...
Если в правилах обмера поворотные мачты запрещены, то "такую ботву" не пропустят. В любых правилах есть лазейка отказывать, не объясняя причин, а тут причина ясна.
===========================
Варианты обхода правил обмера не рассматривал. Думаю, что при обмере часть площади рукава войдет в грот.
Автор: БАР 28 Mar 2005, 22:55
QUOTE(Nautilus @ 28 Mar 2005, 09:24)
А еще ликпаз должен быть гораздо мощнее, иначе погнет его и парус будет заедать.
С чего это, вдруг? Нагрузка распределенная, мачта гнется, относительно, слабо. Вон, у стакселя штаг прогибается гораздо больше, а обтекатели достаточно миниатюрные. Да еще, часто, из пластмассы. И ничего, не заедают.
QUOTE(Nautilus @ 28 Mar 2005, 09:24)
Может выйти что как раз поворотную мачту будет сделать проще и надежней.
Это однозначно не так. Представьте себе простую конструкцию поворотной мачты на четверти или полутоннике. Что-то их на каждом углу не встретишь.
QUOTE
в месте стыка, по передней шкаторине нагрузка большая и карман прошеркается.
Проблема решается так же, как в районе краспиц. Просто делается дырка в кармане.
У предлагаемой конструкции наверняка есть минусы, но они не очевидны.
Может найдется посетитель форума с круглой мачтой, сделает такую конструкцию и устроит тест-драйв с отчетом о результатах. Понятно, что авторы идеи говорят только о достоинствах.
=================================
Мачта была абсолютно круглая от с/х агрегата для полива. Изобретатели и “эксплуататоры” здесь в одном лице. Недостаток был замечен только один: по бедности ликпаз был низкого качества (из него иногда вываливался ликтрос передней шкаторины грота) и очень неказист внешне. Отчета не будет. Все что можно было сказать – сказано. На картинке (эскизе) было проиллюстрировано все устройство.