Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Поломка руля


Сообщений в теме: 32

#1 Slawen

Slawen

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 383 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 02 мая 2005 - 12:54

Очень полезно было бы видеть фотку обломка баллера.


По заявкам радиослушателей...

Прикрепленные изображения

  • DSCN4901.JPG
  • DSCN4902.JPG
  • DSCN4905.JPG
  • DSCN4912.JPG
  • DSCN4916.JPG
  • DSCN4917.JPG

  • 0

#2 MAZ

MAZ

    Рулевой 2-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPip
  • 246 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: 1/4
  • Название: Маркиз

Отправлено 03 мая 2005 - 00:47

DSCN4912.JPG DSCN5119.JPG Как я понял, балер переломился в месте его входа в перо. Постоянные динамические напряжения кручения плюс сварочный шов в этом месте. Не надо особо разбираться в сопромате, что бы представить себе, что при этом происходит в металле... Но надо, наверное, очень хорошо в нем разбираться, что бы суметь рассчитать как и из чего такая конструкция должна быть собрана, что бы запас прочности в этом месте не вызывал сомнений.

#3 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 03 мая 2005 - 06:17

А вот как сделано у меня: Баллер (нержавейка) посажен на горячую втулку (черный металл) с натягом в десятку. После остывания встал как мертвый. Затем он приварен ко втулке четырьмя продольными швами в профрезерованых во втуке пазах, и проварен нижний торец баллера. Место выхода баллера из пера получилось нетронуто сваркой - и так там достаточно сконцентрировано напряжений. Баллер диам. 105мм., толщина стенки втулки 16мм. Фотки ужасные, телефоном, звыняйте, других нема..

Прикрепленные изображения

  • ____036.jpg
  • ____037.jpg

  • 0

#4 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 03 мая 2005 - 06:31

Кроме самого наличия шва, есть еще такой негативный фактор, как сварка разнородных материалов (нерж. баллера и чернушка верхнего фланца пера) - варили, судя по всему, обычной 08Г2 проволокой? Химсостав полученого шва, при этой смеси металлов, не рассчитает даже самый крутой технолог...
  • 0

#5 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 03 мая 2005 - 09:04

[quote
В сварке не силен,а вот зачем на экспедиционной лодке балансирный руль-непонятно.Я так понимаю,там нет никагого скега?
  • 0

#6 Slawen

Slawen

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 383 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 03 мая 2005 - 10:09

Столько терминов, что пора за учебники браться. Хочу уточнить на всякий случай - снимок руля в "разрезе", которое я здесь поместил, это фото нового руля "Апостола Андрея", новозеладского. От старого остался лишь обломок балера.
  • 0

#7 Andrey(RS2000)

Andrey(RS2000)

    Рулевой 1-го класса

  • Инженер
  • 615 сообщений

Отправлено 03 мая 2005 - 14:04

[quote name='krovaviy' date='3 May 2005, 08:04'][quote
В сварке не силен,а вот зачем на экспедиционной лодке балансирный руль-непонятно.Я так понимаю,там нет никагого скега?

<{POST_SNAPBACK}>

[/quote]
Это особой погоды может и не сделать. Подтверждение тому первый руль на Апостоле. Он был со скегом. Скег (в силу своего присутствия) тоже нагружается и если спроектирован неправильно, то он первым и отломится, а следом за ним баллер.
Этот баллер сломался явно от усталости. Достаточно хорошо видно место развития усталостной трещины и последующий хрупкий долом. Вполне возможно, что это малоцикловая усталость. К примеру если переекладывать руль на угол максимальной подъемной силы один раз в минуту, то до накопления, скажем, 5000 циклов потребуется 35 суток. За две кругосветки это вполне реально. Плюс морская вода, плюс возможные начальные растягивающие напряжения в районе сварного шва... В общем очевидно, что диаметр баллера просто мал для такой яхты, даже если это достаточно прочная сталь. Насколько мне известно - это 100 мм. Сломался баллер, к стати, не от кручения, а от изгиба
  • 0

#8 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 03 мая 2005 - 23:09

[quote name='krovaviy' date='3 May 2005, 09:04'][quote
а вот зачем на экспедиционной лодке балансирный руль-непонятно.Я так понимаю,там нет никагого скега?[/quote]При повреждении руля со скегом, его заклинит так, что только резать в доке, причем заклиненый не в ДП руль значительно хуже, чем без руля вобще.
Балансирный руль, как бы его ни загнуло, по любому можно вытолкнуть вниз из гельмпорта - пусть себе тонет. А иногда можно и кривым порулить... :)
Я тоже за балансирный.
Просто, не надо чтобы он ломался сам по себе. А это уже другой вопрос.
  • 0

#9 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 05 мая 2005 - 18:11

При повреждении руля со скегом, его заклинит так, что только резать в доке, причем заклиненый не в ДП руль значительно хуже, чем без руля вобще.
Балансирный руль, как бы его ни загнуло, по любому можно вытолкнуть вниз из гельмпорта - пусть себе тонет. А иногда можно и кривым порулить... :)
Я тоже за балансирный.
Просто, не надо чтобы он ломался сам по себе. А это уже другой вопрос.

<{POST_SNAPBACK}>

Я за полубалансирный со скегом-гораздо надежнее и прочнее ,если правильно спроектировать и сделать.
Ориентироваться следует не на легкость демонтажа при аварии,а на предотвращение поломок.
Ну и при ремонте ,получается,руль надо обязательно снимать и проверять состояние.При серьезных и длительных походах
  • 0

#10 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 05 мая 2005 - 20:20

Ну и при ремонте ,получается,руль надо обязательно снимать и проверять состояние.При серьезных и длительных походах

Не согласен. Если руль правильно спроектирован и изготовлен, нечего его и трогать - у взрослых пароходов руль живет весь срок жизни судна, и ничего...

Я за полубалансирный со скегом-гораздо надежнее и прочнее ,если правильно спроектировать и сделать.

И так и так можно сделать нормально. Но навесной на двух опорах руль хорош на маленьких лодках, где допустимы некоторые люфты и натяги, а на 14-метровой, уже придется растачивать гельмпортовые подшипники по месту, что требует специального оборудования.

Ориентироваться следует не на легкость демонтажа при аварии,а на предотвращение поломок.

Если лодка в 20 тонн налетит рулем, скажем, на притопленный контейнер, не поможет никакой скег, вот и будет предотвращение поломок. Люди в таких ситуациях яхту покидают, из-за заклиненого на борт руля...
Тем более, ремонт скега при потере геометрии - сложная и дорогая работа.
  • 0

#11 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 05 мая 2005 - 20:31

А может, с разрешения Slawen, я уберу про руль в отдельную тему?
Путешествие Литау - достаточно знаменательное событие само по себе, чтобы мы еще трындели здесь о своём...
Да и поломка руля - тоже важная тема...
  • 0

#12 Slawen

Slawen

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 383 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 06 мая 2005 - 09:37

Slawen невозражает :D
  • 0

#13 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 07 мая 2005 - 02:54

При повреждении руля со скегом, его заклинит так, что только резать в доке, причем заклиненый не в ДП руль значительно хуже, чем без руля вобще.
Балансирный руль, как бы его ни загнуло, по любому можно вытолкнуть вниз из гельмпорта - пусть себе тонет. А иногда можно и кривым порулить... :)
Я тоже за балансирный.
Просто, не надо чтобы он ломался сам по себе. А это уже другой вопрос.

<{POST_SNAPBACK}>


Ох ты и упрям. Если идти от логичности и жесткости конструкции - руль со скегом вне конкуренции. Твой балансирный руль - это по сути консоль. Такой руль в море - большой и эфеективный рычаг. На каждой волне (!) тяжелая корма лежит на пере сначала нагружая его с одного борта, потом - с другого. При таких диаметрах баллера руль становится очень тяжелым, поэтому его вес усугубляет ситуацию. Поэтому такой руль обречен на "морские похороны". Устал металл, и гуляй Вася.

Развитый скег добавляет точку опоры, убирая рычаг и распределяет нагрузки от волнения на бОльшую поверхность корпуса.
А про загнутый руль - это, извини, брат - полная чушь. Если скег сделан правильно, его можно загнуть только вместе с кормой.
Насчет соосности - я свой руль собирал с помощью веревочки и фанерки с дыркой, также, как впрочем и дейдвуд. Нет там трудностей, есть интересная задача.

А то, что ты натянул нерж на черный металл... лучше бы сделал все из черного. Сгниет такая пара и высыпется без вариантов, даже и ломать баллер не надо. Похоже, все самостройщики учатся только на своих ошибках. Наверное, это судьба.
  • 0

#14 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 07 мая 2005 - 07:50

Тебе хорошо говорить - твой скег уже и не скег, а, скорее, разрезной киль :) , такой скег можно сделать не везде. А еще лучше - длинный киль с навешеным на его заднюю кромку пером на нескольких петлях. А здесь речь об отдельно стоящем руле. Чтобы разнести равномерно нагрузку на перо и скег, надо сильно постараться. О том, что скег считается только чтобы выдерживать сам себя, говорят все проектировщики, в том числе, есть это и у Рейнке. Про ниточку с фанеркой - может пройти на дейдвуде, где резиновый подшипник и гибкость вала прощают даже ошибку в десятках. А два подшипника скольжения на одной оси - это или изначально задавать очень большой люфт, или обречь себя на тугое вращение пера - как бы по ниточке не выставлял, а все равно даже при проваре обоймы уже получим перекос. В общем, скажем так - лодки с отдельным пером - в подавляющем большинстве. В том числе, и ходящие в океане. Надеюсь, никто не будет утверждать, что у них ежегодно отваливаются перья... :)
  • 0

#15 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 07 мая 2005 - 07:57

А про загнутый руль - это, извини, брат - полная чушь. Если скег сделан правильно, его можно загнуть только вместе с кормой.

На фото - загнутый руль. Будет ли вращаться руль в скеге после такой, например, нагрузки?

Прикрепленные изображения

  • 001.jpg

  • 0

#16 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 07 мая 2005 - 08:16

А то, что ты натянул нерж на черный металл... лучше бы сделал все из черного. Сгниет такая пара и высыпется без вариантов, даже и ломать баллер не надо. Похоже, все самостройщики учатся только на своих ошибках. Наверное, это судьба.

Андрей, это уже явно притянуто за уши...
Сгниет именно мой руль? А черный баллер в бронзовых втулках не сгниет? А обшивка в районе винта? А может, и дейдвудная труба отвалится, ведь вал из нержавейки? И т.д., и т.п...
Давай тогда уж всё из чернухи делать. ;)

И где он по-твоему "высыпется" - на сварочных швах? Так в этом месте вобще воды нет...
  • 0

#17 ColdFusion

ColdFusion

    Skipper

  • Капитан
  • 6 150 сообщений
  • Из:Seattle, WA

Отправлено 07 мая 2005 - 10:36

Так в этом месте вобще воды нет...

<{POST_SNAPBACK}>

(глубокомысленно) Вода есть везде! Во! B)

Вы спорьте, спорьте! Не останавливайтесь! :D
  • 0

#18 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 07 мая 2005 - 11:10

Кстати, о рулях. Информация о поломке рулей встречается в описаниях различных плаваний с завидным постоянством. Ломаются рули всех типов, как на самопальных лодках, так и на яхтах построенных профессионалами. Вряд ли это всегда можно объяснить примитивными ошибками конструкторов. Скорее всего, это связано с недостаточной изученностью загруженности рулей. Во всяком случае, отправляясь далеко надо быть готовым к такой поломке. Каждая конструкция руля имеет свои плюсы и минусы. Мне, например, нравится навесной руль. Проще по конструкции, легко доступен для осмотров и ремонта, заменить проще, не может заклинить в положении - на борт. Таких рулей можно разместить на транце 2 (а можно и 3 штуки). Один руль соединить со штурвалом а второй с подруливающим устройством. В случае поломки одного - можно идти на другом. На современных яхтах такие рули встречаются всё чаще.
  • 0

#19 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 07 мая 2005 - 13:14

Не согласен.  Если руль правильно спроектирован и изготовлен, нечего его и трогать - у взрослых пароходов руль живет весь срок жизни судна, и ничего...

<{POST_SNAPBACK}>


Это кто тебе такое сказал?
Минимум - через каждые 2,5 года докование с полной разборкой винторулевой группы. И наплавки, проточки, шлифовки...
Случается и большие параходы теряют рули, от удара. И сразу и погодя. Облом по фланцевому соединению руля с баллером - других не встречал. Это как "слабое звено" - баллер + гельпорт дороже.
  • 0

#20 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 07 мая 2005 - 13:23

При повреждении руля со скегом, его заклинит так, что только резать в доке, причем заклиненый не в ДП руль значительно хуже, чем без руля вобще.
Балансирный руль, как бы его ни загнуло, по любому можно вытолкнуть вниз из гельмпорта - пусть себе тонет. А иногда можно и кривым порулить... :)
Я тоже за балансирный.
Просто, не надо чтобы он ломался сам по себе. А это уже другой вопрос.

<{POST_SNAPBACK}>

На сколько говорит теория, (полу)балансирный руль делается не для усиления прочности самой конструкции - для уменьшения нагрузок на румпеле. Стоящий впереди такого руля скег будет мешать, создавать щель - лишнее сопротивление.
  • 0

#21 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 07 мая 2005 - 14:42

А черный баллер в бронзовых втулках не сгниет?

<{POST_SNAPBACK}>

Я не про ТВОЙ руль, я так, в общем... На днях разговаривал с капитаном местной "Гидры". На воду не собирается, проблема как раз в черном баллере и брозовых подшипниках. Баллер крутится вместе с ними в гельмпортовой трубе, все запсело намертво. Всего три года эксплуатации, кажется. А нержавейку на чернухе под водой держать ну никак нельзя, электрохимия сожрет. Если изолировать, еще туда-сюда. Опыт определенный по этому поводу имею, поэтому и говорю.
  • 0

#22 mkd

mkd

    Вольный шкипер

  • Инженер
  • 4 481 сообщений
  • Из:Владивосток
  • Судно: гафельная шхуна
  • Название: Чава

Отправлено 07 мая 2005 - 14:45

Про ниточку с фанеркой - может пройти на дейдвуде, где резиновый подшипник и гибкость вала прощают даже ошибку в десятках. А два подшипника скольжения на одной оси - это или изначально задавать очень большой люфт, или обречь себя на тугое вращение пера - как бы по ниточке не выставлял, а все равно даже при проваре обоймы уже получим перекос.

В общем, скажем так - лодки с отдельным пером - в подавляющем большинстве.  В том числе, и ходящие в океане. Надеюсь, никто не будет утверждать, что у них ежегодно отваливаются перья... :)

<{POST_SNAPBACK}>


Сомневался я тоже по поводу соосности, пока не попробовал. Это все теоретизирование - мозговой онанизм. Тебе десятки зачем на подшипниках рулевого устройства? А если втулка из капролона, так он еще и разбухнет от воды. Делается все руками, и перо у меня весит совсем мало, вдвоем с сыном руками переносили.
  • 0

#23 seamanager

seamanager

    Чужой в земле чужой

  • Модератор
  • 3 154 сообщений
  • Из:Florida
  • Судно: Motorsailer
  • Название: Vorstrom

Отправлено 09 мая 2005 - 23:48

...Тебе десятки зачем на подшипниках рулевого устройства?...

<{POST_SNAPBACK}>

Бедный Володя, сейчас мы его напугаем :)
Я, конечно, как обычно не в тему, но на своих пароходах (Адмирал Кузнецов, к примеру) мы эти втулки протачивали потом, после того как сварочные швы немного "расслаблялись" - специальный станочек такой, и с одной установки на всю глубину :innocent: 10-ки выдерживали однозначно... военная приемка :blu:
  • 0

#24 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 09 мая 2005 - 23:57

2 mkd: Ну я же в большие кораблики играю, как-то неправильно, по-моему, что руль болтается в подшипниках... А наши лодки отличаются (или, правильнее - будут отличаться ;) ) водоизмещением вдвое, значит мой руль надо таскать вчетвером. :D По весу, основной вклад - сам баллер ( 80кг.), который не дает момента, а обшивка пера не так уж и много весит. По поводу пары нержавейка-чернуха, согласен, это не гуд, но сделал, что можно - ведь не городить же все перо из цветмета... Вобще, на взрослых пароходах рулевые штыри из нерж. - обычное дело.
  • 0

#25 BМГ

BМГ

    тролль

  • Администратор
  • 23 983 сообщений
  • Из:Н.Новгород

Отправлено 09 мая 2005 - 23:59

На "Адм. Кузнецове" - это должен быть неслабый станочек. :)
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей